Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

продолжительность сохранения равновесия в каждой пробе. Например: в стойке на пятках зарегистрированы следующие величины сохранения равновесия — 2,2 с; 1,4 с; 1,8 с; 1,7 с; 1,6 с. Опускаются величины 2,2 с; 1,8 с; 1,6 с; 1,4 с; так что за среднюю продолжительность выполнения этого равновесия до тренировки принимаются 1,7 с;

— на протяжении тренировки осуществляется строгий учет нагрузки по объему;

—   непосредственно после занятия по схеме, приведенной выше, определяется среднее время сохранения равновесия в используемых пробах;

—   объем нагрузки сопоставляется с направленностью изменений продолжительности со-

 

хранения равновесия. Например: объем нагрузки составил 320 элементов за тренировку, а время удержания статического равновесия в первой пробе увеличилось, во второй — не изменилось, в третьей — увеличилось;

— по окончании наблюдений в месячном цикле тренировочных занятий тренер определяет средний объем нагрузки для случаев разной направленности. Средняя нагрузка, при которой продолжительность сохранения статического равновесия не уменьшится или незначительно увеличится, и будет соответствовать оптимуму для конкретной гимнастки на ближайший период занятий.

 

 

ГИМНАСТИКУ В МАССЫ


ПРОГРАММИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МАССОВЫМ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

   
X. И. Диманов, кандидат педагогических наук, преподаватель университета г. Велико Тырново (НРБ)
 

В настоящее время в социалистических странах исключительно большое внимание уделяется развитию массовой физической культуры. В связи с этим вопрос о методах преподавания физических упражнений в практике массовой физкультуры приобрел широкую актуальность (в частности, преподавание общедоступных гимнастических упражнений).

В последние годы перспективы совершенствования методологии разучивания гимнастических упражнений связываются с принципами программирования. В частности, в СССР выполнен ряд ратбот (А. М. Шлемин, Ю. З. Носиков, Ю. К. Гавердовский, В. Е. Заглада), в которых показана возможность успешного осуществления программированного обучения как на простом, так и на сложном гимнастическом материале.

Вместе с тем по-прежнему ощущается потребность в дальнейшей разработке методов программирования применительно к нуждам гимнастики. В настоящей статье излагаются некоторые результаты исследований, проведенных в этом направлении. Задача работы состояла в создании доступной методики программированного обучения гимнастическим упражнениям невысокой сложности. Предполагалось, что могут быть подготовлены обучающие программы, в которых — с использованием принципов программирования — будет в эффективной форме изложена методика разучивания гимнастических упражнений, пригодных для массовой физкультурной работы, в том числе .при занятиях спортом со студентами нефизкуль-

 

турных вузов. Исследование осуществлялось под руководством профессора А. М. Шлемина и опиралось на предложенную им схему подготовки программированных материалов. Рассмотрим связанные с этим основные положения и результаты работы.

Обучающая программа, используемая нами для разучивания несложных гимнастических упражнений, представляла собой методический документ, построенный по схеме, показанной на рисунке.

В первой части данной программы раскрывается предмет обучения: называлось упражнение, представляющее собой цель обучения, предлагалась его кинограмма и описание техники упражнения; определялась необходимая двигательная база для успешного освоения упражнения. Так, для освоения подъема махом назад на брусьях достаточно выполнять три контрольных движения, обеспечивающих освоение требуемых навыков и качеств (см. рис.),

В процессе подготовки обучающей программы производился анализ техники упражнения, составляющего цель обучения. В результате этого анализа выделялись основные компоненты движения, которые должны или могли стать объектом внимания при работе над их освоением (см. рис.). Согласно выявленным компонентам упражнения, разрабатывались учебные задания, которые становились основным содержанием последующих частей программы, содержащих шесть серий специальных учебно-тренировочных заданий. Рассмотрим эти серии особо.

Library   33   Up


Contents

 

Home
 

 

 

I серия заданий предполагала работу над специальными физическими качествами, которые необходимы для нормального освоения упражнения. Так, перед непосредственным разучиванием подъема махом назад на брусья занимающимся предлагалось проделать следующие упражнения:

1.  Лежа животом на коне (продольно) и держась слегка согнутыми руками за гимнастическую стенку, с прогибанием поднять ноги назад-вверх. Упражнение выполняется неоднократно, до утомления. Цель — укрепление мышц-разгибателей спины, активно работающих при исполнении «броска» ногами назад в подъеме на брусьях.

2.  То же с одновременным притягиванием руками к опоре. Упражнение сочетает в себе средства физической подготовки и некоторые элементы техники подъема.

3.  Быстрое сгибание-разгибание рук в упоре лежа. Это известное упражнение используется как средство укрепления мышц-разгибателей рук. Выполняется в ряде повторений до утомления.

4.  То же в положении упора лежа с опорой ногами на возвышение (скамейка или посильно более высокий упор для ног).

Дозировка для выполнения приведенных упражнений должна последовательно и постепенно меняться в соответствии с ростом возможностей занимающихся. В зависимости от

 

Применение принципов программирования при обучении массовым гимнастическим упражнениям

степени подготовленности занимающихся период работы над упражнениями серии продолжается от нескольких занятий (но не менее недели) до нескольких недель. Методические требования к исполнению заданий данной серии изложены в тексте обучающей программы.

II серия заданий направлена на ознакомление занимающихся с исходными и конечными положениями упражнений. Так, применительно к подъему махом назад такими положениями соответственно являются упор на руках согнувшись и упор. Для освоения и предварительного закрепления данных положений в обучающей программе предлагались следующие упражнения:

1.  Лежа на спине согнувшись, энергично разогнуться в тазобедренных суставах, посылая стопы вверх-вперед под углом 45°. Упражнение необходимо для первичного ознакомления с достаточно трудным положением типа упора на руках согнувшись. В данном случае положение облегчается за счет опоры спиной о пол.

2.   Мах дугой из упора на руках согнувшись, с помощью. Основная задача упражнения — закрепление навыка удержания исходного положения на снаряде. Попутно занимаю-

Library   34   Up


Contents

 

Home
 

щийся знакомится с элементами техники движения.

3.  То же самостоятельно.

4.  Размахивание в упоре. Это упражнение включается в программу как движение для повторения. Его основная задача — закрепление навыка удержания упора.

. Упражнения серии считаются освоенными при их исполнении занимающимися без помощи и в соответствии с требованиями, указанными в программе.

III  серия включает в себя ключевые упражнения, предназначенные для освоения «ведущего звена», упражнения так называемых основных действий, обеспечивающих принципиальное исполнение двигательного действия в целом. Так, для подъема махом назад на брусьях таким ведущим звеном являются маховые («бросковые») движения в упоре на руках, дающие необходимое энергообеспечение подъему в целом. В соответствующей программе упражнения этой серии были представлены следующими заданиями:

1.  Размахивание в упоре на руках с бросковыми движениями ногами вперед и назад. Гимнаст должен достаточно уверенно выполнять махи в обоих направлениях, хотя особое внимание в данном случае уделяется бросковому маху назад.

2.  То же с «отрывом» плеч от жердей на махе назад. В данном упражнении маху назад придается целевой характер, гимнаст должен понять и двигательно освоить бросковое движение (с необходимым «притормаживанием» ног), обеспечивающее подъем тела вверх-назад от жердей.

3.  В упоре на руках на концах жердей имитационный подъем махом назад с помощью тренера. Занимающийся выполняет активный мах (упражнение 2), а преподаватель помогает ему подняться до положения упора и прочувствовать разницу между освоенным движением и конечным подъемом, представляющим собой цель обучения.

IV  серия призвана подготовить занимающихся к точному исполнению ранее освоенных действий, придать им более строгий, управляемый характер. Для разучивания подъема махом назад в данной серии рекомендовались:

1.  Размахивания в упоре на руках с попытками оценки амплитуды маха назад (в градусах). В серии пробных попыток гимнаста информировали об истинной амплитуде маха (измеряемой гониометром, с учетом угла между нижней вертикалью и конечным положением тела при его подъеме вверх-назад). В дальнейшем занимающийся учился самостоятельно оценивать размах движения, сопоставляя свои оценки с информацией преподавателя.

2. То же, но с изменением контрольной высоты подъема тела на махе назад.

V  серия упражнений ставила своей целью объединение, синтез ранее полученных навыков

 

в целостное движение упрощенного вида. Эта задача решалась посредством применения так называемых подводящих упражнений. При этом особо выделялись действия, которые могут составить для занимающихся наибольшие трудности. Для освоения подъема махом назад предлагались следующие упражнения:

1.  Из размахивания в упоре на согнутых руках махом назад в упор. Цель упражнения — отработка действии перехода в упор на выпрямленных руках махом назад, выполняемых в упрощенных условиях.

2.  В упоре лежа на руках, ноги сзади на матах, положенных на жерди, из прогнутого положения, с выпрямлением тела выход в упор.

3.  Махом вперед из упора на руках «подбрасыванием» плеч к кистям и подъем махом назад в упор с помощью.

VI серия упражнений предназначена для окончательного закрепления навыка целостного исполнения упражнения. Приедем примеры упражнений, предназначавшихся в этом случае для освоения подъема махом назад:

1.  Подъем махом назад на концах жердей с помощью.

2.  Подъем махом назад на наклонных жердях (передний конец жердей опущен). Гимнаст впервые самостоятельно делает весь подъем в упрощенных условиях.

3.   Подъем махом назад из размахивания в упоре на руках.

4.  Подъем махом назад из упора на руках согнувшись. Упражнение выполняется самостоятельно в форме простейшего соединения: размахивания в упоре на руках — махом вперед упор на руках согнувшись — мах дугой — подъем махом назад в упор.

Освоение последнего упражнения VI серии в соответствии с техническими требованиями, указанными в программе, означает успешное прохождение всей программы.

Качество освоения как учебных упражнений, входящих в программу, так и финального упражнения, составляющего цель обучения, в существенной мере зависит от методики работы. Все упражнения серий давались с нарастанием трудности и постепенным повышением требований к качеству исполнения заданий. Главная же особенность предлагаемого подхода заключается в системе аналитико-синтетического освоения каждого упражнения, являющегося целью работы. Обучающиеся должны были каждый раз пройти определенную «цепочку» заданий, представляющих собой рабочий алгоритм: подготовка опорно-двигательного аппарата к работе — обеспечение уверенного владения «крайними точками» целевого движения, исходным и конечным положениями — освоение «ведущего звена» упражнения, позволяющего «привести в движение» всю систему действий, — уточнение всех освоенных действий с целью их подготовки к объединению в одно целое — первичный синтез движений в облегченных

 
Library   35   Up


Contents

 

Home
 

условиях — окончательный синтез движений и их закрепление в стандартных условиях работы. Подобный подход позволяет методически уверенно строить обучение подавляющему большинству несложных гимнастических упражнений. Значительную роль при этом играет и текущий контроль за качеством исполнения учебных заданий, осуществляемый в соответствии с известными принципами программирования.

Как известно, двумя основополагающими принципами программированного обучения являются принципы дозирования учебных заданий и принцип обратной связи (Б. Скиннер, Н. Краудер, Г. Паск, Л. Столаров, У. Ричмонд, Н. Никандров, В. Беспалько, Н. Талызина, Т. Ильина и др). В обучающих программах, применявшихся нами в данном случае, эти принципы реализовывались в несложной форме, предполагающей подразделение элементов программы на соответствующие «шаги» и «кадры». В таблице дана одна из частей обучающей программы, предназначенная для освоения подъема махом назад на брусьях. Она дает представления о шаговой и кадровой структуре программы. В данном случае «шагом» программы считалась совокупность трех «кадров», прохождение которых связано общей педагогической задачей. Такой задачей каждый раз являлось освоение одного из последовательно предлагаемых учебных упражнений (заданий). Трехкадровая структура шага определяется необходимостью эффективно направлять и контролировать действия ученика. Соответственно этому применялись три типа кадров:

информационный кадр дает «вводную» информацию о задании, обозначает цель работы;

 

операционный кадр содержит сведения по технике движения;

контрольный кадр вводит критерии оценки качества исполнения задания и определяет необходимую дозировку работы.

Таким образом, исполнение каждого задания должно протекать в русле вполне определенных требований и не может быть произвольным. Тем самым до определенной степени обеспечивается качественное исполнение каждого задания и успешное продвижение по упражнениям серии.

Эффективность применения обучающих программ описанного вида была проверена на практике. Был осуществлен длительный, двухгодичный, педагогический эксперимент, проведенный на студентах Велико-Тырновского университета в Болгарии. Общие итоги экспери­ мента говорят о несомненной целесообразности применения данного метода обучения несложным упражнениям в гимнастике: при обучении повышается процент удачных попыток исполнения, уменьшается общее время, необходимое для разучивания упражнений, увеличивается моторная плотность занятий, повышается качество освоения движений, прочность приобретаемых навыков. Программированное обучение позволяет существенно повысить эффективность самостоятельной работы занимающихся (что чрезвычайно важно для массовой работы по спорту). Вместе с тем программированное обучение освобождает преподавателя от черновой, нетворческой работы и одновременно делает занятия более эмоциональными и привлекательными.

 

Фрагмент обучающей программы, предназначенной для освоения подъема махом назад

(V серия учебных заданий)

Номер задания

Кадры

информационный

операционный

контрольный

1

Из размахивания в упоре на согнутых руках махом назад упор

Делать после 2 — 3 размахиваний. Руки активно разгибать после прохождения ногами горизонтали, сочетая действия с махом

Делать 2 — 3 раза подряд, не допуская ритмических сбоев, добиться уверенного четкого выхода в упор

2

Махом вперед из упора на руках «подбрасывание» плеч к кистям и подъем махом назад с помощью

Пододвигая плечи к кистям, четко фиксировать согнутые руки, в особенности в активной части «броска» ногами. Работать, не рассчитывая на помощь

Выполнять без сгибания тела при подъеме. Добиться возможности самостоятельно продолжать мах в упоре после выхода на прямые руки

Library   36   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало