Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ориентировке при вращении (относительно чего происходит вращение частей тела);

ритмо-темповой основе;

воспитании специальной выносливости мышечных групп плечевого пояса.

Недостаток данного приспособления в том, что при его использовании выпадают силовые компоненты по удержанию тела в задаваемой плоскости вращения. Поэтому только разумное сочетание тренировок на «вращалочке»,

 

гимнастическом козле и коне может привести достаточно быстро к желаемому эффекту.

В нашем зале ребята всех возрастов и разрядов с удовольствием занимаются на «вращалочке». Наверное, потому так любовно ее и назвали. Может быть, и другим она понравится? «Вращалочку» можно сделать изящнее, красивее и прочнее. Но это уже дело< работников промышленности, если этим заинтересуются специалисты.

 

 

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЮНЫХ ГИМНАСТОВ

   
Г. X. Астрахан, Ленинград
 

Обучение гимнастическим упражнениям — процесс очень трудоемкий, требующий от занимающихся большой собранности и сосредоточенности. При работе с детьми этого легче всего добиться, придав процессу обучения увлекательный характер. Нам бы хотелось обратить внимание на возможность более широкого, чем это сейчас принято, использования игрового начала в процессе обучения собственно гимнастическим упражнениям. Опыт работы с детьми (мальчики 8 — 13 лет) убеждает, что наиболее охотно ребята выполняют те задания, где оценка их работы дается не описательно («хорошо», «плохо», «можно лучше»), а выражена четкой системой баллов. Например: «Игра на баллы». Судейство происходит из 5 баллов. Заранее акцентируется внимание на наиболее важных моментах движения. В случае невыполнения данного требования оценка снижается. Выигрывает тот, кто первым наберет максимально возможное количество баллов — 15. Этот прием универсален. Он может применяться при обучении любым элементам и позволяет максимально сконцентрировать внимание обучающихся на существенных деталях разучиваемого элемента.

«Ребята — судьи». Здесь ребята самостоятельно оценивают выполнение упражнения своими товарищами. Тренер говорит свою оценку последним. Побеждает набравший наибольшее количество баллов. Выявляется лучший судья.

При освоении и совершенствовании приземления или отработки соскоков выставлять баллы можно следующим образом: 3 балла — приземление выполнено в доскок; 1 балл — при приземлении сделан 1 шаг; 0 баллов — при приземлении сделано больше одного шага; 1 балл — в случае падения или касания мата рукой.

Игра «31» используется на стадии совершенствования и закрепления навыка. Предположим, наша цель — закрепить навык выполнения кругов на коне. Количество кругов определяется возможностями спортсмена. Если

 

его личный рекорд 5 кругов, то за один подход в первой попытке он должен скрутить 4 круга, во второй — 2, а в третьей — 1. Если первая попытка удачна, он имеет право на вторую и т. п. Если все попытки успешны, гимнаст получает «золотую» и право сразу на второй подход. Выигрывает тот, кто первым наберет 31 круг.

Можно играть до любого количества кругов. Все зависит от степени подготовленности участников. Достаточно изменить требование к количеству кругов в попытке.

С целью повышения интереса к игре можно заранее оговорить «число», при котором все набранные круги «сгорают». Такая игра хорошо помогает при обучении кругам и махам на всех частях коня, махам на брусьях, сериям акробатических элементов к связок. Во всех предлагаемых играх нужно заранее оговорить «наказание» для проигравшего: проползти под конем, подтянуться на перекладине и т. д.

Описанные игровые приемы способствуют более внимательному и вдумчивому отношению ребят к тренировке, заставляют анализировать свои ошибки и ошибки своих товарищей. Но тренировка не существует сама по себе, она является составной частью тренировочного цикла с определенными целями и задачами. Можно попытаться и всему тренировочному циклу придать игровой характер. Но, прежде чем приступить к описанию такой игровой системы, коротко остановимся на вопросе о наказаниях.

Как известно, процесс обучения двигательным действиям — длительный процесс, и в ходе его не избежать каких-то конфликтов между тренером и спортсменом. В случае, когда тренер должен повлиять на спортсмена, он автоматически использует такие давно известные приемы наказания, как: замечания, выговоры, временное отстранение от занятий и т.п. Всем этим мерам свойственны серьезные недостатки: во-первых, они в той или иной степени отрывают спортсменов от тренировочного

Library   42   Up


Contents

 

Home
 

процесса, что может привести к форсированной подготовке и в конечном итоге к неоправданным травмам; во-вторых, удалив провинившегося спортсмена из зала, тренер зачастую сам же вынужден вернуть его обратно (группа малочисленна, готовиться и выступать на соревнованиях надо, а равноценного гимнаста взять неоткуда и т.д.).

Находятся тренеры, которые, не отрывая спортсмена от тренировки, применяют физические меры воздействия. Но это, конечно, полностью противоречит принципам нашей педагогики. Приемлемую форму наказания, на наш взгляд, подсказывает сам спорт. Так, например, в биатлоне спортсмен, плохо справляющийся со своей задачей, наказывается так называемым «штрафным кругом». Примем его условно за меру наказания в спорте. При занятиях гимнастикой в роли «штрафного круга» может быть любое физическое упражнение, требующее волевых усилий. Так, например, 10 раз подтянуться на перекладине или 1 раз залезть по канату. В любом случае «штрафной круг» должен отвечать следующим требованиям: быть связанным с определенной нагрузкой; доступным для выполнения; непродолжительным по времени; легко контролируемым. Теперь, варьируя количество «штрафных кругов» в зависимости от проступка, тренер может эффективно воздействовать на спортсмена.

Для самого спортсмена выполнение «штраф-

 

ного круга», хотя и ассоциируется с наказанием, имеет все же ярко выраженную спортивную окраску и, кроме того, развивает определенные физические качества. Преимущества такого метода неоспоримы. Заставляя избегать необдуманных наказаний, он дисциплинирует не только спортсмена, но и тренера, который всегда может перевести степень своего неудовольствия в количество заданных «штрафных кругов». Для повышения эффективности этой меры наказания следует прибегать к ней в крайних случаях.

Теперь, условно обозначая один «штрафной круг» знаком минус ( ), а все положительные эмоции тренера в ходе тренировки знаком плюс ( + ), мы сможем по их соотношению определять успешность того или иного подхода. При подведении итогов (о котором спортсмены должны знать) в конце каждого месяца обладатель большего числа плюсов оказывается победителем и ему вручается переходящий приз.

Занявших последние места тоже «награждают» — «штрафными кругами», количество которых зависит от занятого места.

Для контроля может быть использована предлагаемая таблица, отражающая эффективность учебно-тренировочного процесса (см. таблицу).

О полученных плюсах гимнасту можно сообщить как после подхода, так и после про-

 

Эффективность учебно-тренировочного процесса

Фамилия

Дни тре-
нировок

1/III

2/III

. . . . . . . . . .

Итого за март

Место

Оценка
эффек-
тивности

1-я

2-я

1-я

2-я

Степанов

« + «

« «

15

6

14

9

8

Разница

+9

+14

+9

+8

Смирнов

« + «

« «

11

10

15

12

13

Разница

+1

+15

+12

+13

Иванов

« + «

« «

11

8

15

5

10

Разница

+11

+8

+10

+10

Library   43   Up


Contents

 

Home
 

хождения какого-либо вида многоборья. Их подсчет и запись в таблицу происходят в конце тренировки. В конце записывают число неотработанных «штрафными кругами» минусов.

Данную систему можно использовать в различных вариантах. К примеру, спортсмен выполняет задачу за 5 подходов. Каждый удачный подход — один плюс. Неудачный — без плюсов. Такой вариант эффективен на стадии разучивания элементов. Если же гимнасты проходят все снаряды шестиборья, то на первых двух они получают одни минусы (тренер обращает внимание только на ошибки), а на остальных четырех — плюсы (отмечаются все достоинства исполнения). Этим вариантом можно пользоваться в процессе подготовки к соревнованиям. Шестиборье проходит очень эмоционально, с яркой игровой окраской.

Во всех играх, проводимых на тренировке, победителей тоже награждают плюсами. Вариантов много, но в каждом из них нужно учитывать следующее:

—  количество плюсов за сделанные подходы должно превышать количество минусов (это гарантия хорошего настроения гимнаста на тренировке);

— минусы следует ставить в основном за какие-либо проступки. Но и в этом случае желательно, чтобы они списывались плюсами (эта возможность добросовестной работой избежать «штрафных кругов» очень стимулирует спортсмена);

—  итоговое число плюсов за тренировку у

 

разных гимнастов не должно сильно отличаться (не больше 10 плюсов);

—  при подсчете итогов за день можно и нужно учесть успеваемость в общеобразовательной школе, поощряя положительные оценки дополнительными плюсами, плохие — минусами.

Как показал опыт работы с гимнастами младшего и среднего возраста, достоинства описанной системы в том, что:

—  тренировка имеет соревновательно-игровую окраску, что делает ее более увлекательной и эффективной;

—  тренер имеет возможность дополнительно стимулировать выполнение спортсменом сложных для него элементов, поощряя их выполнение значительным количеством плюсов;

—  повышается действенность педагогического контроля за поведением спортсмена в зале и контроля за успеваемостью в общеобразовательной школе;

— главным фактором, заставляющим любого спортсмена добросовестно относиться к тренировкам, становится не тренерский «зоркий взгляд», а непосредственное желание самого спортсмена «лучше выглядеть» среди своих товарищей, т.е. дополнительным стимулом к тренировке становится мнение коллектива.

Предлагаемая система, правда, требует от тренера дополнительных усилий (впрочем, не очень больших), но они целиком окупаются более живым и эмоциональным характером тренировки, большей ее эффективностью.

 

 

ОБСУЖДАЕМ — СПОРИМ


ГИМНАСТИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ: ФАНТАЗИИ, РЕАЛЬНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ

   
Ю. К. Гавердовский, кандидат педагогических наук, доцент, ГЦОЛИФК
 

Гимнастика непрерывно прогрессирует. Каждый год приносит новые достижения, иногда долгожданные, иногда неожиданные. Радуясь им, поражаясь, мы знаем, однако, что эти успехи неравноценны: пока один вид многоборья эффектно «наступает», другой долго «сидит в окопах». Еще относительно недавно можно было утверждать, что опорные прыжки «бурно развиваются», тогда как, например, упражнения на мужских брусьях «переживают период застоя». Но прошло какое-то время, и мы готовы говорить нечто противоположное, ибо прыжки стабилизировались, стали скучноваты, брусья же «расправили крылья»...

Почему?

 

Проще всего, разумеется, объяснить все игрой случая, волей «провидения»: кто-то неожиданно придумал новое движение, сумел его освоить, идея оказалась плодотворной, ее подхватили другие, и вот снаряд сдвинулся вперед, заиграл новыми красками, «период застоя» миновал. Но потом идею «выработали» и — вновь томительный период ожидания, тянущийся до тех пор, пока другой энтузиаст не удивит нас очередным открытием. И чем дольше мы ждем, тем сильнее наше удивление новинке.

Но разве эти явления так уж неожиданны, разве не были они подготовлены всем предшествующим развитием? Вообще, что пред-

Library   44   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало