Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ САМОКОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СОСКОКОВ С БРУСЬЕВ

   
В. Г. Усатый, Н. Г. Сучилин, кандидаты педагогических наук, ВНИИФК
 

Проведенные исследования показали, что наличие у гимнаста осознанной системы самоконтроля является одним из важнейших факторов достижения высокого исполнительского мастерства.

В то же время концентрация внимания на разобщенных второстепенных элементах движения ведет к серьезным затруднениям при освоении сложных упражнений. Поэтому представилось необходимым изучить степень сформированности представлений о структуре технических действий на примере выполнения соскока двойное сальто с брусьев. Для этого было опрошено (методом конструированных ответов) 36 высококвалифицированных гимнастов. На вопрос: «Что вы считаете главным в плане самоконтроля при выполнении соскока двойное сальто с брусьев?» — 42% опрошенных выделили стадию «аккумуляции» опорного перио-

 

да, 47% — стадию «рабочих действий» и только 11% из опрошенных гимнастов указали на управляющие действия в безопорном периоде. Соотношение фрагментов, контролируемых гимнастами при выполнении соскока двойное сальто с брусьев, свидетельствует о том, что такие факторы, как «обкрученность» и управляющие действия в полете для данного контингента испытуемых не являлись, объектами акцентированного самоконтроля.

В табл. 2 приведены словесные формулировки контролируемых фрагментов при выполнении соскока двойное сальто с брусьев по результатам опроса гимнастов.

В действиях на опоре гимнасты контролируют свое внимание в основном на пространственно-силовых фрагментах движения (табл. 1).

Таблица 1

Процентное соотношение осознанно контролируемых фрагментов

Контролируемые фрагменты движения

По усилию

По времени

По пространству

Комплексно

по пространству и усилию

по пространству и по времени

1

100

2

100

3

100

4

100

5

100

6

25

75

7

67

33

8

100

9

100

 

При этом число осознанно контролируемых фрагментов колеблется от 1 до 5. Особое внимание гимнасты уделяют махам (стадия «рабочие действия» — 6.1 — 6.5) и положению звеньев тела к моменту отрыва от опоры (граничная поза «старт» — 7.1 — 7.3). Фрагмент движения 1 контролируется полностью по пространству, а фрагмент движения 9 — по времени. Таким образом, при осуществлении контроля за своими действиями во время махового движения в упоре гимнасты опираются в основном на

 

свои кинестетические ощущения, причем они тем дифференцированнее, чем выше квалификация спортсмена. В безопорном периоде самоконтроль в основном автоматизирован. В том случае, когда гимнасты оценивают свои действия, акцент делается на временные и ритмические характеристики.

Исследования показали, что представление о самоконтроле при выполнении упражнения у подавляющего числа гимнастов носит произвольный характер с выделением отдельных

Library   39   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 2

Схема самоконтроля техники соскока с брусьев

Период

Стадия

№ фрагмента движения

Акцент самоконтроля

Словесная формулировка фрагментов самоконтроля

Число случаев

Опорный

Аккумуляция

1

Положение тела

1.1

Сохранение выпрямленной позы тела в горизонтальном и вертикальном положениях

1

1.2

Сохранение прямого положения тела в процессе спада

1

2

Мах

2.1

Свободный мах

5

3

Работа плеч

3.1

Удержание плеч над опорой

6

4

Упор

4.1

Сохранение упора

2

Рабочие действия

5

Положение тела

5.1

Выведение таза из жердей с сохранением упора

3

5.2

Поднимание тела с броском ног

1

6

Мах

6.1

Максимальный мах вперед-вверх с сохранением упора

1

6.2

Хлестовый удар

1

6.3

Мах ногами вперед-вверх с толчком руками

1

6.4

Бросок ногами, немного не доходя до вертикали

4

6.5

Обеспечение требуемой скорости маха к моменту старта

1

7

Положение тела к моменту старта

7.1

Поднимание туловища с одновременным нажимом руками на жерди

2

7.2

Выведение таза вперед-вверх

1

7.3

Высокий уход

1

8

Работа плеч

8.1

Удержание плеч над опорой

1

Безопорный

Реализация

9

Управляющие

9.1

Быстрое группирование

3

действия в полете

9.2

Быстрое разгруппирование

1

 

 
Library   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 3

Модельная схема самоконтроля в процессе освоения соскока двойное сальто
с брусьев

Фрагменты само-

контроля

Период

опорный

безопорный

Фазы

разгон

замах

бросок

предстартовые действия

принятие группировки

удержание группировки

выпрямление тела

1

2

3

4

5

6

7

В каждой фазе

Сделать свободный спад прямым телом сверху вниз с удержанием плеч над опорой

Слегка прогнуться в пояснице, удерживая плечи над опорой в момент прохождения туловищем горизонтали "

Сделать бросковое движение ногами с акцентом после вертикали

Вывести туловище вперед-вверх с акцентированным отжиманием руками от жердей в финальной ее части

Быстро согнуться в тазобедренных и коленных суставах; плотно сгруппироваться

Подтянуть колени к груди. Удерживать плотную группировку

Во время акцентированного выпрямления тела кисти и стопы перемещать в противоположные стороны

В блоке фаз 2 и 3

Сделать небольшой прогиб в пояснице и затем хлестообразно-бросковое движение ногами с акцентом после вертикали. Плечи держать над опорой

В блоке фаз 2, 3 и 4

В предстартовых действиях вывести туловище вперед-вверх, активно отжимаясь руками от жердей

В периоде

Удерживать плечи над опорой при свободном движении тела, активно отжиматься руками от жердей перед стартом

Быстро принять плотную группировку и акцентированно выпрямить тело перед приземлением

 
Library   Up


Contents

 

Home
 

фрагментов смысловой структуры. Другими словами, осознанные представления о двигательных действиях возникают бессистемно, на интуитивной основе, и не опираются на фазовую структуру движения. В результате ошибки, возникающие в процессе обучения, все более укореняются. Их выявление и тем более устранение затруднительно из-за отсутствия осознанных двигательных представлений о механизме управления движения. Это обстоятельство является серьезным и иногда непреодолимым препятствием для достижения высшего спортивного мастерства.

Выявление фазового состава исследуемых -упражнений, граничных1 и контрольных поз2,

 


1 Граничная поза — положение тела спортсмена при переходе из одной фазы в другую.

2 Контрольная поза — понимаемое нами положение тела спортсмена в середине фазы, характеризующее выполнение в ней ведущего элемента координации.

 

ведущих элементов координации, а также результаты опроса и анкетирования спортсменов позволили сформировать модельную схему самоконтроля (табл. 3), где каждой фазе упражнения соответствует конкретная двигательная установка. В процессе освоения соскока двойное сальто технические действия в фазах как опорного, так и безопорного периода постепенно объединяются в блоки. Двигательная установка при этом приобретает все более интегративный характер.

Таким образом, успех в обучении сложному упражнению в значительной мере зависит от формирования осознанной системы самоконтроля спортсменом своих действий. При этом гимнаст должен сосредоточить свое внимание на контроле граничных поз, а также на выполнении ведущего элемента координации в каждой фазе упражнения. На этапе совершенствования самоконтроль приобретает все более обобщенный характер и сводится к самооценке ключевых фрагментов осваиваемого движения.

 

 

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИИ ГИМНАСТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛОЖНЫХ МАХОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

   
Ю. А. Кирьянов, ВНИИФК
 

Подавляющее большинство сложнейших упражнений, включая и соскоки с перекладины, колец и брусьев, выполняются большим махом.

В настоящее время контроль за техникой •осуществляется в основном с помощью субъективных критериев, не позволяющих точно определить ошибки и вскрыть их причинную обусловленность на структурно-фазовом уровне.

Вполне очевидно, что определение критериев, объективно оценивающих эффективность выполнения упражнений на основе использования инструментальных устройств срочной информации, в значительной степени содействует решению данной проблемы. Исследования в этом направлении, на наш взгляд, являются весьма актуальными.

Известно, что кинетическая энергия тела гимнаста растет с увеличением скорости перемещения; последняя, в свою очередь, достигает своего максимального значения в положении нижней вертикали, т. е. в одном из основных рабочих положений (висе). Скорость перемещения тела гимнаста обратно пропорциональна времени прохождения дозированного участка пути. Следовательно, измерив это время, можно вычислить скорость, которая в первом приближении характеризует величину кинетической энергии.

Для проверки наших предположений были проведены исследования взаимосвязи средней скорости звеньев тела спортсмена в положении

 

нижней вертикали с эффективностью выполнения анализируемых упражнений. Для выявления этой зависимости были разработаны и изготовлены фотоэлектронные устройства для регистрации временных характеристик движений звеньев тела гимнаста на определенных участках траектории. Было установлено три комплекта фотоэлектронных устройств.

Первое было ориентировано на руки, второе — на туловище и третье — на ноги. Были строго определены величины регистрируемого радиуса вращения каждого звена и пройденного ими пути, которые не изменялись на продолжении всего исследования.

При оценке качества анализируемых упражнений учитывались сбавки за допущенные ошибки. Неудачное выполнение упражнений характеризовалось сбавкой в один балл (перелет Ткачева — недохват, сальто Делчева — недохват и т. д.).

Эксперты, оценивая упражнения, особое внимание уделяли высоте вылета, положению тела в полете, высоте прихода при исполнении перелетов и точности приземления.

В процессе исследований анализировались различные упражнения на перекладине, которые в последнее время стали выполняться сильнейшими гимнастами. К ним относятся: перелет Ткачева, сальто Делчева, тройное сальто назад в группировке.

Library   42   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало