|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 Схема самоконтроля техники соскока с брусьев
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3 Модельная схема самоконтроля в процессе освоения соскока двойное сальто
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||
фрагментов смысловой структуры. Другими словами, осознанные представления о двигательных действиях возникают бессистемно, на интуитивной основе, и не опираются на фазовую структуру движения. В результате ошибки, возникающие в процессе обучения, все более укореняются. Их выявление и тем более устранение затруднительно из-за отсутствия осознанных двигательных представлений о механизме управления движения. Это обстоятельство является серьезным и иногда непреодолимым препятствием для достижения высшего спортивного мастерства. Выявление фазового состава исследуемых -упражнений, граничных1 и контрольных поз2,
1 Граничная поза — положение тела спортсмена при переходе из одной фазы в другую. 2 Контрольная поза — понимаемое нами положение тела спортсмена в середине фазы, характеризующее выполнение в ней ведущего элемента координации. |
ведущих элементов координации, а также результаты опроса и анкетирования спортсменов позволили сформировать модельную схему самоконтроля (табл. 3), где каждой фазе упражнения соответствует конкретная двигательная установка. В процессе освоения соскока двойное сальто технические действия в фазах как опорного, так и безопорного периода постепенно объединяются в блоки. Двигательная установка при этом приобретает все более интегративный характер. Таким образом, успех в обучении сложному упражнению в значительной мере зависит от формирования осознанной системы самоконтроля спортсменом своих действий. При этом гимнаст должен сосредоточить свое внимание на контроле граничных поз, а также на выполнении ведущего элемента координации в каждой фазе упражнения. На этапе совершенствования самоконтроль приобретает все более обобщенный характер и сводится к самооценке ключевых фрагментов осваиваемого движения. |
|||
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИИ ГИМНАСТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛОЖНЫХ МАХОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ |
||||
Ю. А. Кирьянов, ВНИИФК |
||||
Подавляющее большинство сложнейших упражнений, включая и соскоки с перекладины, колец и брусьев, выполняются большим махом. В настоящее время контроль за техникой •осуществляется в основном с помощью субъективных критериев, не позволяющих точно определить ошибки и вскрыть их причинную обусловленность на структурно-фазовом уровне. Вполне очевидно, что определение критериев, объективно оценивающих эффективность выполнения упражнений на основе использования инструментальных устройств срочной информации, в значительной степени содействует решению данной проблемы. Исследования в этом направлении, на наш взгляд, являются весьма актуальными. Известно, что кинетическая энергия тела гимнаста растет с увеличением скорости перемещения; последняя, в свою очередь, достигает своего максимального значения в положении нижней вертикали, т. е. в одном из основных рабочих положений (висе). Скорость перемещения тела гимнаста обратно пропорциональна времени прохождения дозированного участка пути. Следовательно, измерив это время, можно вычислить скорость, которая в первом приближении характеризует величину кинетической энергии. Для проверки наших предположений были проведены исследования взаимосвязи средней скорости звеньев тела спортсмена в положении |
нижней вертикали с эффективностью выполнения анализируемых упражнений. Для выявления этой зависимости были разработаны и изготовлены фотоэлектронные устройства для регистрации временных характеристик движений звеньев тела гимнаста на определенных участках траектории. Было установлено три комплекта фотоэлектронных устройств. Первое было ориентировано на руки, второе — на туловище и третье — на ноги. Были строго определены величины регистрируемого радиуса вращения каждого звена и пройденного ими пути, которые не изменялись на продолжении всего исследования. При оценке качества анализируемых упражнений учитывались сбавки за допущенные ошибки. Неудачное выполнение упражнений характеризовалось сбавкой в один балл (перелет Ткачева — недохват, сальто Делчева — недохват и т. д.). Эксперты, оценивая упражнения, особое внимание уделяли высоте вылета, положению тела в полете, высоте прихода при исполнении перелетов и точности приземления. В процессе исследований анализировались различные упражнения на перекладине, которые в последнее время стали выполняться сильнейшими гимнастами. К ним относятся: перелет Ткачева, сальто Делчева, тройное сальто назад в группировке. |
|||
42 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |