При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна! |
||||
Со структурной точки зрения приведенная связка более чем обычна и представляла бы собой соединение элементов низшей для мастера трудности, если бы он не делал всю ее (за исключением «выкрученного» оборота) с опорой только на левую руку. В висе — стойке на одной Гото выполняет подряд три общеизвестных элемента: одну из «шахлинских вертушек», оборот вперед с поворотом и «келеровский оборот». Из кинограммы видно, что в технике движений на одной руке нет практически ничего, что принципиально отличало бы ее от техники двуручных, обычных оборотов. Так, первый и наиболее трудный поворот на 360° гимнаст делает абсолютно так же, как и с дохватом второй рукой. Поворот начинается на подходе к стойке, а завершается, как и обычно, за стойкой, на подходе к горизонтали. Осанка соответствует осанке, принятой для двухопорных движений, свободную руку гимнаст в данном случае несколько отводит от грифа, но полностью не «опускает», как это иногда теперь делается. По мере нарастания перегрузок в висе становятся заметнее дополнительное опускание свободного правого плеча и некоторый разворот ног налево, вынужденно возникающий при этом. Сохраняя плавкое широкое движение «по обороту», гимнаст идет «накатом» в следующий поворот, соответствующий обычному соединительному повороту «плечом вперед». Он заканчивает поворот в несколько прогнутом положении и с этой осанкой идет далее в вис, удерживая свободную кисть вплотную к грифу. Прогнутое положение на спаде здесь, в сущности, техническая неточность; техничнее было бы движение «на оттяжке», позволяющее сделать в дальнейшем несколько более быстрое движение. Возможно, однако, гимнаст умышленно не «улучшает» это движение за счет осанки, так как стремится сохранить умеренное движение, ограждающее кисть от нежелательных перегрузок. Последний поворот Гото делает по схеме «скрестных» поворотов, выполняемых без выраженного броска ногами, с плавным и ранним разворотом плеч налево. В этом случае вторая половина подъема делается как бы «на- |
катом», с движением плеч вперед к опоре и с уменьшением плечевого угла. В момент постановки второй руки на опору гимнаст подходит к стойке на руках с заметным «углом» в плечах и с прогибанием в пояснице, говорящими об известном дефиците вращения тела. Рассмотренная кинограмма иллюстрирует, таким образом, движения на одной руке, полностью повторяющие аналогичные махи с опорой на обе руки. Выполнение элементов на одной руке открыло гимнастам новые возможности. Речь идет о поворотах на одной руке, допускающих движение «туда и обратно», практически недоступное при движениях обычного типа. На кинограмме (см. 3-ю стр. обложки) показано соединение в исполнении Александра Ткачева. Соединение начинается бросковым оборотом вперед в обратном хвате, после чего поначалу следует принципиально такой же поворот, как и у Киеси Гото; Ткачев поворачивается плечом назад, но не завершает свою «вертушку», а делает поворот примерно на 315°. В этом положении неполного поворота гимнаст движется значительную часть спада (кисть в положении, близком к положению в стойке продольно на брусьях). Свободная рука (в данном случае — правая) отведена от грифа, но держится «наготове». Правое плечо несколько опущено, взгляд устремлен на опорную кисть. При подходе к нижней вертикали гимнаст начинает ускоренно поворачиваться направо и после прохождения вертикального виса движется как при большом обороте назад на одной. Гимнаст довольно рано посылает кисть к опоре и уже вскоре после прохождения горизонтали приходит в стойку на обеих руках хватом сверху. Таким образом, в рассмотренной связке Александр Ткачев делал в висе на одной руке поворот со сменой направления вращения. Первая часть поворота — наиболее значительная — выполнялась с нарастающей супинацией кисти, вторая (с поворотом примерно на 135°) — с ее пронацией. Введение таких поворотов в махи на одной руке придает им особый интерес и открывает как бы новую структурную «страницу» в упражнениях на перекладине. |
|||
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ НОВЫМ ОПОРНЫМ ПРЫЖКАМ |
||||
Е. Е. Биндусов, кандидат педагогических наук, МОГИФК |
||||
Опорные прыжки в гимнастике являются одним из консервативных видов многоборья. Появление в арсенале спортсменок прыжков |
типа «цукахара» и «переворот-сальто» в последнее десятилетие определило направление развития этого вида многоборья и стало зако- |
|||
18 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |