|
щийся знакомится с элементами техники движения.
3. То же самостоятельно.
4. Размахивание в упоре. Это упражнение включается в программу как движение для повторения. Его основная задача — закрепление навыка удержания упора.
. Упражнения серии считаются освоенными при их исполнении занимающимися без помощи и в соответствии с требованиями, указанными в программе.
III серия включает в себя ключевые упражнения, предназначенные для освоения «ведущего звена», упражнения так называемых основных действий, обеспечивающих принципиальное исполнение двигательного действия в целом. Так, для подъема махом назад на брусьях таким ведущим звеном являются маховые («бросковые») движения в упоре на руках, дающие необходимое энергообеспечение подъему в целом. В соответствующей программе упражнения этой серии были представлены следующими заданиями:
1. Размахивание в упоре на руках с бросковыми движениями ногами вперед и назад. Гимнаст должен достаточно уверенно выполнять махи в обоих направлениях, хотя особое внимание в данном случае уделяется бросковому маху назад.
2. То же с «отрывом» плеч от жердей на махе назад. В данном упражнении маху назад придается целевой характер, гимнаст должен понять и двигательно освоить бросковое движение (с необходимым «притормаживанием» ног), обеспечивающее подъем тела вверх-назад от жердей.
3. В упоре на руках на концах жердей имитационный подъем махом назад с помощью тренера. Занимающийся выполняет активный мах (упражнение 2), а преподаватель помогает ему подняться до положения упора и прочувствовать разницу между освоенным движением и конечным подъемом, представляющим собой цель обучения.
IV серия призвана подготовить занимающихся к точному исполнению ранее освоенных действий, придать им более строгий, управляемый характер. Для разучивания подъема махом назад в данной серии рекомендовались:
1. Размахивания в упоре на руках с попытками оценки амплитуды маха назад (в градусах). В серии пробных попыток гимнаста информировали об истинной амплитуде маха (измеряемой гониометром, с учетом угла между нижней вертикалью и конечным положением тела при его подъеме вверх-назад). В дальнейшем занимающийся учился самостоятельно оценивать размах движения, сопоставляя свои оценки с информацией преподавателя.
2. То же, но с изменением контрольной высоты подъема тела на махе назад.
V серия упражнений ставила своей целью объединение, синтез ранее полученных навыков
|
|
в целостное движение упрощенного вида. Эта задача решалась посредством применения так называемых подводящих упражнений. При этом особо выделялись действия, которые могут составить для занимающихся наибольшие трудности. Для освоения подъема махом назад предлагались следующие упражнения:
1. Из размахивания в упоре на согнутых руках махом назад в упор. Цель упражнения — отработка действии перехода в упор на выпрямленных руках махом назад, выполняемых в упрощенных условиях.
2. В упоре лежа на руках, ноги сзади на матах, положенных на жерди, из прогнутого положения, с выпрямлением тела выход в упор.
3. Махом вперед из упора на руках «подбрасыванием» плеч к кистям и подъем махом назад в упор с помощью.
VI серия упражнений предназначена для окончательного закрепления навыка целостного исполнения упражнения. Приедем примеры упражнений, предназначавшихся в этом случае для освоения подъема махом назад:
1. Подъем махом назад на концах жердей с помощью.
2. Подъем махом назад на наклонных жердях (передний конец жердей опущен). Гимнаст впервые самостоятельно делает весь подъем в упрощенных условиях.
3. Подъем махом назад из размахивания в упоре на руках.
4. Подъем махом назад из упора на руках согнувшись. Упражнение выполняется самостоятельно в форме простейшего соединения: размахивания в упоре на руках — махом вперед упор на руках согнувшись — мах дугой — подъем махом назад в упор.
Освоение последнего упражнения VI серии в соответствии с техническими требованиями, указанными в программе, означает успешное прохождение всей программы.
Качество освоения как учебных упражнений, входящих в программу, так и финального упражнения, составляющего цель обучения, в существенной мере зависит от методики работы. Все упражнения серий давались с нарастанием трудности и постепенным повышением требований к качеству исполнения заданий. Главная же особенность предлагаемого подхода заключается в системе аналитико-синтетического освоения каждого упражнения, являющегося целью работы. Обучающиеся должны были каждый раз пройти определенную «цепочку» заданий, представляющих собой рабочий алгоритм: подготовка опорно-двигательного аппарата к работе — обеспечение уверенного владения «крайними точками» целевого движения, исходным и конечным положениями — освоение «ведущего звена» упражнения, позволяющего «привести в движение» всю систему действий, — уточнение всех освоенных действий с целью их подготовки к объединению в одно целое — первичный синтез движений в облегченных |
|