|
||||
качеств, умений, навыков не происходит изолированно одно от другого. Кроме того, их наличие и уровень зависят от других данных (например, от тренерского стажа, возраста). Для характеристики связей между этими данными следует использовать корреляционный анализ. |
Результаты такого анализа позволяют комплексно определять требования к содержанию лекций и занятий с тренерами и студентами и делать в этой работе необходимые акценты в зависимости от их конкретных личностных характеристик. |
|||
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ НАВЫКИ ТРЕНЕРА В ИНДИВИДУАЛЬНОМ УРОКЕ ПО ФЕХТОВАНИЮ НА РАПИРАХ |
||||
Г. Б. Абдурасулова, ГЦОЛИФК |
||||
В системе тренировки фехтовальщиков одно из важнейших мест занимает индивидуальный урок. Анализ опыта работы ведущих тренеров страны показывает, что индивидуальный урок в различных периодах подготовки фехтовальщиков выступает одновременно как средство и метод формирования технико-тактического мастерства, и прежде всего боевого арсенала. . Главным для индивидуального урока, выделяющего его среди других средств и методов тренировки, является деятельность тренера, где он одновременно выступает и в роли учителя и в роли противника. Однако до сих пор недостаточно изучены, научно не обоснованы и не систематизированы навыки и умения, которыми должен обладать тренер по фехтованию, особенно в отдельном виде оружия, в какой мере они совпадают с действиями спортсмена в поединке и отличаются от них. В настоящее время в результате анкетирования высококвалифицированных тренеров по фехтованию на рапирах получен фактический материал, позволяющий выявить мнения ведущих тренеров о месте индивидуального урока как структурного звена в системе подготовки фехтовальщика. Было опрошено 56 тренеров, главным образом первой и высшей категорий. Анализ полученных данных показал, что 98% специалистов отводят индивидуальному уроку ведущее место в процессе обучения и технико-тактическом совершенствовании фехтовальщиков. Опрошенным специалистам было дано задание указать в порядке значимости степень влияния определенных недостатков в тренерской технике на возникновение ошибок в двигательных навыках фехтовальщиков. Таким образом, были проранжированы ошибки в тре- |
нерской технике, представленные в такой последовательности: 1. Перемещения по дорожке, неадекватные боевым. 2. Недостаточная глубина «подачи» оружия в процессе нападений. 3. Излишне высокое положение острия оружия или гарды в уколе. 4. Замедленное выполнение действий. 5. Встречное движение туловищем в момент укола ученика. 6. Превышение требуемой амплитуды движения оружием в переводах. Как считают известные советские педагоги В. Аркадьев и Ю. Хозиков, техника движений тренера оружием и передвижений в индивидуальном уроке во многом отличается от спортивной техники фехтовальщика. Они также указывают, что тренер должен обладать и совершенной спортивной техникой, чтобы взаимодействовать с учеником своевременными и точными движениями. На эту тему были сделаны запросы. При рассмотрении ответов тренеров на вопрос «имеются ли различия между техникой передвижений и движений оружием тренера и техникой спортсменов?» были получены следующие ответы, отражающие степень имеющихся различий: а) боевая стойка — 100%; б) способы передвижений — 100%; в) глубина перемещений вперед и назад — 100%; г) техника выполнения финтов — 52%; д) исходные дистанции перед атакой, защитой и ответом, контратакой — 48%; е) положение оружия по отношению к туловищу при выполнении нападений — 38%. Таким образом, становится очевидным, что тренерская техника боевой стойки, способов передвижений и. глубина перемещений по дорожке не соответствуют условному эталону аналогичных движений спортсмена. Что касается техники финтов, исходной дистанции перед выполнением средств единоборства, положения оружия в финальной фазе |
|||
26 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |