Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Комплекс специальных упражнений для развития силы отводящих мышц, участвующих в выполнении горизонтального упора на прямых руках

1.  И. п. — лежа на гимнастической скамейке лицом кверху, штанга на бедрах, хват широкий. Силой прямыми руками штангу вверх до угла 45° — держать 5 — 6 с, и. п. Вес штанги 70 — 75% от максимального. 2 — 3 подхода по 3 — 5 раз. Т. М.

2.  И. п. — упор на кольцах, руки продеты в ремни. Силой горизонтальный упор на прямых руках — держать 3 — 4 с, и. п. Вес отягощения 0,8 — 1 кг (на ногах). 2 — 3 подхода по 2 — 4 раза. Т. М.

3.  И. п. — упор на брусьях. Силой горизонтальный упор на прямых руках, и. п. Вес отягощения 0,8 — 1 кг (на ногах). 2 — 3 подхода по 3 — 5 раз. Т. М.

4.  И. п. — стойка на руках на брусьях. Силой опускание в горизонтальный упор на прямых руках, и. п. Вес отягощения 0,8 — 1 кг (на ногах). 2 — 3 подхода по 2 — 4 раза. Т. М.

5.  И. п. — стойка на руках на кольцах, руки продеты в ремни. Силой опускание в горизонтальный упор на прямых руках. Вес отягощения 0,8 — 1 кг (на ногах). 2 — 3 подхода по 2 — 4 раза. Т. М.

6.  И. п. — стойка на руках на кольцах. Опускание в горизонтальный упор на прямых руках, и. п. Вес отягощения 0,8 — 1 кг (на ногах). 1 — 2 подхода по 1 — 2 раза. Т. М.

Комплекс специальных упражнений для развития силы отводящих мышц, участвующих в выполнении упора руки в стороны головой вниз

1. И. п. — стойка на руках на гантелях. Силой развести руки в стороны, и. п. Гимнаст или тренер удерживает спортсмена за ноги. 2 — 3 подхода по 3 — 5 раз. Т. М.

 

2.  И. п. — стойка на руках на кольцах. Силой через прямые руки опускание в вис прогнувшись, и. п. Вес отягощения 0,8 — 1 кг (на поясе). 2 — 3 подхода по 2 — 3 раза. Т. М.

3.  И. п. — стойка на руках на кольцах, руки продеты в ремни. Опускание в упор руки в стороны головой вниз — держать 3 — 4 с, и. п. Вес отягощения 0,8 — 1 кг (на поясе). 2 — 3 подхода по 2 — 3 раза. Т. М.

4.  И. п. — стойка на руках на кольцах. Опускание в упор руки в стороны головой вниз — держать 2 — 4 с, и. п. Вес отягощения 0,8 — 1 кг (на поясе). 2 — 3 подхода по 2 — 3 раза. Т. М.

Комплекс упражнений для развития силы мышц-сгибателей и разгибателей ног и способствующих развитию скоростно-силовых качеств (прыгучести)

1.  И. п. — о. с., штанга на плечах, хват широкий, максимально выпрыгнуть вверх, и. п. Вес отягощения 40 — 60 кг. 2 — 3 подхода по 4 — 6 раз. Т. Б.

2.  И. п. — упор присев, прыжок вверх, и. п. Вес отягощения 1 — 2 кг (на поясе). 2 — 3 подхода по 8 — 10 раз. Т. Б.

3.  И. п. — о. с. Прыжки с ноги на ногу, отталкиваясь преимущественно стопой, и. п. Вес отягощения 1 — 2 кг (на ногах). 2 — 3 подхода по 8 — 10 раз. Т. Б.

4.  И. п. — стоя на возвышении 40 — 50 см, прыжок в глубину с отскоком вверх (следить за работой рук и эластичностью толчка ногами), и. п. Вес отягощения 1 — 2 кг (на поясе). 2 — 3 подхода по 4 — 6 раз. Т. Б.

5.  И. п. — о. с. Серия прыжков через 10 — 12 препятствий высотой 1 м, расстояние между препятствиями 1 м. Вес отягощения 1 — 1.5 кг (на поясе). 1 — 2 подхода по 1 — 2 раза. Т. Б.

 

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОПОРНОМУ ПРЫЖКУ С ПОВОРОТОМ НА 360° ДО ТОЛЧКА РУКАМИ

   
Э. А. Яковлева, Магнитогорский горнометаллургический институт
им. Г. И. Носова
 

На чемпионате Европы в Лондоне в 1973 г. был исполнен прыжок переворотом с поворотом на 360° до толчка руками. Затем к этому прыжку были добавлены поворот на 360° и даже сальто вперед во второй полетной фазе. Оказалось, что технически наиболее трудным в этих прыжках является поворот на 360° в первом полете.

Появились исполнители этого сложного

 

прыжка во многих странах, но образцовую технику демонстрируют немногие. Одной из причин неудовлетворительного исполнения поворотов в первой полетной фазе на большое количество градусов, на наш взгляд, является недостаточная информация о технике этого упражнения и методике его освоения, а также отсутствие необходимых научно обоснованных рекомендаций в этом направлении.

Library   23   Up


Contents

 

Home
 

Исследование кинематических характеристик прыжка с поворотом на 360° до толчка руками позволило определить основные, наиболее трудные элементы техники и на этой основе разработать и апробировать методику обучения этому прыжку.

Материалом для исследования служили кинограммы прыжков с поворотом в первой полетной фазе, выполненных ведущими гимнастками страны.

Используемый метод киноциклографии с последующим биомеханическим анализом позволил получить следующие кинематические характеристики: продолжительность толчка ногами, продолжительность последующего полета до толчка руками, величину поворота оси плечевых суставов в процессе толчка ногами, оценку ориентировки в пространстве.

Анализ киноматериалов показал, что в прыжке с поворотом на 360° до толчка руками продолжительность толчка ногами составляет 0,08 — 0,1 с, продолжительность полета до толчка руками — 0,31 — 0,37 с, поворот вокруг продольной оси тела начинается в конце толчка ногами движением частей тела, наиболее удаленных от опоры, — рук и плечевого пояса (выносом рук вперед, поворотом плеч в конце толчка ногами в среднем на 32°±0,10°).

Исследования (К. М. Иванов, 1969, 1975; П. Е. Толмачев, 1969; Т. И. Мамина, 1972) показывают, что продолжительность первой полетной фазы, равная 0,3 — 0,4 с, является оптимальной, что обеспечивает большую продолжительность второй полетной фазы.

Исходя из этого, повороты в первой полетной фазе гимнастка должна выполнять с такой скоростью, чтобы успеть выполнить поворот за 0,3 — 0,4 с.

Исследуя кинограммы, мы обратили внимание на то, что при большинстве удачных прыжков исполнители максимально концентрируют внимание на коне. Как удалось установить, это обстоятельство резко улучшает ориентацию спортсменки и ускоряет процесс обучения повороту на 360°.

Учитывая результаты исследования техники, а также данные предварительного педагогического эксперимента, проведенного в Магнитогорске, нами разработана предлагаемая методика обучения прыжку с поворотом на 360° до толчка руками.

Обучение происходит на фоне освоенного переворота вперед через коня в ширину с оптимальной продолжительностью полета до толчка руками 0,3 — 0,4 с, что является исходной двигательной базой.

1-й этап. А. Основная задача. Добиться правильного маха руками в сочетании с наклоном и поворотом плеч и туловища.

Б. Содержание упражнений. 1. Из положения ноги скрестно (правая перед левой) руки отвести назад, стоя на шаг от стенки. Дугами книзу сделать мах руками

 

вверх с наклоном вперед и поворотом плеч и туловища налево на 90°. Голову не поворачивать. Смотреть через правое плечо на ориентир, расположенный впереди. Правую руку слегка согнуть в локтевом суставе, чтобы не закрывать ею ориентир. Коснуться руками стенки. 2. То же, но с поворотом на 180°, взглядом не терять из виду ориентир. 3. То же, но с поворотом на 360°. После поворота плеч на 180° голову резко повернуть налево, чтобы не потерять из виду ориентир.

В. Основные ошибки. 1. Поворот головы в сторону маха руками. 2. Недостаточно быстрый поворот плеч и туловища. 3. Потеря взглядом ориентира (отметки на стене).

Г. Способ устранения или предупреждения ошибки. 1. Акцентировать внимание гимнастки на ориентире, расположенном впереди. 2. При повороте налево левой рукой подхватить правую руку у запястья.

2-й этап. А. Основная задача. Добиться прямого положения тела в полете.

Б. Содержание упражнений. 1.Из основной стойки руки назад дугами книзу сильный мах руками вверх с наклоном и поворотом плеч и туловища налево на 90° и прыжок с места (с мостика) на горку поролоновых матов с приходом в положение лежа на боку, взгляд устремлен на ориентир, находящийся впереди. 2. То же, но с поворотом на 180° с приходом на спину. Высоту матов постепенно увеличивать до 1 м 20 см. 3. То же, но с поворотом на 360° с приходом на живот.

В. Основные ошибки. 1. Прогнутое положение тела в полете. 2. Ноги расслаблены, согнуты или разведены во время полета. 3. Выход из плоскости разбега во время прихода на маты.

Г. Способы устранения или предупреждения ошибки. 1. Оптимально (для каждой гимнастки) наклонить туловище в конце толчка ногами. 2. Держать ноги напряженными в момент поворота плеч и туловища. 3. Не поворачиваться рано на опоре, не изгибаться в пояснице в сторону поворота, а «ввинчиваться» начиная с плеч, не теряя ориентира впереди.

3-й этап. А. Основная задача. Добиться исполнения поворота с приходом в стойку на руках за промежуток времени не более 0,4 с.

Б. Содержание упражнений. 1.  С разбега с двух мостиков (а затем с одного) прыжок с поворотом на 90° в стойку на руках (и переворот боком) на горку матов, положенных в длину, с постепенным увеличением длины разбега с 5 до 13 беговых шагов и высоты преодолеваемого снаряда с 80 см до 1 м 20 см. Перед прыжком необходимо смазать кисти магнезией, чтобы по оставленному следу определить длину первого полета и поворот. 2.  То же, но с поворотом на 180° в стойку на

 
Library   24   Up


Contents

 

Home
 

руках и переворот боком. 3. То же, но с поворотом на 360° в стойку на руках и переворот вперед. 4. Перед конем устанавливается горка поролоновых матов на одной высоте с конем, (постепенно уменьшая ее) и выполняются прыжки с поворотом на 90, 180, 360° с полного разбега с двух, а затем с одного мостика. 5. Выполнение прыжка с разбега (с поролоновым магом и без него).

В. Основные ошибки. 1. Высокая траектория первой полетной фазы. 2. Гимнастка недокручивает поворот. 3. Боится прыгать через коня.

Г. Способы устранения или предупреждения ошибки. 1. Обращать внимание гимнастки на нужный наклон туловища в конце толчка ногами в соответствии с высо-

 

той снаряда. 2. Гимнастка смазывает руки магнезией и по оставленному следу определяет величину недоворота и сопоставляет со своими ощущениями. 3. Постепенно убирать поролоновые маты перед конем, пока гимнастка полностью не будет уверена в возможности исполнения прыжка самостоятельно.

Таким образом, исследование техники прыжка с поворотом на 360° до толчка руками и применение избранных на основе предварительных исследований методических средств позволило обучить гимнасток различной квалификации данному прыжку за 6 занятий. Дальнейшее совершенствование техники прыжков с поворотами в первой полетной фазе должно проходить с учетом индивидуальных возможностей гимнасток.

 

 

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — В ПРАКТИКУ


СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СВОЙСТВА НЕРВНО-МЫШЕЧНОГО АППАРАТА ГИМНАСТОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

   
Ю. А. Коряк, Г. И. Колпакова, ГЦОЛИФК
 

К объективно действующим факторам, определяющим техническую подготовленность гимнастов, следует отнести степень развития скоростно-силовых качеств. Поэтому для целенаправленной корректировки тренировочного процесса необходимы сведения о скоростно-силовых возможностях гимнаста, т. е. о тех качествах (свойствах) его нервно-мышечного аппарата, которые обусловливают эффективность исполнения данного упражнения. С физиологической точки зрения эти свойства могут определяться как центральным координационным фактором, т. е. характером центральной импульсации, поступающей к мышцам, так и периферическим фактором, т. е. сократительными свойствами самих мышц (Я. М. Коц, 1971).

В настоящей работе сделана попытка исследовать особенности скоростно-силовых сократительных свойств мышечного аппарата у спортсменов-гимнастов разного возраста.

Для оценки свойств мышечного аппарата спортсменов-гимнастов использовали сокращение основного разгибателя голеностопного сустава — трехглавой мышцы голени (ТМГ), вызванное электрическим раздражением большеберцового нерва, прямоугольными импульсами с частотой 150 имп/с, длительностью импульса 1 мс и супрамаксимальной силой (Ю. А. Коряк, 1978). Раздражение нерва электрическими импульсами осуществлялось монополярным электродом, помещенным в область

 

подколенной ямки, от стимулятора ЭСУ-1 через изолирующую приставку.

Для регистрации сократительных ответов ТМГ использовали тендометрический метод, позволяющий регистрировать сокращение отдельной мышцы по степени натяжения ее сухожилия (Я. М. Коц и др., 1976). По записям изометрического одиночного сокращения (ОС) мышцы в ответ на одиночный электрический импульс (рис. 1) определяли следующие параметры ее работы: силу ОС (СОС), время ОС (от начала раздражения до максимума ОС — t), время полурасслабления (от максимума напряжения до половины расслабления — t1/2).

 

Рис. 1. Тендограмма одиночного изометрического сокращения ТМГ (1) в ответ на одиночный электрический импульс (2) с последующей схемой расчета параметров одиночного сокращения

Library   25   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало