Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

быстрый — и только потом исполняют эти движения.

В заключение следует сказать, что даже 15-минутные подобные занятия со спортсменами 2 — 3 раза в неделю уже в скором времени принесут весьма ощутимый результат. Тренеру, хореографу и аккомпаниатору станет значительно легче работать с детьми, которые начнут

 

чувствовать малейшие изменения в музыкальном материале и будут стараться передать их в движении. В результате у гимнастов появится естественная музыкально-пластическая выразительность, которая позволит повысить уровень исполнительского мастерства не только в вольных упражнениях, но и в других видах многоборья.

 

 

НОВАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ГИМНАСТОК

   
В. В. Демченко, старший преподаватель Латвийского ГИФКа
 

Одним из важных вопросов при рациональном планировании тренировочного процесса является определение оптимума нагрузки для конкретного спортсмена. Практика же свидетельствует о том, что во многих случаях тренеры подходят к определению величины индивидуальной нагрузки для своего ученика весьма формально, подчас руководствуясь принципом «чем больше, тем лучше». Как следствие — случаи переутомления и перенапряжения, ведущие к травматизму, срывам в ответственных соревнованиях.

На кафедрах гимнастики ГЦОЛИФКа и Латвийского ГИФКа разработана общедоступная форма педагогического контроля за соответствием нагрузки состоянию гимнасток высокой квалификации. Контроль основан на регистрации времени сохранения некоторых простейших статических равновесий.

Мы предположили, что кумуляционный эффект специфической тренировочной нагрузки в спортивной гимнастике должен определенным образом проявляться в изменении статической устойчивости.

В эксперименте применялись следующие методы исследования: регистрация времени сохранения равновесия в 30 пробах статической устойчивости, двухплоскостная стабилография, реакциометрия, тремография, тремометрия. В этой статье обсуждаются результаты применения проб статического равновесия в педагогическом контроле.

Все использованные нами тесты, характеризующие статическое равновесие испытуемых, представляли собой модификации классических поз Ромберга (1951), широко распространенных не только в клинической, но и в спортивно-педагогической практике исследования. Суть проб заключалась в следующем: испытуемому предлагалось выполнить равновесие с закрытыми глазами в обговоренной и заранее опробованной позе. Каждая проба выполнялась пятикратно.

Опыт нашей работы свидетельствует о правомерности определения средней продолжитель-

 

ности удержания равновесия путем исключения крайних показателей ряда наблюдений. Этот способ заимствован из практики выведения средней оценки при судействе гимнастических соревнований и отличается большей оперативностью, нежели вычисление среднего арифметического. На рисунке представлены некоторые из использовавшихся нами проб статического равновесия. Непременным условием применения какой-либо из них является ее строгая регламентация. Например: стойка на правой, левая в сторону (максимально выше), правая рука в сторону, левая вперед.

В эксперименте участвовали 19 девушек 13 — 18 лет — членов сборной команды Латвийской ССР по спортивной гимнастике и ее ближайшего резерва (мастера спорта и кандидаты в мастера спорта).

Исследование проводилось по следующей схеме.

До тренировки гимнастки выполняли 3 — 4 пробы статической устойчивости. Длительность удержания каждой позы регистрировалась пятикратно с помощью секундомера. Отсчет времени прекращался в момент малейшего нарушения равновесия. Опуская крайние показатели (2 наибольших и 2 наименьших), мы определяли среднее время сохранения равновесия в каждом задании.

После тренировки по аналогичной схеме обследование осуществлялось повторно, и на основании записей в дневнике тренировок в протокол вносились различные показатели нагрузки. Всего зарегистрировано более 300 тренировочных занятий.

Результаты эксперимента свидетельствовали о следующем: время сохранения статического равновесия в условиях исключения зрительного контроля подвержено существенным колебаниям под влиянием тренировочной нагрузки в спортивной гимнастике. Отмечено примерно одинаковое количество случаев уменьшения и увеличения длительности удержания равновесий по сравнению с величинами, зарегистрированными до тренировки.

Library   31   Up


Contents

 

Home
 

 

 

Мы предположили, что направленность изменений в пробах статического равновесия обусловлена объемом тренировочной работы. Для проверки этой гипотезы были сгруппированы значения объема (выражаемого суммой проделанных за тренировку элементов), соответствующие случаям уменьшения, увеличения и неизменности показателей.

Средний объем работы в случаях ухудшения пробы составил 342 элемента, в случаях увеличения — 314, в случаях без изменения — 294 (различия достоверны при р<0,001).

Как известно, способность гимнасток справляться с тем или иным объемом работы зависит от состояния тренированности занимающихся. Одна и та же по величине нагрузка в различных периодах тренировочного цикла будет восприниматься спортсменом по-разному. Мы предположили, что на начальном этапе становления спортивной формы достаточно большой объем работы А будет вызывать ухудшение пробы относительно величины, зарегистрированной до тренировки; по достижении же высокой тренированности тот же объем А иначе отразится на пробе.

Опыт подтвердил эту гипотезу: в подготовительном и начале соревновательного периода объем в 280 — 320 элементов, как правило, приводил к ухудшению пробы (почти у всех испытуемых); на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям тот же объем не вызывал существенного ухудшения пробы, даже наоборот — в этот период наблюдалось значительное количество случаев ее улучшения или неизменности.

Эта независимость, на наш взгляд, может содействовать решению некоторых частных

 

Пробы статического равновесия

задач педагогического контроля. Регистрируя направленность изменений продолжительности сохранения статических равновесий в сопоставлении с объемом нагрузки, тренер может сделать вывод о состоянии тренированности своей воспитанницы. Вполне очевидно, что один и тот же объем работы вызовет у одной гимнастки, находящейся в хорошей спортивной форме, увеличение времени сохранения равновесия, а у другой, находящейся в стадии становления спортивной формы, — уменьшение. Подобное педагогическое наблюдение может способствовать созданию оптимальных условий тренировок, при которых «нагрузки должны соответствовать наличным возможностям спортсмена и вызывать не переутомление, а через оптимальную степень утомления — рост работоспособности» (Л. П. Матвеев, 1964).

Для практической реализации предлагаемой формы педагогического контроля рекомендуются следующие пробы:

1.  Стойка на пятках, руки на пояс.

2.  Стойка на левой, правую в сторону повыше, левая рука в сторону, правая вперед.

3.  Стойка на носках, правая скрестно перед левой (колено правой ноги развернуто наружу), руки на пояс.

Оптимум нагрузки определяется в месячном цикле наблюдений по следующей схеме:

— до тренировки фиксируется время сохранения устойчивости в рекомендованных позах (пятикратно для каждой пробы). Путем отбрасывания пары б'ольших и пары меньших показателей ряда наблюдений определяется средняя

Library   32   Up


Contents

 

Home
 

продолжительность сохранения равновесия в каждой пробе. Например: в стойке на пятках зарегистрированы следующие величины сохранения равновесия — 2,2 с; 1,4 с; 1,8 с; 1,7 с; 1,6 с. Опускаются величины 2,2 с; 1,8 с; 1,6 с; 1,4 с; так что за среднюю продолжительность выполнения этого равновесия до тренировки принимаются 1,7 с;

— на протяжении тренировки осуществляется строгий учет нагрузки по объему;

—   непосредственно после занятия по схеме, приведенной выше, определяется среднее время сохранения равновесия в используемых пробах;

—   объем нагрузки сопоставляется с направленностью изменений продолжительности со-

 

хранения равновесия. Например: объем нагрузки составил 320 элементов за тренировку, а время удержания статического равновесия в первой пробе увеличилось, во второй — не изменилось, в третьей — увеличилось;

— по окончании наблюдений в месячном цикле тренировочных занятий тренер определяет средний объем нагрузки для случаев разной направленности. Средняя нагрузка, при которой продолжительность сохранения статического равновесия не уменьшится или незначительно увеличится, и будет соответствовать оптимуму для конкретной гимнастки на ближайший период занятий.

 

 

ГИМНАСТИКУ В МАССЫ


ПРОГРАММИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МАССОВЫМ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

   
X. И. Диманов, кандидат педагогических наук, преподаватель университета г. Велико Тырново (НРБ)
 

В настоящее время в социалистических странах исключительно большое внимание уделяется развитию массовой физической культуры. В связи с этим вопрос о методах преподавания физических упражнений в практике массовой физкультуры приобрел широкую актуальность (в частности, преподавание общедоступных гимнастических упражнений).

В последние годы перспективы совершенствования методологии разучивания гимнастических упражнений связываются с принципами программирования. В частности, в СССР выполнен ряд ратбот (А. М. Шлемин, Ю. З. Носиков, Ю. К. Гавердовский, В. Е. Заглада), в которых показана возможность успешного осуществления программированного обучения как на простом, так и на сложном гимнастическом материале.

Вместе с тем по-прежнему ощущается потребность в дальнейшей разработке методов программирования применительно к нуждам гимнастики. В настоящей статье излагаются некоторые результаты исследований, проведенных в этом направлении. Задача работы состояла в создании доступной методики программированного обучения гимнастическим упражнениям невысокой сложности. Предполагалось, что могут быть подготовлены обучающие программы, в которых — с использованием принципов программирования — будет в эффективной форме изложена методика разучивания гимнастических упражнений, пригодных для массовой физкультурной работы, в том числе .при занятиях спортом со студентами нефизкуль-

 

турных вузов. Исследование осуществлялось под руководством профессора А. М. Шлемина и опиралось на предложенную им схему подготовки программированных материалов. Рассмотрим связанные с этим основные положения и результаты работы.

Обучающая программа, используемая нами для разучивания несложных гимнастических упражнений, представляла собой методический документ, построенный по схеме, показанной на рисунке.

В первой части данной программы раскрывается предмет обучения: называлось упражнение, представляющее собой цель обучения, предлагалась его кинограмма и описание техники упражнения; определялась необходимая двигательная база для успешного освоения упражнения. Так, для освоения подъема махом назад на брусьях достаточно выполнять три контрольных движения, обеспечивающих освоение требуемых навыков и качеств (см. рис.),

В процессе подготовки обучающей программы производился анализ техники упражнения, составляющего цель обучения. В результате этого анализа выделялись основные компоненты движения, которые должны или могли стать объектом внимания при работе над их освоением (см. рис.). Согласно выявленным компонентам упражнения, разрабатывались учебные задания, которые становились основным содержанием последующих частей программы, содержащих шесть серий специальных учебно-тренировочных заданий. Рассмотрим эти серии особо.

Library   33   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало