|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рость ног, длительность последовательных фаз движения, динамическое взаимодействие со снарядом. В процессе биомеханического анализа подъема дугой было выделено пять граничных поз, соответствующих четырем последовательным |
фазам упражнения (см. рисунок). Этими фаза-ми являлись: — фаза «схода» из высокого упора до вертикального упора с отведенным назад тазом. Характеризуется замедленным, «силовым» движением и предшествует ускоренному, свободному спаду под действием силы тяжести; — фаза «спада» из вертикального упора до положения виса согнувшись с предельным «складыванием». Вместе с предыдущей данная фаза составляет подготовительную стадию упражнения и влияет на эффективность последующих действий гимнаста; — фаза «разгибания» от виса согнувшись до высокого виса с минимальными углами тела (взятыми по его передней поверхности). Действия данной фазы играют решающую роль в обеспечении перехода тела гимнаста в упор и |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 1 Экспериментальные обучающие упражнения
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
должны быть отнесены к стадии основных действий; — фаза «сгибания» с выходом в упор от положения высокого виса до положения высокого упора сзади. Эти действия также могут быть отнесены к основным, так как связаны с окончательным выходом в положение упора, являющимся целью движения в целом. В дальнейшем гимнаст продолжает движение, которое должно быть отнесено к стадии завершающих действий, которые нами не анализировались. Для каждого из пяти названных граничных положений был получен «пакет» биомеханических параметров, характеризующих успешное выполнение подъема дугой. Во второй части исследования тем же испытуемым было предложено выполнить большую серию упражнений, структурно родственных, как предполагалось, подъему дугой в упор. Упражнения были отобраны на основании рекомендаций, имеющихся в литературе, и представляли собой учебные задания, выполняемые либо самостоятельно, либо с применением необходимых вспомогательных приемов (проводка, помощь, подталкивание, фиксация) и средств |
(низкие брусья, горка матов и пр.). Всего каждый испытуемый выполнил 22 учебных упражнения, каждое из которых регистрировалось по изложенной выше методике (табл. 1). После проведения данной части исследования появилась возможность объективного сопоставления биомеханических характеристик, найденных для граничных поз подъема дугой в упор и для аналогичных поз, входящих (в том или ином количестве) в состав учебных заданий. При этом предполагалось, что чем теснее связь в характеристиках основного и учебного заданий, тем эффективнее последнее должно быть в процессе обучения. Сопоставляя качество обучающих упражнений, можно было бы сделать полезные выводы о методике отбора упражнений при работе по методу расчленения. С целью, проверки тесноты связи между параметрами основного и обучающих упражнений был проведен математико-статистический анализ полученного материала, выполненный по методу канонической корреляции. Расчеты выполнялись на ЭВМ-ЕС-30. Результаты анализа приведены в табл. 2. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 Канонические коэффициенты корреляции и детерминации по пяти контрольным позам основного и обучающих упражнений
Условные обозначения: r — коэффициент канонической корреляции (без ноля), d — коэффициент детерминации (%), dc — сводный коэффициент детерминации (%). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 |
|
||||
Как можно видеть из табл. 1, двигательный состав обучающих упражнений был разнообразен. За исключением упражнения 21 все обучающие упражнения по количеству входящих в них фаз движения были меньше, чем целевое упражнение, и охватывали разные его части. По этому признаку всю серию можно разделить на несколько характерных групп: 1. Упражнения, включающие в себя только подготовительные действия (1 — 3). 2. Упражнения, включающие в себя подготовительные действия, а также связующие действия, общие для подготовительных и основных действий (4 — 6). 3. Упражнения, включающие в себя только действия на границе подготовительной и основной стадий (7 — 9). 4. Упражнения, включающие в свой состав пограничные действия подготовительной и основной стадий, а также элементы самих основных действий (10, 12 — 16, 18, 19). 5. Упражнения, содержащие полностью основные действия, включая граничные действия на соединении с подготовительной стадией (17, 20). 6. Упражнения, включающие в себя все подготовительные и начальную фазу основных действий (11, 22). Упражнения данных групп различны по методическому смыслу и качеству. Можно видеть, что выделяется группа упражнений, основная задача которых — освоение определенных фаз действий гимнаста, разделенных граничными положениями (группа 1). Узконаправленный характер носят и упражнения группы 3, однако это упражнения, вырабатывающие навык связующих действий на границе между подготовительной и основной стадиями. Далее выделяются группы упражнений, носящих «крупноблочный» характер и включающих в себя значительную часть целевого упражнения (группы 2, 4 — 6). Особое место в этом перечне должны занимать упражнения типа упражнения 21, которое фактически представляет все фазы целевого упражнения; практическое применение такого упражнения должно быть отнесено уже к области целостного метода освоения движения. Упомянутые различия в двигательном составе обучающих упражнений принципиально важны. При освоении упражнений по методу расчленения тренер должен располагать средствами, позволяющими ему целенаправленно работать над всеми компонентами целевого навыка, включая как отдельные фазы движения, так и связующие действия, стоящие на границе данных фаз. Важным аспектом выбора обучающих упражнений при работе с расчленением является точность подбора заданий, их биомеханическое соответствие целевому движению. В этом смысле качество обучающих упражнений, наиболее пригодных для освоения подъема дугой в |
упор, может быть оценено по коэффициентам канонической корреляции, а также по значениям сводного коэффициента детерминации, приведенным в таблице. Примененный метод позволяет из 22 исследовавшихся упражнении отобрать по объективным признакам относительно ограниченное число заданий, оказавшихся лучшими в своих группах. Это упражнения 2, 3, 5, 9, 11, 14, 17, 22. С биомеханической точки зрения данные упражнения характерны наиболее точным воспроизведением условий движения гимнаста в момент пересечения контрольных положений. Например, в группе упражнений, включающих в свой состав пограничные действия подготовительной и основной стадий, а также важнейшую фазу самих основных действий (группа 4), по данным корреляционного анализа выделяется упражнение 14. Для него характерны высокие коэффициенты канонической корреляции, говорящие о высокой степени соответствия параметров граничных положении аналогичным параметрам подъема дугой. Высоким оказывается в данном случае и сводный коэффициент детерминации, позволяющий выделить это упражнение по сумме показателей из упражнений группы. Задание представляет собой раскачивание в висе согнувшись, которое гимнаст выполняет пользуясь некоторой помощью, и последующее разгибание с приходом в сед на маты. Особое внимание при исполнении упражнения уделяется работе руками как в раскачивании, так и при выходе в сед. Движения, построенные таким образом, позволяют гимнасту в серии раскачиваний хорошо прочувствовать активную компоненту упражнения и к моменту выхода в упор добиться параметров, близких к параметрам самого подъема дугой в упор. Другие упражнения этой серии дают менее точное воспроизведение движения. Так, упражнение 13 почти полностью повторяет описанное, но отличается от него наскоком из виса стоя, который, вероятно, не позволяет при однократном воспроизведении маха в висе так же эффективно «настроиться» на разгибание с активной работой руками, как это имело место при раскачиваниях в висе согнувшись. В свою очередь, упражнение 15 делается с раскачиваний так же, как и лучшее упражнение серии, но отличается от него тем, что гимнаст после выполнения наиболее активного разгибания не отпускает жердей и не дает, таким образом, естественным образом завершаться движению и реализовать основные действия. Различия в двигательном составе обучающих упражнений и в их нацеленности на определенный дидактический эффект, подобные описанным, играют существенную роль в подборе наиболее точных заданий при обучении по методу расчленения. Обращает на себя внимание тот факт, что в упражнениях, включающих в себя не менее трех фаз действий, наиболее точно воспроизводятся характеристики целевого упражнения (см. коэффициенты корреляции в |
|||
47 |
|
||||
упр. 4, 6, 11, 17, 20, 21). При этом наиболее высокими коэффициентами корреляции, характеризующими данную граничную позу (не только в группе однотипных заданий, но и в масштабе всех исследовавшихся обучающих упражнений), отличаются те случаи, когда данная поза располагается в середине цепи активных действий гимнаста. Это позволяет сделать вывод о том, что всякий элемент движения, «окружаемый» естественно примыкающими к нему действиями (согласующимися с целью обучения), воспроизводится более точно, нежели в тех случаях, когда тот же фрагмент располагается (вследствие расчленения упражнения) на «краях» двигательного действия. Данный вывод подчеркивает важность возможно более естественного построения действий, входящих в обучающие упражнения. Он яв- |
ляется также указанием на необходимость разумного укрепления заданий в случае расчленения целевого упражнения, так как очевидно что чем «больше» используемое обучающее упражнение, тем большее число двигательных фаз окажется в более благоприятных условиях. Подводя итоги, следует, таким образом, признать, что при обучении по методу расчленения наиболее эффективными должны быть упражнения связующего характера, включающие в себя: по содержанию — элементы основной стадии действий, по объему (степени дробности) — не менее трех фаз из двигательного состава целевого упражнения. Этот вывод был в дальнейшем проверен в педагогическом эксперименте, давшем положительные результаты я подтвердившем обсуждавшиеся выше закономерности. |
|||
|
||||
И. И. Крахмалева, Л. С. Захарова, ГЦОЛИФК |
||||
|
Современный уровень спорта постоянно требует от спортсменов увеличения тренировочных нагрузок с целью достижения более высоких спортивных результатов. В результате интенсификации нагрузок опорно-двигательный аппарат спортсменов претерпевает значительные изменения (З. С. Миронова с соавт., 1982). Нередко чрезмерные физические нагрузки, приводящие к хронической микротравматизации позвоночного сегмента, способствуют переходу от клинически физиологической перестройки костной ткани позвоночника к появлению симптомов патологической перестройки мышц и суставов позвоночника. Среди патологических состояний позвоночника наиболее распространенным является остеохондроз, сущность которого заключается в дегенеративно-дистрофическом заболевании межпозвонкового диска, нарушении всех его структурных единиц. Это приводит к нарушению опорно-двигательной функции позвоночника, а также обусловливает целый ряд клинических проявлений заболевания. Весьма распространенным это заболевание является среди гимнастов. У представителей гимнастики позвоночник испытывает большие статико-динамические нагрузки, что приводит в некоторых случаях к патологическим изменениям в межпозвонковых дисках. Несмотря на наличие заболевания, спортсмены продолжают занятия спортом и выступления в соревнованиях. Любимый снаряд. А. Шишова |
|||
48 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |