Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

хождения какого-либо вида многоборья. Их подсчет и запись в таблицу происходят в конце тренировки. В конце записывают число неотработанных «штрафными кругами» минусов.

Данную систему можно использовать в различных вариантах. К примеру, спортсмен выполняет задачу за 5 подходов. Каждый удачный подход — один плюс. Неудачный — без плюсов. Такой вариант эффективен на стадии разучивания элементов. Если же гимнасты проходят все снаряды шестиборья, то на первых двух они получают одни минусы (тренер обращает внимание только на ошибки), а на остальных четырех — плюсы (отмечаются все достоинства исполнения). Этим вариантом можно пользоваться в процессе подготовки к соревнованиям. Шестиборье проходит очень эмоционально, с яркой игровой окраской.

Во всех играх, проводимых на тренировке, победителей тоже награждают плюсами. Вариантов много, но в каждом из них нужно учитывать следующее:

—  количество плюсов за сделанные подходы должно превышать количество минусов (это гарантия хорошего настроения гимнаста на тренировке);

— минусы следует ставить в основном за какие-либо проступки. Но и в этом случае желательно, чтобы они списывались плюсами (эта возможность добросовестной работой избежать «штрафных кругов» очень стимулирует спортсмена);

—  итоговое число плюсов за тренировку у

 

разных гимнастов не должно сильно отличаться (не больше 10 плюсов);

—  при подсчете итогов за день можно и нужно учесть успеваемость в общеобразовательной школе, поощряя положительные оценки дополнительными плюсами, плохие — минусами.

Как показал опыт работы с гимнастами младшего и среднего возраста, достоинства описанной системы в том, что:

—  тренировка имеет соревновательно-игровую окраску, что делает ее более увлекательной и эффективной;

—  тренер имеет возможность дополнительно стимулировать выполнение спортсменом сложных для него элементов, поощряя их выполнение значительным количеством плюсов;

—  повышается действенность педагогического контроля за поведением спортсмена в зале и контроля за успеваемостью в общеобразовательной школе;

— главным фактором, заставляющим любого спортсмена добросовестно относиться к тренировкам, становится не тренерский «зоркий взгляд», а непосредственное желание самого спортсмена «лучше выглядеть» среди своих товарищей, т.е. дополнительным стимулом к тренировке становится мнение коллектива.

Предлагаемая система, правда, требует от тренера дополнительных усилий (впрочем, не очень больших), но они целиком окупаются более живым и эмоциональным характером тренировки, большей ее эффективностью.

 

 

ОБСУЖДАЕМ — СПОРИМ


ГИМНАСТИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ:
ФАНТАЗИИ, РЕАЛЬНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ

   
Ю. К. Гавердовский, кандидат педагогических наук, доцент, ГЦОЛИФК
 

Гимнастика непрерывно прогрессирует. Каждый год приносит новые достижения, иногда долгожданные, иногда неожиданные. Радуясь им, поражаясь, мы знаем, однако, что эти успехи неравноценны: пока один вид многоборья эффектно «наступает», другой долго «сидит в окопах». Еще относительно недавно можно было утверждать, что опорные прыжки «бурно развиваются», тогда как, например, упражнения на мужских брусьях «переживают период застоя». Но прошло какое-то время, и мы готовы говорить нечто противоположное, ибо прыжки стабилизировались, стали скучноваты, брусья же «расправили крылья»...

Почему?

 

Проще всего, разумеется, объяснить все игрой случая, волей «провидения»: кто-то неожиданно придумал новое движение, сумел его освоить, идея оказалась плодотворной, ее подхватили другие, и вот снаряд сдвинулся вперед, заиграл новыми красками, «период застоя» миновал. Но потом идею «выработали» и — вновь томительный период ожидания, тянущийся до тех пор, пока другой энтузиаст не удивит нас очередным открытием. И чем дольше мы ждем, тем сильнее наше удивление новинке.

Но разве эти явления так уж неожиданны, разве не были они подготовлены всем предшествующим развитием? Вообще, что пред-

Library   44   Up


Contents

 

Home
 

ставляет собой гимнастическая эволюция, по каким законам она протекает? Есть ли в ее развитии этапы, которые мы можем разумно объяснить, предвидеть их в будущем, и в какой степени все это подвержено стихии случайности? Как меняется в связи с этим сам гимнаст? Каково, наконец, хотя бы ближайшее будущее нашего вида спорта, его горизонты? Эти вопросы всегда занимают, хотя, увы, не находят уверенного ответа. И все же попытаемся рассмотреть некоторые закономерности развития гимнастики, поскольку это не только интересно само по себе, но и связано с практикой вида спорта, которым мы занимаемся.

ПЛОДЫ С ДРЕВА ГИМНАСТИКИ

Обилие гимнастических упражнений общеизвестно. Большинство из них связано более или менее выраженной структурной общностью, а некоторые типы движений составляют обширные «семейства», способные своим развитием определять пути спортивной гимнастики. Таковы, например, акробатические прыжки, разнообразные соскоки со снарядов, подлеты, опорные прыжки основных классов и все родственные им упражнения. С течением лет подобные элементы особенно быстро развиваются, как бы знаменуя собой успехи гимнастики в целом.

Отметив это, попытаемся теперь на примере упражнений такого типа проследить некоторые закономерности развития и совершенствования упражнений одного профиля. Возьмем для этого в качестве подходящей модели акробатические сальто назад разной сложности, показанные на рис. 1,а в виде структурного дерева.

Анализируя преемственность этих движений с точки зрения их биомеханической, структурной, сложности, можно убедиться, что гимнастическое «дерево» с годами разрастается вверх и вширь, принося все более весомые плоды. Приняв некоторую условную шкалу оценки трудности упражнений*, можно заметить, что в разные годы мировая гимнастика (представленная здесь только прыжками сальто назад) находилась на соответственно разных уровнях развития, которым соответствуют упражнения различной трудности, причем темпы наращивания трудности упражнений прогрессируют.

Изучая показанное на рис. 1, а структурное дерево, можно прийти к определенным выводам о том, как оно «растет», какие из упражнений занимают ключевые позиции в освоении


* В данном случае относительная трудность прыжков оценивалась посредством круговой матрицы и представляет собой сумму очков, «набранных» каждым упражнением при последовательном сравнении с другими движениями, показанными на рис. 1.

 

Элемент «школы». А. Ткачев

 

всего «семейства» движений и какие движения с этой точки зрения второстепенны.

Какие же свойства движений обусловливают степень их важности для процесса технической подготовки гимнаста, их «полноценность»?

Качество исполнения упражнений акробатического типа, а также возможности их усложнения и совершенствования в дальнейшем (возможность перехода к другим формам!) зависят в данном случае от двух основополагающих физических параметров движения. Эти параметры — кинетический момент тела гимнаста (радикально определяющий эффективность вращения в полете) и вертикальная составляющая переместительного движения (обусловливающая высоту и соответственно время полета). Чем больше кинетический момент и время, в течение которого им можно распоряжаться в полете, тем выше потенциал прыжка (соскока, перелета, подлета и т. п).

 
Library   45   Up


Contents

 

Home
   

Рис. 1 (а. б)
1. Сальто прогнувшись; 2. Сальто выпрямившись; 3. Высокое сальто выпрямившись; 4. Пируэт; 5. Двойной пируэт; 6. Тройной пируэт; 7. Двойное сальто в группировке; 8. Двойное сальто в полугруппировке; 9. Двойное сальто согнувшись; 10. Двойное сальто прогнувшись; 11. Двойное сальто выпрямившись; 12. «Лунное» сальто; 13. Двойное сальто с пируэтом в первом сальто; 14. Двойное сальто с пируэтом во втором сальто; 15. Двойное сальто с двойным пируэтом в полугруппировке; 16. Двойное сальто выпрямившись с двойным пируэтом; 17. Двойное сальто с тройным пируэтом; 18. Тройное сальто в группировке; 19. Тройное сальто в полугруппировке; 20. Тройное сальто с пируэтом.

 

Чтобы преодолеть дистанцию от несложных одинарных сальто до двойных сальто с поворотами, потребовалось совершить качественный скачок, который должен был представлять собой своего рода «прорыв обороны» на всех основных направлениях: нужно было выйти на принципиально иной уровень как в двигательной (прыгучесть), технической (вращения), так и в психологической, волевой подготовке.

Представим себе в связи со сказанным, какие вообще последовательные ступеньки может претерпеть, например, сальто назад в процессе его развития и усложнения:

 

— простейшее сальто назад в группировке без строгой организации позы в полете (главная задача — «сделать»);

— сальто с активным вылетом в раскрытом положении;

— сальто с оформленным положением прогнувшись, но без ограничения степени прогибания в полете, со свободным положением рук (задача — перейти к новому номиналу прыжка — сальто «прогнувшись»);

— высокое сальто прогнувшись с ограниченным прогибанием тела;

— высокое сальто выпрямившись, руки над головой (задача — овладеть формами движения, позволяющими виртуозно выполнять повороты);

— форсированное сальто выпрямившись (с тенденцией к «перекруту»).

Показанный здесь процесс развития одинарного сальто отражает явления, имеющиеся (или имевшиеся) как в «онтогенезе», так и в «филогенезе» упражнения. Гимнаст в процессе освоения упражнения от «нуля» форсированно проходит его основные формы, обозначавшие некогда «потолок» развития данного движения для гимнастов ряда предшествующих поколений. При этом движение претерпевает ряд довольно специфичных изменений, меняющих его качество.

Library   46   Up


Contents

 

Home
 

Выделим в связи с этим три этапа работы над движением и три соответствующие им состояния в развитии упражнения. Проследим их на этот раз на примере более сложных прыжков — двойных сальто (рис. 1, б).

Первый этап развития движения связан с освоением его простейшей формы, когда гимнаст впервые «выходит на уровень» двойных сальто. Параметры движения, как правило, •скромны, потенциала прыжка достаточно лишь для того, чтобы при полной группировке «выкрутить» сальто и относительно уверенно приземлиться. Такое исполнение не дает никаких возможностей для варьирования движения. Назовем его небазовой формой упражнения (рис. 1, б).

Второй этап работы над движением предполагает систематическую тренировку, направленную на повышение потенциала прыжка: постепенно наращивается высота движения, улучшается «крутка». Это не только дает «свободу маневра» в управлении движением, но и открывает возможности для использования нозых рабочих положений в полете (см. рис. 1, б). Кроме того, это дает и возможности радикального усложнения сальто за счет введения поворотов. Правда, возможности освоения поворотов на основе сальто данного класса остаются ограниченными, так как вращение в полугруппировке, а также в согнутом или достаточно прогнутом положениях (которые могут быть равноценными в отношении моментов инерции тела при его вращении вокруг фронтальной и продольной осей) не идеально с точки зрения техники. Тем не менее этих условий оказывается достаточно для исполнения целого ряда весьма сложных упражнений. Так, акробаты-прыгуны достигли на такой базе исполнения прыжка двойным сальто с поворотом на 1260° (три с половиной пируэта). Таким образом, на втором этапе развития движения возникают весьма продуктивные, хотя и не идеальные, базовые формы упражнений, которые мы назовем начальной базовой формой.

Третий этап освоении упражнения (если это в принципе доступно) — этап высшего совершенствования, в результате которого движение выполняется почти идеально. Сальто делают с прямым телом и на высоте, превышающей средние значения, характерные для таких прыжков. Подобное исполнение можно квалифицировать как высшую базовую форму движения, так как она позволяет не только технически безупречно выполнять любые варианты двойных сальто без поворотов и с многократными поворотами, но и подводит исполнителя к порогу освоения прыжка очередного класса сложности, в данном случае тройного сальто.

В этой связи интересно вспомнить, что лишь относительно недавно, во второй поло-

 

Старший тренер Л. Аркаев внешне спокоен

 

вине 60-х годов, мировая гимнастика перешла рубеж двойных сальто. Затем понадобилось порядка пяти лет, чтобы окончательно освоиться с небазовыми формами движения этого типа и впервые посягнуть на двойные сальто с поворотами.

И лишь теперь, в начале 80-х годов, поя-вились первые признаки перехода к третьему, высшему, этапу освоения двойных сальто: стало появляться все больше исполнителей прыжков двойным сальто прогнувшись.

Итак, выбор, которым располагает гимнаст-мастер в отношении некоторых групп движений, закономерно меняется в зависимости от этапа развития данного профиля движений в мировой гимнастике. Пока основными являются небазовые формы движения, выбор минимален. При переходе к начальным базовым формам начинается «бум» в освоении движений данного типа, число доступных вариантов упражнений резко возрастает (см. рис. 1, а). Наконец, наиболее богат этап эксплуатации высших базовых форм. Он дает не только наибольшее число структурно-технических вариантов движения, но и открывает возможности для стилистически безупречного их исполнения. Именно таким обещает быть период в середине 80-х годов, когда освоение двойных сальто в акробатике, при ряде соскоков со снарядов и проч., достигнет уровня высококачественных сальто с выпрямленным телом.

 
Library   47   Up


Contents

 

Home
 

ГИМНАСТИКА, ОБРЕЧЕННАЯ НА МОЛОДОСТЬ!

Как можно видеть из предыдущего раздела, содержание гимнастики (арсенал движений, практикуемых гимнастами каждого очередного поколения) подвержено некоторым закономерным этапным изменениям. Но развитие гимнастики как вида спорта, рост ее достижений и специфика этих достижений во многом зависят и от функциональных возможностей самих гимнастов и гимнасток. Как же они, в свою очередь, изменяются, каковы здесь закономерности и ведущие тенденции?

Эти вопросы крайне актуальны и постоянно обсуждаются в кругу специалистов. Острота затрагиваемых при этом проблем ощущается тем сильнее, чем дальше и «выше» уходит гимнастика. Всем бросается в глаза резкое омоложение занимающихся гимнастикой: «женская гимнастика стала даже не девичьей, а девчоночьей; мужская тоже скорее юношеская, а не взрослая»... Ветераны с ностальгической тоской вспоминают славные времена, когда на помостах состязались зрелые люди; воистину мужчины и женщины.

Но еще более тревожным представляется многим явное сокращение сроков «пребывания» спортсменов в высшей гимнастике: рано «сверкнув», мастера удручающе скоро сдают свои позиции. Невольно вспоминаются «старики» времен В. Чукарина, С. Муратовой, М. Такемото, которые долгие годы сохраняли свой высокий класс.

А теперь... Невольно создается впечатление, что раннее, форсированное начало углубленных тренировок каким-то образом преждевременно растрачивает важнейшие ресурсы спортсмена (быгь может, не только двига-

 

Рис. 2

 

тельные?), заставляет его преждевременно^ «состариться», сойти с арены.

Но так ли это? Попробуем разобраться в том, что действительно здесь происходит. Воспользуемся для этого обсуждением нескольких достаточно тривиальных тезисов. Вот они:

1.   Спорт, представляющий собой род деятельности, связанной с конкуренцией, естественно и неизбежно приводит к росту достижений. Это означает неуклонный подъем уровня, на котором должны вести спор сильнейшие представители данного вида спорта, в том числе гимнастики. Это явление, которое мы назовем прогрессированием.

2.  Прогрессирование гимнастики неразрывно связано с повышением требований к уровню подготовленности спортсменов, к их двигательным, функциональным возможностям. Эту тенденцию в подготовке гимнастов мы будем называть ростом запроса.

3.   Важнейшие двигательные качества и функциональные способности человека достигают возрастного пика развития в молодые годы. Особенно это относится к таким определяющим для гимнастики качествам, как гибкость, способность координировать движения, скоростно-силовые качества, реактивные способности нервной системы, разного рода сенсомоторные, волевые и другие качества. Соответственна этому, однако, и возрастная инволюция качеств, показатели которых после достижения некоторого критического возраста неизбежно ухудшаются.

Явления, составляющие существо трех приведенных утверждений, условно проиллюстрированы на рис. 2. Он отражает также то объективное обстоятельство, что в разные годы начало углубленных занятий гимнастикой (в данном случае на примере мужчин) падало на разные возрасты. Так, изучение биографических данных выдающихся гимнастов показывает, что спортсмены, родившиеся в 20-х годах, как правило, начинали систематические занятия спортом примерно в 16 — 18 лет (иногда и позже), лучших своих результатов достигали к 25 — 30 годам, а завершали выступления к 35 — 38 годам (у женщин того же поколения показатели примерно те же). Если же мы обратимся к биографиям лучших современных гимнастов, то увидим следующую примерную картину: начало серьезных занятий — уже к 8 годам (а то и раньше), достижение результатов международного уровня (см. рис. 2) примерно к 18-летнему возрасту, начало ощутимого спада в достижениях — к 23 — 25 годам. У женщин эти показатели соответственно еще «моложе».

На первый взгляд все это как раз подтверждает тревожные выводы о «неверных путях» развития современной гимнастики. Однако объективное сопоставление приведенных данных говорит, в сущности, о другом. Преслову-

 
Library   48   Up


Contents

 

Home
 

тое омоложение является неизбежным и совершенно нормальным следствием всего процесса развития гимнастики. Прогрессивное увеличение запроса к подготовленности гимнастов в сочетании с неизбежной инволюцией качеств автоматически приводит к смещению «центра тяжести» базовой подготовки гимнаста в юношеский и даже детский возраст, ибо чем стремительнее развивается гимнастика, тем более и более важным становится захватить подготовкой наиболее благоприятный возрастной период развития двигательных и функциональных качеств будущего спортсмена, взять их под контроль и целенаправленно воздействовать на них с целью своевременного и возможно более интенсивного их развития.

Таковы очевидные корни омоложения гимнастики, здесь же и объяснение причин феноменально молодых олимпийских и мировых чемпионов: юноши и подростки «лучше приспособлены» к освоению сложных гимнастических упражнений. Это объективная реальность, и ее остается принять как факт.

Но как же объяснить раннее «старение» молодых мастеров?

Доводы, приведенные выше в тексте и проиллюстрированные на рис. 2, также дают на это ответ.

Раннее начало занятий гимнастикой позволяет наилучшим образом воспользоваться природными данными подростка, но оно, увы, не дает радикального решения проблемы запроса. Стремительное прогрессирование гимнастики требует от подготовки гимнаста с каждым годом все большего. Достичь в этих условиях должного мастерства и соответствующего ему функционального состояния, а также поддерживать эту форму на необходимом уровне становится все труднее, тогда как утратить эти качества, растерять достигнутое все легче! Любое нарушение режима тренировки, болезнь, травма стоят для современного гимнаста все дороже. На этом фоне возрастное падение двигательных качеств (которое в прежние годы довольно долго оставалось бы малозаметным, легкокомпенсируемым за счет правильной тренировки) сразу становится остро ощутимым, роковым. Здесь уместна аналогия со спринтером, который не может позволить себе споткнуться на дистанции, тогда как для стайера такая осечка — мелочь. Поэтому период активных выступлений современного спортсмена на уровне высшего для него запроса оказывается заметно меньшим, чем для мастеров прошлых лет (см. рис. 2).

Следует здесь понять и еще одно обстоятельство: гимнаст-мастер покидает помост не тогда, когда он становится принципиально недееспособным. Он бросает спорт тогда, когда уже не может полноценно выступать на уровне современного ему запроса. Показательно с этой точки зрения срав-

 

нить возможности, например, гимнастов 50-х и 80-х годов: спортивная карьера первых (представляющаяся нам сейчас очень долгой) могла длиться, скажем, 15 лет и более, тогда как «век» нынешнего мастера в 1,5, а то и в 2 раза короче. Но представим себе, что современный гимнаст будет выступать на уровне запроса 30-летней давности (см. рис. 2). Нетрудно убедиться, что его активные выступления могли бы в этом случае длиться чуть ли не три десятилетия...

Таким образом, гимнастическая эволюция, столь изменившая саму гимнастику и так разительно преобразившая наших сильнейших мастеров, не столь катастрофична, и страшиться ее не следует. Все происходящее естественно. Сильнейшим в гимнастике всегда будет тот, кто обладает наиболее подходящими для этого вида спорта качествами. И это — молодежь.

МОЖНО ЛИ ОБОГНАТЬ ВРЕМЯ!

Из всего сказанного выше видно, что нормально спланированная подготовка гимнаста должна учитывать прогрессирующий запрос, должна носить упреждающий, так сказать, характер.

Если так, то нельзя ли вообще продвигаться вперед быстрее, не заложены ли здесь возможности более интенсивного развития гимнастики, и в частности радикального решения проблемы спортивного долголетия? Эта соблазнительная мысль, конечно, неоднократно возникала в сознании тренеров и специалистов. Попробуем и мы ее рассмотреть.

До известной степени упрощая, можно утверждать, что спортивные успехи гимнаста в основном предопределяются двумя важнейшими факторами. Один из них — двигательная одаренность гимнаста, его врожденные задатки. Второй — базовая подготовка будущего мастера, призванная всемерно развить имеющиеся задатки, превратить их в способности. Оба фактора «работают» на одну и ту же цель, но не заменяют друг друга. Ясно,что наилучшие результаты достигаются при сочетании талантливости и полноценной подготовки. Но весь вопрос в том, что такое «полноценная подготовка»?!

Вот работает в зале молодой тренер, сам еще недавний гимнаст — мастер высокого класса. Ему еще нет 30, но уже любой из его перспективных учеников может как гимнаст гораздо больше, чем он сам, даже в пору своего расцвета. И это в порядке вещей.

Камнем преткновения здесь является уже упоминавшаяся нами базовая подготовка гимнаста, та основа, которая раз и навсегда закладывается в детские и юношеские годы спортсмена и которая, увы, определяет затем тот потолок, выше которого гимнасту не суждено подняться.

 
Library   49   Up


Contents

 

Home
 

Дело в том, что уровень подготовки, «предложенный» ему еще в ранние годы, ригиден по своей природе. Нацеленность на определенные достижения, на конкретный круг навыков и уровень качеств с детства формирует двигательный, функциональный, даже психический аппарат гимнаста, придает ему необратимые черты «гимнаста данного поколения». И прежде всего это воплощается в комплексе навыков, привычных двигательных действий, большинство которых с вхождением гимнаста в пору зрелости становятся автоматизированными, то есть весьма косными, не поддающимися затем сколько-нибудь существенной переделке. С этими навыками неразрывно связаны и двигательные качества, призванные «обслуживать» движения. И то и другое образует собой прочную «сеть», накрепко связывающую гимнаста с определенным уровнем достижений, с фиксированной в навыках техникой и даже стилистикой, из «пут» которых спортсмен уже не в состоянии «выбраться».

Но хорошо, нельзя ли все же строить под-готовку и всю спортивную практику гимнаста так, чтобы он не закостеневал» на определенном уровне и мог постоянно совершенствоваться, гибко следуя за веяниями времени?

До некоторой степени это возможно. В процессе углубленной подготовки, пока молодой гимнаст еще не «вышел на орбиту», он имеет дело как раз с большим числом относительно «сырых», пластичных навыков, которые дают ему возможность быстро совершенствоваться, наращивать сложность упражнений.

Однако, «пропуская» неактуальные для современного состояния гимнастики формы движений, гимнаст должен будет где-то наконец «остановиться», сориентировавшись на тот уровень достижений, который обеспечит успешные выступления на соревнованиях. Этой «остановкой» и фиксируется тот предел, на уровне которого «состоится карьера» гимнаста. Таким образом, возникает своеобразный порочный круг: чтобы форсировать подготовку и довести ее до достаточно высокого уровня (чтобы обогнать соперников!), нельзя преждевременно останавливаться на каком-то уровне навыков и качеств. Но, чтобы воспользоваться достигнутым и продемонстрировать свое мастерство на соревнованиях (что и является целью подготовки), нельзя не зафиксировать выработанные навыки, так как иначе успешные выступления попросту невозможны!

Но, быть может, стратегическая мудрость подготовки заключается в том, чтобы не торопиться с выходом на широкую арену, сориентировав их в подготовке на достаточно отдаленную, солидную модель?

До определенной степени и это возможно. Практика давно показала, что гимнасты, долго и тщательно работающие над перспективной, базовой, подготовкой и не торопящиеся (если это возможно) выступать в соревнованиях, не-

 

редко достигают затем неплохих, а порой и прекрасных результатов.

Однако слишком далеко «оторваться» в такой подготовке от остальной гимнастики все же трудно. Чтобы успешно осваивать принципиально новый материал, «прорываться в будущее», нужен коллективный опыт, нужна новая методика, проверенная на массе случаев, прошедшая через руки и сознание многих гимнастов и тренеров.

О СТРАННОСТЯХ КОНЯ
И ФЕНОМЕНАЛЬНЫХ КОНЕВИКАХ

Добротно подготовленный и тем более талантливый гимнаст может многое. Где, однако, больше возможностей? Есть ли виды многоборья, лучше «приспособленные» для новаций?

Рассматривая этот вопрос с позиций ожидаемой эволюции гимнастики, надо сразу отметить существование по крайней мере двух характерных классов гимнастических упражнений, развитие которых происходит по-разному.

Существует значительный класс упражнений, уже обсуждавшихся нами выше, возможность исполнения которых, а также дальнейшее их совершенствование сильнейшим образом связаны с фундаментальными двигательными качествами гимнаста, в первую очередь такими, как скоростно-силовые качества. Таковы акробатические и опорные прыжки, многие маховые движения, требующие атлетизма (например, обороты под жердями в стойку, особенно через прямые руки). К этому классу упражнений относятся и многочисленные соскоки с перекладины, брусьев, колец, предъявляющие к исполнителю все более высокие требования в отношении двигательных качеств. Переход в этих движениях от небазовых к высшим базовым формам потребовал, как уже говорилось выше, не только времени, измеряемого десятками лет, но и радикального изменения всей системы подготовки, перестройки самой модели гимнаста. Так, в опорных прыжках потребовалось «создать» принципиально нового гимнаста-прыгуна. Изменилось все: длина и скорость разбега, техника бега, техника отталкивания руками, подготовка опорно-двигательного аппарата плечевого пояса, условия приземления. Поэтому попытка предложить гимнасту 50-х — •начала 60-х годов освоить прыжок типа «переворот-сальто» была бы просто абсурдной, настолько велики здесь необходимые изменения в классе подготовленности. И мы знаем, что эти изменения долго и исподволь «зрели», прежде чем в прыжках наступил качественный перелом, ознаменовавший новый этап их развития.

Однако существуют и упражнения другого типа, усложнение которых не столь явно связано с прогрессированием двигательных качеств. Это движения, опирающиеся прежде всего на координацию, точность действий. Разу-

 
Library   50   Up


Contents

 

Home
 

меется, здесь также может существовать большая разница в подготовленности гимнаста, которая часто встает на пути технического совершенствования. Типичный пример — переход в упражнениях на кольцах с махов через согнутые руки на махи с прямыми руками. Спортсмены, опоздавшие в свое время с освоением такой техники упражнений на кольцах, так и не смогли восполнить возникший пробел в подготовке, произвести «техническое перевооружение».

Особенно интересен пример с эволюцией упражнений на коне. На первый взгляд прогресс в содержании упражнений в этом виде многоборья налицо. Вместе с тем специалисты знают, что техника махов на коне с годами менялась не так сильно, как в других видах многоборья. Особенно это бросается в глаза при изучении работы наиболее выдающихся коневиков. Любопытен пример с выдающимся советским гимнастом прошлого Владимиром Лаврущенко, который уже с 40-х годов на протяжении многих лет оставался непревзойденным исполнителем махов на коне. Сохранившиеся киноролики убеждают, что техника Лаврущенко и теперь удовлетворяла бы весьма высоким требованиям. Не вызывает сомнения, что этому гимнасту были бы посильны практически все современные упражнения на коне, если бы он пожелал их разучить!

Как это объяснить?

Дело в том, что в отличие от большинства снарядов конь почти не требует особо выраженных силовых, скоростно-силовых качеств, специфической гибкости (которая была бы непреложным условием исполнения упражнения). Для коня не нужен тренаж вестибулярного аппарата. Специальная выносливость здесь также никогда не была для мастера трудноразрешимой проблемой. Успехи на коне всегда предопределялись в первую очередь добротностью «школы», полученной гимнастом. Гимнаст, получивший такую школу, может делать на коне практически все. Поэтому высокое мастерство на коне нередко формируется довольно рано. Не случайно мы наблюдаем сейчас случаи, когда 10 — 12-летний мальчик (далеко еще отстающий от взрослых на других видах многоборья) оказывается способным показать на коне виртуозные упражнения, включающие в себя до 10 элементов группы «С». Показателен в этой связи пример Золтана Мадьяра. Венгерский мастер не только целый ряд лет подряд оставался ведущим коневиком мира, но и — что самое важное! — все время двигался вперед, опережая других в освоении большинства новинок.

Таким образом, прогрессирование на коне (а также во всех других случаях, когда движение не требует подъема двигательных качеств на принципиально новый уровень) зависит, в сущности, только от добротности начальной школы и... от настойчивости в работе.

 

Одинарное сальто — двойное сальто — тройное...

Завершая разговор о закономерностях и перспективах развития гимнастики, трудно обойти заветный вопрос о доступных пределах сложности упражнений, а также о потенциальном арсенале спортивной гимнастики.

Проще всего ответить на вопрос о «запасах» движений. Можно смело говорить о неисчерпаемости гимнастики. Вот лишь два сопоставления. Самый опытный гимнаст-мастер (способный выполнить «с листа» любую новую обязательную программу ФИЖ.) за свою гимнастическую жизнь овладевает всего лишь несколькими сотнями элементов на уровне группы «А» и выше. Между тем количество реальных движений в мужской гимнастике составляет, как сейчас можно полагать, не менее 8 тысяч (как правило, с течением лет становится ясным, что прежние цифры были сильно преуменьшены!). Пример из женской гимнастики: наши исследования структуры движений показывают, что число принципиально возможных элементов только на брусьях разной высоты приближается к... 5 тысячам. Между тем реальный арсенал гимнасток высокого класса составляет на этом снаряде всего несколько десятков «ходовых» движений!

Таким образом, за всю историю гимнастики в практику было введено совершенно ничтожное количество элементов из числа принципиально возможных.

Сложнее вопрос о вершинах трудности гимнастических упражнений. В гимнастике этот вопрос звучит примерно так же, как вопрос о предельной высоте прыжка в легкой атлетике или абсолютном рекорде в беге на 100 метров...

Ясно, что предел есть, по какой?

Рассматривая возможности усложнения гимнастических упражнений, нужно учесть в первую очередь два вида ограничений, стоящих на пути таких усложнений. Это ограничения, которые мы можем условно назвать атлетическими и техническими. Иначе говоря, это лимит на энергообеспечение движений и трудности, связанные с доступными гимнасту пределами эффективности управления движениями.

Как оценить перспективы развития упражнений, в которых определяющим является атлетический фактор?

К сожалению, перспективы здесь, вероятно, не столь уж безбрежны. Чтобы подчеркнуть трудности улучшения характеристик в прыжках, приведем следующий факт: длительность полета при посредственном одинарном сальто составляет порядка 0,9 с. Время же полета при современном тройном сальто (в акробатике) порой не превышает 1,2 с. Разница всего в 0,3 с! Вероятно, и в дальнейшем (если только в практику не будут введены энергонасыщающие технические устройства) не следует делать

 
Library   51   Up


Contents

 

Home
 

ставку на существенное повышение параметров прыжков.

Более обнадеживающими выглядят ресурсы совершенствования техники прыжков. Заметим, в частности, что далеко не всякий спортсмен, обладающий хорошими скоростно-силовыми качествами, использует их наилучшим образом. Важна, в частности, строгая синхронность, тончайшая согласованность всех — в данном случае очень быстротечных — действий, выполняемых к тому же на упругой, подвижной опоре. В число этих действий входят не только толчковые действия звеньев, прилежащих к опоре, но и маховые действия относительно свободных звеньев. Совершенствование этих технических и сопутствующих атлетических элементов подготовки составляет некоторые ресурсы совершенствования прыжков и подобных им движений.

Учитывая эти обстоятельства, а также уже достигнутый уровень прыжков, исполняемых на упругой опоре, можно надеяться, что в обозримом будущем возможным потолком в акробатических прыжках окажется прыжок чет-верным сальто в группировке.

Интересными представляются перспективы развития сальтовых соскоков с маховых снарядов. Здесь, на наш взгляд, довольно мало исчерпаны ресурсы как специальной физической, так и технической подготовки. Возможно, что четырехкратное сальто с перекладины — не последняя ступень усложнения подобных соскоков. То же относится и к кольцам.

Весьма заманчивы перспективы усложнения упражнений с поворотами. Исследования убеждают, что даже лучшие прыгуны современности допускают пока очень много погрешностей в исполнении действий, вызывающих поворот в полете, поэтому их оснащение сложными поворотами, несомненно, будет продолжаться. Важной основой для этого, как уже отмечалось, является освоение высших базовых форм прыжков и соскоков. На наш взгляд, не будет удивительным, если на базе двойного сальто выпрямившись (как в акробатике, так и на перекладине, кольцах) в ближайшие годы будет освоено сальто с четырьмя пируэтами и более. Не вызывает сомнения, что и тройные сальто будут делаться с поворотами. Отметим, в частности, возможность введения поворота не только за счет выполнения части сальто в положении выпрямившись (как это уже делается в спортивной акробатике), но и за счет введения поворотов кругом в схему группировки-разгруппировки.

Сейчас наблюдаются симптомы нового «скачка» в развитии опорных прыжков как у мужчин, так и у женщин. Ведущие гимнасты

 

и гимнастки, в сущности, давно готовы к исполнению таких прыжков, как переворот-двойное сальто вперед, «цукахара» с двойным сальто назад и т. п. Появились и первые исполнители долго дискутировавшегося прыжка с полутора сальто в первой полетной фазе. Вопреки мнению пессимистов, можно утверждать, что этот прыжок имеет будущее, так как существует рациональная техника, позволяющая сделать выполнение полутора сальто на руки достаточно полноценным.

Как уже отмечалось, необозримы возможности развития «структурно-технических» классов упражнений. Особенно фееричны перспективы развития соединений, «каскадов» упражнений. В этой области, в сущности, вообще сделано очень мало. Неувядаем в этом отношении такой снаряд, как перекладина. Не уступают ей и женские брусья. Очень интересны тенденции в развитии коня. Помимо богатейших возможностей в освоении круговых движений и их связок открываются реальные перспективы в усложнении маятникообразных махов. Последние соревнования на общесоюзной и международной аренах показали, что гимнасты переходят к освоению махов на коне до стойки на руках, не нарушая при этом традиционной стилистики и техники коня, а лишь «экстраполируя» их. С «прорывом» в эту сферу движений конь приобретает «дополнительное измерение», упражнения становятся более «объемными», зрелищными.

Очевидно, что продолжится «акробатизация» бревна. Реальной альтернативы этому пути развития бревна, в сущности, нет. На повестке дня стоит освоение более совершенных прыжков с поворотами и двойных сальто с приземлением на бревно (в начале и в середине комбинации). Вместе с тем было бы неразумным игнорировать возможности, которые дает бревно в исполнении упражнений на сложный баланс (отличные образцы таких движений уже показывали советские гимнастки С. Гроздова, Н. Шапошникова, некоторые американские гимнастки). Немало потенций содержится и в нетрадиционных формах движений на бревне. Возможны, например, весьма сложные и эффектные подскоки с поворотами типа «рондат — фляк — отбив с поворотом».

Итак, гимнастика прогрессирует. Что можно ожидать от нее в предстоящие годы?

Было бы неразумным пытаться пророчествовать. Мы можем лишь более или менее уверенно говорить о том, что принципиально возможно в том или ином виде многоборья. Но что произойдет в действительности — никому знать не дано.

Будем ждать!

 
Library   52   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало