|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжение
* Для развития силы и овладения силовыми гимнастическими элементами полезным является также выполнение указанных упражнений на гимнастической каретке конструкции М. А. Джафарова (1970). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжение
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжение
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжение
Таблица 2 Упражнения для мышц туловища
Примечание. Многие упражнения, указанные выше, также развивают силу мышц туловища. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3 Специальные упражнения для воспитания статической и динамической силы мышц кисти и предплечья
* Специальные стоялки выполнены на основе разработанных Л. А. Панфиловым тренажерных ручек, применяемых в ДЮСШ № 2 г. Волжского.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ностей. К последним относятся статический и динамический режимы работы мышц. Динамический режим проявляется в медленных силовых упражнениях преодолевающего и уступающего характера, которые требуют от спортсмена проявления «жимовой» силы (В. М. Зациорский, 1970, Ю. В. Менхин, 1979), а силовые упражнения уступающего характера — «сдерживающей» силы (термин введен нами впервые). В упражнениях на кольцах основную нагрузку несут мышцы пояса верхних конечностей, туловища и кистей. В связи с этим были разработаны комплексы силовых упражнений, направленные на воспитание медленной силы указанных групп мышц у гимнастов старших |
разрядов. Результаты проведенного шестимесячного эксперимента указывают на эффективность использования предлагаемых средств в процессе специальной силовой подготовки высококвалифицированных гимнастов. Значительно улучшилось качество выполнения сложных силовых элементов на кольцах по показателям кинематических (уменьшились колебания цмт) и динамических (усилия стали более равномерными) характеристик движений, возросла специальная динамическая выносливость. Многие гимнасты легко стали выполнять сложные силовые элементы и их соединения не только отдельно, но и в комбинациях. Ниже приводится ряд специальных упражнений, направленных на воспитание медленной |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 |
|
||||
силы, из которых в зависимости, от подготовленности занимающихся тренер может составить силовые комплексы из 8 — 10 упражнений для развития нужных мышечных групп. Прежде чем приступить к воспитанию медленной силы, необходимо провести контрольное |
испытание того или иного теста в упражнении. Напомним, что процесс воспитания медленной силы без тесной связи с другими видами физической подготовки неэффективен. Наиболее удачное распределение силовой нагрузки — 2 — 3 раза в неделю. |
|||
К МЕТОДИКЕ ОЦЕНКИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ГИМНАСТОВ |
||||
Г. П. Попов, кандидат педагогических наук, ВГИФК |
||||
Известно, что координационные способности характеризуют индивидуальные особенности управления движениями, методы, оценки которых должны, во-первых, отражать характер двигательной деятельности гимнастов в процессе обучения на различных этапах подготовки, во-вторых, улавливать индивидуальную дина-
Смелый полет |
мику развития способностей при длительных наблюдениях. Разработка таких методов необходима как для отбора и прогнозирования в гимнастике, так и в целях педагогического контроля. Для оценки уровня развития координационных способностей спортсменов применяют тестовые задания, в основе которых лежат различные методические подходы. Один из них — метод контрольных проб, предложенный В. С. Фарфелем (1960). Занимающимся дается несколько пробных попыток (обычно не больше пяти) для освоения простых, но необычных для спортивной практики движений. Такой метод используется для тестирования координационных способностей в период начального отбора детей для занятий гимнастикой, когда необходимо получить первичную информацию о способностях начинающих спортсменов. Как правило, уже после первого года занятий гимнастикой тесты, выполняемые по методу контрольных проб, становятся малопригодными для характеристики обучаемости юных гимнастов. Информативность таких тестов по отношению к технической подготовленности резко снижается с повышением квалификации спортсменов. Другим методическим подходом при тестировании координационных способностей является измерение точности движений на основе мышечно-двигательных ощущений. В настоящее время твердо установлено, что кинестетическое (мышечное) чувство является главнейшим руководителем сознания в деле координации движения. Требования к точности движений возрастают с повышением квалификации спортсменов. О способности к точному выполнению движений заключают по точности воспроизведения (повторения) и по тонкости различения (дифференцирования) двигательных заданий или отдельных параметров движения. Показатели точности воспроизведения и тонкости различения характеризуют отличные друг от друга проприоцептивные функции, которые связаны с решением разных задач при обучении и совершенствовании упражнений (Б. Б. Коссов, 1971; Л. Ф. Евсеева, 1974; Е. П. Ильин, 1976). Следовательно, оценка способностей как |
|||
24 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |