Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

фрагментов смысловой структуры. Другими словами, осознанные представления о двигательных действиях возникают бессистемно, на интуитивной основе, и не опираются на фазовую структуру движения. В результате ошибки, возникающие в процессе обучения, все более укореняются. Их выявление и тем более устранение затруднительно из-за отсутствия осознанных двигательных представлений о механизме управления движения. Это обстоятельство является серьезным и иногда непреодолимым препятствием для достижения высшего спортивного мастерства.

Выявление фазового состава исследуемых -упражнений, граничных1 и контрольных поз2,

 


1 Граничная поза — положение тела спортсмена при переходе из одной фазы в другую.

2 Контрольная поза — понимаемое нами положение тела спортсмена в середине фазы, характеризующее выполнение в ней ведущего элемента координации.

 

ведущих элементов координации, а также результаты опроса и анкетирования спортсменов позволили сформировать модельную схему самоконтроля (табл. 3), где каждой фазе упражнения соответствует конкретная двигательная установка. В процессе освоения соскока двойное сальто технические действия в фазах как опорного, так и безопорного периода постепенно объединяются в блоки. Двигательная установка при этом приобретает все более интегративный характер.

Таким образом, успех в обучении сложному упражнению в значительной мере зависит от формирования осознанной системы самоконтроля спортсменом своих действий. При этом гимнаст должен сосредоточить свое внимание на контроле граничных поз, а также на выполнении ведущего элемента координации в каждой фазе упражнения. На этапе совершенствования самоконтроль приобретает все более обобщенный характер и сводится к самооценке ключевых фрагментов осваиваемого движения.

 

 

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИИ ГИМНАСТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛОЖНЫХ МАХОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

   
Ю. А. Кирьянов, ВНИИФК
 

Подавляющее большинство сложнейших упражнений, включая и соскоки с перекладины, колец и брусьев, выполняются большим махом.

В настоящее время контроль за техникой •осуществляется в основном с помощью субъективных критериев, не позволяющих точно определить ошибки и вскрыть их причинную обусловленность на структурно-фазовом уровне.

Вполне очевидно, что определение критериев, объективно оценивающих эффективность выполнения упражнений на основе использования инструментальных устройств срочной информации, в значительной степени содействует решению данной проблемы. Исследования в этом направлении, на наш взгляд, являются весьма актуальными.

Известно, что кинетическая энергия тела гимнаста растет с увеличением скорости перемещения; последняя, в свою очередь, достигает своего максимального значения в положении нижней вертикали, т. е. в одном из основных рабочих положений (висе). Скорость перемещения тела гимнаста обратно пропорциональна времени прохождения дозированного участка пути. Следовательно, измерив это время, можно вычислить скорость, которая в первом приближении характеризует величину кинетической энергии.

Для проверки наших предположений были проведены исследования взаимосвязи средней скорости звеньев тела спортсмена в положении

 

нижней вертикали с эффективностью выполнения анализируемых упражнений. Для выявления этой зависимости были разработаны и изготовлены фотоэлектронные устройства для регистрации временных характеристик движений звеньев тела гимнаста на определенных участках траектории. Было установлено три комплекта фотоэлектронных устройств.

Первое было ориентировано на руки, второе — на туловище и третье — на ноги. Были строго определены величины регистрируемого радиуса вращения каждого звена и пройденного ими пути, которые не изменялись на продолжении всего исследования.

При оценке качества анализируемых упражнений учитывались сбавки за допущенные ошибки. Неудачное выполнение упражнений характеризовалось сбавкой в один балл (перелет Ткачева — недохват, сальто Делчева — недохват и т. д.).

Эксперты, оценивая упражнения, особое внимание уделяли высоте вылета, положению тела в полете, высоте прихода при исполнении перелетов и точности приземления.

В процессе исследований анализировались различные упражнения на перекладине, которые в последнее время стали выполняться сильнейшими гимнастами. К ним относятся: перелет Ткачева, сальто Делчева, тройное сальто назад в группировке.

Library   42   Up


Contents

 

Home
 

Победная точка. Д. Билозерчев

Выбранные элементы являлись наиболее яркими примерами современных маховых упражнений на перекладине.

 

Результаты проведенных исследовании взаимосвязи средних значений угловых скоростей анализируемых звеньев тела и успешности выполнения упражнений по пяти контрольным подходам приведены в табл. 1.

Результаты проведенного корреляционного анализа свидетельствуют о тесной достоверной связи скорости перемещения тела в основном рабочем положении (висе) и эффективности выполнения упражнений во всех анализируемых случаях. Среднее значение этой связи равно 0,894 при допустимых значениях r = 0,780 р < 0,05.

Рассмотрим на конкретном примере исполнение пяти подходов «Сальто Делчева» мастером спорта В. А-ым (табл. 2).

Взаимосвязь среднего значения угловых скоростей и качества равна 0,95.

Существуют строго определенные (индивидуальные) границы значений угловых скоростей, которые характеризуют успешное выполнение упражнений.

Результаты, приведенные в табл. 2, говорят о том, что характеристики угловых скоростей звеньев тела спортсмена отражают особенности двигательной структуры удачных и неудачных подходов; следовательно, разработанная методика может с успехом использоваться как при совершенствовании, так и при обучении сложным маховым упражнениям.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие обобщения.

Анализ скоростных параметров движений звеньев тела позволяет дать энергетическую оценку эффективности двигательных действий спортсмена, выявить ведущие элементы движений в основном рабочем положении (висе), отбирать наиболее рациональные варианты техники, прогнозировать нормативы технической под-

 

Таблица 1

Испытуемый

Анализируемый элемент

Лучшее исполнение

Худшее исполнение

Связь

(r)

Сбавка (балл)

Средн. знач. угл. скорости

Сбавка (балл)

Среди. знач. угл. скорости

К-ов А.

Сальто Делчева

0,1

5,25

1

5,09

0,900

А-ов В.

»

0,2

5,09

1

4,86

0,950

Г-ов П.

»

0,3

5,26

1

5,14

0,800

Г-ов А.

»

0,1

5,70

1

5,22

0,950

К-ов А.

Сальто в вис

0,3

5,84

1

5,28

0,900

А-ов В.

Перелет Ткачева

0,0

5,40

1

5,12

0,875

А-ов В.

Тройное сальто соскок

0,2

5,59

0,6

5,06

0,850

Ц-ов И.

»

0,3

5,43

0,6

5,11

0,950

А-ин С.

»

0,2

5,49

0,6

5,20

0 875

 

Допустимые значения r = 0,78.

 

Library   43   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 2

Угловая скорость (рад/с)

Сбавка (балл)

Средн. знач. угл. скорости

Связь (r)

рук

туловища

ног

5,31

4,99

4,61

0,4

4,97

0,95

4,84

4,90

4,84

1

4,86

5,54

4,79

4,71

0,2

5,01

5,56

4,85

4,85

0,2

5,09

4,96

4,88

4,63

1

4,82

 

Допустимые значения r = 0,78.

 

готовленности в отдельных видах многоборья.

Разработанная методика может с успехом использоваться в учебно-тренировочном процессе, так как несет срочную объективную информацию (не требующую длительной обработки),

 

характеризующую особенности двигательной деятельности спортсмена в каждом подходе с учетом индивидуальных особенностей, что особенно важно на этапе подготовки спортсменов высокой квалификации.

 

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ ПО МЕТОДУ РАСЧЛЕНЕНИЯ

   
Г. К. Уткевич, зав. кафедрой гимнастики и игр ВГПИ, Б. А. Суслаков, кандидат технических наук, Ю. К. Гавердовский, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК
 

Обучение сложным гимнастическим упражнениям по методу расчленения является неотъемлемой частью методологии обучения в данном виде спорта. Применяя расчленение трудного упражнения и осваивая его по частям, гимнаст к тренер действуют по схеме «анализ — синтез» и получают возможность не только тщательно изучать детали движения, но и снижать порог доступности двигательных заданий. Эти достоинства метода расчленения хорошо известны и делают его ценным средством освоения гимнастических упражнений.

Вместе с тем всегда отмечались и недостатки расчленения, главные из которых: опасность искажения структуры движения, необходимость выполнения значительной вспомогательной работы, не имеющей прямого отношения к цели обучения, трудности воспроизведения двигательных действий, взятых в отрыве от целостной системы движений, и др. Эти стороны методологии обучения посредством расчленения пока что мало изучены и поэтому представляют большой интерес как в научном, теоретическом, так и практическом плане.

 

В настоящей статье излагаются некоторые результаты исследований, целью которых была оценка дидактической эффективности заданий, выбранных по методу расчленения и различающихся как объемом заключенной в них двигательной информации, так и точностью воспроизведения параметров целевого упражнения.

Исследования были проведены на примере одного из типичных, средних по сложности упражнений — подъема дугой в упор на брусьях. Пять гимнастов — мастеров спорта, хорошо владеющих подъемом, после необходимой разминки выполняли по три подхода, в которых повторяли подъем дугой в упор «ранним спадом из упора». Исполнения регистрировались с помощью методов электрогониометрии, тензометрии и скоростной киносъемки, в результате чего фиксировались следующие характеристики: изменение угла между предплечьем прямой руки и жердями, изменение плечетуловищного угла и тазобедренного угла (по передней поверхности тела), угловая скорость рук гимнаста (относительно внешних неподвижных координат), угловая скорость туловища, угловая ско-

Library   44   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало