|
Дело в том, что уровень подготовки, «предложенный» ему еще в ранние годы, ригиден по своей природе. Нацеленность на определенные достижения, на конкретный круг навыков и уровень качеств с детства формирует двигательный, функциональный, даже психический аппарат гимнаста, придает ему необратимые черты «гимнаста данного поколения». И прежде всего это воплощается в комплексе навыков, привычных двигательных действий, большинство которых с вхождением гимнаста в пору зрелости становятся автоматизированными, то есть весьма косными, не поддающимися затем сколько-нибудь существенной переделке. С этими навыками неразрывно связаны и двигательные качества, призванные «обслуживать» движения. И то и другое образует собой прочную «сеть», накрепко связывающую гимнаста с определенным уровнем достижений, с фиксированной в навыках техникой и даже стилистикой, из «пут» которых спортсмен уже не в состоянии «выбраться».
Но хорошо, нельзя ли все же строить под-готовку и всю спортивную практику гимнаста так, чтобы он не закостеневал» на определенном уровне и мог постоянно совершенствоваться, гибко следуя за веяниями времени?
До некоторой степени это возможно. В процессе углубленной подготовки, пока молодой гимнаст еще не «вышел на орбиту», он имеет дело как раз с большим числом относительно «сырых», пластичных навыков, которые дают ему возможность быстро совершенствоваться, наращивать сложность упражнений.
Однако, «пропуская» неактуальные для современного состояния гимнастики формы движений, гимнаст должен будет где-то наконец «остановиться», сориентировавшись на тот уровень достижений, который обеспечит успешные выступления на соревнованиях. Этой «остановкой» и фиксируется тот предел, на уровне которого «состоится карьера» гимнаста. Таким образом, возникает своеобразный порочный круг: чтобы форсировать подготовку и довести ее до достаточно высокого уровня (чтобы обогнать соперников!), нельзя преждевременно останавливаться на каком-то уровне навыков и качеств. Но, чтобы воспользоваться достигнутым и продемонстрировать свое мастерство на соревнованиях (что и является целью подготовки), нельзя не зафиксировать выработанные навыки, так как иначе успешные выступления попросту невозможны!
Но, быть может, стратегическая мудрость подготовки заключается в том, чтобы не торопиться с выходом на широкую арену, сориентировав их в подготовке на достаточно отдаленную, солидную модель?
До определенной степени и это возможно. Практика давно показала, что гимнасты, долго и тщательно работающие над перспективной, базовой, подготовкой и не торопящиеся (если это возможно) выступать в соревнованиях, не-
|
|
редко достигают затем неплохих, а порой и прекрасных результатов.
Однако слишком далеко «оторваться» в такой подготовке от остальной гимнастики все же трудно. Чтобы успешно осваивать принципиально новый материал, «прорываться в будущее», нужен коллективный опыт, нужна новая методика, проверенная на массе случаев, прошедшая через руки и сознание многих гимнастов и тренеров.
О СТРАННОСТЯХ КОНЯ
И ФЕНОМЕНАЛЬНЫХ КОНЕВИКАХ
Добротно подготовленный и тем более талантливый гимнаст может многое. Где, однако, больше возможностей? Есть ли виды многоборья, лучше «приспособленные» для новаций?
Рассматривая этот вопрос с позиций ожидаемой эволюции гимнастики, надо сразу отметить существование по крайней мере двух характерных классов гимнастических упражнений, развитие которых происходит по-разному.
Существует значительный класс упражнений, уже обсуждавшихся нами выше, возможность исполнения которых, а также дальнейшее их совершенствование сильнейшим образом связаны с фундаментальными двигательными качествами гимнаста, в первую очередь такими, как скоростно-силовые качества. Таковы акробатические и опорные прыжки, многие маховые движения, требующие атлетизма (например, обороты под жердями в стойку, особенно через прямые руки). К этому классу упражнений относятся и многочисленные соскоки с перекладины, брусьев, колец, предъявляющие к исполнителю все более высокие требования в отношении двигательных качеств. Переход в этих движениях от небазовых к высшим базовым формам потребовал, как уже говорилось выше, не только времени, измеряемого десятками лет, но и радикального изменения всей системы подготовки, перестройки самой модели гимнаста. Так, в опорных прыжках потребовалось «создать» принципиально нового гимнаста-прыгуна. Изменилось все: длина и скорость разбега, техника бега, техника отталкивания руками, подготовка опорно-двигательного аппарата плечевого пояса, условия приземления. Поэтому попытка предложить гимнасту 50-х — •начала 60-х годов освоить прыжок типа «переворот-сальто» была бы просто абсурдной, настолько велики здесь необходимые изменения в классе подготовленности. И мы знаем, что эти изменения долго и исподволь «зрели», прежде чем в прыжках наступил качественный перелом, ознаменовавший новый этап их развития.
Однако существуют и упражнения другого типа, усложнение которых не столь явно связано с прогрессированием двигательных качеств. Это движения, опирающиеся прежде всего на координацию, точность действий. Разу- |
|