Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

сочленения и удобства натяжения петли сетки снабжались специально изготовленными металлическими крючками. Сетка притягивалась к боковым сторонам металлической рамы с максимальной силой. Об упругости поверхности дорожки можно судить по глубине продавливания сетки при отталкивании — в среднем 15 — 20 см (на батуте 70 — 90 см). Передняя часть дорожки имеет скос для удобства набегания. Причем сетка на скосе жестко прикреплялась к каркасу дорожки. Дальний край дорожки снабжен упруго натянутым многожильным жгутом, к которому крепился дальний край сетки. По всей длине сетки была нашита полоса брезента шириной 70 см. Боковые части рамы дорожки снабжены мягким покрытием для предохранения спортсменов от ударов в случае отклонений от центральной линии сетки.

Оценивая опытный образец дорожки по результатам ее годичного испытания, можно наметить пути ее улучшения. Целесообразно поперечные полосы направлять под углом 45° к продольным, что сделает сетку мягче. Достаточная высота конструкции — 30 см. Дорожку лучше устанавливать ниже уровня пола зала на 20 см.

Дорожку можно применять для освоения как простейших, так и сверхсложных прыжков. Она чутко реагирует на ошибки в фиксации суставов, в направлении маховых движений, в постановке ног на отталкивание. Пры-

 

гуны отмечают как положительный фактор чуть более длительное отталкивание, чем на обычной дорожке, что позволяет обучаемому более обдуманно выполнять входы в сальто, различные переходы.

Батутную акробатическую дорожку целесообразно применять преимущественно в подготовительном периоде. Эксперимент подтвердил эффективность проведения двух целевых тренировок на этом снаряде в недельном цикле. Эта дорожка позволяет «дорабатывать» планируемый объем тренировочной нагрузки, если по тем или иным причинам он не может быть полностью выполнен на основном снаряде: щадящий режим взаимодействия с опорой позволяет выполнять большое количество упражнений. Так, в ходе одной утренней тренировки юные кандидаты в мастера спорта осуществляют от 60 до 80 подходов с выполнением более чем в половине из них различных двойных сальто. При этом прыгуны успевают полностью восстановиться к вечерней прыжковой тренировке на обычной дорожке. Следует отметить мгновенную адаптацию исполнителей к условиям обычной дорожки при переходе с батутной. Применение батутной дорожки вообще, а также в комплексе с ямой или возвышением для приземления обеспечивает, как правило, высокий эмоциональный фон тренировки, что является дополнительным доводом в пользу нового спортивного снаряда.

 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВО ВЛАДЕНИИ ПРЕДМЕТАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

   
Е. В. Бирюк, кандидат педагогических наук, заслуженный мастер спорта,
Н. А. Овчинникова, мастер спорта международного класса, Л. Г. Власова, мастер спорта, КГИФК.
 

Последние годы специалистов и тренеров по художественной гимнастике волнует некоторое отставание наших спортсменок от зарубежных. Они хуже владеют предметами и утратили яркий артистизм, так выгодно отличавший лучших представительниц старшего поколения наших «художниц».

В проведенных нами исследованиях отмечены низкие показатели по тестам, отражающим уровень функции равновесия, способности к манипулированию предметом, воспроизведению движений высокой частоты, что свидетельствует о недостаточной специальной двигательной подготовленности мастеров художественной гимнастики.

Одним из интегральных показателей мастерства владения предметами может служить

 

сопоставление суммарного количества бросков, выполняемых по программе многоборья, с количеством потерь предмета (у сильнейших гимнасток мира в среднем 48 бросков). Более 60% технических ошибок в манипулировании предметами составляют у гимнасток высокой квалификации различные нарушения правильной траектории полета. Очевидно, надо внимательнее следить за ошибками этого рода и стараться устранить причины, их порождающие.

Распределение общего количества ошибок, допускаемых в упражнениях с предметами: в начале упражнения — 43%, в середине — 31%, в конце — 26%- Обилие ошибок в начале упражнения требует усиления контроля за пред-соревновательной разминкой (разминочных

Library   60   Up


Contents

 

Home
 

комплексов с предметом перед каждым видом многоборья), а также обучения гимнасток умению пользоваться элементами экспресс-контроля за своим функциональным состоянием (контролировать те изменения, которые вносит в ощущения обстановка соревнований).

Тестирование уровня владения предметами. Для оценки подготовленности уровня владения предметами недостаточно использовать лишь результаты прикидки по виду многоборья, необходимо использовать и другие критерии, в частности специальную методику тестирования. Испытания по определению уровня владения предметами необходимо проводить 2 — 3 раза в год в форме соревнований, предварительно разъяснив гимнасткам основную направленность судейства.

Объективность оценок зависит от квалификации судей и повышается при увеличении количества экспертов. Качество исполнения оценивается следующим образом: каждый выполненный элемент расценивается в 0,5 балла; потеря предмета расценивается как ошибка невыполнения; сбавки за ошибки производятся по правилам соревнований, при этом, однако, следует сужать диапазон допустимых отклонений от идеального исполнения. Результаты тестирования определяются суммой баллов: баллы за количество выполненных элементов минус сбавки за ошибки. Каждый из элементов повторяют не менее 5 раз, что позволяет снизить влияние естественной вариативности показателей. Элементы, используемые в качестве тестов, должны быть одинаковы по трудности, отражать преимущественно владение предметом, быть доступными всему контингенту испытуемых. Для отличной оценки необходимо набрать не менее 90% от максимального результата, результат ниже 70% следует считать неудовлетворительным.

В качестве тестовых рекомендуем следующие элементы:

—  броски обруча вверх на максимальную высоту левой рукой после трех быстрых поворотов скрестным шагом с передачей обруча вокруг туловища; ловить в стойке на носках без схождения с места;

—  броски скакалки правой рукой на высоту не менее 4 м после двух предварительных вращений в боковой плоскости с ловлей двумя руками и впрыгиванием в раскрытую скакалку;

—  высокие броски булав из-за спины правой и левой рукой поочередно, продвигаясь вперед равномерными шагами, свободная рука выполняет малые круги (или броски);

—  вертикальная змейка перед телом левой рукой (3 — 5 с в стойке на носках);

—  перекаты мяча из руки в руку по спине. Эти упражнения могут быть использованы

и для контроля за функциональным состоянием в период соревнований. Гимнастки, показавшие низкие результаты в день опробо-

 

вания, допускают потери предметов и срывы на соревнованиях.

Для оперативного контроля за динамикой функционального состояния и технической подготовленностью можно рекомендовать тесты на равновесие, балансирование мяча, рисунки лентой, выполняемые левой рукой.

Для оценки мобилизационной готовности — теппинг-тест (3 раза по 5 с, показатели перед подходом должны повышаться на 6 — 7% по сравнению с исходными или характерными для гимнастки в спокойном состоянии).

Устранение ошибок в упражнениях с предметами. Для устранения недостатков в технике владения предметами необходимо:

1.    Увеличить объем бросковых элементов в тренировке, в том числе и путем включения их в зарядку, использовать выполнение их на свежем воздухе в период активною отдыха. Причем для поддержания навыка на высоком уровне достаточно 10 — 20 повторений разновидностей бросковых движений, для выработки устойчивого двигательного навыка необходимо 30 и более повторений.

При выполнении бросковых движений сериями следует учитывать, что точность движений снижается, если частота пульса ниже 80 ударов в 1 мин, поэтому выполнять броски следует при рабочей частоте сердечных сокращений (160 — 180 уд/мин).

2.   Ввести учет информации о количестве и характере допускаемых ошибок, а также о способах их устранения по следующей форме: ошибки, способ устранения, количество повторений, количество успешных попыток.

3.   Использовать различные модификации предметов для развития отстающих двигательных качеств. При использовании утяжеленных или облегченных предметов полезно чередовать предметы разного веса в одной серии в соотношении 2:1, т. е. для максимального использования в стандартных условиях эффекта последействия движений в измененных условиях достаточно их двухкратного повторения. При варьировании стандартный вес предметов не следует превышать более чем на 25%.

4.  Для расширения приспособительной вариативности двигательных навыков, устойчивости к сбивающим факторам необходимо ограничить зрительный контроль, вплоть до выключения зрения в различные моменты движений (к примеру, использовать в тренировке специальные очки, ограничивающие периферическое поле зрения, или просто закрывать глаза в момент выпуска, полета предмета, ловли).

5.   Эффективны упражнения, направленные на повышение устойчивости вестибулярного анализатора, — резкие наклоны, повороты, круговые движения головой во время полета предмета, при этом важно не снижать качества ловли.

6.   Для улучшения скоростной выносливости, необходимой при исполнении упражнений

 
Library   61   Up


Contents

 

Home
 

с лентой, а также некоторых движений в упражнениях с другими предметами, увеличить продолжительность комбинаций, исполняемых в максимальном темпе, чередуя работу до утомления правой и левой рукой (продолжительность непрерывной работы одной рукой не должна, однако, превышать 1 мин).

7.   Для увеличения частоты движений использовать звуколидеры (метроном, звукозапись, рояль, хлопки и т.п.); эффективны мысленные самоприказы, соревновательные ситуации. При нежелательном уменьшении амплитуды движений эффективно включение зрительного контроля, если он отсутствовал, выполнение движений двумя руками одновременно.

8.   При совершенствовании выполнения вращений чередовать их направление, изменять положение работающей руки (вверх, вперед, в сторону, назад).

9.  В тренировке искать дублирующие варианты на случай неудачного исполнения того или иного элемента, способы коррекции ошибок по ходу исполнения.

10.   Для устранения и профилактики ошибок использовать приемы идеомоторной тренировки. Отсутствие четких двигательных представлений при мысленном воспроизведении элемента или фрагмента комбинации свидетельствует о возможности ошибок в этом звене. Для профилактики ошибок, являющихся следствием психических травм, можно воспользоваться одной из методик психорегулирующей тренировки.

11.   В тренировке чаще моделировать соревновательную обстановку. Соревновательный опыт позволяет сознательно корректировать искажения, вносимые в ощущения эмоциями.

Программы технического совершенствования уровня владения предметами. Упражнения, рекомендуемые ниже, следует выполнять во время специальной разминки, в паузах между подходами, после окончания работы на видах, а также в форме специального экзерсиса для всей группы. При этом сложные по координации движения следует выполнять в начале тренировки после хореографии или общей разминки неспецифической направленности, упражнения для развития специальной выносливости — в конце тренировки (при двухразовой тренировке в день — в конце первой). В зависимости от периода тренировки можно увеличивать или уменьшать удельный вес упражнений, изменяя их целевую направленность (например, акцент на количестве выполненных точных бросков, на правильной работе туловища, рук, головы, на фиксации поз, поиске ориентиров, облегчающих выполнение движения).

Упражнения с мячом. 1. Броски мяча вверх из положения круглого полуприседа, выпрямляясь волнообразно, фиксируя

 

позу при выпуске мяча, сопровождая ловлю одновременными движениями руками, ногами, туловищем, головой. Высоту полета мяча постепенно увеличивать до максимальной. Броски и ловлю производить поочередно правой и левой рукой, мяч должен приниматься на выпрямленную руку абсолютно бесшумно.

2.  То же, закрывая глаза во время полета мяча, при его выпуске, приеме.

3.   Броски и ловля мяча с варьированием способов его приема: на вытянутую вверх руку встречным движением; в обратный хват с последующим выкрутом; за спиной. При этом гимнастки осваивают разные формы амортизационных движений.

4.  Перекаты мяча из руки в руку по груди и спине, сопровождая перекат перемещением центра тяжести тела по ходу движения. Выполнять сериями по 10 (3 — 4 подхода). Мяч направляется и останавливается без сгибания локтя и кисти за счет движения в плечевых суставах.

5.  То же в сочетании с поворотами, равновесиями, прыжками.

6.  Высокие броски с последующими перекатами мяча по груди, по спине, то же с поворотами. Движения исполняются как на месте, так и с продвижением после броска вперед-вверх, высота бросков постепенно увеличивается до максимальной.

7.  Выкруты с мячом в сочетании с кругами кистью. При исполнении кругов стремиться, чтобы кисть не отрывалась от мяча, движение выполнялось всей рукой. Темп постепенно доводится до максимального, при этом мяч быстро передается из руки в руку. Это позволяет лучше справиться с центробежными силами.

8.  «Отбивы» от стены с различной силой, на разной высоте, с ловлей в выкрут, перекат с поворотом, принимая мяч, стоя спиной к нему, и т. п. Упражнения позволяют совершенствовать прием мяча, подготовиться к высоким переброскам в парах.

9.     Жонглирование двумя-тремя мячами, стоя на полу и на возвышении. Например, последовательные броски и ловля двух мячей одной рукой, трех мячей двумя руками, броски из-за спины.

10.   Переброски в парах методом контрастных и сближающихся заданий. Гимнастки выполняют броски, находясь на 1 м ближе или на 1 м дальше, чем необходимо в упражнении, или постепенно приближаясь к необходимому.

11.   Броски мяча ногами двумя приемами: а) скатыванием; б) захватывая мяч ступнями.

Упражнения с лентой. 1. Вертикальная змейка перед телом, переходящая в горизонтальную. Оба рисунка выполняются последовательно по 25 — 30 с каждый, после чего палочка передается в другую руку и цикл повторяется. Движения рекомендуется начинать с недоминирующей (левой) руки, в этом

 
Library   62   Up


Contents

 

Home
 

случае прирост частоты движений в единицу времени наибольший для обеих рук. Общее время работы двумя руками от 2 до 6 мин.

2.   Вертикальная спираль лентой наружу и внутрь. Приемы исполнения те же, что и в первом упражнении. Следует учитывать, что, по данным электрсмиографии, мышцы плеча принимают в движении менее активное участие, чем предплечья. Выполнение рисунка только кистью приводит к быстрому утомлению, движения делаются слишком мелкими и вялыми. Положительный перенос при совершенствовании техники исполнений спиралей лентой наблюдается на ряд движений с другими предметами, связанных с вращениями (например, улучшается качество вращения обруча, «вертушек»).

3.  Спирали лентой, выполняемые движением в разных суставах. Спирали выполняются последовательно по 5 с: только кистью, только предплечьем, всей рукой с фиксированной кистью.

4.   Выполнение кругов, восьмерок, змеек, спиралей двумя лентами в одной руке. Движения следует выполнять, переключаясь от рисунка к рисунку, через каждые 10 с, чередуя мелкие движения кистью с широкими движениями, выполняемыми всей рукой и туловищем. Техника исполнения кругов улучшается при работе перед зеркалом. Утяжеление ленты обостряет проприоцептивные ощущения, что ведет к улучшению качества движений, выполняемых в среднем темпе (круги, восьмерки) .

5.   Выполнение рисунков лентами обеими руками. Выполняются сначала движения одной

 

структурной группы, затем разных (например, одной рукой спирали, другой круги и т. п.).

6.   Высокие броски и переброски лент в парах или по кругу. Выполняются сериями по 10 — 20 повторений с ловлей в змейку, спираль с учетом количества успешных и неудачных попыток, добиваясь безошибочного выполнения 10 бросков из 10, 20 — из 20.

7.   Чередование высоких бросков, выполняемых хватом за ленту, с малыми перебросками за спиной, под ногой и т.п. Качество исполнения мелких рисунков, а также бросков улучшается при работе с удлиненной лентой (от 20 см до 1 м, т.е. 6,20 — 7,00 м). Использование удлиненной ленты полезно и в разминке перед соревнованиями.

Работа по специально составленным целевым программам технического совершенствования позволяет продолжить поиск новых оригинальных элементов с предметами, усложнить ранее освоенные, повысить качество и надежность исполнения, лучше организовать занятия в группе, рациональнее использовать время тренировки.

Специально подобранные упражнения позволяют гимнасткам выполнять элементы, намного превышающие по сложности включаемые в соревновательные композиции. К достоинствам программ следует отнести и то, что они не ведут к повышению тренировочных нагрузок, а служат скорее задачам активного отдыха, позволяют сравнивать успехи занимающихся, сглаживают чрезмерную индивидуализацию тренировочного процесса, неизбежную при совершенствовании произвольных упражнений.

 

 

ИСТОРИЯ ГИМНАСТИКИ


НА ШИРОКИХ РОССИЙСКИХ ПРОСТОРАХ

   
Г. И. Макаркин, старший тренер сборной
команды РСФСР, Е. В. Авсенев,
член президиума Всероссийской федерации
 

Сегодня коллективы гимнастов областей, краев и автономных республик России по праву занимают лидирующее положение среди гимнастических коллективов страны. Это результат неустанной и постоянной заботы партийных и советских органов о развитии нашего прекрасного вида спорта, результат большой работы Спорткомитета РСФСР, Всероссийской федерации, спортсменов, тренеров, научных работников, общественности.

Начало становлению гимнастики в России было положено организацией гимнастических обществ в конце прошлого века. Но достоянием трудящихся гимнастика стала после Великой Октябрьской социалистической револю-

 

ции. Ее массовому распространению способствовала деятельность органов Всевобуча. Практически во всех городах и крупных населенных пунктах были организованы клубы и пункты Всевобуча, где проводились занятия гимнастикой. В последующие годы распространение гимнастики обеспечивалось всей советской системой физического воспитания, все ширящимся советским спортивным движением. Однако некоторое время развитие российской спортивной гимнастики, рост мастерства спортсменов сдерживались отсутствием своего спортивного календаря. Если первый чемпионат РСФСР был проведен в 1934 г. в Ростове-на-Дону, то второй чемпионат состоялся

Library   63   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало