|
||||
продолжительность сохранения равновесия в каждой пробе. Например: в стойке на пятках зарегистрированы следующие величины сохранения равновесия — 2,2 с; 1,4 с; 1,8 с; 1,7 с; 1,6 с. Опускаются величины 2,2 с; 1,8 с; 1,6 с; 1,4 с; так что за среднюю продолжительность выполнения этого равновесия до тренировки принимаются 1,7 с; — на протяжении тренировки осуществляется строгий учет нагрузки по объему; — непосредственно после занятия по схеме, приведенной выше, определяется среднее время сохранения равновесия в используемых пробах; — объем нагрузки сопоставляется с направленностью изменений продолжительности со- |
хранения равновесия. Например: объем нагрузки составил 320 элементов за тренировку, а время удержания статического равновесия в первой пробе увеличилось, во второй — не изменилось, в третьей — увеличилось; — по окончании наблюдений в месячном цикле тренировочных занятий тренер определяет средний объем нагрузки для случаев разной направленности. Средняя нагрузка, при которой продолжительность сохранения статического равновесия не уменьшится или незначительно увеличится, и будет соответствовать оптимуму для конкретной гимнастки на ближайший период занятий. |
|||
ГИМНАСТИКУ В МАССЫ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МАССОВЫМ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ |
||||
X. И. Диманов, кандидат педагогических наук, преподаватель университета г. Велико Тырново (НРБ) |
||||
В настоящее время в социалистических странах исключительно большое внимание уделяется развитию массовой физической культуры. В связи с этим вопрос о методах преподавания физических упражнений в практике массовой физкультуры приобрел широкую актуальность (в частности, преподавание общедоступных гимнастических упражнений). В последние годы перспективы совершенствования методологии разучивания гимнастических упражнений связываются с принципами программирования. В частности, в СССР выполнен ряд ратбот (А. М. Шлемин, Ю. З. Носиков, Ю. К. Гавердовский, В. Е. Заглада), в которых показана возможность успешного осуществления программированного обучения как на простом, так и на сложном гимнастическом материале. Вместе с тем по-прежнему ощущается потребность в дальнейшей разработке методов программирования применительно к нуждам гимнастики. В настоящей статье излагаются некоторые результаты исследований, проведенных в этом направлении. Задача работы состояла в создании доступной методики программированного обучения гимнастическим упражнениям невысокой сложности. Предполагалось, что могут быть подготовлены обучающие программы, в которых — с использованием принципов программирования — будет в эффективной форме изложена методика разучивания гимнастических упражнений, пригодных для массовой физкультурной работы, в том числе .при занятиях спортом со студентами нефизкуль- |
турных вузов. Исследование осуществлялось под руководством профессора А. М. Шлемина и опиралось на предложенную им схему подготовки программированных материалов. Рассмотрим связанные с этим основные положения и результаты работы. Обучающая программа, используемая нами для разучивания несложных гимнастических упражнений, представляла собой методический документ, построенный по схеме, показанной на рисунке. В первой части данной программы раскрывается предмет обучения: называлось упражнение, представляющее собой цель обучения, предлагалась его кинограмма и описание техники упражнения; определялась необходимая двигательная база для успешного освоения упражнения. Так, для освоения подъема махом назад на брусьях достаточно выполнять три контрольных движения, обеспечивающих освоение требуемых навыков и качеств (см. рис.), В процессе подготовки обучающей программы производился анализ техники упражнения, составляющего цель обучения. В результате этого анализа выделялись основные компоненты движения, которые должны или могли стать объектом внимания при работе над их освоением (см. рис.). Согласно выявленным компонентам упражнения, разрабатывались учебные задания, которые становились основным содержанием последующих частей программы, содержащих шесть серий специальных учебно-тренировочных заданий. Рассмотрим эти серии особо. |
|||
33 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |