Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

НАШЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО


УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТОВ СЛОЖНЫМ СИЛОВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ НА КОЛЬЦАХ

 

   
А. Г. Трифонов, мастер спорта,
А. П. Колосов, заслуженный тренер РСФСР
 

Специальные требования, предъявляемые правилами соревнований к упражнениям на кольцах, обязывают тренеров и гимнастов включать в комбинации сложные силовые и статические упражнения, причем количество этих элементов должно составлять 30 — 40% от общего числа всех элементов в комбинации.

Однако, как показывает практика, большинство гимнастов включают в свои комбинации на кольцах одно-два силовых статических упражнения, выполняемых, как правило, в самом начале. Очень редко встречаются в комбинациях такие сложные силовые упражнения, как из упора углом силой, согнувшись или прогнувшись прямыми руками в стойку на руках; из упора руки в стороны вниз головой силой стойка на руках; «Азаряновское» начало и другие. Еще реже силовые «каскады», состоящие из трех и более сложных статических элементов и силовых перемещений. На последнем чемпионате мира (ноябрь 1981 г.) лишь 9,4% участников продемонстрировали в своих комбинациях эти сложные соединения.

Можно полагать, что гимнасты недостаточно развивают силу мышц, участвующих в выполнении данных упражнений. Почему? Часто этому сопутствуют несовершенная техника вы-

 

Рис. 1

 

полнения силовых элементов, недостаточное использование устройств, облегчающих выполнение сложных силовых статических и парастатических упражнений.

Нами было разработано устройство, позволяющее успешно разучивать сложные статические элементы и различные виды сложных перемещений на кольцах. На рис. 1 показана одна из его деталей. Она состоит из опорной самозажимающейся пластины 6, изготовленной из листа железа толщиной 3 мм, которая надевается сверху на кольцо 1.

К отгибам опорной пластины привариваются две обоймы 5, в которых запрессованы подшипники (№ 202). В подшипники входят цапфы 4, приваренные к втулке рычага 2. Сверху втулки находится стопорный винт 3, который фиксируется в отверстии рычага и предохраняет его от смещений и скручиваний.

Рычаг изготовлен из дюралевой трубы диаметром 25 мм и длиной 120 мм (рис. 2). На одном его плече (см. рис. 2, а) расположен противовес 1, который с помощью стопорного винта 2 удерживается на рычаге. На другом плече (см. рис. 2, б) находятся стальная лангетка 3 с ремневым креплением, обшитая мягкой тканью, и ограничитель 4.

Лангетка свободно передвигается по плечу рычага, предупреждая излишнее давление на подмышечную впадину гимнаста при выполнении стойки на руках или упора руки в стороны.

Рис. 2

Library   53   Up


Contents

 

Home
   

Рис. 3

 

В основу действия устройства положен принцип рычага первого рода, на одном плече которого находится противовес, а на другом — тело гимнаста. Применение устройства иллюстрируется на рис. 3. Увеличение плеча силы тяжести противовеса уменьшает необходимое для выполнения упражнения мышечное усилие.

Основное назначение данного приспособления — ознакомление гимнастов с правильным положением тела, характерным для того или иного силового упражнения. Использование устройства способствует развитию силы и статической выносливости, формированию навыков выполнения сложных упражнений.

Преимущество данного устройства перед разработанными ранее заключается в том, что его можно использовать на кольцах любой конструкции (подвешенных на консолях, к потолочным балкам или к портикам). Кроме того, устройство не требует установки дополнительных блочных устройств или применения специального подвесного пояса (лонжи).

С целью проверки эффективности разработанного устройства был проведен трехмесячный педагогический эксперимент. Гимнасты

 

обучались стойке на руках в кресте и переходу силой в стойку на руках. В эксперименте приняли участие 12 гимнастов 18 — 22 лет (2 мастера спорта СССР, 6 кандидатов в мастера и 4 перворазрядника). Они были разбиты на две однородные группы по 6 человек. В начале и в конце эксперимента фиксировались показатели относительной силы и статической выносливости ведущих мышечных групп.

Испытуемые опытной группы использовали предлагаемое нами устройство. Вес противовеса в нашем эксперименте не превышал 5 кг. Гимнасты контрольной группы разучивали упор руки в стороны вниз головой с последующим переходом в стойку на руках по традиционной методике: а) выполнение упражнений с помощью тренера; б) использование различных амортизаторов; в) выполнение упражнений с дополнительной опорой предплечьями о ремни колец; г) использование блочного устройства.

Спортсмены экспериментальной группы выполняли специальные силовые упражнения на кольцах, в частности:

1)   из стойки на руках опускание в .вис прогнувшись через упор руки в стороны вниз головой;

2)   из стойки на руках опускание в вис прогнувшись с фиксацией двух промежуточных положений — стойки с разведением рук до 90° и крест вниз головой;

3)   из стойки на руках медленное опускание в крест вниз головой и быстрый переход обратно в стойку на руках — 5 раз подряд;

4)   из стойки на руках опускание в крест вниз головой — держать 5 с и опускание в вис прогнувшись;

5)   из стойки на руках опускание в крест вниз головой — держать 3 с и переход в стойку на руках;

6)   из стойки на руках опускание в крест (чуть ниже колец) и переход в стойку на руках — 3 раза подряд;

7)   из стойки на руках опускание в крест вниз головой — держать максимально возможное время.

Каждое задание выполнялось в двух подходах с отдыхом между ними по 2 — 3 мин. Упражнения выполнялись в начале и в конце основной части тренировочных занятий 3 раза в неделю.

Результаты эксперимента показали, что исследуемые показатели в опытной группе значительно возросли по сравнению с контрольной группой. В частности, у гимнастов опытной группы произошло достоверное увеличение показателей относительной силы мышц (на 12%) и статической выносливости (на 59%).

В конце эксперимента всем гимнастам было предложено выполнить крест вниз головой на кольцах без рассматриваемого устройства. Из испытуемых опытной группы два спортсмена смогли удержать его 3 с и далее дожать в стойку на руках, три — смогли зафиксировать

 
Library   54   Up


Contents

 

Home
 

этот элемент 2 с и один только обозначил его. В контрольной группе лишь один гимнаст удержал крест вниз головой 2 с.

Отметим, что применение гимнастами в учебно-тренировочном процессе предлагаемого устройства сопровождается ростом показателей силы и статической выносливости.

 

Приспособление эффективно для формирования необходимых нервно-мышечных координации, соответствующих структуре изучаемого упражнения, и позволяет гимнастам в более короткие сроки осваивать сложные силовые статические и парастатические упражнения.

 

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКА ДИНАМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В УПОРЕ НА БРУСЬЯХ

   
А. В. Четвериков, Ленинград
 

Мастерство гимнастов в упражнениях на брусьях зависит от многих факторов. Одним из определяющих является навык динамической устойчивости в упоре. Такая устойчивость, необходимая для выполнения быстрых махов и высоких вылетов над жердями, на практике формируется стихийно, в ходе разучивания и закрепления упражнений. Однако применение современной техники «сходов» со стойки на руках создает трудности в управлении движениями в связи с возрастанием нагрузки на опорные звенья и усложнением ритма активности мышц.

 

Нами разработано простое специальное устройство, облегчающее формирование навыка сохранения устойчивости при быстрых махах. В конструкцию лонжи внесено два дополнительных элемента: металлический стержень (ось) и ремни, охватывающие туловище и плечи гимнаста (см. рисунок 1). Устройство, названное «плечевая лонжа», обеспечивает непрерывную помощь и страховку во всех фазах упражнения, слитное выполнение элементов, значительное снижение опорных нагрузок. С помощью этого устройства можно регулировать перемещение опорных звеньев тела и тем

Рис. 1

Library   55   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало