Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

гимнастики на симпозиуме. Мы призываем присылать нам статьи на эту тему.

Уже сейчас техкомы ФИЖ обсуждают содержание новой обязательной программы, которая вступит в силу после Олимпиады-84.

Как всегда, в сборнике часть материалов посвящена особенностям работы с юными гимнастами, в том числе и в художественной гимнастике, где особенно актуальна проблема овладения приемами манипулирования предмета ми.

Тренерам и гимнастам будут интересны комментарии к технике сложнейших соскоков с перекладины известного специалиста . К. Гавердовского и его проблемная статья об эволюции мастерства гимнастов.

В 1982 г. весь советский народ отметил

 

замечательную дату — 60-летие образования СССР. В связи с этим редколлегия предполагает помещать материалы, посвященные истории гимнастики в национальных республиках, вкладу республик в развитие советской школы гимнастики. В этом выпуске публикуются статьи Е. Авсенева и Г. Макаркина о поистине необъятной российской гимнастике, о ярких представителях колоритной гимнастики Армении.

Редколлегия сборника, все почитатели и болельщики гимнастики желают больших успехов командам союзных республик, городов Москвы и Ленинграда, участникам гимнастических соревнований Спартакиады народов СССР!

 

 

ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ


КУБОК МИРА-82

   
В. М. Смолевский, кандидат педагогических наук, профессор, ГЦОЛИФК
 

Шестой в истории спортивной гимнастики Кубок мира состоялся в югославском городе Загребе 22 — 24 октября 1982 г. Особенность этих соревнований в том, что отбор участников проходит по итогам прошедшего чемпионата мира и список кандидатов утверждается Международной федерацией гимнастики. Таким образом, к розыгрышу Кубка мира допускаются не более трех мужчин и женщин от страны, команда которой была в числе призеров на чемпионате мира.

В погожие осенние дни старинный Загреб — центр Хорватии — принимал гимнастов и гимнасток из 11 стран мира. В соревнованиях среди мужчин участвовали 20 спортсменов: по 3 человека из СССР, КНР, Японии, ГДР, США, по 2 — из ФРГ и Югославии и один представитель ВНР. У женщин стартовали 17 гимнасток: команда СССР и Румынии по 3 человека, КНР, США, НРБ, ЧССР, Югославии по 2 и ГДР — 1.

Кубок мира разыгрывается по произвольной программе, и победитель в многоборье определяется в первый же день соревнований. Состав участников — лидеров мировой гимнастики, условия определения обладателя Кубка мира обусловливают особую напряженность спортивной борьбы, так как в случае неудачи гимнасты не могут исправить положение, как это бывает в ходе многодневного турнира. В такой ситуации рассчитывать на победу можно только при практически безошибочном выполнении упражнений.

 

Советские гимнасты неоднократно становились обладателями этих почетных наград ФИЖ.

Не без оснований мы надеялись на успех и в этот раз. В соревнованиях среди женщин убедительную победу одержали наши девушки О. Бичерова и Н. Юрченко. Лучшие результаты в мужском первенстве на этот раз показали китайские спортсмены Ли Нин и Тон Фей (табл. 1, 2).

Как же складывалась борьба и какие уроки следует извлечь на будущее?

Делегации съехались за два-три дня до начала соревнований, и уже на тренировках и опробовании снарядов стало ясно, что «легких» стартов не предвидится. Следует подчеркнуть, что тенденция на унификацию системы подготовки гимнастов в разных, странах проявилась в том, что все участники использовали предоставленные организаторами возможности проводить двухразовые тренировки в день, часовую разминку перед соревнованиями. Иными словами, это стало нормой.

Кроме спортивных делегаций в Загреб приехали деятели ФИЖ — члены исполкома и технических комитетов. В обязанности последних входило, как известно, обеспечение судейства соревнований в роли арбитров в видах многоборья. В эти дни можно было встретить и представителей гимнастики многих стран, не участвовавших в данных соревнованиях. Они внимательно наблюдали за событиями на помосте, и по приезде домой

Library   4   Up


Contents

 

Home
 

им наверняка было о чем рассказать. Телекомпания Эй-Би-Си из США организовала специальную запись соревнований, комментатором которой выступал известный гимнаст Курт Томас. В числе гостей Кубка был и прославленный югославский гимнаст Мирослав Церар.

СОРЕВНОВАНИЯ МУЖЧИН

Все участники были волей жребия подразделены на три группы, которые одновременно начали соревнования в разных видах многоборья. С самого начала стало ясно, что основная борьба развернется между советскими и китайскими гимнастами. Наши соперники демонстрировали отличную подготовленность. Зрителям особенно понравились высоченные прыжки Ли Нина. Ему в этот вечер удавалось все. Самая низкая оценка была на кольцах (9,85), самая высокая — на перекладине (10).

Ли Нин успешно выступал на московском чемпионате мира в 1981 г., но тогда ему недоставало стабильности. Сейчас он зарекомендовал себя как спортсмен, обладающий комплексом качеств, характеризующих лидеров современной гимнастики. Ли Нин хорошо сложен, очень прыгуч. Его двойное сальто с пируэтом в вольных упражнениях покорило всех тем, что было выполнено с полным выпрямлением перед приземлением. Гимнаст хорошо владеет махами на коне, выполняет комбинацию легко, в быстром темпе. На кольцах демонстрирует сочетание скоростно-силовых качеств и собственно-силовых при удержании горизонтального упора, креста. В комбинацию на брусьях Ли Нин включил элементы типа больших оборотов с поворотом, на перекладине — большие обороты на одной руке. Тройным сальто он заканчивает упражнения на кольцах и перекладине.

Тон Фей, занявший 2-е место, был лучшим в команде КНР на чемпионате мира в Москве. За истекший год он добился большей уверенности и чистоты исполнения своих композиций. В его вольных упражнениях редко встречающееся двойное сальто боком, «бедуинский» прыжок; на коне он выполняет «транзит» с одной зоны в другую, минуя зону ручек; на брусьях — оригинальный подъем махом назад с поворотом кругом углом (аналогично перелету углом на перекладине); на перекладине — большие обороты вперед и назад на одной руке с переходом в большой оборот назад на другой. На кольцах и перекладине Тон Фей заканчивает комбинации двойным сальто с двойным пируэтом.

Оба гимнаста молоды и перспективны. Ли Нину — 19 лет, Тон Фею — 21 год.

Третий спортсмен из КНР — Ли Юэдзю уже ветеран. Ему 26 лет. На чемпионате мира в Москве он успешно выполнил вольные упражнения и запомнился тем, что сделал двойное сальто назад с двойным пируэтом. Одна-

 

Снова успех! О. Бичерова

 

ко в Загребе Ли Юэдзю с теми же упражнениями не вошел в число финалистов, хотя и имел высокий результат (9,85).

Мы начали анализ соревнований с характеристики китайских гимнастов не случайно. В последние годы динамика их достижений идет круто вверх. У советских гимнастов появился новый, не менее грозный, чем команда Японии, соперник.

Наши именитые А. Дитятин, Ю. Королев, Б. Макуц в первый день выступали хорошо. Мелкие потери в баллах (всего 1 — 2 десятые) можно объяснить разными причинами: где-то «не попал» в доскок, чуть потерял темп на коне. Чуть-чуть... Но этого достаточно, чтобы в борьбе равных по силам соперников уступить первые места. Детальный анализ трудности и композиции упражнений позволяет утверждать, что комбинации наших гимнастов более разнообразны, превышают по сложности упражнения китайских спортсменов. Достаточно сказать, что А. Дитятин овладел двойным твистом на ковре, освоил «деласал» в стойку в соскок на коне и там же скрещениями в стойку, на кольцах разучил новый

 
Library   5   Up


Contents

 

Home
 

Чистота линий. Ю. Королев

соскок, на брусьях — поворот на 360° махом вперед в упор, большой оборот на одной руке — на перекладине. Есть столько же новинок и у Ю. Королева и Б. Макуца. Но судьям не докажешь, что это дает нам преимущество, если эти новые и более сложные упражнения не доведены еще до совершенства. Кроме того, и это явная беда современного судейства международных соревнований, судьи не руководствуются правилами, предусматривающими оценку упражнений из 9,4 балла с прибавкой только тем гимнастам, которые демонстрируют оригинальные и рискованные элементы и соединения. В данных соревнованиях, как и на чемпионате мира в 1981 г., проявилась та же тенденция завышения уровня оценок «.среднего эшелона». Гимнасты с тривиальными композициями и невыразительной техникой получали оценки 9,6 — 9,7. И на этом фоне более подготовленным необходимо было выставлять «законные» 9,8 — 9,9.

Во второй день в финалах в отдельных видах многоборья проявилось преимущество технически и психологически более подготовленных гимнастов. С 3-го места на 2-е поднялся Ю. Королев в вольных упражнениях. Его комбинация была, как ни у кого, насыщена сложными элементами, да и выступал Юрий в свойственной ему манере — уверенно и задорно, чего не скажешь о его первом дне. На коне он также улучшил свои позиции.

 

Имея четвертый результат в предварительных соревнованиях, перешел на 2-е место и завоевал серебряную медаль. На кольцах поделил 1-е и 2-е места с Ли Нином. На прыжках с 6-го места переместился на призовое 3-е. На брусьях закрепил успех первого дня и стал победителем в этом виде. Только на перекладине при исполнении двух перелетов Ткачева подряд не получилось задуманного, и Юрий не удержался после первого перелета.

Б. Макуц вместе с тренером Е. Пайтрой объясняют свои неудачи тем, что не «откатали» еще до блеска обновленные и усложненные комбинации, а пика формы достигли за месяц до Кубка мира к моменту сентябрьского чемпионата СССР. Не был готов в полной мере к выступлениям и А. Дитятнн. В общем, есть над чем подумать нашим гимнастам и тренерам в преддверии чемпионата мира 1983 г. и накануне XXIII Олимпийских игр.

Несмотря на ограниченный по количеству состав участников соревнований, можно было отметить новинки и тенденции в развития композиции в видах многоборья.

Вольные упражнения. Повышается класс исполнения сложных элементов, ошибки в технике которых раньше прощались в связи с их уникальностью (двойное сальто с пируэтом согнувшись выполняется с прямыми ногами, двойное сальто назад прогнувшись — с сомкнутыми и прямыми ногами).

Внедряются круги двумя ногами способом «деласал» с переходом в стойку на руках и последующим поворотом в стойке на 360 — 540° (Ю. Королев, Ли Нин). Заметны контрастные прыжки со сменой направления вращения: сальто назад прогнувшись, в группировке или пируэт — в темпе сальто вперед или сальто вперед с четвертью в упор лежа. Сложные связки по диагонали выполняются уже не только в начале, но и в середине и в финальной части упражнений.

Конь. Продолжается совершенствование композиции по всем направлениям: расширяется вариант известных элементов за счет необычных упоров (о седло, минуя зону ручек), выполнения движений способом «деласал», в том числе с поворотами, переходами, перескоками, в упоре поперек, а также на одной ручке. Это придает упражнениям большую динамичность. Широко варьируются винты Мадьяра. Многие гимнасты перешли на соскоки с выходом в стойку на руках благодаря кругам Деласала. Новым, что еще не встречалось на первенстве мира, было выполнение прямых скрещений в стойку (А. Дитятин, Ли Нин) и «деласала» в стойку (Ю. Королев) в середине комбинации с последующим продолжением упражнений. Видимо, это направление найдет свое развитие и последователей. «Гладкие» построения композиций, пусть даже из очень сложных элементов и соединений, уже не

 
Library   6   Up


Contents

 

Home
 

«смотрятся» и не находят поддержки у судей.

Кольца. Новинок не было. В этом виде многоборья отмечается период стабилизации техники. Многие гимнасты овладели широкими большими оборотами с прямыми руками и на этой основе усложняют соскоки. Видимо, вскоре появятся принципиально новые элементы, аналогичные движениям на перекладине.

Прыжок. Новых прыжков не было. Но заметно улучшилась техника исполнения известных: увеличилась амплитуда второй полетной фазы. "Прыжки типа «цукахара» стали выполняться с прямыми ногами в позе согнувшись или прогнувшись, в том числе и с винтами. То же можно сказать и о прыжках типа сальто вперед, выполняемых в положении согнувшись. Прыжки с рондатом на мостик участники Кубка мира не демонстрировали. Заметно, что гимнасты не владеют полноценным вторым прыжком и выполняют его хуже основного.

Брусья. Композиция в этом виде многоборья совершенствуется благодаря включению в упражнения больших оборотов, в том числе с поворотом кругом (К. Гусикен), поворотов и подъемов из виса большим махом вперед (Ли Нин), развитию известных элементов за счет новых деталей. Б. Макуц соединил диомидовский поворот на 270° в стойку продольно на одной жерди с поворотом плечом назад в упор сзади. Эта новая «вертушка» была отмечена всеми специалистами. Широко используется подъем разгибом из виса с перемахом ноги врозь назад в высокий упор или в стойку на руках. Новые возможности в соединении элементов дает так называемый «хеели-куирл» — обратный «диомидов». Гимнаст махом назад выполняет стойку на руках с поворотом на 90° и без дохвата продолжает переворот вперед с поворотом в упор на руках в положение крайней точки маха вперед лицом в ту же сторону. После этого возможны варианты соединений, исполняемых махом назад. «Играют» давно забытые элементы, к примеру кувырок назад с поворотом кругом из упора на руках с перекатом лопатками по жерди (Р. Брюкнер). Его выполняли наши гимнасты еще в 40-х годах. Интересное соединение показал Тон Фей. Из упора на согнутых руках махом назад он выходит в стойку на руках в шпагате (одна вперед, другая назад), круговым движением со сменой положения ног соединяет их и выполняет «хеели-куирл» в упор на руках. Сальто назад и оберучные повороты в стойку стали, по сути, связующими элементами. Соскоки по-прежнему были однообразными, в основном двойные сальто назад в группировке и согнувшись.

Перекладина. Новое направление, развиваемое сейчас на перекладине, характерно обыгрыванием в различных вариантах сальто в вис и перелетов в «плотных» связках и боль-

 

ших оборотов на одной руке. Гимнасты соединяют два подряд сложных полетных элемента: «ткачев» и в темпе «делчев» или «гингер», «хюрцеллер» и сразу «гингер». Тенденция такова, что по мере овладения большими оборотами на одной руке появляются более сложные соединения с уходом на подобные сальто с одной руки и приходы в вис на одной руке. Большой оборот на одной руке сам по себе как самоцель уже не котируется. Украшают комбинации сложные соскоки — тройные сальто и двойные сальто с двойным пируэтом.

Из зарубежных гимнастов, кроме спортсменов КНР, интересно выступали К. Гусикен, особенно на брусьях, П. Видмар из США, блеснувший на перекладине. К. Гусикен упражнения на брусьях выполняет словно на перекладине, особенно большие обороты или обороты под брусьями в стойку (см. ниже запись его комбинации). П. Видмар — молодой перспективный гимнаст, один из лидеров сегодняшней сборной команды США. На прошедшем накануне Кубка мира крупном международном турнире в Саарбрюкене (ФРГ) в октябре 1982 г. он занял 1-е место. Р. Брюкнер из ГДР выступил ровно, без потерь, но после чемпионата мира 1981 г. он не прибавил в мастерстве и не усовершенствовал свою программу. С уходом с гимнастического помоста лидеров национальных сборных команд Венгрии З. Мадьяра, Э. Гингера из ФРГ выступления их соотечественников как-то потускнели.

СОРЕВНОВАНИЯ ЖЕНЩИН

Еще до начала соревнований мнения специалистов сошлись на том, что основной спор за почетный приз развернется между советскими гимнастками, М. Гнаук из ГДР, китаянками Ма Яньхон и У Цзяни, З. Гранчаровой из Болгарии, Д. Макнамарой из США. Но, естественно, до выхода на помост прогнозы оставались только прогнозами. Нервничала на тренировках М. Гнаук. Она впервые выступала после травмы ахиллова сухожилия и операции и как бы проверяла свои возможности для будущих выступлении на чемпионате мира и Олимпиаде. Забегая вперед, скажем, что проверка прошла успешно. Макси очень точно (а иначе при щадящем режиме для ноги и нельзя) выполняла все отходы и приходы, стараясь докрутить, довернуть сальто и пируэты. Большие надежды возлагали тренеры из Болгарии на Зою Гранчарову. В последний год-дна женская гимнастика в этой стране на подъеме. Но накануне старта, буквально за день, обострилась старая травма голеностопного сустава, и ее выступление было под вопросом. Однако она участвовала в соревнованиях, но уже с ограниченными возможностями, особенно в вольных упражнениях.

 
Library   7   Up


Contents

 

Home
 

В соревнованиях доминировали наши девушки. Правда, Н. Ильенко нервничала и в любимом своем виде, в вольных упражнениях, получила лишь 9,4. За отлично исполненную комбинацию на бревне она получила 9,9 балла, но в финал не попала, так как такие же баллы получили О. Бичерова и Н. Юрченко. Интересно сложилась борьба между нашими лидерами. Ольга после чемпионата мира в крупных соревнованиях не участвовала, а Наташа, как никогда, успешно выступала на Кубке СССР и в чемпионате страны. Не случайно женский техком ФИЖ допустил ее к участию в этих соревнованиях в виде исключения, как сильнейшую гимнастку страны этого года. И Н. Юрченко не подвела. Она продемонстрировала наиболее сложную программу, выступала в своей манере — внешне спокойно, сдержанно. Ольга же, как будто изголодавшись по выступлениям, по успеху, выполняла упражнения с явным желанием понравиться и искренне радовалась аплодисментам. Наталья и Ольга — гимнастки разные по стилю, по манере, по темпераменту, но одинаково хороши в трактовке современной гимнастики. И свидетельство тому их равные оценки в многоборье. Вдвоем подняли они Кубок, стоя на пьедестале. В опорных прыжках и на брусьях они также были равны, правда, на прыжке с двумя золотыми, а на брусьях — серебряными медалями. На брусьях первенствовала М. Гнаук. В двух оставшихся видах наши девушки поделили успех: лучшей на бревне была Н. Юрченко, а в вольных упражнениях — О. Бичерова.

Несколько неожиданно вплотную к лидерам подошла Л. Агаке из Румынии. Небольшого роста, под стать Ольге, гимнастка владеет достаточно сложной и разнообразной программой, выполняет упражнения в быстром темпе, темпераментно, смело. Планы на будущее у нее, видимо, самые радужные. Неровно выступали ее подруги Р. Дунка и М. Станулец. Р. Дунка подросла и потяжелела. Ей предстоит сложная задача, которую решала в свое время и Надя Комэнечи, переходя из юниоров в категорию взрослых... На бревне Станулец получила высокую оценку — 9,9. Но в остальных видах меньше и на брусьях даже 9,55.

Спортсменки КНР выступили не так успешно, как на чемпионате мира. И дело не в допущенных ошибках. Ничего нового китайские гимнастки не показали, не прибавили в своем мастерстве.

Неярко, суховато выступала американская гимнастка Д. Макнамара, а вторая участница из США — М. Гудвин была явно слабее своей подруги.

Волнение и сложная программа сказывались на качестве выступлений многих. Шесть гимнасток спрыгивали с бревна, потеряв равновесие, девять — теряли темп и сбивались на междумахи или срывались на брусьях. Почти не

 

было точных приземлений в опорных прыжках. И тем не менее в целом соревнования до последнего подхода к снаряду держали всех присутствовавших в напряжении. Что же можно отметить в женской гимнастике по итогам Кубка мира?

Прыжок. Большинство участниц овладели сложными прыжками типа «цукахара» прогнувшись и с пируэтом, сальто вперед с поворотом кругом. Л. Агаке выполнила «цукахару» с поворотом на 540°. Некоторые гимнастки демонстрировали «корбут» — прыжок с пируэтом впервой полетной фазе и пируэтом после толчка руками или полпируэта в первом полете и полтора пируэта во втором. И только Н. Юрченко показала новый для гимнастического мира прыжок с рондатом на мостик. На первенстве мира этот тип прыжков еще не получил «права гражданства» в гимнастике. Женский техком «присматривался» к ним. А на соревнованиях во многом благодаря настойчивости советской Федерации гимнастики (в который раз ратующей за прогресс вида спорта!) и имевшимся аналогам — наскоки рондатом на бревно и брусья — наконец узаконил эти опорные прыжки. Обычно первооткрывателю прощаются огрехи. Но Наталья показала очень зрелую технику, ее прыжки «рондат-цукахара прогнувшись» и «рондат-цукахара с пируэтом» были отличного качества и принесли ей победу в этом виде. Следует ожидать, что в следующих соревнованиях многие наши соперницы будут владеть этими прыжками. Тренер Наташи В. С. Растороцкий, со свойственной ему категоричностью, считает, что за этими прыжками будущее. Видится очередная задача — повышать качество прыжков путем увеличения высоты и дальности полета, точности приземлений и, конечно, перехода на классические формы движений — повороты и сальто с прямыми ногами.

Брусья. Заметно разнообразилась композиция упражнений за счет модификаций больших оборотов, что подсказано мужчинами на перекладине. Уникальными не так давно перелетами Ткачева и сальто Делчева, показанными впервые Е. Давыдовой, М. Филатовой, Н. Шапошниковой, овладели многие зарубежные гимнастки. Широко представлены обороты назад с перемахом ноги врозь: «штальдер» с перелетами или в стойку на руках. Особенно эффектны повороты в стойке на 360 или на 540°. Наскоки с разбега перемахом ноги врозь толчком о нижнюю жердь стали штампом. Поэтому хорошо смотрелось иное начало комбинации, к примеру рондат-твист согнувшись в сед на нижнюю (М. Гудвин) или полумахом в разном хвате из виса на верхней переворот в стойку на руках с поворотом кругом (Д. Макнамара). Усложнились соскоки. Их выполняли после большого оборота назад (двойное сальто назад в группировке, сальто назад с двойным пируэтом) дугой с верхней (с поворотом кругом и

 
Library   8   Up


Contents

 

Home
 

сальто назад, сальто вперед), оборотом назад из упора на верхней (с поворотом на 360°), сальто назад с пируэтом из приседа на верхней. В комбинациях лидеров минимум два сложных перелета или сальто, большие обороты, контрастные переходы с жерди на жердь, повороты и перехваты. Доминирует «мужская» техника. Интересно, что Н. Юрченко, довольно рослая гимнастка, умело справляется с большими оборотами, доказывая возможность овладения элементами, которые доступны в основном миниатюрным спортсменкам. Но для этого, бесспорно, надо иметь отлично развитые физические качества и хорошую технику.

Бревно. Явных новинок не отмечено. Образцовых композиций — тоже. Но если суммировать все, что показали гимнастки в этом виде, получится обширный список элементов самых разных структур. Доминируют, конечно, сложные акробатические прыжки: сальто назад в группировке, прогнувшись на одну ногу, сальто вперед в группировке и маховое, фляки темповые и высокие и в перекат. Фляк продольно в упор с последующим оборотом назад вокруг бревна вслед за Юрченко стали выполнять многие гимнастки. Соединения из двух-трех акробатических элементов чаще всего предшествуют соскокам, но встречаются и внутри комбинаций. Преобладали соскоки двойным сальто назад в группировке, двойным пируэтом, твистом с поворотом. Вход на бревно гимнастки разнообразили рондатом с последующим фляком, сальто вперед в группировке (с конца бревна), маховым сальто вперед в сед продольно. Р. Дунка выполнила такое начало: подъем разгибом с опорой головой и руками на одну ногу с торца бревна. Наши гимнастки сделали шаг вперед в композиции и технике. Исключили необоснованные паузы, не останавливаются надолго перед сложными элементами. Необходимо обратить внимание на начало упражнений. Наскоки с разбега на одну ногу хоть не караются пока еще сбавками, но и не украшают композицию. Однообразны прыжки, в основном шагом. Так что резервы еще есть.

Вольные упражнения. Этап насыщения упражнений сложной акробатикой в ущерб композиции, танцевальности, пластичности связующих движений закончился. Перед Олимпиадой возможны лишь замены в диагоналях менее сложных соединений и элементов более престижными, да перестановка эффектных и сложных элементов ближе к концу композиции. Иными словами, гимнастки хорошо овладели акробатическими прыжками повышенной трудности и вновь обратили внимание на соединение элементов в этюд, отражающий характер музыкального сопровождения. Как правило, в комбинациях у ведущих гимнасток сильная акробатика. К примеру (по порядку исполнения), у З. Гранчаровой: тройной пируэт; двойное сальто назад с пируэтом; сальто вперед на одну, рондат, фляк, двойное сальто назад

 

в группировке; у Н. Ильенко: рондат, фляк, темповое, фляк, двойное сальто назад в группировке; двойной пируэт; двойное сальте назад согнувшись. Аналогичные по сложности диагонали у М. Гнаук, Н. Юрченко, Л. Агаке (см. ниже запись их упражнений). И при технически верном исполнении акробатических связок решающее значение будут иметь общее построение и двигательное оформление композиции, культура движений, музыкальность исполнительницы. В этом смысле мы имеем богатый опыт и большие возможности. Тем более надо обратить внимание на подбор музыки и качество ее звучания на фонограмме.

Итак, следующий Кубок мира состоится лишь в 1986 г. Таково решение ФИЖ, учитывающее занятость гимнастов подготовкой и участием в 1983 г. в чемпионате мира в Будапеште и в 1984 г. в Олимпийских играх. Безусловно, наиболее значимыми будут выступления на Олимпиаде в Лос-Анджелесе. И даже такие крупные турниры, как чемпионаты мира 1981 и 1983 гг., как Кубок мира 1982 г., являются подготовкой к этим решающим соревнованиям. Думается, наши тренеры и спортсмены сделают нужные выводы, особенно в мужской гимнастике, и скорректируют план подготовки с учетом роста мастерства зарубежных соперников.

 

УПРАЖНЕНИЯ ФИНАЛИСТОВ — ПОБЕДИТЕЛЕЙ СОРЕВНОВАНИИ

Мужчины

Вольные упражнения

1.  Ли Нин: рондат, двойное сальто назад с поворотом на 360°; рондат, фляк, двойное сальто назад согнувшись; три круга Деласала с поворотом кругом в стойку на руках ноги врозь и поворот в стойке на руках на 540°; рондат, сальто боком прогнувшись моги врозь; рондат, фляк, двойное сальто назад в группировке.

2.  Ю. Королев: рондат, фляк, двойное сальто назад прогнувшись; переворот вперед, двойное сальто вперед в группировке; перепорот вперед, сальто вперед прогнувшись; круги Деласала с поворотом кругом в стойку на руках с поворотом в стойке на 360° и опусканием в шпагат; рондат. фляк, двойное сальто назад с поворотом на 360°.

3.  Тон Фей: рондат, фляк, двойное сальто боком в группировке; сальто вперед в группировке на одну, рондат, фляк, двойной пируэт; горизонтальный прыжок махом ноги с поворотом на 360° («бедуинское»); рондат, сальто назад в группировке и в темпе полтора сальто вперед в упор лежа; рондат, фляк, двойное сальто назад в группировке.

3. Н. Кадзитани: рондат, фляк, дюнное сальто назад в группировке; сальто вперед

 
Library   9   Up


Contents

 

Home
 

на одну, переворот вперед, сальто вперед в группировке; силой широкая стойка на руках ноги врозь; прыжок вперед с поворотом на 360° в кувырок вперед; рондат, фляк, двойное сальто назад в группировке.

Конь

1.  Ли Нин: винт Мадьяра; круг на одной ручке с поворотом и переходом; круг на одной ручке с поворотом на 360°; скрещение близко к стойке на руках; круг Деласала на одной ручке с поворотом кругом; круг Деласала с переходом прыжком; соскок через стойку кругом Деласала.

2.  Ю. Королев: проход в ручки; «деласал» на теле, переход деласалом в ручки, «деласал» в стойку ноги врозь и опускание с перемахом в упор; круг на одной ручке с поворотом; «деласал» в стойку в соскок.

3.   Б. Макуц: круг с поворотом на 360° на одной ручке; проход на тело; круги с переходом через все зоны; «деласал» в упоре поперек; «деласал» в соскок.

Кольца

1.  Ли Нин: выкрут вперед из виса, подъем разгибом, махом назад горизонтальный упор; крест, опускание в вис, вис согнувшись; подъем разгибом в угол; силой с прямыми руками прогнувшись стойка; большой оборот назад; большой, оборот вперед; большой оборот назад; высокий переворот назад и соскок тройное сальто назад в группировке.

2.  Ю. Королев: подъем разгибом, крест, силой упор и угол; силой стойка согнувшись; крест головой вниз: большим махом переворот в стойку; два больших оборота вперед; большой оборот назад; большим махом вис и соскок тройное сальто назад в группировке.

3.  Тон Фей: высокий выкрут вперед, подъем махом назад в стойку; большой оборот назад; крест головой вниз; переворот вперед, хонма; крест, опускание в вис сзади; подъем разгибом в угол; силон стойка ноги врозь согнувшись; отмах в вис и соскок двойное сальто в полу группировке с двойным пируэтом.

Прыжок

1.  Ли Нин. 1. «Цукахара» прогнувшись. 2. «Цукахара» с поворотом на 360°.

2.  К. Гусикен. 1. «Цукахара» прогнувшись. 2. «Цукахара» прогнувшись с поворотом на 360°.

3.  Тон Фей. 1. «Цукахара» прогнувшись с поворотом на 360°. 2. «Цукахара» с поворотом на 360° согнувшись.

3. Ю. Королев. 1. Сальто вперед согнувшись с поворотом на 180°. 2. «Цукахара» прогнувшись.

Брусья

1. Ю. Королев: с разбега наскок в высокий упор; оборот назад в высокий упор; большой оборот назад, оберучный в стойку;

 

большим махом вис и сальто назад с перемахом ноги врозь в упор на согнутых руках; махом назад кувырок вперед, подъем махом назад с перемахом ноги врозь в угол; силой согнувшись ноги врозь стойка; сальто назад в стойку; оберучный в стойку; соскок двойное сальто назад согнувшись.

2.  К. Гусикен: вис углом, подъем разгибом с перемахом ноги врозь назад в стойку; большой оборот назад; оберучный в стойку; сальто под брусьями в стойку; большой оборот назад с поворотом кругом в упор на руках; подъем махом назад с перемахом ноги врозь в упор; махом назад стойка с поворотом и падением в упор на руках («хеели-куирл»); подъем махом назад с перемахом ноги врозь в угол; силой согнувшись стойка ноги врозь; соскок двойное сальто назад в группировке.

3.  Ли Нин: на концах лицом наружу с прыжка вис углом, подъем разгибом с перемахом ноги врозь назад в высокий упор; большим махом поворот кругом в вис; махом вперед подъем из виса в упор (на середину жердей), махом назад стойка с поворотом кругом; оберучный в стойку; спад, подъем дугой в упор на руках; подъем махом назад с перемахом ноги врозь в упор на согнутых руках махом назад через стойку на одной руке перемах в упор на руках; подъем махом назад с перемахом ноги врозь в угол; силой согнувшись ноги врозь стойка; оберучный в стойку; соскок двойное сальто назад в группировке.

3. Н. Кадзитани: вис углом, подъем разгибом с перемахом ноги врозь назад в стойку; большой оборот назад; оберучный в стойку; опускание на согнутые руки и махом вперед, разгибая руки, перемах ноги врозь назад в отодвиг; подъем махом вперед, перемах ноги врозь, махом назад стойка с поворотом на 180°; отодвиг, подъем махом вперед и соскок сальто вперед с поворотом на 360°.

Перекладина

1. Тон Фей: хватом снизу с полумаха оборот назад в стойку и оборот вперед с перемахом ноги врозь вне и в стойку «эндо»; большой оборот вперед, большой оборот вперед на одной руке с поворотом кругом; два больших оборота назад на одной руке; перехват и большой оборот назад на другой руке, дохват и большой оборот назад; перелет Ткачева; перехват в висе в хват снизу и подъем разгибом в стойку; большой оборот вперед с перемахом согнувшись, оборот вперед в вис сзади; большой оборот в висе сзади с выкрутом; большой оборот в обратном хвате с перехватом и поворотом кругом; два больших оборота назад; соскок двойное сальто назад с поворотом на 720°.

1. Ли Нин: хватом снизу полумахом стойка; оборот вперед с перемахом ноги врозь вне и в стойку «эндо»; большой оборот вперед с поворотом кругом и без до-

 
Library   10   Up


Contents

 

Home
 

хвата большой оборот назад на одной руке; большой оборот назад, перелет Ткачева; подъем разгибом с перехватом в хват снизу, большой оборот вперед; перемах согнувшись, оборот вперед в вис сзади; два больших оборота в висе сзади с выкрутом, перехватом в хват снизу и поворотом кругом; два больших оборота назад; соскок тройное сальто назад в группировке.

3. П. Видмар: подъем махом назад в стойку, оборот назад в стойку с перехватом в хват снизу; оборот вперед с перемахом ноги врозь вне и в стойку «эндо»; большой оборот вперед, перелет Хюрцелера; в темпе сальто Гингера; подъем разгибом с перехватом в хват снизу в стойку, большой оборот вперед; перемах согнувшись, оборот вперед в вис сзади; два больших оборота вперед в висе сзади с выкрутом; сальто вперед ноги врозь в вис; подъем разгибом с перехватом в хват снизу в стойку; большой оборот вперед с поворотом кругом; «штальдер»; большой оборот назад; соскок двойное сальто назад с поворотом на 360° согнувшись.

Женщины

Прыжок

1.  Н. Юрченко. 1. Рондат на мостик, переворот назад и «цукахара» прогнувшись. 2. То же, но «цукахара» с поворотом на 360°.

2.  О. Бичерова. 1. Сальто вперед согнувшись с поворотом на 180°. 2. «Цукахара» прогнувшись.

3.  Д. Макнамара. 1. «Цукахара» прогнувшись. 2. «Цукахара» с поворотом на 360°.

Брусья

1. М. Гнаук: оборот назад из упора в стойку; большой оборот назад; сальто Делчева; перемахом ноги врозь, оборотом из виса перелет на нижнюю; из упора отмах в стойку с поворотом на 180°; отмахом назад из виса лежа перелет углом над верхней в вис; отмах в стойку с поворотом на 180° с опусканием в вис лежа на нижней; отмах с нижней и подъем махом назад в стойку на верхней; из упора стоя согнувшись соскок дугой с поворотом кругом и сальто назад согнувшись.

 

2. Н. Юрченко: наскок ноги врозь над нижней без опоры; перелет Ткачева; сальто Делчева; большие обороты; «штальдер»; соскок сальто с поворотом на 720°.

2. О. Бичерова: сальто вперед ноги врозь в вис; отмах в стойку с поворотом на 180°; большой оборот назад, перелет Ткачева; оборот в стойку; «штальдер»; соскок двойное сальто назад в группировке.

Бревно

1.  Н. Юрченко: прыжок со сменой в шпагат; фляк, сальто назад прогнувшись на одну ногу; перекидка назад, равновесие; поворот на 360° на одной; фляк продольно в упор с оборотом назад; из седа ноги врозь махом стойка на руках; рондат, двойное сальто назад в группировке в соскок.

2.  У Цзяни: маховое сальто вперед в сед продольно; прыжок шагом; два фляка, третьим перекат в сед ноги врозь; продольно фляк в упор и оборот назад; переворот вперед в мост на одну и обратно; два фляка; поворот на 360° на одной; рондат, соскок двойное сальто назад в группировке.

3. О. Бичерова: стойка на руках продольно; горизонтальный упор в шпагате; перекидка вперед; поворот на 360° на одной; фляк и в темпе сальто назад прогнувшись на одну; три прыжка шагом и шпагатом; фляк махом одной; рондат, соскок двойное сальто назад в группировке.

Вольные упражнения

1.   О. Бичерова: рондат, фляк, двойное сальто назад с поворотом на 360°; прыжок с поворотом на 540°; рондат, фляк, сальто назад с поворотом на 540°; рондат, фляк, сальто назад с поворотом на 360°; рондат, фляк, двойное сальто назад в группировке.

2.  Л. Агаке: рондат, фляк, двойное саль-то назад с поворотом на 360°; рондат, фляк, сальто назад с поворотом на 900°; поворот на 720° в стойке на руках; рондат, фляк, двойное сальто назад в группировке.

3.  М. Гнаук: рондат, фляк, двойное сальто назад с поворотом на 360°; рондат, фляк, сальто назад с поворотом на 1080°; рондат, фляк, твист согнувшись на одну; рондат, сальто назад с поворотом на 720°.

 

Таблица 1

Количество медалей, завоеванных спортсменами разных стран

Страна

Мужчины

Женщины

Всего

золотых

серебряных

бронзовых

золотых

серебряных

бронзовых

СССР

КНР

Япония

ГДР

Румыния

США

3

7

2

1

2

4

4

2

1

6

1

2

1

1

1

1

1

1

18

13

4

2

2

2

 

Library   11   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 2

Количество медалей, завоеванных участниками соревновании

Участник

Страна

Золотых

Серебряных

Бронзовых

Всего

Мужчины

Ли Нин

КНР

6

1

7

Королев Ю.

СССР

2

2

2

6

Тон Фей

КНР

]

1

3

5

Гусикен К.

Япония

2

2

Кадзитани Н.

Япония

2

2

Видмар П.

США

1

1

Макуц Б.

СССР

1

1

Женщины

Бичерова О.

СССР

3

1

1

5

Юрченко Н.

СССР

3

1

4

Гнаук М.

ГДР

1

1

2

Агаке Л.

Румыния

1

1

2

У Цзяни

КНР

1

1

Макнамара Д.

США

1

1

Таблица 3

Результаты соревнований мужчин в личном первенстве по многоборью

Место

Участник

Страна Вольные
упражнения

Конь

Кольца

Прыжок

Брусья

Перекладка

Сумма

1

Ли Нин

КНР

9,9

9,9

9,85

9,9

9,9

10,0

59,45

2

Тон Фей

КНР

9,9

9,75

9,8

9,9

9,85

9,9

59,10

3

Королев Ю.

СССР

9,85

9,75

9,9

9,8

9,90

9,85

59,05

4

Макуц Б.

СССР

9,75

9,8

9,8

9,85

9,85

9,85

58,95

5

Дитятин А.

СССР

9,7

9,7

9,8

9,8

9,8

9,8

58,6

6

Кадзитани Н.

Япония

9,8

9,7

9,6

9,8

9,85

9,8

58,55

6

Брюкнер Р.

ГДР

9,7

9,7

9,75

9,85

9,75

9,8

58,55

8

Ли Юэдзю

КНР

9,85

9,55

9,7

9,8

9,75

9,75

58,4

8

Гусикен К.

Япония

9,7

9,6

9,7

9,85

9,85

9,7

58,4

 

10. Хартунг Д. (США) — 58,3; 11. Коннер Б. (США) — 58,25; 12. Гуцоги Д. (ВНР) — 58 2; 13. Николаи М. (ГДР) — 57,95; 14. Видмар П. (США) — 57,6; 15. Гото К. (Япония) — 57,5; 15. Хоффманн У. (ГДР) — 57,5; 17. Гросс В. (ФРГ)57,45; 17. Гайгер Д. (ФРГ) — 57 45; 19. Трипкович Б. (Югославия) — 56,3; 20. Кунчич М. (Югославия) — 55,6.

 

 
Library   12   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 4

Результаты соревнований женщин в личном первенстве по многоборью

Место

Участник

Страна

Прыжок

Брусья

Бревно

Вольные
упражнения

Сумма

1

Бичерова О.

СССР

9,85

9,8

9,9

9,9

39,45

1

Юрченко Н.

СССР

9,9

9,8

9,9

9,85

39,45

3

Агаке Л.

СРР

9,9

9,8

9,8

9,85

39,35

4

Яньхон Ма

КНР

9,75

9,9

9,85

9,75

39,25

5

Гнаук М.

ГДР

9,7

9,9

9,6

9,9

39,1

6

Станулец М.

СРР

9,75

9,55

9,9

9,7

38,9

7

Ильенко Н.

СССР

9,75

9,75

9,9

9,4

38,8

8

Макнамара Д.

США

9,75

9,45

9,75

9,65

38,6

 

9. У Цзяни (КНР) — 38,45; 10. Гранчарова З. (НРБ) — 38,4; 11. Лабакова Я. (ЧССР) — 38,1; 12. Гудвин М. (США) — 38,0; 13. Маринова Г. (НРБ) — 37,8; 14. Дунка Р. (СРР) — 37,35; 14. Сарисска К. (ЧССР) — 37,35; 16. Зупанчич А. (Югославия) — 36,45; 17. Дошен Д. (Югославия) — 36,25.

 

 

 

Результаты соревнований в отдельных видах многоборья

Мужчины

Вольные
упражнения

1. Ли Нин — 19,8

2. Королев Ю. — 19,75

3. Тон Фей — 19,6

3. Кадзитани Н. — 19,6

5. Макуц Б. — 19,55

6. Хартунг Д. — 19,5

6. Брюкнер Р. — 19,5

8. Коннер Б. — 19,4

Конь

1. Ли Нин — 19,85

2. Королев Ю. — 19,65

3. Макуц Б. — 19,6

4. Гуцоги Д. — 19,55

5. Тон Фей — 19,5

6. Видмар П. — 19,45

7. Кадзитани Н. — 19,4

8. Николаи М. — 19,05

Кольца

1. Ли Нин — 19,8

1. Королев Ю. — 19,8

3. Тон Фей — 19,65

4. Макуц Б. — 19,6

5. Гусикен К. — 19,55

5. Брюкнер Р. — 19,55

7. Хартунг Д. — 19,5

8. Гото К. — 19,4

Прыжок

1. Ли Нин — 19,725

2. Гусикен К. — 19,675

3. Тон Фей — 19,625

3. Королев Ю. — 19,625

5. Кадзитани Н. — 19,6

5. Макуц Б. — 19,6

5. Хартунг Д. — 19,6

8. Брюкнер Р. — 19,475

Брусья

1. Королев Ю. — 19,8

2. Гусикен К. — 19,75

3. Ли Нин — 19,7

3. Кадзитани Н. — 19,7

5. Тон Фей — 19,65

6. Брюкнер Р. — 19,5

7. Хартунг Д. — 19.45

8. Макуц Б. — 19,3

Перекладина

1. Тон Фей — 19,9

1. Ли Нин — 19,9

3. Видмар П. — 19,75

4. Брюкнер Р. — 19,65

4. Гуцоги Д. — 19,65

6. Кадзитани Н. — 19,6

7. Макуц Б. — 19,25

7. Королев Ю. — 19,25

 

Женщины

Прыжок

1. Юрченко Н. — 19,7

1. Бичерова О. — 19,7

3. Макнамара Д. — 19,6

4. Станулец М. — 19,5

5. Агаке Л. — 19,45

6. Гранчарова З. — 19,425

7. Гнаук М. — 19,2

8. Яньхон Ма —

Брусья

1. Гнаук М. — 19,85

2. Юрченко Н. — 19,7

2. Бичерова О. — 19,7

4. Яньхон Ма — 19,65

5. Агаке Л. — 19.6

6. Лабакова Я. — 19,4

7. Гудвин М. — 19,1

8. Гранчарова З. — 19,0

Бревно

1. Юрченко Н. — 19,8

2. Цзяни У — 19,75

3. Бичерова О. — 19,7

4. Станулец М. — 19,65

5. Яньхон Ма — 19,6

5. Агаке Л. — 19,6

7. Макнамара Д. — 19,55

8. Гранчарова З. — 19,4

Вольные
упражнения

1. Бичерова О. — 19,8

2. Агаке Л.19,75

3. Гнаук М. — 19,7

4. Юрченко Н. — 19,55

4. Цзяни У — 19,55

4. Яньхон Ма — 19,55

7. Станулец М. — 19,5

8. Лабакова Я. — 18,65

 

НА НАШИХ КИНОГРАММАХ

   
Ю. К. Гавердовский, кандидат педагогических наук, доцент, ГЦОЛИФК
 

ПРОГРЕССИВНАЯ ТЕХНИКА
ИЛИ НЕОБЫКНОВЕННАЯ ВОЛЬНОСТЬ!

На московском чемпионате мира, а затем и на других международных соревнованиях специалисты обсуждали технику отхода на со-

 

скок двойное сальто назад с поворотом на 720°, показанную китайским гимнастом Тон Феем. Он вызывающе, так сказать, утрировал общеизвестные технические признаки как подготовительных действий, предшествующих переходу в полет, так и последнего большого обо-

Library   13   Up

 

   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало