Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Со структурной точки зрения приведенная связка более чем обычна и представляла бы собой соединение элементов низшей для мастера трудности, если бы он не делал всю ее (за исключением «выкрученного» оборота) с опорой только на левую руку. В висе — стойке на одной Гото выполняет подряд три общеизвестных элемента: одну из «шахлинских вертушек», оборот вперед с поворотом и «келеровский оборот».

Из кинограммы видно, что в технике движений на одной руке нет практически ничего, что принципиально отличало бы ее от техники двуручных, обычных оборотов. Так, первый и наиболее трудный поворот на 360° гимнаст делает абсолютно так же, как и с дохватом второй рукой. Поворот начинается на подходе к стойке, а завершается, как и обычно, за стойкой, на подходе к горизонтали. Осанка соответствует осанке, принятой для двухопорных движений, свободную руку гимнаст в данном случае несколько отводит от грифа, но полностью не «опускает», как это иногда теперь делается. По мере нарастания перегрузок в висе становятся заметнее дополнительное опускание свободного правого плеча и некоторый разворот ног налево, вынужденно возникающий при этом.

Сохраняя плавкое широкое движение «по обороту», гимнаст идет «накатом» в следующий поворот, соответствующий обычному соединительному повороту «плечом вперед». Он заканчивает поворот в несколько прогнутом положении и с этой осанкой идет далее в вис, удерживая свободную кисть вплотную к грифу. Прогнутое положение на спаде здесь, в сущности, техническая неточность; техничнее было бы движение «на оттяжке», позволяющее сделать в дальнейшем несколько более быстрое движение. Возможно, однако, гимнаст умышленно не «улучшает» это движение за счет осанки, так как стремится сохранить умеренное движение, ограждающее кисть от нежелательных перегрузок.

Последний поворот Гото делает по схеме «скрестных» поворотов, выполняемых без выраженного броска ногами, с плавным и ранним разворотом плеч налево. В этом случае вторая половина подъема делается как бы «на-

 

катом», с движением плеч вперед к опоре и с уменьшением плечевого угла. В момент постановки второй руки на опору гимнаст подходит к стойке на руках с заметным «углом» в плечах и с прогибанием в пояснице, говорящими об известном дефиците вращения тела.

Рассмотренная кинограмма иллюстрирует, таким образом, движения на одной руке, полностью повторяющие аналогичные махи с опорой на обе руки.

Выполнение элементов на одной руке открыло гимнастам новые возможности. Речь идет о поворотах на одной руке, допускающих движение «туда и обратно», практически недоступное при движениях обычного типа.

На кинограмме (см. 3-ю стр. обложки) показано соединение в исполнении Александра Ткачева. Соединение начинается бросковым оборотом вперед в обратном хвате, после чего поначалу следует принципиально такой же поворот, как и у Киеси Гото; Ткачев поворачивается плечом назад, но не завершает свою «вертушку», а делает поворот примерно на 315°. В этом положении неполного поворота гимнаст движется значительную часть спада (кисть в положении, близком к положению в стойке продольно на брусьях). Свободная рука (в данном случае — правая) отведена от грифа, но держится «наготове». Правое плечо несколько опущено, взгляд устремлен на опорную кисть. При подходе к нижней вертикали гимнаст начинает ускоренно поворачиваться направо и после прохождения вертикального виса движется как при большом обороте назад на одной. Гимнаст довольно рано посылает кисть к опоре и уже вскоре после прохождения горизонтали приходит в стойку на обеих руках хватом сверху.

Таким образом, в рассмотренной связке Александр Ткачев делал в висе на одной руке поворот со сменой направления вращения. Первая часть поворота — наиболее значительная — выполнялась с нарастающей супинацией кисти, вторая (с поворотом примерно на 135°) — с ее пронацией.

Введение таких поворотов в махи на одной руке придает им особый интерес и открывает как бы новую структурную «страницу» в упражнениях на перекладине.

 

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ НОВЫМ ОПОРНЫМ ПРЫЖКАМ

   
Е. Е. Биндусов, кандидат педагогических наук, МОГИФК
 

Опорные прыжки в гимнастике являются одним из консервативных видов многоборья. Появление в арсенале спортсменок прыжков

 

типа «цукахара» и «переворот-сальто» в последнее десятилетие определило направление развития этого вида многоборья и стало зако-

Library   18   Up


Contents

 

Home
 

номерным итогом поисков многих спортсменов, тренеров и ученых. Почти все «открытия» в опорных прыжках были сделаны за счет изменения второй полетной фазы («сгиб-разгнб», переворот с поворотом на 360° и более, «переворот-сальто» и др.). Однако были попытки изменить и первую полетную фазу (прыжки с поворотом на 180 и 360°, сальто). До недавнего времени оставались только два компонента прыжка, которые не подвергались изменениям. Это разбег и наскок на мостик. Хотя последние годы показали, что наскок на мостик может иметь принципиально различные варианты, кардинально меняющие прыжок.

Требования, предъявляемые правилами к гимнастическим упражнениям мастеров спорта — наличие элемента риска, оригинальности, виртуозности, — применимы и к опорным прыжкам. В настоящее время нельзя получить высокую оценку, не показав какую-либо модификацию «цукахары» или «переворота-сальто». Поэтому, оставив (скажем, в «цукахаре») в основном прежней вторую фазу полета и изменив наскок на мостик (т. е. первую фазу полета), можно получить оригинальный и достаточно трудный прыжок. Например, с разбега рондат на мостик — переворот назад через коня — сальто назад (первыми исполнителями являются советские гимнасты В. Левенков и Н. Юрченко); переворот вперед на мостик — переворот вперед через коня с поворотом на 360° (или сальто) и др.

Следует отметить особенности выполнения рондата или переворота вперед, т. е. наскока на мостик. Одним из главных требований остается сохранение большой скорости при наскоке. Другой, не менее важной особенностью является положение тела перед отходом с мостика. После выполнения рондата или переворота гимнастка должна, во-первых, приходить в положение неустойчивого равновесия (чтобы после выполнения рондата «тянуло» назад, а после выполнения переворота — вперед), во-вторых, тело гимнастки должно быть выпрямленным, а после переворота даже чуть прогнутым, руки подняты вверх.

В результате исследований, проведенных на группе мастеров спорта (женщин), нами было установлено, что сохранения высокой скорости разбега при видоизмененном наскоке (рондат или переворот) можно добиться путем выполнения ряда специальных подводящих упражнений. Основная цель этих упражнений — обучение выполнению вальсета с более низкой траектории и с большим продвижением вперед. Рекомендуем выполнять следующие упражнения:

1.  С 2 шагов рондат или переворот вперед с отскоком вверх. Вальсет выполняется по отметкам на полу. Расстояние между метками 70 — 100 см.

2.  С 5 — 6 шагов обычной ходьбы рондат

 

или переворот вперед с отскоком вверх (на руки тренера). Вальсет такой же.

3.  С 3 — 4 шагов быстрой ходьбы рондат или переворот вперед с отскоком вверх, приземление на горку поролоновых матов. Вальсет такой же, расстояние между метками 90 — 110 см.

4.  То же с небольшого разбега, расстояние между метками 100 — 120 см.

5.  То же, постепенно увеличивая скорость разбега.

Высоту горки матов постепенно увеличивать. Следует добиваться прямого положения тела в завершающий момент выполнения рондата или переворота. Применение этих упражнений позволяет гимнастке «уловить секрет» активных действий толчковой ногой, более мощных, чем при выполнении обычного вальсета в акробатических прыжках. Учитывая вторую особенность выполнения рондата и переворота (чуть прогнутое положение тела) при наскоке на мостик, необходимо выполнять следующие упражнения:

1.  С разбега переворот вперед или рондат на мостик и прыжок вверх.

2.  То же полет-кувырок через веревочку после переворота или сальто назад в полу-группировке после рондата.

3.  То же, постепенно отодвигая веревочку на 1,5 м от мостика (высота 1,3 м).

4.  То же, но наскок в стойку на руках на горку матов и падение на спину (в случае переворота на мостик) или переворот назад (в случае рондата) через невысокую горку матов.

5.  То же, постепенно увеличивая высоту горки матов.

Кроме этих упражнений полезно выполнять также и следующие: переворот вперед на мостик, сальто вперед в группировке, согнувшись и прогнувшись; рондат на мостик, прыжок вверх с поворотом на 180°, кувырок вперед. Использование этих упражнений в тренировочном процессе окажет положительное влияние и на качество выполнения акробатических прыжков.

Трудно переоценить значение батута при обучении опорным прыжкам рекомендуемою типа. Мы комбинировали перекладину (с положенным на нее матом), батут, скамейку и коня. Предлагаем серию упражнений для обучения описываемым опорным прыжкам.

1.  С темповых подскоков 1/2 сальто назад в стойку на руках на перекладине (рис. 1).

2.  Рондат со скамейки на батут (рис. 2), 1/2 сальто назад в стойку на руках на перекладине.

3.   Рондат со скамейки на батут, прыжок вверх с поворотом на 180° в стойку на руках на перекладине.

4.  Переворот вперед со скамейки на батут и 1/2 сальто вперед прогнувшись в стойку на руках на перекладине.

 
Library   19   Up


Contents

 

Home
 

Рис. 1

 

Рис. 2

 

После освоения гимнасткой прыжка 1/2 сальто назад прогнувшись в стойку на руках на опору (перекладину) с батута следует приступать к выполнению прыжка на акробатической дорожке. Первоначально можно обойтись без подкидного мостика. Перед конем высотой 110 — 115 см на полу делается контрастная отметка, соответствующая месту расположения мостика. Гимнастка выполняет рондат и прыжок в стойку на руках на коне (1/2 сальто назад в стойку на руках). Вначале со скользящей лонжей (рис. 3), затем высоту

 

Рис. 3

снаряда постепенно увеличивают, а лонжу снимают. Страховка особой трудности не представляет. Использование комбинированного снаряда «скамейка — батут — перекладина» позволяет повысить эффективность обучения предлагаемым опорным прыжкам. Основным положительным моментом является отсутствие страха при выполнении гимнастками необычных опорных прыжков.

Вряд ли можно сомневаться в том, что одним из путей дальнейшего усложнения опорных прыжков является изменение наскока на мостик. Это позволит выполнять такие прыжки, как, например, рондат на мостик — прыжок с поворотом на 180° — полтора сальто вперед; рондат на мостик — прыжок с поворотом на 1 80° — переворот с поворотом на 360° или прыжок с поворотом на 360° после рондата (1/2 сальто с поворотом на 360° в стойку на руках) — полтора сальто назад, и многие другие прыжки. Можно получить целую группу прыжков, изменяя различным образом первую и вторую полетную фазы после выполнения переворота вперед на мостик. Опорные прыжки этой группы могут показаться в настоящее время нереальными, но история гимнастики помнит немало примеров, когда «сказочные» по трудности упражнения через очень короткий промежуток времени становились достоянием обычных гимнастов-мастеров. Прослеживая эволюцию опорных прыжков, можно отметить, что из всех. фаз прыжка неизменными еще долгое время будут оставаться приземление и разбег. Первое в силу жестких требований, предъявляемых правилами соревнований, второй в силу невозможности изменить или внести в него принципиально новое.

 
Library   20   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало