Contents При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна! Home
 

лифицированных фехтовальщиков. Очевидно, что второй путь — путь экстенсивного подхода — не только отвечает требованиям времени, но и более эффективен.

 

Выработка единой методологии и общей концепции позволит сохранить богатые традиции побед советских фехтовальщиков на международной арене.

 

 

ПОВЫШЕНИЕ ТРЕНЕРСКОГО МАСТЕРСТВА


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ТРЕНЕРОВ ПО ФЕХТОВАНИЮ

   
А. П. Королева, кандидат педагогических наук, Москва
 

Под педагогическим мастерством тренера по фехтованию мы понимаем высокий уровень его профессиональной деятельности, являющийся следствием присущих его личности качеств, знаний, умений и навыков. Такое понимание характерно для общепринятой психологической и педагогической оценки личности воспитателя.

Однако особенности фехтования требуют конкретизации методов оценки уровня мастерства тренера по фехтованию, средств и методов совершенствования мастерства; разработки соответствующих практических рекомендаций и программ для студентов физкультурных вузов, факультетов и курсов повышения квалификации тренеров и преподавателей. При этом следует учитывать как особенности контингента тренеров в целом и индивидуальные особенности каждого тренера, так и отличительные черты студентов и спортсменов, с которыми эти тренеры работают.

Рассмотрим основные элементы предлагаемого алгоритма.

База данных о тренерах должна содержать оперативную информацию о возрасте, квалификации, стаже, отношении к контингенту обучающихся (спортсменов), специализации в виде оружия, результативности деятельности каждого активно действующего профессионального тренера. В качестве основного признака деления контингента тренеров на группы следует принять их «отношение к контингенту обучающихся»: группы начальной подготовки («а»), учебно-тренировочные группы («б»), группы спор-

 

тивного совершенствования («в»), сборные команды («г»).

Из практики тренерской работы следует важный вывод о том, что для тренирующихся программы обучения должны носить преемственный характер и отражать усложнение заданий и поступательное наращивание объема умений и навыков. Тренеров даже групп начальной спортивной подготовки целесообразно вооружать элементами умений, навыков и знаний, необходимых для работы с более подготовленными спортсменами.

С каждой из названных групп спортсменов (в стране, республике, спортивном обществе, спортивном коллективе и т. д.) работает определенный состав тренеров, отличающихся определенным уровнем квалификации: специальностью по образованию, тренерской категорией и тренерским званием, собственным спортивным стажем и спортивной квалификацией, ученой степенью и званием.

Однако этих данных недостаточно для качественного описания педагогического мастерства тренеров. А без такого описания трудно определить, в чем на сегодня заключаются критерии мастерства тренеров и как вести работу по повышению их педагогического мастерства.

Решить задачу можно с использованием периодического (например, 1 раз в 5 лет) анкетирования тренеров. При этом выбор объекта анкетирования должен обеспечивать репрезентативность результатов при оптимальном его масштабе.

Форма анкеты может быть следующей:

Library   24   Up


Contents

 

Home
 

Навыки (умения) и личностные качества (1, 2...п)

Оценка уровня собственного мастерства (по 10-балльной системе)

Приоритет навыков по графе 1 (1, 2...)

Контингент спортсменов («а», «б», «в», «г»)

Желательное повышение уровня навыков, умений (изменение данных по гр. 2)

1

2

3

4

5

Перечень навыков, например, рекомендуемый Кузьминой Н. В. и Решетень И. Н.

       
 

Данные по четвертой графе позволяют объединить качественную информацию об уровне педагогического мастерства (достаточно объективную ввиду анонимности анкеты) с конкретными данными о контингенте тренеров и спортсменов-фехтовальщиков.

Статистическая обработка данных анкеты и направленная корректировка полученных результатов с учетом последних научно-педагогических достижений и современных требований к личности воспитателя позволят сформировать оптимальные комплексы (модели) педагогических умений, навыков и личностных качеств тренеров, адекватные контингенту спортсменов-фехтовальщиков, с которыми эти тренеры работают. Важное значение для обеспечения результативности такого подхода имеют классификация и первичное формирование в анкете перечня умений, навыков и личностных качеств (графа 1). Специалист в области педагогики М. И. Станкин определяет их как дидактические, экспрессивные, перцептивные, авторитарные, научно-педагогические, коммуникативные, личностные, организаторские навыки, способности к распределению внимания, мажорные, конструктивные, психомоторные, гностические способности. Очевидно, что каждая группа навыков может быть описана в доступной форме как система конкретных умений. Например, перцептивные навыки в целом складываются из умения тренера проникать во внутренний мир спортсмена, адекватно воспринимать ответные реакции спортсмена — с учетом его психического склада (типа темперамента), состояния и конкретной психологической ситуации, оценивать наличие и глубину контакта «тренер — спортсмен» в процессе тренировки и др.

Наиболее приемлемыми представляются предложения доктора педагогических наук И. В. Решетень рассматривать навыки как компоненты воспитательной

 

деятельности тренера, каждый из которых отличается рядом творческих умений.

Например, «коммуникативные компоненты» распадаются на умение руководить взаимоотношениями внутри спортивного коллектива, устанавливать отношения с лидерами и коллективом в целом и т. п.; «гностические» — на умение анализировать спортивно-педагогическую литературу, наблюдать и анализировать изменения в психике и поведении спортсменов, анализировать и обобщать опыт лучших тренеров, собственные действия и на основе личного опыта совершенствовать и перестраивать свою тренерскую работу.

Описание комплекса умений, навыков и личностных качеств, наиболее существенных для оценки уровня педагогического мастерства тренера по фехтованию, выходит за рамки настоящей статьи и является предметом самостоятельного исследования.

Данные анкетного опроса предлагается целенаправленно обработать методами альтернативного, корреляционного и вариационного анализа.

При альтернативном анализе каждой из групп тренеров («а», «б», «в», «г») оценивается их уровень овладения умениями, навыками, наличие или отсутствие необходимых личностных качеств. Количественная оценка осуществляется с помощью процентных показателей. Например, у тренеров группы «а» уровень умений 5 баллов и менее по руководству взаимоотношениями внутри коллектива спортсменов (по самооценкам) составил, например, 50%. В других группах от 5 до 7 баллов — 30%, выше 7 баллов — 20%. При таких результатах, очевидно, в программах должны быть предусмотрены специальные занятия с тренерами группы «а», позволяющие ликвидировать этот серьезный пробел в их педагогической подготовке.

Естественно, что развитие отдельных

Library   25   Up


Contents

 

Home
 

качеств, умений, навыков не происходит изолированно одно от другого. Кроме того, их наличие и уровень зависят от других данных (например, от тренерского стажа, возраста). Для характеристики связей между этими данными следует использовать корреляционный анализ.

 

Результаты такого анализа позволяют комплексно определять требования к содержанию лекций и занятий с тренерами и студентами и делать в этой работе необходимые акценты в зависимости от их конкретных личностных характеристик.

 

 

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ НАВЫКИ ТРЕНЕРА В ИНДИВИДУАЛЬНОМ УРОКЕ ПО ФЕХТОВАНИЮ НА РАПИРАХ

   
Г. Б. Абдурасулова, ГЦОЛИФК
 

В системе тренировки фехтовальщиков одно из важнейших мест занимает индивидуальный урок. Анализ опыта работы ведущих тренеров страны показывает, что индивидуальный урок в различных периодах подготовки фехтовальщиков выступает одновременно как средство и метод формирования технико-тактического мастерства, и прежде всего боевого арсенала. .

Главным для индивидуального урока, выделяющего его среди других средств и методов тренировки, является деятельность тренера, где он одновременно выступает и в роли учителя и в роли противника. Однако до сих пор недостаточно изучены, научно не обоснованы и не систематизированы навыки и умения, которыми должен обладать тренер по фехтованию, особенно в отдельном виде оружия, в какой мере они совпадают с действиями спортсмена в поединке и отличаются от них.

В настоящее время в результате анкетирования высококвалифицированных тренеров по фехтованию на рапирах получен фактический материал, позволяющий выявить мнения ведущих тренеров о месте индивидуального урока как структурного звена в системе подготовки фехтовальщика.

Было опрошено 56 тренеров, главным образом первой и высшей категорий. Анализ полученных данных показал, что 98% специалистов отводят индивидуальному уроку ведущее место в процессе обучения и технико-тактическом совершенствовании фехтовальщиков.

Опрошенным специалистам было дано задание указать в порядке значимости степень влияния определенных недостатков в тренерской технике на возникновение ошибок в двигательных навыках фехтовальщиков. Таким образом, были проранжированы ошибки в тре-

 

нерской технике, представленные в такой последовательности: 1. Перемещения по дорожке, неадекватные боевым. 2. Недостаточная глубина «подачи» оружия в процессе нападений. 3. Излишне высокое положение острия оружия или гарды в уколе. 4. Замедленное выполнение действий. 5. Встречное движение туловищем в момент укола ученика. 6. Превышение требуемой амплитуды движения оружием в переводах.

Как считают известные советские педагоги В. Аркадьев и Ю. Хозиков, техника движений тренера оружием и передвижений в индивидуальном уроке во многом отличается от спортивной техники фехтовальщика. Они также указывают, что тренер должен обладать и совершенной спортивной техникой, чтобы взаимодействовать с учеником своевременными и точными движениями.

На эту тему были сделаны запросы. При рассмотрении ответов тренеров на вопрос «имеются ли различия между техникой передвижений и движений оружием тренера и техникой спортсменов?» были получены следующие ответы, отражающие степень имеющихся различий: а) боевая стойка — 100%; б) способы передвижений — 100%; в) глубина перемещений вперед и назад — 100%; г) техника выполнения финтов — 52%; д) исходные дистанции перед атакой, защитой и ответом, контратакой — 48%; е) положение оружия по отношению к туловищу при выполнении нападений — 38%.

Таким образом, становится очевидным, что тренерская техника боевой стойки, способов передвижений и. глубина перемещений по дорожке не соответствуют условному эталону аналогичных движений спортсмена. Что касается техники финтов, исходной дистанции перед выполнением средств единоборства, положения оружия в финальной фазе

Library   26   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало