Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

во-вторых, содержат серии повторяющихся упражнений и, в-третьих, имеют значительно большую продолжительность по времени, а именно не ограничены временными рамками. На этапе высшего спортивного мастерства программы данного типа могут быть успешно использованы в качестве специализированной разминки на снаряде. Такая разминка выполняется каждой гимнасткой на отдельном бревне, в редких случаях — двумя гимнастками на одном бревне, и преимущественно на высоком, что требует наличия соответствующих условий. Кроме того, основу программ данного типа составляют упражнения, направленные на поддержание достигнутого уровня владения всеми базовыми навыками упражнений на бревне, а также совершенствование. В отличие от учебных программ программы тренировочного типа в основном содержат наиболее сложные упражнения каждой из СУ программ, выполняемые в соединениях и в связи с этим предъявляющие повышенные требования к уровню технической подготовленности гимнасток.

Одной из положительных сторон программ тренировочного типа является также возможность индивидуализации обучения посредством составления различных программ (имея при этом возможность их постоянного обновления). Такие комбинации сближают программы данного типа с соревновательными упражнениями, причем интенсивность построения упражнений и возможность увеличения их по времени дают возможность одновременно совершенствовать и специальную двигательную выносливость.

Основной задачей СТ программ на этапе высшего спортивного мастерства следует считать поддержание спортивной формы, особенно в переходном периоде подготовки, когда гимнастка не выполняет квалификационных упражнений. Кроме того, СТ программы способствуют быстрому восстановлению спортивной формы после длительных перерывов в тренировке, вызванных травмами и другими причинами.

Наличие предлагаемых двух типов программ специализированной технической подготовки на бревне позволяет более конкретно осуществлять планирование многолетней технической подготовки гимнасток на данном снаряде,

 

учитывая сочетание работы по СУ и СТ программам с овладением соревновательными упражнениями. Так, на этапе отбора и начальной подготовки преимущественно должны использоваться только СУ программы. На этапе специализированной подготовки — СУ и СТ программы, на этапе высших достижений — СТ программы плюс отдельные упражнения СУ программы, и на этапе завершения — преимущественно только СТ программы. В этом случае основная работа над материалом специализированных программ будет проводиться на этапах начальной и специализированной подготовки. В это время учебный материал предложенных двух типов программ должен являться основным содержанием тренировочного процесса в упражнениях на бревне. Предполагается, что при рационально организованном тренировочном процессе на этапе углубленной специализированной технической подготовки уровень владения различными базовыми компонентами движения должен выравниваться и тем самым индивидуальные различия в технической подготовке гимнасток на данном виде многоборья должны сглаживаться.

Проведенное исследование уточняет подход к развитию базовых навыков и качеств в гимнастике на примере одного из видов женского многоборья. Проведенный нами педагогический эксперимент достоверно показал рациональность предложенной методики СТП, подтвердив предположение о том, что становление технического мастерства гимнасток на бревне посредством работы над учебным материалом двух типов специализированных программ значительно повышает уровень их двигательных и технических возможностей. Так, гимнастки, тренировавшиеся по предложенной программе в течение года, в более короткий срок сумели овладеть материалом обязательной программы, повысили стабильность выполнения упражнений на бревне в условиях соревнований и их сложность, а также улучшили выразительность исполнения квалификационных упражнений по сравнению с гимнастками, не пользующимися предложенной методикой технической подготовки.

 

 

СОВЕТЫ ТРЕНЕРАМ


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ «МЕДЛЕННОЙ» СИЛЫ

   
Л. П. Семенов, кандидат педагогических наук,
А. Г. Трифонов, аспирант ГЦОЛИФКа,
А. П. Колосов, заслуженный тренер РСФСР
 

Выявление рациональной техники выполнения сложных силовых упражнений и разработка методики обучения им — проблема, актуальность которой не подлежит сомнению.

 

Наиболее удачным видом гимнастического многоборья для разбора силовых упражнений являются кольца. Это связано как с особенностями конструкции снаряда, так и с требования-

Library   16   Up


Contents

 

Home
   

 

ми, предъявляемыми к выполнению упражнений, где особенно большое значение придается уровню развития силы и специальной силовой выносливости. Практика подготовки высококвалифицированных гимнастов подтверждает, что чем успешнее гимнаст выполняет силовые

 

упражнения, тем он быстрее осваивает новые элементы, тем стабильнее его результаты на соревнованиях.

Большинство гимнастических упражнений требует от спортсмена проявления как скоростно-силовых, так и собственно-силовых способ-

Library   17   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 1

Упражнения для мышц пояса верхних конечностей

№ п/п

Описание упражнения

Число повтор.

Время выполн.

(с)

Методические указания

С отягощениями

Упражнения выполняются с гантелями или дисками от штанги
(вес 5 — 15 кг)

1

И. п. — лежа на прыжковом коне лицом вниз, руки с гантелями вперед*. Дугами книзу разгибание в плечах назад до отказа и возвращение в и. п.

3—4

6—8

Кисти повернуты внутрь ладонями книзу. Вес гантелей 5 — 10 кг

2

И. п. — то же. Медленное поднимание прямых рук вверх

2—3

6

Кисти повернуты внутрь ладонями друг к другу

3

И. п. — то же. Медленное разведение рук в стороны

2—3

4—6

В и. п. кисти повернуты наружу ладонями кверху

4

И. п. — лежа на спине на гимнастической скамейке, руки в стороны-назад. Медленное сведение рук вперед и медленное возвращение в и. п.

2—3

8—10

Вес гантелей 5 — 15 кг. Поясницу от скамейки не отрывать

Упражнения выполняются со штангой весом 8595% от максимально
 возможного**

1

И. п. — стоя спиной к гимнастической стенке, штанга внизу. Медленно прямыми руками поднять штангу вверх и медленно вернуться в и. п.

1—2

8

Туловище фиксируется в области поясницы к гимнастической стенке с помощью широкого пояса. Хват осуществляется за ручки, которые перпендикулярно приварены к грифу штанги

2

И. п. — лежа на спине на гимнастической скамейке, руки со штангой вверху. Медленное поднимание рук вперед и медленное опускание в и. п.

2—3

8

Хват за гриф сверху. Туловище фиксируется на скамейке пристегивающимся ремнем

3

И. п. — лежа на спине, руки вниз, штанга на бедрах. Медленное поднимание штанги вперед и возвращение в и. п.

2—3

8

Хват за гриф снизу. За 4 с поднимание штанги вперед и за 4 с опускание в и. п.

4

И. п. — лежа на спине на наклонной скамейке, руки со штангой назад хватом снизу. Медленное поднимание штанги прямыми руками до касания грифом скамейки и опускание в и. п.

2—3

4—6

Хват за гриф снизу. Голова гимнаста находится между двумя ограничителями , которые не позволяют туловищу смещаться вниз по скамейке

5

И. п. — стоя согнувшись, руки вперед. Медленное разгибание туловища с подниманием рук вверх и возвращение в и. п. (рис. 1)

1—2

1—2

В пояснице не прогибаться. Ноги гимнаста прижаты к гимнастической стенке с помощью широкого ремня

6

И. п. — стоя спиной к гимнастической стенке, руки со штангой внизу. Медленное поднимание штанги вверх через согнутые руки

3—4

6

Хват за гриф снизу. Туловище фиксируется к стенке с помощью ремня в области поясницы

* Здесь и далее положение рук и кистей указывается относительно туловища.

** Имеются в виду силовые возможности основных,, работающих, групп мышц в каждом конкретном упражнении.

 
Library   18   Up


Contents

 

Home
 

Продолжение

№ п/п

Описание упражнения

Число повтор.

Время выполн.

(с)

Методические указания

7

И. п. — стоя с наклоном назад, штанга на груди, лопатками упираясь в стопорную площадку. Медленное поднимание штанги вверх и опускание в и. п. (рис. 2)

2—3

4—6

Наклон стопорной площадки — 15 — 20° от вертикали. В пояснице не прогибаться

Упражнения на блочных устройствах, вес отягощений — 85 — 95% от
максимально возможного*

1

И. п. — руки вверх. Медленное опускание рук вниз через положение «руки вперед» и возвращение в и. п.

2—3

6

Кисти повернуты внутрь ладонями вперед по ходу движения

2

И. п. — лежа на наклонной скамейке лицом вниз, руки назад. Медленное поднимание прямых рук вверх через положение «руки вперед» и возвращение в и. п. (рис. 3)

2—3

10—12

Туловище гимнаста фиксируется к скамейке пристегивающимся ремнем в области поясницы. Угол между руками и туловищем в лицевой плоскости — 30 — 35°

3

То же, но с фиксацией положения горизонтального креста («самолет»)

1—2

16—18

Кисти в горизонтальном кресте разворачиваются наружу на 45 — 50 . «Самолет» удерживается 3 с.

4

То же, что и упражнение 2, но движение рук через стороны

2—3

8—10

Кисти разворачиваются наружу

5

И. п. — стоя согнувшись, руки назад. Медленное разгибание туловища с опусканием через стороны прямых рук вниз и медленное возвращение в и. п. (рис. 4)

2—3

6

Движение типа «Азаряновского» начала на кольцах. Туловище фиксируется с помощью специальной лонжи, крепящейся к полу

6

То же, но с фиксацией положения «руки в стороны» И. п. — лежа на спине на наклонной скамейке, руки вверх. Медленное опускание рук вниз через положение «руки вперед» и возвращение в и. п. (рис.5)

1—2

1—2

Удержание рук в стороны в течение 3 с

7

2—3

8

Кисти развернуты ладонями вперед, по ходу движения рук. Туловище фиксируется на скамейке с помощью пристегивающегося ремня

8

И. п. — то же. Медленное опускание прямых рук вниз через стороны и медленное возвращение в и. п.

2—3

6—8

Кисти повернуты в и. п. внутрь, ладонями наружу

9

То же, но с фиксацией положения «руки в стороны»

1—2

16—18

Удержание рук в стороны в течение 6 с

10

И. п. — руки внизу, груз «на весу». Медленное разведение рук с поворотом налево в положение «бокового креста» и дожимание в и. п. То же, но с поворотом направо

2—3

8—10

Руки разворачиваются так, чтобы локтевые впадины были направлены вниз. Туловище фиксируется специальной лонжей, прикрепленной к полу

11

То же, но с фиксацией положения «бокового креста»

1—2

20

Удержание положения «бокового креста» в течение 5 — 6 с

 

* Для развития силы и овладения силовыми гимнастическими элементами полезным является также выполнение указанных упражнений на гимнастической каретке конструкции М. А. Джафарова (1970).

 
Library   19   Up


Contents

 

Home
 

Продолжение

№ п/п

Описание упражнения

Число повтор.

Время выполн. (с)

Методические указания

С резиновыми амортизаторами

1

И. п. — руки вверх, резиновый жгут переброшен через гриф перекладины. Медленное опускание рук вниз через стороны и медленное возвращение в и. п. (рис. 6)

2—3

8

Упругость резинового жгута такая, чтобы гимнаст мог выполнить упражнение только 2 — 3 раза. Туловище фиксируется специальной лонжей

2

То же, но движение рук через положение «руки вперед»

2—3

6

В пояснице не прогибаться

3

И. п. — руки в стороны, хват за середину двух вертикально расположенных резиновых жгутов. Медленное поднимание рук вверх и медленное опускание вниз (рис. 7)

2—3

16

Туловище в области поясницы фиксируется к стенке пристегивающимся ремнем. Упругость жгутов такая, чтобы гимнаст мог выполнить это упражнение только 2 — 3 раза

4

И. п. — руки вперед, хват за середину двух вертикально расположенных резиновых жгутов. Медленное поднимание рук вверх и медленное опускание вниз

2—3

16

При опускании рук вниз кисти поворачиваются внутрь (пронируются), ладонями вниз

5

И. п. — лежа на спине на теле прыжкового коня, руки вверх, хват за концы двух резиновых бинтов разной длины, прикрепленных к гимнастической стенке. Медленно, дугами вперед руки вниз и медленное возвращение в и. п. (рис. 8)

1—2

8—10

Кисти повернуты внутрь (пронированы) ладонями вниз по ходу движения рук. Туловище фиксировано к телу коня широким ремнем

6

И. п. — лежа на теле прыжкового коня вниз лицом, хват за концы двух резиновых бинтов разной длины, прикрепленных к гимнастической стенке. Медленно, дугами вперед руки вверх и медленно возвращение в и. п.

2—3

6—8

Тело гимнаста в области поясницы прижато к телу коня с помощью широкого ремня. Длина одного резинового бинта больше другого на 50 — 70 см. Кисти повернуты ладонями друг к другу

7

То же, что и упр. 6, но движение рук через стороны

2—3

6—8

Кисти разворачиваются наружу, ладонями вверх

8

То же, что и упр. 5, но движение рук через стороны

1—2

8—10

В и. п. кисти повернуты внутрь ладонями наружу

9

И. п. — руки вверх, хват за концы резинового жгута, переброшенного через портик. Медленно, через положение «бокового креста» опускание рук вниз и возвращение в и. п.

1—2

8

Необходимо менять положение «бокового креста», т. е. при опускании правая рука впереди, а при возвращении в и. п. левая вперед. Туловище гимнаста фиксируется специальной лонжей

10

То же, что и упр. 9. но с фиксацией положения «бокового креста»

1—2

1—2

Время фиксации — 3 с, локтевые впадины направлены вниз

На снарядах

1

Из виса на перекладине прямыми руками вис прогнувшись, сгибая руки, переворот в упор и медленное опускание в и. п.

2—3

3—10

Упражнение выполняется с отягощением 3 — 5% от веса тела гимнаста. Опускание в и. п. через положение горизонтального виса спереди.

2

Из виса на перекладине медленно, силой подъем в упор и медленное возвращение в и. п.

2—3

6—8

Отягощение 3 — 5% от веса тела гимнаста. Туловище держать прямое, меньше сгибать руки

 
Library   20   Up


Contents

 

Home
 

Продолжение

№ п/п

Описание упражнения

Число повтор.

Время

выполн.

(с)

Методические указания

3

Лазание по канату без помощи ног

1—2

10—12

Вес отягощения 5—10 кг. Влезание в умеренном темпе, опускание медленное

4

Из упора сзади на ручках коня медленно, силой горизонтальный упор ноги врозь и возвращение в и. п.

2—3

6— 8

Отягощение 3—5% от веса тела. Горизонтальный упор обозначить. Руки и ноги прямые

5

Из упора углом на брусьях силой прогнувшись, сгибая руки, стойка на руках и опускание в и. п.

2—3

8

Отягощение до 10% от веса тела спортсмена. Опускание в и. п. через горизонтальный упор

6

То же, что и упр. 5, но с прямыми руками

2—3

6—8

Отягощение 3—5% от веса тела гимнаста

7

Из упора углом на брусьях силой согнувшись с прямыми руками стойка на руках и опускание в и. п.

2—3

6—8

Отягощение до 15% веса тела гимнаста. Опускание в и. п. через горизонтальный упор

8

Из упора лежа на низких кольцах медленное опускание в упор лежа, руки в стороны и «дожимание» в и. п.

2—3

8—10

В пояснице не прогибаться, руки слегка развернуты наружу. Отягощение 85—95% от максимальной силы гимнаста

9

То же, что и упр. 8, но опускание в упор лежа, руки вверх

2—3

6—8

При опускании кисти поворачиваются внутрь ладонями книзу

10

То же, что и упр. 8, но из и. п. упор лежа сзади

2—3

4—6

Туловище прямое, голова на груди

11

Из виса лежа сзади на низких кольцах силой через упор лежа руки в стороны упор стоя с наклоном вперед и медленно опуститься в и. п.

2—3

6—8

Отягощение 85—95% от максимального, расположен на плечах гимнаста

12

Из виса на кольцах силой с прямыми руками вис сзади и возвращение в и. п.

2—3

8

Отягощение до 10% от веса тела. Туловище прямое, движение через вис прогнувшись

13

Из виса на кольцах подъем силой в упор и через положение упора руки в стороны опускание в и. п.

2—3

8—10

Отягощение 5% от веса тела гимнаста. Подъем за 3 — 4 с, опускание за 5 — 6 с

14

Из виса прогнувшись на кольцах через согнутые руки подъем силой в стойку на руках и опускание в и. п.

2—3

8—10

Отягощение 3—5% от веса тела. Туловище прямое. При переходе из виса в упор кисти разворачиваются наружу

15

Из упора на кольцах опускание в упор руки в стороны и «дожимание»

в и. п.

2—3

4—б

Отягощение 85—95% от максимального. Использовать дополнительную опору .предплечьями о ремни колец

15

То же, что и упр. 15, но в обычных условиях и без отягощения

2—3

6—8

Голову держать прямо, сохраняя ровную осанку

17

Из стойки на руках медленное опускание в «крест» вниз головой и «дожимание» в и. п.

2—3

6

Использовать дополнительную опору предплечьями о ремни колец. Вес отягощения 85—95% от максимального

17

То же, что и упр. 17, но в обычных условиях и без отягощения

2—3

6—8

Голова слегка наклоняется назад, туловище прямое

19

Из упора опускание в «боковой крест» левая рука спереди, «дожимание» в и. п., опускание в «боковой крест» правая рука спереди и «дожимание» в и. п.

1—2

8—10

Использовать дополнительную опору ногами о резиновый бинт. Упругость резинового бинта такая, чтобы гимнаст мог выполнить упражнение только 1—2 раза

20

То же, что и упр. 19, но без дополнительной опоры

1—2

8—10

Руки поворачиваются локтевыми впадинами вниз

 

 
Library   21   Up


Contents

 

Home
 

Продолжение

№ п/п

Описание упражнения

Число повтор.

Время

выполн.

(с)

Методические указания

21

Из упора углом силой оборотом вперед прогнувшись, сгибая руки, стойка на руках и опускание в упор

2—3

10—12

Отягощение 3 — 5% от веса тела гимнаста. Опускание в упор с прямыми руками

22

Из стойки на руках опускание с прямыми руками в упор и силой оборот назад в стойку

1—2

6—8

Отягощение 85 — 95% от максимального

Таблица 2

Упражнения для мышц туловища

№ п/п

Описание упражнения

Число повтор.

Время

 выполн. (с)

Методические указания

1

И. п. — лежа грудью на гимнастическом козле, хват за рейку гимнастической стенки. Медленное поднимание ног назад

2—3

6

Отягощение весом 5 — 10 кг прикреплено к голеностопным суставам

2

И. п. — лежа на спине на гимнастическом мате, ноги вперед, хват за рейку гимнастической стенки за головой. Партнер, стоя с боку, силой давит на ноги и опускает их на мат

2—3

Макси-
мально долго

Гимнаст сопротивляется давлению партнера, максимально напрягая мышцы брюшного пресса

3

И. п. — вис на гимнастической стенке. Медленное поднимание ног вперед и медленное опускание в и. п.

1—2

То же

Отягощение 95% от максимального, прикреплено к голеностопным суставам. Ноги не сгибать

4

И. п. — лежа согнувшись на бедрах на гимнастическом коне, ноги фиксируются с помощью партнера. Медленное разгибание туловища и медленное возвращение в и. п.

2—3

8—10

Отягощение 85 — 95% от максимального, расположено на плечах гимнаста, руки за голову

5

То же, что и упр. 4, но разгибание туловища с поворотами налево и направо

1—2

10—12

Руки за голову, локти развернуть наружу. Отягощение 85 — 95% от максимального

6

И. п. — лежа прогнувшись на бедрах на гимнастическом коне, партнер удерживает за ноги. Медленное сгибание туловища до положения седа на коне и возвращение в и. п.

2—3

8—10

Отягощение 95% от максимального, расположено на груди, руки за голову. Локти развернуть наружу, не сутулиться

7

То же, что и упр. 6, но сгибание туловища с поворотами налево и направо

1—2

10—12

Необходимо выполнять максимальный поворот туловища

8

И. п. — стоя ноги врозь, хват за гриф штанги, расположенной за головой. Повороты туловища налево и направо

2—3

6—8

Отягощение 75 — 90% от максимального

9

И. п. — то же. Наклоны туловища в стороны

2—3

8

Вес штанги 85 — 95% от максимального

10

И. п. — вис на перекладине, силой, через вис согнувшись вис сзади, и возвращение в и. п.

2 — 3

8 — 10

Отягощение 85% от максимального, прикреплено к голеностопным суставам. Ноги не сгибать

Примечание. Многие упражнения, указанные выше, также развивают силу мышц туловища.

 
Library   22   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 3

Специальные упражнения для воспитания статической и динамической силы мышц кисти и предплечья

№ п/п

Описание упражнения

Число повтор.

Время выполн. (с)

Методические указания

1

И. п. — сед на скамейке согнув ноги, держать гантели хватом снизу, предплечья положить на колени. Медленное поднимание кистей кверху и опускание в и. п.

2—3

6

Вес гантелей 10 — 15 кг

2

То же, что и упр. 1, но держать гантели хватом сверху

2—3

6

Вес гантелей 5 — 10 кг

3

То же, что и упр. 1, но кисти повернуты ладонями друг к другу

2—3

8—10

Сгибание кисти в лучевом направлении

А

И. п. — руки с гантелями в стороны. Медленный круг кистями вперед и медленный круг кистями назад

2—3

4—6

Вес гантелей 5 — 10 кг

5

То же, что и упр. 1 — 4, но с резиновым бинтом

2—3 на каждое упраж.

4—10

Упругость резинового бинта такая, чтобы гимнаст мог выполнить упражнение только 2 — 3 раза

6

Медленное сжимание теннисного мяча и удержание максимального напряжения в течение 5 с

2—3

12—14

Вместо теннисного мяча можно использовать жесткие кистевые эспандеры

7

И. п. — руки с гирями внизу. Максимальная пронация (поворот внутрь) и супинация (поворот наружу) кистей

2—3

8—10

Гири весом 32 кг. Туловище держать прямо (не наклоняясь и не прогибаясь)

8

И. п. — упор лежа с опорой руками о специальные стоялки, а стопами на роликовой платформе. Медленное смещение туловища вперед и возвращение в и. п., медленное смещение туловища назад и возвращение в и. п. (рис. 9)*

2—3

12—14

Гимнаст максимально напрягает мышцы предплечья и кисти. Кисти в лучезапястном суставе не сгибать. Это упражнение также развивает силу мышц плечевого пояса и туловища

* Специальные стоялки выполнены на основе разработанных Л. А. Панфиловым тренажерных ручек, применяемых в ДЮСШ № 2 г. Волжского.

 

 

ностей. К последним относятся статический и динамический режимы работы мышц. Динамический режим проявляется в медленных силовых упражнениях преодолевающего и уступающего характера, которые требуют от спортсмена проявления «жимовой» силы (В. М. Зациорский, 1970, Ю. В. Менхин, 1979), а силовые упражнения уступающего характера — «сдерживающей» силы (термин введен нами впервые).

В упражнениях на кольцах основную нагрузку несут мышцы пояса верхних конечностей, туловища и кистей. В связи с этим были разработаны комплексы силовых упражнений, направленные на воспитание медленной силы указанных групп мышц у гимнастов старших

 

разрядов. Результаты проведенного шестимесячного эксперимента указывают на эффективность использования предлагаемых средств в процессе специальной силовой подготовки высококвалифицированных гимнастов. Значительно улучшилось качество выполнения сложных силовых элементов на кольцах по показателям кинематических (уменьшились колебания цмт) и динамических (усилия стали более равномерными) характеристик движений, возросла специальная динамическая выносливость. Многие гимнасты легко стали выполнять сложные силовые элементы и их соединения не только отдельно, но и в комбинациях.

Ниже приводится ряд специальных упражнений, направленных на воспитание медленной

Library   23   Up


Contents

 

Home
 

силы, из которых в зависимости, от подготовленности занимающихся тренер может составить силовые комплексы из 8 — 10 упражнений для развития нужных мышечных групп.

Прежде чем приступить к воспитанию медленной силы, необходимо провести контрольное

 

испытание того или иного теста в упражнении. Напомним, что процесс воспитания медленной силы без тесной связи с другими видами физической подготовки неэффективен. Наиболее удачное распределение силовой нагрузки — 2 — 3 раза в неделю.

 

 

К МЕТОДИКЕ ОЦЕНКИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ГИМНАСТОВ

   
Г. П. Попов, кандидат педагогических наук, ВГИФК
 

Известно, что координационные способности характеризуют индивидуальные особенности управления движениями, методы, оценки которых должны, во-первых, отражать характер двигательной деятельности гимнастов в процессе обучения на различных этапах подготовки, во-вторых, улавливать индивидуальную дина-

Смелый полет

 

мику развития способностей при длительных наблюдениях. Разработка таких методов необходима как для отбора и прогнозирования в гимнастике, так и в целях педагогического контроля.

Для оценки уровня развития координационных способностей спортсменов применяют тестовые задания, в основе которых лежат различные методические подходы. Один из них — метод контрольных проб, предложенный В. С. Фарфелем (1960). Занимающимся дается несколько пробных попыток (обычно не больше пяти) для освоения простых, но необычных для спортивной практики движений. Такой метод используется для тестирования координационных способностей в период начального отбора детей для занятий гимнастикой, когда необходимо получить первичную информацию о способностях начинающих спортсменов. Как правило, уже после первого года занятий гимнастикой тесты, выполняемые по методу контрольных проб, становятся малопригодными для характеристики обучаемости юных гимнастов. Информативность таких тестов по отношению к технической подготовленности резко снижается с повышением квалификации спортсменов.

Другим методическим подходом при тестировании координационных способностей является измерение точности движений на основе мышечно-двигательных ощущений. В настоящее время твердо установлено, что кинестетическое (мышечное) чувство является главнейшим руководителем сознания в деле координации движения. Требования к точности движений возрастают с повышением квалификации спортсменов. О способности к точному выполнению движений заключают по точности воспроизведения (повторения) и по тонкости различения (дифференцирования) двигательных заданий или отдельных параметров движения. Показатели точности воспроизведения и тонкости различения характеризуют отличные друг от друга проприоцептивные функции, которые связаны с решением разных задач при обучении и совершенствовании упражнений (Б. Б. Коссов, 1971; Л. Ф. Евсеева, 1974; Е. П. Ильин, 1976). Следовательно, оценка способностей как

Library   24   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало