Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

самым контролировать ритм маховых движений в упоре.

Эффективность плечевой лонжи проверялась в ходе педагогического эксперимента на гимнастах различной квалификации. Результаты эксперимента достоверно подтвердили целесообразность ее использования для совершенствования базового навыка сохранения устойчивости. Выявлено, что плечевая лонжа может быть использована как в облегчающем, так и в

 

отягчающем режимах. В первом случае выполнение упражнений большим махом в упоре происходит при минимальном натяжении тросов, облегчающем освоение современной техники махов. По мере возрастания двигательного потенциала гимнаста натяжение тросов увеличивают, что существенно ограничивает наклон рук и вызывает увеличение амплитуды движений.

 

 

АКРОБАТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА


О ПРИМЕНЕНИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СНАРЯДОВ И УСТРОЙСТВ В ТРЕНИРОВКЕ АКРОБАТОВ-ПРЫГУНОВ

   
В. Н. Курысь, кандидат педагогических наук, доцент, В. А. Скакун, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР
 

В творческой научно-практической лаборатории Ставропольской школы акробатических прыжков продолжается поиск путей рационализации методики обучения сложным упражнениям на дорожке. Создание в последние годы новых технических средств обучения и введение их в систему имеющихся было обусловлено рядом обстоятельств. К ним следует прежде всего отнести: 1) систематическое (с 1971 г.) исследование техники акробатических прыжков;

На батутной дорожке

 

2) эволюцию техники отталкивания в связи с изменением упругих свойств поверхности дорожки; 3) поиск путей быстрого преодоления психологического барьера при обучении сложным прыжкам; 4) устойчивое увеличение объема упражнений, направленных на овладение сложной по координации полетной фазой прыжков с щадящим режимом отталкивания; 5) необходимость постепенного освоения сверхсложных прыжков и их комбинаций; 6) творческое применение опыта ведущих специалистов страны в спортивной акробатике и в смежных дисциплинах.

Важнейшими составляющими техники акробатических прыжков является отталкивание и безопорные действия. С позиций применения вспомогательных технических средств обучения для формирования техники выполнения прыжков целесообразно рассмотреть каждую из составляющих.

Отталкивание. На современной дорожке для прыгуна важно при подготовке к взаимодействию с опорой напряжением окружающих суставы мышц придать ногам упругую жесткость, минимально сгибая их в момент толчка. В этом случае спортсмен наиболее полно и эффективно передаст поверхности опоры свою энергию движения в первой части отталкивания (в момент динамического удара ногами) и так же полно воспримет и использует энергию упругой деформации дорожки непосредственно при выталкивании. При этом амортизация должна быть минимальной, чтобы спортсмен мгновенно мог выпрямить ноги и тем самым уменьшить диссипацию энергии, возвращаемой спортсмену дорожкой. Практика обучения акробатическим элементам на современной эластичной дорожке показала, что процесс формирования

Library   56   Up


Contents

 

Home
 

двигательного представления об упругой жесткости опорных звеньев является довольно кропотливым и, можно сказать, тонким делом. Сложность этого процесса заключается в медленной перестройке на новые методические основы обучения и в повышении роли и значения специальной физической подготовки. Современная акробатическая дорожка, как не раз отмечалось, очень чутко реагирует на несовершенство техники (неверный угол постановки ног и рук, чрезмерное их сгибание и др.) и своеобразно наказывает исполнителя. Достаточно вспомнить низкие и стрикоссированные фляки, темповое сальто, такие же отталкивания в более сложных прыжках. Уровень «чуткости» соревновательных дорожек не всегда позволял быстро решать задачу обучения. Здесь уместно отметить как серьезный недостаток то, что на дорожке неизменной упругости прыгают и взрослые, и дети... В то же время есть родственные виды спорта, где конструктивные особенности снарядов позволяют учитывать и возраст занимающихся, и их вес, и уровень технической подготовленности. Примером служит трамплин у прыгунов в воду.

Попытаемся проследить, какие возможности предоставляют имеющиеся в практике и вновь созданные вспомогательные и основные снаряды. Отдавая должное батуту как снаряду для обучения безопорной фазы прыжков, следует сказать, что техническая модель толчка на нем мало согласуется с отталкиванием на дорожке. Более того, есть основания полагать, что чрезмерное увлечение прыжками на батуте приводит к явлению отрицательного переноса навыка (в данном случае отталкивания). Таким образом, методический разрыв на пути обучения прыжкам вначале на батуте, а затем сразу на дорожке слишком велик. Имеющийся в практике гимнастический трамплин улучшенной нами конструкции в сочетании с подвесными поясами в некоторой степени может служить промежуточным средством обучения. Но он также не решает проблемы.

Первым промежуточным звеном переноса осваиваемых прыжков с батута на основную дорожку, как показала практика, может быть батутная дорожка, упругая поверхность которой позволяет формировать основы техники отталкивания для условий основного снаряда. А более длительный толчок (и конкретно — фаза амортизации) позволяет более осознанно формировать технику на так называемой управляемой скорости предварительных действий перед сложным безопорным вращением. Кроме того, быстрота отдачи сетки, требующая от исполнителя высокой координации мышечных усилий, сближает отталкивание на батутной акробатической дорожке с отталкиванием на обычной дорожке (в его второй фазе).

Задача постепенного подведения обучаемого к условиям отталкивания на обычной дорожке — укорочение периода продавливания опоры

 

Ближайшие конкуренты. И. Аначков и И. Болдтиев (НРБ)

и быстрого накопления ею энергии упругой деформации (и такого же быстрого возвращения ее спортсмену) — была решена созданием так называемого мини-трампа с резиновым покрытием. На этом снаряде можно совершенствовать технику выполнения обеих частей толчка ногами. Этой же цели может служить и упругая резиновая дорожка, созданная в ДЮСШ спортивной акробатики г. Грозного. Представляется перспективным применение секции акробатической дорожки и даже длинных дорожек с рядом режимов упругости для постепенного приближения техники отталкивания к условиям обычной дорожки*.

 


* Спортивная акробатика. Учебник для институтов физической культуры. М., ФиС, 1981, с. 113.

 
Library   57   Up


Contents

 

Home
 

Поиск путей более эффективного взаимодействия прыгуна с опорой всегда шел и в направлении совершенствования конструкции обычной (отвечающей правилам) дорожки. В последнее время стал очевидным застой в росте сложности прыжков. Не отрицая важности других факторов в прогрессе сложности и класса исполнения прыжков на дорожке, например специальной физической и скоростно-силовой подготовки, фактор оптимизации упругости акробатической дорожки как основного снаряда следует ставить на одно из первых мест. Имеющие место в практике тренировки и соревнований дорожки промышленного производства пока не снискали себе доброй славы. Их линзообразная конструкция по образу и подобию дорожек фирмы «Рейтер» практически не оправдывает себя. Нижняя линзообразная составляющая секции дорожки снабжена деревянными опорными брусками вместо каучуковых и к тому же имеет три точки опоры, что делает ее чрезмерно жесткой, т. е. практически нерабочей. Кроме того, верхняя, выгнутая, часть секции прикреплена к нижней жестко, да еще выполнена из фанеры. Неудивительно, что спортсмены единодушно считают эту дорожку «дубовой». Следует добавить, что дорожки такого типа имеют очень короткий век, быстро превращаясь в щепу (а стоят довольно дорого).

Экспериментальный поиск привел к созданию принципиально новой по конструкции акробатической дорожки на металлических рессорах. Подбор элементов дорожки, их конструктивное сочетание позволили добиться оптимального соотношения времени накопления дорожкой энергии в процессе отталкивания спортсмена и ее отдачи исполнителю. Новая дорожка высоко оценена прыгунами различной квалификации, в том числе и абсолютным большинством членов сборной команды страны.

Безопорные действия. Целесообразность применения батута для обучения безопорным действиям общепризнана. Батут способствует овладению прыжками и акробатической «школы» и сверхсложными упражнениями. В основном же батут в тренировке акробатов-прыгунов применяют в сочетании: 1) со страховочной лонжей (на резиновых или веревочных подвесах); 2) со специальным устройством для страховки, смонтированным на батуте (сконструировано в Москве и Ставрополе); 3) с другим батутом; 4) с акробатической дорожкой, поверхность которой вровень с сеткой батута, вмонтированного в пол; 5) с поролоновой ямой; 6) с возвышением для приземления. Все эти варианты применяются преимущественно для обучения безопорным действиям в отдельных прыжках и реже — соединениям прыжков. Однако при всех достоинствах батута на нем нельзя формировать технику выполнения целых комбинаций. А при-

 

менение батута в сочетании с ямой требует особой осторожности, так как эта система может отрицательно влиять на становление техники выполнения тех прыжков, в которых толчок сопряжен со стопорящим отталкиванием. Это связано с тем, что обучаемый отталкивается с так называемым отвалом, что не годится для прыжков на дорожке.

Совершенствование безопорных действий в отдельных прыжках в усложненных по сравнению с батутом условиях отталкивания возможно на упругом гимнастическом трамплине модифицированной конструкции*. То же самое, но в комбинациях прыжков целесообразно осуществлять на дорожке с упругой резиновой поверхностью. Таким же промежуточным средством обучения может быть и резиновый мини-трамп, диапазон применения которого довольно широк, особенно при освоении прыжков трюкового характера. Конструкция мини-трампа позволяет использовать его и как отдельный вспомогательный снаряд и в качестве составляющей секции акробатической дорожки. Упругие свойства поверхности мини-трампа, образно говоря его катапультирующее воздействие на прыгуна, позволяют обучаемому взлетать на большую высоту с созданием необходимой скорости вращения в полете. Это обстоятельство раскрывает перед спортсменом и тренером возможность в совершенствовании техники выполнения прыжка. Уместно поставить вопрос о создании мини-трампа с регулируемой упругостью в целях более тонкого воздействия на обучаемого. К основным вариантам применения мини-трампа следует отнести: его установку в конце дорожки в случае, если прыжок осваивается в короткой комбинации и тем более носит трюковый характер; расположение мини-трампа в любой другой части дорожки в зависимости от того, разучивается ли прыжок в переход, в начале, конце или другой части комбинации.

В процессе овладения безопорными действиями большой тренирующий эффект достигается применением перечисленных снарядов в совокупности с подвесными универсальными поясами на веревочной жесткой основе и на упругих многожильных резиновых подвесах. И если первый вариант пояса хорошо известен, то об универсальных поясах на упругих подвесах надо кратко рассказать. Созданы три принципиально различных варианта таких подвесных поясов: 1) «скользящий» пояс вдоль дорожки; 2) «полускользящий» пояс (с ограниченным диапазоном подвижности); 3) универсальный пояс со стационарными подвесами. Упругие подвесы поясов несут следующие главные функции: 1) «катапультируют» прыгуна при отталкивании на сальто и помогают выше прыгнуть; 2) обеспечивают щадящий


* Гимнастический трамплин повышенной упругости усовершенствован в Ставропольской школе акробатических прыжков.

 
Library   58   Up


Contents

 

Home
 

Рис. 1

режим взаимодействия спортсмена с опорой, тем самым позволяя увеличить объем тренировочной работы в несколько раз; 3) смягчают приземление, т. е. страхуют спортсмена без участия тренера. Все разновидности подвесных поясов применяются с набором упругих подвесов различной силы тяги и жестких удлинителей различной длины, что, естественно, расширяет методические возможности их применения. «Скользящие» пояса дают возможность целенаправленно системно осваивать короткие и главное — длинные законченные комбинации. «Полускользящие» пояса позволяют прыгуну при разгоне на ограниченном участке дорожки приобрести высокую скорость и использовать ее, разучивая соединения прыжков. Это характеризует и подвесной пояс со стационарным подвесом, но с ним можно разучивать только отдельные прыжки.

Батутная дорожка*. Основные части до-рожки (см. рисунок 1) — металлический каркас с рамой 1 и капроновая сетка 2, натянутая посредством упругих элементов 3. Длина дорожки 20 м, ширина 1,8 м, высота 0,5 м. Рама для крепления сетки смонтирована в каркасе очень жестко с помощью треугольных пластин 4 и так называемых металлических косынок 5. Это связано с тем, что степень натяжения сетки дорожки примерно в 7 — 9 раз выше, чем обычной батутной. Фермы каркаса 6, служащие основанием для рамы, расположены в конструкции через каждый метр по длине дорожки.

Кропотливой и объемной оказалась работа по изготовлению капроновой сетки длиной 20 м. Она сшивалась из капроновой тесьмы на специально изготовленной раме из дерева размером 2 X 1,5 м (участок за участком).


* Автор конструкции В. А. Скакун.

 

Сначала на раме укреплялись гвоздями (с одного конца) 43 продольные 20-метровые тесьмы на расстоянии 30 мм друг от друга (свободные концы, смотанные в клубки, укладывались в мешок). Затем они переплетались поперечными тесьмами (с такими же интервалами). Места пересечения сшивались капроновой нитью. Концы поперечных линий тесьмы заканчивались петлями для крепления сетки к раме дорожки посредством упругих элементов, сделанных из двойного многожильного резинового жгута марки № 10. Для прочности

 

Победители из Таджикистана Б. Джибилова и О. Слепокуров

 
Library   59   Up


Contents

 

Home
 

сочленения и удобства натяжения петли сетки снабжались специально изготовленными металлическими крючками. Сетка притягивалась к боковым сторонам металлической рамы с максимальной силой. Об упругости поверхности дорожки можно судить по глубине продавливания сетки при отталкивании — в среднем 15 — 20 см (на батуте 70 — 90 см). Передняя часть дорожки имеет скос для удобства набегания. Причем сетка на скосе жестко прикреплялась к каркасу дорожки. Дальний край дорожки снабжен упруго натянутым многожильным жгутом, к которому крепился дальний край сетки. По всей длине сетки была нашита полоса брезента шириной 70 см. Боковые части рамы дорожки снабжены мягким покрытием для предохранения спортсменов от ударов в случае отклонений от центральной линии сетки.

Оценивая опытный образец дорожки по результатам ее годичного испытания, можно наметить пути ее улучшения. Целесообразно поперечные полосы направлять под углом 45° к продольным, что сделает сетку мягче. Достаточная высота конструкции — 30 см. Дорожку лучше устанавливать ниже уровня пола зала на 20 см.

Дорожку можно применять для освоения как простейших, так и сверхсложных прыжков. Она чутко реагирует на ошибки в фиксации суставов, в направлении маховых движений, в постановке ног на отталкивание. Пры-

 

гуны отмечают как положительный фактор чуть более длительное отталкивание, чем на обычной дорожке, что позволяет обучаемому более обдуманно выполнять входы в сальто, различные переходы.

Батутную акробатическую дорожку целесообразно применять преимущественно в подготовительном периоде. Эксперимент подтвердил эффективность проведения двух целевых тренировок на этом снаряде в недельном цикле. Эта дорожка позволяет «дорабатывать» планируемый объем тренировочной нагрузки, если по тем или иным причинам он не может быть полностью выполнен на основном снаряде: щадящий режим взаимодействия с опорой позволяет выполнять большое количество упражнений. Так, в ходе одной утренней тренировки юные кандидаты в мастера спорта осуществляют от 60 до 80 подходов с выполнением более чем в половине из них различных двойных сальто. При этом прыгуны успевают полностью восстановиться к вечерней прыжковой тренировке на обычной дорожке. Следует отметить мгновенную адаптацию исполнителей к условиям обычной дорожки при переходе с батутной. Применение батутной дорожки вообще, а также в комплексе с ямой или возвышением для приземления обеспечивает, как правило, высокий эмоциональный фон тренировки, что является дополнительным доводом в пользу нового спортивного снаряда.

 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВО ВЛАДЕНИИ ПРЕДМЕТАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

   
Е. В. Бирюк, кандидат педагогических наук, заслуженный мастер спорта,
Н. А. Овчинникова, мастер спорта международного класса, Л. Г. Власова, мастер спорта, КГИФК.
 

Последние годы специалистов и тренеров по художественной гимнастике волнует некоторое отставание наших спортсменок от зарубежных. Они хуже владеют предметами и утратили яркий артистизм, так выгодно отличавший лучших представительниц старшего поколения наших «художниц».

В проведенных нами исследованиях отмечены низкие показатели по тестам, отражающим уровень функции равновесия, способности к манипулированию предметом, воспроизведению движений высокой частоты, что свидетельствует о недостаточной специальной двигательной подготовленности мастеров художественной гимнастики.

Одним из интегральных показателей мастерства владения предметами может служить

 

сопоставление суммарного количества бросков, выполняемых по программе многоборья, с количеством потерь предмета (у сильнейших гимнасток мира в среднем 48 бросков). Более 60% технических ошибок в манипулировании предметами составляют у гимнасток высокой квалификации различные нарушения правильной траектории полета. Очевидно, надо внимательнее следить за ошибками этого рода и стараться устранить причины, их порождающие.

Распределение общего количества ошибок, допускаемых в упражнениях с предметами: в начале упражнения — 43%, в середине — 31%, в конце — 26%- Обилие ошибок в начале упражнения требует усиления контроля за пред-соревновательной разминкой (разминочных

Library   60   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало