|
||||
быстрый — и только потом исполняют эти движения. В заключение следует сказать, что даже 15-минутные подобные занятия со спортсменами 2 — 3 раза в неделю уже в скором времени принесут весьма ощутимый результат. Тренеру, хореографу и аккомпаниатору станет значительно легче работать с детьми, которые начнут |
чувствовать малейшие изменения в музыкальном материале и будут стараться передать их в движении. В результате у гимнастов появится естественная музыкально-пластическая выразительность, которая позволит повысить уровень исполнительского мастерства не только в вольных упражнениях, но и в других видах многоборья. |
|||
НОВАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ГИМНАСТОК |
||||
В. В. Демченко, старший преподаватель Латвийского ГИФКа |
||||
Одним из важных вопросов при рациональном планировании тренировочного процесса является определение оптимума нагрузки для конкретного спортсмена. Практика же свидетельствует о том, что во многих случаях тренеры подходят к определению величины индивидуальной нагрузки для своего ученика весьма формально, подчас руководствуясь принципом «чем больше, тем лучше». Как следствие — случаи переутомления и перенапряжения, ведущие к травматизму, срывам в ответственных соревнованиях. На кафедрах гимнастики ГЦОЛИФКа и Латвийского ГИФКа разработана общедоступная форма педагогического контроля за соответствием нагрузки состоянию гимнасток высокой квалификации. Контроль основан на регистрации времени сохранения некоторых простейших статических равновесий. Мы предположили, что кумуляционный эффект специфической тренировочной нагрузки в спортивной гимнастике должен определенным образом проявляться в изменении статической устойчивости. В эксперименте применялись следующие методы исследования: регистрация времени сохранения равновесия в 30 пробах статической устойчивости, двухплоскостная стабилография, реакциометрия, тремография, тремометрия. В этой статье обсуждаются результаты применения проб статического равновесия в педагогическом контроле. Все использованные нами тесты, характеризующие статическое равновесие испытуемых, представляли собой модификации классических поз Ромберга (1951), широко распространенных не только в клинической, но и в спортивно-педагогической практике исследования. Суть проб заключалась в следующем: испытуемому предлагалось выполнить равновесие с закрытыми глазами в обговоренной и заранее опробованной позе. Каждая проба выполнялась пятикратно. Опыт нашей работы свидетельствует о правомерности определения средней продолжитель- |
ности удержания равновесия путем исключения крайних показателей ряда наблюдений. Этот способ заимствован из практики выведения средней оценки при судействе гимнастических соревнований и отличается большей оперативностью, нежели вычисление среднего арифметического. На рисунке представлены некоторые из использовавшихся нами проб статического равновесия. Непременным условием применения какой-либо из них является ее строгая регламентация. Например: стойка на правой, левая в сторону (максимально выше), правая рука в сторону, левая вперед. В эксперименте участвовали 19 девушек 13 — 18 лет — членов сборной команды Латвийской ССР по спортивной гимнастике и ее ближайшего резерва (мастера спорта и кандидаты в мастера спорта). Исследование проводилось по следующей схеме. До тренировки гимнастки выполняли 3 — 4 пробы статической устойчивости. Длительность удержания каждой позы регистрировалась пятикратно с помощью секундомера. Отсчет времени прекращался в момент малейшего нарушения равновесия. Опуская крайние показатели (2 наибольших и 2 наименьших), мы определяли среднее время сохранения равновесия в каждом задании. После тренировки по аналогичной схеме обследование осуществлялось повторно, и на основании записей в дневнике тренировок в протокол вносились различные показатели нагрузки. Всего зарегистрировано более 300 тренировочных занятий. Результаты эксперимента свидетельствовали о следующем: время сохранения статического равновесия в условиях исключения зрительного контроля подвержено существенным колебаниям под влиянием тренировочной нагрузки в спортивной гимнастике. Отмечено примерно одинаковое количество случаев уменьшения и увеличения длительности удержания равновесий по сравнению с величинами, зарегистрированными до тренировки. |
|||
31 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |