Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

силы, из которых в зависимости, от подготовленности занимающихся тренер может составить силовые комплексы из 8 — 10 упражнений для развития нужных мышечных групп.

Прежде чем приступить к воспитанию медленной силы, необходимо провести контрольное

 

испытание того или иного теста в упражнении. Напомним, что процесс воспитания медленной силы без тесной связи с другими видами физической подготовки неэффективен. Наиболее удачное распределение силовой нагрузки — 2 — 3 раза в неделю.

 

 

К МЕТОДИКЕ ОЦЕНКИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ГИМНАСТОВ

   
Г. П. Попов, кандидат педагогических наук, ВГИФК
 

Известно, что координационные способности характеризуют индивидуальные особенности управления движениями, методы, оценки которых должны, во-первых, отражать характер двигательной деятельности гимнастов в процессе обучения на различных этапах подготовки, во-вторых, улавливать индивидуальную дина-

Смелый полет

 

мику развития способностей при длительных наблюдениях. Разработка таких методов необходима как для отбора и прогнозирования в гимнастике, так и в целях педагогического контроля.

Для оценки уровня развития координационных способностей спортсменов применяют тестовые задания, в основе которых лежат различные методические подходы. Один из них — метод контрольных проб, предложенный В. С. Фарфелем (1960). Занимающимся дается несколько пробных попыток (обычно не больше пяти) для освоения простых, но необычных для спортивной практики движений. Такой метод используется для тестирования координационных способностей в период начального отбора детей для занятий гимнастикой, когда необходимо получить первичную информацию о способностях начинающих спортсменов. Как правило, уже после первого года занятий гимнастикой тесты, выполняемые по методу контрольных проб, становятся малопригодными для характеристики обучаемости юных гимнастов. Информативность таких тестов по отношению к технической подготовленности резко снижается с повышением квалификации спортсменов.

Другим методическим подходом при тестировании координационных способностей является измерение точности движений на основе мышечно-двигательных ощущений. В настоящее время твердо установлено, что кинестетическое (мышечное) чувство является главнейшим руководителем сознания в деле координации движения. Требования к точности движений возрастают с повышением квалификации спортсменов. О способности к точному выполнению движений заключают по точности воспроизведения (повторения) и по тонкости различения (дифференцирования) двигательных заданий или отдельных параметров движения. Показатели точности воспроизведения и тонкости различения характеризуют отличные друг от друга проприоцептивные функции, которые связаны с решением разных задач при обучении и совершенствовании упражнений (Б. Б. Коссов, 1971; Л. Ф. Евсеева, 1974; Е. П. Ильин, 1976). Следовательно, оценка способностей как

Library   24   Up


Contents

 

Home
 

воспроизводить заданные действия, так и различать их должна осуществляться с использованием разных методик.

Естественно было предположить, что способности к моторной обучаемости в отдельные периоды подготовки юных гимнастов будут изменяться.

В связи с вышеизложенным была поставлена задача выявить такие показатели координационных способностей, которые в большей мере определяют успешность обучения гимнастов в период специализированной подготовки с 9 до 14 лет.

С этой целью было проведено тестирование координационных способностей юных гимнастов, занимающихся в специализированных классах СДЮШОР, которое включало выполнение различных по сложности и характеру построений двигательных заданий (всего 28). В их числе были задания общекоординационного характера, несходные с техникой выполнения какого-либо гимнастического упражнения, а также упражнения, выполняемые непосредственно на гимнастических снарядах.

При оценке способностей, обусловливающих точность движений, важное значение, на наш взгляд, приобретала схема построения двигательного задания (теста). Поэтому считаем необходимым описать ее более подробно.

Для изучения точности воспроизведения была применена схема построения тестов, которая в основном используется при проведении исследований. Вначале гимнастам предлагали 2 — 3 пробные попытки для выполнения задания. Информация о точности его выполнения подавалась экспериментатором после каждой попытки. Заданные параметры движения будем называть эталонными. Затем в нескольких контрольных попытках (в зависимости от надежности теста) нужно было как можно точнее воспроизвести эталонный параметр, но уже на основе собственных ощущений. Занимающиеся должны были оценить амплитуду движений, время и точность мышечных усилий.

Способность различать параметры движения при выполнении двигательных заданий оценивалась по методике минимальных изменений (Б. Б. Коссов, В. П. Озеров, 1975). Существенное отличие схемы построения тестов по данной методике от уже предложенных ранее (А. М. Шлемин, 1973; Н. А. Минаева, 1974) заключается в том, что движение нужно изменить испытуемому не на заданную величину (например, увеличить или уменьшить на 0,5 с по сравнению с предыдущим временем), а по возможности (субъективно) на минимальную величину, т. е. такую, на которую может изменить движение сам испытуемый, основываясь на собственных ощущениях. Тем самым достигается стандартизация при проведении измерений.

Другим важным отличием является использование широкого диапазона амплитуды, вре-

 

мени и мышечных усилий для изучения способностей. Так, гимнастам необходимо было как можно более точно дифференцировать: временной интервал — от 0,15 до 2 с, амплитуду сгибания в тазобедренных суставах — от 20 до 90° в положении лежа на спине, мышечные усилия — от 25 до 75% максимально возможных при разгибании туловища в положении седа. Анализ литературы показал, что в этих диапазонах амплитуды, времени и мышечных усилий выполняется большинство гимнастических упражнений. Измерения при выполнении данных тестов производились инструментальным способом.

С помощью корреляционного анализа была выявлена связь результатов тестирования с технической подготовленностью* и спортивным результатом в различных группах гимнастов 9 — 14 лет.

Результаты корреляционного анализа показали, что ни один из отдельно выполненных тестов на воспроизведение движений (всего 22) не связан достаточно надежно с технической подготовленностью и спортивным результатом гимнастов (учитывались уровень связи и ее устойчивость от возраста к возрасту). Неустойчивость и фрагментарность связи отдельных тестов свидетельствуют, по-видимому, о том, что оценка индивидуальных способностей к точности воспроизведения затруднена ввиду большого многообразия форм гимнастических движений.

Иной характер зависимости был выявлен при оценке способностей различения амплитуды, времени и мышечных усилий. Связь каждой из этих способностей с технической подготовленностью закономерно увеличивается в период с 9 до 12 лет (r = 0,35 — 38 в 9 лет и r = 0,61 — 73 в 12 лет). Наблюдения за разными по возрасту группами гимнастов в течение трех лет показали, что способности к тонкому различению амплитуды, времени и мышечных усилий в 9 лет (квалификация I юношеский — III разряд) еще не раскрылись полностью. Усиление связи способностей и технической подготовленности в дальнейшем, через один год занятий гимнастикой (в 10 лет, квалификация III — II разряд) и через два года (в 11 лет, II — I разряд), говорит о более полной реализации данных способностей. То есть более сложная техника выполнения гимнастических упражнений (переход к II и I разряду) требует проявления в это время уже достаточно высоко развитых способностей различения амплитуды движений, времени и мышечных усилий.

Таким образом, наиболее информативными для оценки координационных способностей в период специализированной подготовки являются показатели различения основных параметров движения.

 


* См. Гимнастика, 1981, вып. 2.

 
Library   25   Up


Contents

 

Home
 

Для определения способностей различения более доступными средствами были апробированы контрольные упражнения, оценка выполнения которых производилась с помощью минимальных изменений времени или амплитуды движения. Некоторые из них приводятся ниже.

1. Минимальное уменьшение времени при выполнении 5 прыжков. И. п. — о. с:

а) выполнить в удобном темпе 5 прыжков на двух с продвижением вперед по разметкам в пределах 4,5 — 5 с. Разметки находятся друг от друга на расстоянии 1 м;

б) выполнить серию из 5 прыжков по разметкам 5 раз. Причем с каждым последующим разом прыжки выполняются в более быстром темпе. Темп увеличивается (уменьшается время) на минимально возможную величину.

Далее высчитывается разница между временем выполнения первой и последней серии прыжков. Это время и является показателем оценки. Если при выполнении очередной серии прыжков было показано время меньшее или равное предыдущему, то оно сообщалось испытуемому для коррекции выполнения упражнения.

Очень важно при тестировании своевременно включать и выключать секундомер. Для этого требуется небольшая тренировка. Секундомер включается в момент начала толчка ногами и выключается в момент приземления после выполнения прыжков. Опыт показал, что изме-

 

рения можно производить обычным секундомером с точностью до 0,02 с. При испытаниях целесообразно применять несложные регистрирующие устройства (контактные площадки).

2. Минимальное увеличение амплитуды маха вперед от вертикали на перекладине в диапазоне 80 — 140°. И. п. — вис. Упражнение выполняется на фоне градуированного экрана с точностью 5°:

а)   размахивания (2 — 3) с коррекцией маха на 80°

б)  размахивания с минимально возможным увеличением амплитуды маха вперед. При выполнении маха вперед на 140° испытание заканчивается.

Подсчитать количество попыток и занести в протокол испытаний.

Для выполнения контрольных упражнений дается сначала 1 — 2 пробные попытки, а затем 2 зачетные. Между зачетными попытками во избежание усталости необходимо делать небольшой перерыв. Наиболее целесообразна следующая организация проведения испытаний. Сначала вся группа проводит опробование. Затем занимающиеся по очереди вызываются для выполнения контрольного упражнения. После выполнения всеми первой попытки приступают к выполнению второй. Для оценки берется средний результат двух попыток. Ниже приводится система оценки данных упражнений.

 

Таблица 1

Оценка минимального различения амплитуды и времени при выполнении контрольных упражнений

Баллы

Уменьшение времени выполнения
5 прыжков (с)

Увеличение амплитуды маха вперед на перекладине от 80° до 14
 
(кол-во попыток)

9 лет

10 лет

11 — 12 лет

10 лет

11 — 12 лет

Отлично

10

1,0 и меньше

0,8 и меньше

0,5 — 0,6

11

12

Хорошо

9

1,1 — 1,2

0,9 — 1,0

0,7 — 0,8

9

10

8

1,3 — 1,4

1,1 — 1,2

0,9 — 1,0

7

8

Удовлетво-

рительно

7

1,5 — 1,6

1,3 — 1,4

1,1 — 1,2

5

6

6

1,7 — 1,8

1,5 — 1,6

1,3 — 1,4

3

4

 

Изучение взаимосвязи результатов выполнения контрольных упражнений с результатами инструментальных измерений способностей различения амплитуды, времени и мышечных усилий, а также связи с технической подготовленностью показало, что эта связь устойчиво проявляется во всех возрастных группах гимнастов с 9 до 14 лет. Наблюдается более высокий уровень связи технической подготовленности с контрольным упражнением 2. Это может быть следствие влияния разной степени обученности данному упражнению. Способности же в

 

полную меру обнаруживаются там, где умения не оказывают существенного влияния на выполнение упражнения. Именно поэтому контрольное упражнение 1 может быть использовано для оценки координационных способностей гимнастов и контроля за динамикой их развития в период специализированной подготовки.

Проведение испытаний на юных гимнастах более младшего возраста (7 — 8 лет) в период начальной подготовки показало, что большая часть из них еще не справляется с данным упражнением.

Library   26   Up


Contents

 

Home
 

Интересно отметить, что аналогичное упражнение, но оцениваемое по методике воспроизведения, оказалось очень легким для испытуемых. Применение его не позволило выявить индивидуальных различий в проявлении координационных способностей.

Другая положительная сторона контрольных упражнений, оцениваемых по методике минимальных изменений, — их педагогическое

 

значенне. Они могут выполняться с применением соревновательного метода (в отличие от упражнений, оцениваемых методом контрольных проб или воспроизведения, когда испытуемым не рекомендуется видеть то, что выполняет их товарищ). Соревновательный метод способствует более полному проявлению способностей.

 

 

ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГИМНАСТОВ

   
Е. Н. Михайлов, НИИ художественного воспитания АПН СССР
 

Музыка в гимнастике в качестве аккомпанемента в вольных упражнениях начала широко применяться в нашей стране с 1933 г. За прошедший период музыкальное сопровождение приобретало все большее значение. Из «служанки» пластики музыка превратилась в то «либретто», на основе которого осуществляется постановка вольных упражнений, звучание одного инструмента заменяется оркестровой записью, идет поиск новых оригинальных трактовок, аранжировок известных музыкальных произведений, создается музыка специально для вольных упражнений. Этот перечень усложнения, усовершенствования музыкального сопровождения гимнастических упражнений можно было бы продолжить, однако уже из сказанного ясно, что роль музыки в гимнастике постоянно возрастает, а сама гимнастика приобретает все больше и больше специфических черт, сближающих ее с искусством. Создание хореографических миниатюр на ковре является соединением творческих усилий тренера, хореографа, аккомпаниатора и самого гимнаста. Музыка здесь — основа, фундамент «спортивного танца». А точное сочетание музыки и пластики оказывает влияние не только на общее впечатление от выступления, но и на оценку. Поэтому подготовка гимнастов высокого класса требует постоянного внимания к проблеме их музыкального воспитания и обучения.

Автор этих строк, в течение многих лет работая с представителями спортивной и художественной гимнастики в качестве преподавателя музыки и аккомпаниатора, пришел к выводу, что очень часто гимнастки не понимают музыку, не отражают ее характер в движениях, часто проявляют полную беспомощность в ритмическом отношении, а также не имеют понятия о музыкально-пластической координации.

Предварительная проверка гимнастов многих спортшкол показала, что у подавляющего числа детей музыкальные способности развиты чрезвычайно слабо.

Неудивительными в этой связи покажутся следующие цифры: из 120 гимнасток, выступавших на молодежном первенстве СССР в декаб-

 

ре 1978 г., только пять были отмечены специальной комиссией как выполнившие упражнения музыкально выразительно. Столь низкий уровень показателей музыкально-пластической выразительности, к сожалению, сохраняется и по настоящее время.

Можно предположить, что существующие формы и методы музыкального развития не обеспечивают достаточных знаний и навыков для успешного выступления гимнастов.

Понимая актуальность данной проблемы, многие работники физической культуры и спорта выступали и продолжают выступать с предложениями о «специальном музыкальном образовании подрастающего поколения гимнастов» (В. М. Смолевский, В. Н. Курысь, Л. Г. Иванова и др.).

Все это послужило причиной того, что в 1978 г. в лаборатории музыки и танца НИИ художественного воспитания АПН СССР при содействии областного спорткомитета в Ростове-на-Дону начала проводиться научно-исследовательская работа по выявлению возможностей оптимизации процесса музыкального развития гимнастов.

Были поставлены 2 задачи:

1)   исследовать формы музыкальной работы в гимнастических школах города и найти возможности оптимизации музыкального развития гимнастов;

2)   учитывая специфику данного вида спорта, разработать упражнения по развитию специальных музыкальных способностей гимнастов.

Исследуя формы работы гимнастов, связанные с музыкой: урок хореографии, урок пения (в общеобразовательной школе) и занятия вольными упражнениями, мы старались обнаружить возможности улучшить процесс развития музыкальных способностей спортсменов.

Давно существует распространенное мнение, что уроки хореографии, поскольку они сопровождаются музыкой, уже развивают музыкальные способности занимающихся.

Мы постарались разобраться в справедливости такой точки зрения.

Library   27   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало