|
||||
двигательного представления об упругой жесткости опорных звеньев является довольно кропотливым и, можно сказать, тонким делом. Сложность этого процесса заключается в медленной перестройке на новые методические основы обучения и в повышении роли и значения специальной физической подготовки. Современная акробатическая дорожка, как не раз отмечалось, очень чутко реагирует на несовершенство техники (неверный угол постановки ног и рук, чрезмерное их сгибание и др.) и своеобразно наказывает исполнителя. Достаточно вспомнить низкие и стрикоссированные фляки, темповое сальто, такие же отталкивания в более сложных прыжках. Уровень «чуткости» соревновательных дорожек не всегда позволял быстро решать задачу обучения. Здесь уместно отметить как серьезный недостаток то, что на дорожке неизменной упругости прыгают и взрослые, и дети... В то же время есть родственные виды спорта, где конструктивные особенности снарядов позволяют учитывать и возраст занимающихся, и их вес, и уровень технической подготовленности. Примером служит трамплин у прыгунов в воду. Попытаемся проследить, какие возможности предоставляют имеющиеся в практике и вновь созданные вспомогательные и основные снаряды. Отдавая должное батуту как снаряду для обучения безопорной фазы прыжков, следует сказать, что техническая модель толчка на нем мало согласуется с отталкиванием на дорожке. Более того, есть основания полагать, что чрезмерное увлечение прыжками на батуте приводит к явлению отрицательного переноса навыка (в данном случае отталкивания). Таким образом, методический разрыв на пути обучения прыжкам вначале на батуте, а затем сразу на дорожке слишком велик. Имеющийся в практике гимнастический трамплин улучшенной нами конструкции в сочетании с подвесными поясами в некоторой степени может служить промежуточным средством обучения. Но он также не решает проблемы. Первым промежуточным звеном переноса осваиваемых прыжков с батута на основную дорожку, как показала практика, может быть батутная дорожка, упругая поверхность которой позволяет формировать основы техники отталкивания для условий основного снаряда. А более длительный толчок (и конкретно — фаза амортизации) позволяет более осознанно формировать технику на так называемой управляемой скорости предварительных действий перед сложным безопорным вращением. Кроме того, быстрота отдачи сетки, требующая от исполнителя высокой координации мышечных усилий, сближает отталкивание на батутной акробатической дорожке с отталкиванием на обычной дорожке (в его второй фазе). Задача постепенного подведения обучаемого к условиям отталкивания на обычной дорожке — укорочение периода продавливания опоры |
Ближайшие конкуренты. И. Аначков и И. Болдтиев (НРБ) и быстрого накопления ею энергии упругой деформации (и такого же быстрого возвращения ее спортсмену) — была решена созданием так называемого мини-трампа с резиновым покрытием. На этом снаряде можно совершенствовать технику выполнения обеих частей толчка ногами. Этой же цели может служить и упругая резиновая дорожка, созданная в ДЮСШ спортивной акробатики г. Грозного. Представляется перспективным применение секции акробатической дорожки и даже длинных дорожек с рядом режимов упругости для постепенного приближения техники отталкивания к условиям обычной дорожки*.
* Спортивная акробатика. Учебник для институтов физической культуры. М., ФиС, 1981, с. 113. |
|||
57 |
|
||||
сочленения и удобства натяжения петли сетки снабжались специально изготовленными металлическими крючками. Сетка притягивалась к боковым сторонам металлической рамы с максимальной силой. Об упругости поверхности дорожки можно судить по глубине продавливания сетки при отталкивании — в среднем 15 — 20 см (на батуте 70 — 90 см). Передняя часть дорожки имеет скос для удобства набегания. Причем сетка на скосе жестко прикреплялась к каркасу дорожки. Дальний край дорожки снабжен упруго натянутым многожильным жгутом, к которому крепился дальний край сетки. По всей длине сетки была нашита полоса брезента шириной 70 см. Боковые части рамы дорожки снабжены мягким покрытием для предохранения спортсменов от ударов в случае отклонений от центральной линии сетки. Оценивая опытный образец дорожки по результатам ее годичного испытания, можно наметить пути ее улучшения. Целесообразно поперечные полосы направлять под углом 45° к продольным, что сделает сетку мягче. Достаточная высота конструкции — 30 см. Дорожку лучше устанавливать ниже уровня пола зала на 20 см. Дорожку можно применять для освоения как простейших, так и сверхсложных прыжков. Она чутко реагирует на ошибки в фиксации суставов, в направлении маховых движений, в постановке ног на отталкивание. Пры- |
гуны отмечают как положительный фактор чуть более длительное отталкивание, чем на обычной дорожке, что позволяет обучаемому более обдуманно выполнять входы в сальто, различные переходы. Батутную акробатическую дорожку целесообразно применять преимущественно в подготовительном периоде. Эксперимент подтвердил эффективность проведения двух целевых тренировок на этом снаряде в недельном цикле. Эта дорожка позволяет «дорабатывать» планируемый объем тренировочной нагрузки, если по тем или иным причинам он не может быть полностью выполнен на основном снаряде: щадящий режим взаимодействия с опорой позволяет выполнять большое количество упражнений. Так, в ходе одной утренней тренировки юные кандидаты в мастера спорта осуществляют от 60 до 80 подходов с выполнением более чем в половине из них различных двойных сальто. При этом прыгуны успевают полностью восстановиться к вечерней прыжковой тренировке на обычной дорожке. Следует отметить мгновенную адаптацию исполнителей к условиям обычной дорожки при переходе с батутной. Применение батутной дорожки вообще, а также в комплексе с ямой или возвышением для приземления обеспечивает, как правило, высокий эмоциональный фон тренировки, что является дополнительным доводом в пользу нового спортивного снаряда. |
|||
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВО ВЛАДЕНИИ ПРЕДМЕТАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ |
||||
Е. В. Бирюк, кандидат педагогических наук, заслуженный мастер спорта, Н. А. Овчинникова, мастер спорта международного класса, Л. Г. Власова, мастер спорта, КГИФК. |
||||
Последние годы специалистов и тренеров по художественной гимнастике волнует некоторое отставание наших спортсменок от зарубежных. Они хуже владеют предметами и утратили яркий артистизм, так выгодно отличавший лучших представительниц старшего поколения наших «художниц». В проведенных нами исследованиях отмечены низкие показатели по тестам, отражающим уровень функции равновесия, способности к манипулированию предметом, воспроизведению движений высокой частоты, что свидетельствует о недостаточной специальной двигательной подготовленности мастеров художественной гимнастики. Одним из интегральных показателей мастерства владения предметами может служить |
сопоставление суммарного количества бросков, выполняемых по программе многоборья, с количеством потерь предмета (у сильнейших гимнасток мира в среднем 48 бросков). Более 60% технических ошибок в манипулировании предметами составляют у гимнасток высокой квалификации различные нарушения правильной траектории полета. Очевидно, надо внимательнее следить за ошибками этого рода и стараться устранить причины, их порождающие. Распределение общего количества ошибок, допускаемых в упражнениях с предметами: в начале упражнения — 43%, в середине — 31%, в конце — 26%- Обилие ошибок в начале упражнения требует усиления контроля за пред-соревновательной разминкой (разминочных |
|||
60 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |