|
||||
Интересно отметить, что аналогичное упражнение, но оцениваемое по методике воспроизведения, оказалось очень легким для испытуемых. Применение его не позволило выявить индивидуальных различий в проявлении координационных способностей. Другая положительная сторона контрольных упражнений, оцениваемых по методике минимальных изменений, — их педагогическое |
значенне. Они могут выполняться с применением соревновательного метода (в отличие от упражнений, оцениваемых методом контрольных проб или воспроизведения, когда испытуемым не рекомендуется видеть то, что выполняет их товарищ). Соревновательный метод способствует более полному проявлению способностей. |
|||
|
||||
Е. Н. Михайлов, НИИ художественного воспитания АПН СССР |
||||
Музыка в гимнастике в качестве аккомпанемента в вольных упражнениях начала широко применяться в нашей стране с 1933 г. За прошедший период музыкальное сопровождение приобретало все большее значение. Из «служанки» пластики музыка превратилась в то «либретто», на основе которого осуществляется постановка вольных упражнений, звучание одного инструмента заменяется оркестровой записью, идет поиск новых оригинальных трактовок, аранжировок известных музыкальных произведений, создается музыка специально для вольных упражнений. Этот перечень усложнения, усовершенствования музыкального сопровождения гимнастических упражнений можно было бы продолжить, однако уже из сказанного ясно, что роль музыки в гимнастике постоянно возрастает, а сама гимнастика приобретает все больше и больше специфических черт, сближающих ее с искусством. Создание хореографических миниатюр на ковре является соединением творческих усилий тренера, хореографа, аккомпаниатора и самого гимнаста. Музыка здесь — основа, фундамент «спортивного танца». А точное сочетание музыки и пластики оказывает влияние не только на общее впечатление от выступления, но и на оценку. Поэтому подготовка гимнастов высокого класса требует постоянного внимания к проблеме их музыкального воспитания и обучения. Автор этих строк, в течение многих лет работая с представителями спортивной и художественной гимнастики в качестве преподавателя музыки и аккомпаниатора, пришел к выводу, что очень часто гимнастки не понимают музыку, не отражают ее характер в движениях, часто проявляют полную беспомощность в ритмическом отношении, а также не имеют понятия о музыкально-пластической координации. Предварительная проверка гимнастов многих спортшкол показала, что у подавляющего числа детей музыкальные способности развиты чрезвычайно слабо. Неудивительными в этой связи покажутся следующие цифры: из 120 гимнасток, выступавших на молодежном первенстве СССР в декаб- |
ре 1978 г., только пять были отмечены специальной комиссией как выполнившие упражнения музыкально выразительно. Столь низкий уровень показателей музыкально-пластической выразительности, к сожалению, сохраняется и по настоящее время. Можно предположить, что существующие формы и методы музыкального развития не обеспечивают достаточных знаний и навыков для успешного выступления гимнастов. Понимая актуальность данной проблемы, многие работники физической культуры и спорта выступали и продолжают выступать с предложениями о «специальном музыкальном образовании подрастающего поколения гимнастов» (В. М. Смолевский, В. Н. Курысь, Л. Г. Иванова и др.). Все это послужило причиной того, что в 1978 г. в лаборатории музыки и танца НИИ художественного воспитания АПН СССР при содействии областного спорткомитета в Ростове-на-Дону начала проводиться научно-исследовательская работа по выявлению возможностей оптимизации процесса музыкального развития гимнастов. Были поставлены 2 задачи: 1) исследовать формы музыкальной работы в гимнастических школах города и найти возможности оптимизации музыкального развития гимнастов; 2) учитывая специфику данного вида спорта, разработать упражнения по развитию специальных музыкальных способностей гимнастов. Исследуя формы работы гимнастов, связанные с музыкой: урок хореографии, урок пения (в общеобразовательной школе) и занятия вольными упражнениями, мы старались обнаружить возможности улучшить процесс развития музыкальных способностей спортсменов. Давно существует распространенное мнение, что уроки хореографии, поскольку они сопровождаются музыкой, уже развивают музыкальные способности занимающихся. Мы постарались разобраться в справедливости такой точки зрения. |
|||
27 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |