|
||||
хождения какого-либо вида многоборья. Их подсчет и запись в таблицу происходят в конце тренировки. В конце записывают число неотработанных «штрафными кругами» минусов. Данную систему можно использовать в различных вариантах. К примеру, спортсмен выполняет задачу за 5 подходов. Каждый удачный подход — один плюс. Неудачный — без плюсов. Такой вариант эффективен на стадии разучивания элементов. Если же гимнасты проходят все снаряды шестиборья, то на первых двух они получают одни минусы (тренер обращает внимание только на ошибки), а на остальных четырех — плюсы (отмечаются все достоинства исполнения). Этим вариантом можно пользоваться в процессе подготовки к соревнованиям. Шестиборье проходит очень эмоционально, с яркой игровой окраской. Во всех играх, проводимых на тренировке, победителей тоже награждают плюсами. Вариантов много, но в каждом из них нужно учитывать следующее: — количество плюсов за сделанные подходы должно превышать количество минусов (это гарантия хорошего настроения гимнаста на тренировке); — минусы следует ставить в основном за какие-либо проступки. Но и в этом случае желательно, чтобы они списывались плюсами (эта возможность добросовестной работой избежать «штрафных кругов» очень стимулирует спортсмена); — итоговое число плюсов за тренировку у |
разных гимнастов не должно сильно отличаться (не больше 10 плюсов); — при подсчете итогов за день можно и нужно учесть успеваемость в общеобразовательной школе, поощряя положительные оценки дополнительными плюсами, плохие — минусами. Как показал опыт работы с гимнастами младшего и среднего возраста, достоинства описанной системы в том, что: — тренировка имеет соревновательно-игровую окраску, что делает ее более увлекательной и эффективной; — тренер имеет возможность дополнительно стимулировать выполнение спортсменом сложных для него элементов, поощряя их выполнение значительным количеством плюсов; — повышается действенность педагогического контроля за поведением спортсмена в зале и контроля за успеваемостью в общеобразовательной школе; — главным фактором, заставляющим любого спортсмена добросовестно относиться к тренировкам, становится не тренерский «зоркий взгляд», а непосредственное желание самого спортсмена «лучше выглядеть» среди своих товарищей, т.е. дополнительным стимулом к тренировке становится мнение коллектива. Предлагаемая система, правда, требует от тренера дополнительных усилий (впрочем, не очень больших), но они целиком окупаются более живым и эмоциональным характером тренировки, большей ее эффективностью. |
|||
ОБСУЖДАЕМ — СПОРИМ |
||||
Ю. К. Гавердовский, кандидат педагогических наук, доцент, ГЦОЛИФК |
||||
Гимнастика непрерывно прогрессирует. Каждый год приносит новые достижения, иногда долгожданные, иногда неожиданные. Радуясь им, поражаясь, мы знаем, однако, что эти успехи неравноценны: пока один вид многоборья эффектно «наступает», другой долго «сидит в окопах». Еще относительно недавно можно было утверждать, что опорные прыжки «бурно развиваются», тогда как, например, упражнения на мужских брусьях «переживают период застоя». Но прошло какое-то время, и мы готовы говорить нечто противоположное, ибо прыжки стабилизировались, стали скучноваты, брусья же «расправили крылья»... Почему? |
Проще всего, разумеется, объяснить все игрой случая, волей «провидения»: кто-то неожиданно придумал новое движение, сумел его освоить, идея оказалась плодотворной, ее подхватили другие, и вот снаряд сдвинулся вперед, заиграл новыми красками, «период застоя» миновал. Но потом идею «выработали» и — вновь томительный период ожидания, тянущийся до тех пор, пока другой энтузиаст не удивит нас очередным открытием. И чем дольше мы ждем, тем сильнее наше удивление новинке. Но разве эти явления так уж неожиданны, разве не были они подготовлены всем предшествующим развитием? Вообще, что пред- |
|||
44 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |