Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Таблица 4

Результаты соревнований женщин в личном первенстве по многоборью

Место

Участник

Страна

Прыжок

Брусья

Бревно

Вольные
упражнения

Сумма

1

Бичерова О.

СССР

9,85

9,8

9,9

9,9

39,45

1

Юрченко Н.

СССР

9,9

9,8

9,9

9,85

39,45

3

Агаке Л.

СРР

9,9

9,8

9,8

9,85

39,35

4

Яньхон Ма

КНР

9,75

9,9

9,85

9,75

39,25

5

Гнаук М.

ГДР

9,7

9,9

9,6

9,9

39,1

6

Станулец М.

СРР

9,75

9,55

9,9

9,7

38,9

7

Ильенко Н.

СССР

9,75

9,75

9,9

9,4

38,8

8

Макнамара Д.

США

9,75

9,45

9,75

9,65

38,6

 

9. У Цзяни (КНР) — 38,45; 10. Гранчарова З. (НРБ) — 38,4; 11. Лабакова Я. (ЧССР) — 38,1; 12. Гудвин М. (США) — 38,0; 13. Маринова Г. (НРБ) — 37,8; 14. Дунка Р. (СРР) — 37,35; 14. Сарисска К. (ЧССР) — 37,35; 16. Зупанчич А. (Югославия) — 36,45; 17. Дошен Д. (Югославия) — 36,25.

 

 

 

Результаты соревнований в отдельных видах многоборья

Мужчины

Вольные
упражнения

1. Ли Нин — 19,8

2. Королев Ю. — 19,75

3. Тон Фей — 19,6

3. Кадзитани Н. — 19,6

5. Макуц Б. — 19,55

6. Хартунг Д. — 19,5

6. Брюкнер Р. — 19,5

8. Коннер Б. — 19,4

Конь

1. Ли Нин — 19,85

2. Королев Ю. — 19,65

3. Макуц Б. — 19,6

4. Гуцоги Д. — 19,55

5. Тон Фей — 19,5

6. Видмар П. — 19,45

7. Кадзитани Н. — 19,4

8. Николаи М. — 19,05

Кольца

1. Ли Нин — 19,8

1. Королев Ю. — 19,8

3. Тон Фей — 19,65

4. Макуц Б. — 19,6

5. Гусикен К. — 19,55

5. Брюкнер Р. — 19,55

7. Хартунг Д. — 19,5

8. Гото К. — 19,4

Прыжок

1. Ли Нин — 19,725

2. Гусикен К. — 19,675

3. Тон Фей — 19,625

3. Королев Ю. — 19,625

5. Кадзитани Н. — 19,6

5. Макуц Б. — 19,6

5. Хартунг Д. — 19,6

8. Брюкнер Р. — 19,475

Брусья

1. Королев Ю. — 19,8

2. Гусикен К. — 19,75

3. Ли Нин — 19,7

3. Кадзитани Н. — 19,7

5. Тон Фей — 19,65

6. Брюкнер Р. — 19,5

7. Хартунг Д. — 19.45

8. Макуц Б. — 19,3

Перекладина

1. Тон Фей — 19,9

1. Ли Нин — 19,9

3. Видмар П. — 19,75

4. Брюкнер Р. — 19,65

4. Гуцоги Д. — 19,65

6. Кадзитани Н. — 19,6

7. Макуц Б. — 19,25

7. Королев Ю. — 19,25

 

Женщины

Прыжок

1. Юрченко Н. — 19,7

1. Бичерова О. — 19,7

3. Макнамара Д. — 19,6

4. Станулец М. — 19,5

5. Агаке Л. — 19,45

6. Гранчарова З. — 19,425

7. Гнаук М. — 19,2

8. Яньхон Ма —

Брусья

1. Гнаук М. — 19,85

2. Юрченко Н. — 19,7

2. Бичерова О. — 19,7

4. Яньхон Ма — 19,65

5. Агаке Л. — 19.6

6. Лабакова Я. — 19,4

7. Гудвин М. — 19,1

8. Гранчарова З. — 19,0

Бревно

1. Юрченко Н. — 19,8

2. Цзяни У — 19,75

3. Бичерова О. — 19,7

4. Станулец М. — 19,65

5. Яньхон Ма — 19,6

5. Агаке Л. — 19,6

7. Макнамара Д. — 19,55

8. Гранчарова З. — 19,4

Вольные
упражнения

1. Бичерова О. — 19,8

2. Агаке Л.19,75

3. Гнаук М. — 19,7

4. Юрченко Н. — 19,55

4. Цзяни У — 19,55

4. Яньхон Ма — 19,55

7. Станулец М. — 19,5

8. Лабакова Я. — 18,65

 

НА НАШИХ КИНОГРАММАХ

   
Ю. К. Гавердовский, кандидат педагогических наук, доцент, ГЦОЛИФК
 

ПРОГРЕССИВНАЯ ТЕХНИКА
ИЛИ НЕОБЫКНОВЕННАЯ ВОЛЬНОСТЬ!

На московском чемпионате мира, а затем и на других международных соревнованиях специалисты обсуждали технику отхода на со-

 

скок двойное сальто назад с поворотом на 720°, показанную китайским гимнастом Тон Феем. Он вызывающе, так сказать, утрировал общеизвестные технические признаки как подготовительных действий, предшествующих переходу в полет, так и последнего большого обо-

Library   13   Up


Contents

 

Home
   

Соскок двойное сальто назад с поворотом на 720°. Тон Фей (КНР)

 
Library   14   Up


Contents

 

Home
 

рота. Сразу бросались в глаза крайне резкое и по темпу и по углам разгибание тела перед бросковым движением ногами и неизбежные в этих случаях рывковые взаимодействия с перекладиной.

Очевидно, что для китайского мастера эта техника стала привычной, индивидуально удобной и поэтому позволяла достичь стабильного исполнения соскока с хорошей высотой вылета и точным приземлением. Вместе с тем найденная Тон Феем «для себя» манера исполнения стала средством выделиться из общей массы гимнастов, дополнительно «обыграть» финал комбинации.

И все же неизбежно возникает вопрос о том, насколько оправданны такие нововведения в технике, что здесь рационального и что «от лукавого»? Это непраздный вопрос и для тренера, и для судьи. Ведь если бы Тон Фей, «взламывая» традиционный стиль отхода, показывал при этом посредственный соскок, судьи не простили бы ему этой вольности.

На помещенной кинограмме (стр. 14) показано движение, снятое в Москве. Рассмотрим наиболее характерные моменты исполнения.

Показателен последний большой оборот назад. Гимнаст начинает его на умеренной скорости, проходя стойку с минимальным углом в плечах (напомним, что быстрое движение с прохождением через такое положение практически невозможно). Последующая часть оборота — спад характерна лишь ярко выраженным поздним прогибанием тела, предшествующим броску. Видно, что нижнюю вертикаль гимнаст проходит не в «оттяжке», а прогнутым. Это типичный признак «разгонного» движения, когда гимнаст намерен сделать затяжное бросковое движение, не выпрямляя тело в стойке на руках. Здесь этот элемент техники предельно утрирован: в момент, когда плечи еще «стоят» над грифом (кадр 6), туловище прошло за вертикаль примерно на 40 — 45°, а тазобедренный угол уменьшился до прямого.

Оправданна ли такая техника?

Сразу надо сказать, что совершенно неубедительна уже общая схема концовки комбинации, когда гимнаст пытается «с полоборота» вдруг разогнать движение от умеренной или даже низкой скорости до максимальной. Была и остается лучшей техника, при которой гимнаст постепенно и последовательно наращивает скорость оборотов в серии движений (это можно делать не обязательно за счет «гладких» оборотов, но и в движениях с поворотами). С физической точки зрения сильное сгибание тела, подобное позе в конце оборота на кинограмме, оправданно лишь по достижении высокой скорости движения, чего в данном случае нет. Чрезмерное сгибание у Тон Фея можно «простить» как стилистическое преувеличение, но технически такое выполнение безграмотно.

Особенности движения в верхней зоне оборота, естественно, сказываются и на дальней-

 

ших действиях гимнаста. Несмотря на экстравагантный оборот, китайский гимнаст имеет на спаде, предшествующем переходу в полет, относительно невысокую скорость и должен форсировать движение. Кроме того, чрезмерное сгибание тела, с которым начинается спад, должно быть скорректировано последующим и действиями. Так, если действовать на спаде в обычном темпе, то бросковое движение на сальто будет явно запаздывать и приведет к перемещению на перекладину. Все это вынуждает и на спаде действовать необычно.

На кинограмме видно, что Тон Фей, «уходя» на спад, очень резко разгибается. Горизонталь он проходит уже прямым, а в дальнейшем почти предельно прогибается, дополняя это движение сгибанием в коленных суставах. С физической точки зрения такое разгибание сопровождается острыми рывковыми взаимодействиями с перекладиной: вначале (в фазе выпрямления тела) гимнаст «отталкивает» гриф перекладины от себя, а затем (в фазе прогибания) «рвет» его к себе. Само по себе все это ничего не дает гимнасту. Сильные сгибания-разгибания тела лишь уменьшают вращательный эффект силы тяжести, ускоряющей тело гимнаста на спаде, и уменьшают общую энергию тела гимнаста. При всей видимой активности действия китайского гимнаста физически малопродуктивны.

Больший эффект такие действия дают с биомеханической точки зрения. Сильное подготовительное прогибание тела (особенно при высоком тонусе мышц) обусловливает затем весьма мощное бросковое движение ногами вперед-вверх. Это, в сущности, единственное, что как-то оправдывает нетрадиционные действия гимнаста. Напомним, что здесь действует рефлекс мышц на увеличение их рабочей длины: чем больше (в оптимальных пределах) и быстрее предварительное натяжение мышцы, тем большее усилие она развивает. Сказанное, разумеется, не означает, что названная биологическая закономерность реализуется только при движениях, подобных «варианту Тон Фея». Эта техника давно известна и давно, притом успешно, реализуется и в традиционных бросковых гимнастических движениях. Все дело в мере использования технических эффектов: китайский гимнаст, отклонившись от традиционной техники и действуя вопреки ряду закономерностей, пытается компенсировать потери за счет других эффектов.

Собственно, отход на сальто (кадры 12 — 13) практически не отличается от общепринятых. Отметим, что при мощном броске (тем более со сгибанием ног еще на опоре) возникает движение к перекладине. В этих условиях обязателен относительно ранний отход, происходящий до того, как общий центр масс тела гимнаста достигнет уровня опоры. В противном случае возможно падение на перекладину.

 
Library   15   Up


Contents

 

Home
   

Соскок двойное сальто назад с поворотом на 720°. А. Акопян

 
Library   16   Up


Contents

 

Home
 

Отметим характерные детали вращения «по сальто» и «по пируэтам». Гимнаст начинает поворот относительным выпрямлением тела в полете. При этом положение полугруппировки сменяется положением, близким к прямому, гимнаст сохраняет лишь небольшую степень сгибания в коленных и тазобедренных суставах. Одновременно с выпрямлением тела руки приводятся к груди. Ключевыми здесь становятся действия, ускоряющие исполнение поворота. Вращение тела гимнаста «по пируэту» особенно интенсивно в верхней зоне полета, когда тело наиболее выпрямлено. Это наиболее эффектная часть соскока. Нисходящая часть полета, включающая в себя последний полпируэт, не блещет чистотой. Эти недочеты были видны и на самих соревнованиях, когда комбинация китайского гимнаста была, как это ни удивительно, оценена высшим баллом...

На второй кинограмме, помещенной для сравнения, показан соскок двойное сальто с поворотом на 360° в исполнении одного из лучших советских турнистов Артура Акопяна. Гимнаст славится не только изяществом, гармоничностью стиля, но и широтой, мощностью движений. Относительная простота исполняемого Акопяном соскока делает его работу достаточно «спокойной», в ней нет признаков особой активности, «выпирающей» в каждом движении Тон Фея. Тем не менее интересно сравнить основные моменты в исполнении этих гимнастов.

Большой оборот Акопяна также начинается на умеренной скорости. Гимнаст и в дальнейшем действует спокойно, хотя черты «разгонного» движения здесь также налицо. Характерно прогнутое положение у нижней вертикали (сильно поднятая голова активизирует разгибатели плеча, которые будут затем активно действовать на подъеме). Бросковое движение ногами не слишком акцентированно, верхнюю вертикаль гимнаст проходит «с углом» в плечах, но в тазобедренных суставах тело выпрямлено.

Спад перед соскоком спортсмен проходит «на оттяжке». Из подготовительных действий он использует только едва намеченное прогибание тела, предваряющее бросок ногами. Время отхода в данном случае нормальное, то есть гимнаст покидает опору в положении, близком к горизонтальному.

Безопорное движение у Акопяна традиционно. Тело вращается в положении полугруп-пировки. Руки также компактно удерживаются на груди, хотя в отличие от Тон Фея советский гимнаст «брал руки на грудь» не одновременным, а последовательным движением, начиная с руки, одноименной повороту. В целом кинограмма, конечно, не передает полного впечатления от действий гимнаста. Всякий, кто воочию видел блестящего советского турниста, знает, что его стиль заворажи-

 

вает отточенностью, соразмерностью, красотой всех технических элементов.

Какими, однако, должны быть конечные выводы относительно современной техники бросковых движений? Как оценить технику китайского гимнаста, «смущающего умы» тренеров, гимнастов и судей?

«Вариант Тон Фея» интересен тем, что показывает границы вариативности техники и ее компенсаторные возможности. Поучителен тот факт, что спортсмен, неправомерно отклоняющийся от рациональной техники, за счет мобилизации всех прочих возможностей (в том числе чисто физических) добивается до-вольно впечатляющего исполнения.

Вместе с тем надо понять, что при тех же возможностях, но более разумной технике гимнаст мог бы добиться еще более классного исполнения. Для этого потребовались бы: увеличение начальной скорости последнего оборота, уменьшение степени сгибания тела в конце этого оборота и в начале финального спада, более сдержанное по амплитуде подготовительное разгибание тела (при условии сохранения высокого тонуса мышц передней поверхности тела), мощное бросковое движение, исполняемое на фоне более высокой скорости вращения «по обороту». Исполнение, соответствующее описанным условиям, выглядело бы менее «рваным», более гармоничным во всех своих элементах.

ВСЕ — НА ОДНОЙ РУКЕ

Кажется, еще недавно были предприняты первые попытки исполнения больших оборотов на одной руке. Еще и теперь многие мастера не решаются включать эти движения в свои комбинации, а некоторые довольствуются лишь простейшими их формами.

Между тем сам «мотив» движений на одной руке развивается все увереннее и шире. Практика показала, что гимнасты, освоившие обороты на одной руке, способны выполнять множество разнообразных движений этого рода, вплоть до отходов на сальто и подлетов из виса на одной.

На наших кинограммах даны две связки оборотов на одной руке, иллюстрирующие две показательные тенденции в развитии этих движений.

Первая из связок весьма эффектна (см. вторую страницу обложки). Она принадлежит «перу» японского гимнаста Киеси Гото. Он делает большой оборот вперед сгибаясь-разгибаясь в обратном хвате — большой оборот вперед «накатом» в обратном хвате и — поворот плечом назад на 360° в вис на одной хватом снизу — большой оборот вперед на одной и — поворот плечом вперед в вис на одной хватом сверху — большой оборот на одной с поворотом кругом в стойку на обеих хватом снизу.

 
Library   17   Up


Contents

 

Home
 

Со структурной точки зрения приведенная связка более чем обычна и представляла бы собой соединение элементов низшей для мастера трудности, если бы он не делал всю ее (за исключением «выкрученного» оборота) с опорой только на левую руку. В висе — стойке на одной Гото выполняет подряд три общеизвестных элемента: одну из «шахлинских вертушек», оборот вперед с поворотом и «келеровский оборот».

Из кинограммы видно, что в технике движений на одной руке нет практически ничего, что принципиально отличало бы ее от техники двуручных, обычных оборотов. Так, первый и наиболее трудный поворот на 360° гимнаст делает абсолютно так же, как и с дохватом второй рукой. Поворот начинается на подходе к стойке, а завершается, как и обычно, за стойкой, на подходе к горизонтали. Осанка соответствует осанке, принятой для двухопорных движений, свободную руку гимнаст в данном случае несколько отводит от грифа, но полностью не «опускает», как это иногда теперь делается. По мере нарастания перегрузок в висе становятся заметнее дополнительное опускание свободного правого плеча и некоторый разворот ног налево, вынужденно возникающий при этом.

Сохраняя плавкое широкое движение «по обороту», гимнаст идет «накатом» в следующий поворот, соответствующий обычному соединительному повороту «плечом вперед». Он заканчивает поворот в несколько прогнутом положении и с этой осанкой идет далее в вис, удерживая свободную кисть вплотную к грифу. Прогнутое положение на спаде здесь, в сущности, техническая неточность; техничнее было бы движение «на оттяжке», позволяющее сделать в дальнейшем несколько более быстрое движение. Возможно, однако, гимнаст умышленно не «улучшает» это движение за счет осанки, так как стремится сохранить умеренное движение, ограждающее кисть от нежелательных перегрузок.

Последний поворот Гото делает по схеме «скрестных» поворотов, выполняемых без выраженного броска ногами, с плавным и ранним разворотом плеч налево. В этом случае вторая половина подъема делается как бы «на-

 

катом», с движением плеч вперед к опоре и с уменьшением плечевого угла. В момент постановки второй руки на опору гимнаст подходит к стойке на руках с заметным «углом» в плечах и с прогибанием в пояснице, говорящими об известном дефиците вращения тела.

Рассмотренная кинограмма иллюстрирует, таким образом, движения на одной руке, полностью повторяющие аналогичные махи с опорой на обе руки.

Выполнение элементов на одной руке открыло гимнастам новые возможности. Речь идет о поворотах на одной руке, допускающих движение «туда и обратно», практически недоступное при движениях обычного типа.

На кинограмме (см. 3-ю стр. обложки) показано соединение в исполнении Александра Ткачева. Соединение начинается бросковым оборотом вперед в обратном хвате, после чего поначалу следует принципиально такой же поворот, как и у Киеси Гото; Ткачев поворачивается плечом назад, но не завершает свою «вертушку», а делает поворот примерно на 315°. В этом положении неполного поворота гимнаст движется значительную часть спада (кисть в положении, близком к положению в стойке продольно на брусьях). Свободная рука (в данном случае — правая) отведена от грифа, но держится «наготове». Правое плечо несколько опущено, взгляд устремлен на опорную кисть. При подходе к нижней вертикали гимнаст начинает ускоренно поворачиваться направо и после прохождения вертикального виса движется как при большом обороте назад на одной. Гимнаст довольно рано посылает кисть к опоре и уже вскоре после прохождения горизонтали приходит в стойку на обеих руках хватом сверху.

Таким образом, в рассмотренной связке Александр Ткачев делал в висе на одной руке поворот со сменой направления вращения. Первая часть поворота — наиболее значительная — выполнялась с нарастающей супинацией кисти, вторая (с поворотом примерно на 135°) — с ее пронацией.

Введение таких поворотов в махи на одной руке придает им особый интерес и открывает как бы новую структурную «страницу» в упражнениях на перекладине.

 

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ НОВЫМ ОПОРНЫМ ПРЫЖКАМ

   
Е. Е. Биндусов, кандидат педагогических наук, МОГИФК
 

Опорные прыжки в гимнастике являются одним из консервативных видов многоборья. Появление в арсенале спортсменок прыжков

 

типа «цукахара» и «переворот-сальто» в последнее десятилетие определило направление развития этого вида многоборья и стало зако-

Library   18   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало