Contents При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна! Home
 

качеств, умений, навыков не происходит изолированно одно от другого. Кроме того, их наличие и уровень зависят от других данных (например, от тренерского стажа, возраста). Для характеристики связей между этими данными следует использовать корреляционный анализ.

 

Результаты такого анализа позволяют комплексно определять требования к содержанию лекций и занятий с тренерами и студентами и делать в этой работе необходимые акценты в зависимости от их конкретных личностных характеристик.

 

 

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ НАВЫКИ ТРЕНЕРА В ИНДИВИДУАЛЬНОМ УРОКЕ ПО ФЕХТОВАНИЮ НА РАПИРАХ

   
Г. Б. Абдурасулова, ГЦОЛИФК
 

В системе тренировки фехтовальщиков одно из важнейших мест занимает индивидуальный урок. Анализ опыта работы ведущих тренеров страны показывает, что индивидуальный урок в различных периодах подготовки фехтовальщиков выступает одновременно как средство и метод формирования технико-тактического мастерства, и прежде всего боевого арсенала. .

Главным для индивидуального урока, выделяющего его среди других средств и методов тренировки, является деятельность тренера, где он одновременно выступает и в роли учителя и в роли противника. Однако до сих пор недостаточно изучены, научно не обоснованы и не систематизированы навыки и умения, которыми должен обладать тренер по фехтованию, особенно в отдельном виде оружия, в какой мере они совпадают с действиями спортсмена в поединке и отличаются от них.

В настоящее время в результате анкетирования высококвалифицированных тренеров по фехтованию на рапирах получен фактический материал, позволяющий выявить мнения ведущих тренеров о месте индивидуального урока как структурного звена в системе подготовки фехтовальщика.

Было опрошено 56 тренеров, главным образом первой и высшей категорий. Анализ полученных данных показал, что 98% специалистов отводят индивидуальному уроку ведущее место в процессе обучения и технико-тактическом совершенствовании фехтовальщиков.

Опрошенным специалистам было дано задание указать в порядке значимости степень влияния определенных недостатков в тренерской технике на возникновение ошибок в двигательных навыках фехтовальщиков. Таким образом, были проранжированы ошибки в тре-

 

нерской технике, представленные в такой последовательности: 1. Перемещения по дорожке, неадекватные боевым. 2. Недостаточная глубина «подачи» оружия в процессе нападений. 3. Излишне высокое положение острия оружия или гарды в уколе. 4. Замедленное выполнение действий. 5. Встречное движение туловищем в момент укола ученика. 6. Превышение требуемой амплитуды движения оружием в переводах.

Как считают известные советские педагоги В. Аркадьев и Ю. Хозиков, техника движений тренера оружием и передвижений в индивидуальном уроке во многом отличается от спортивной техники фехтовальщика. Они также указывают, что тренер должен обладать и совершенной спортивной техникой, чтобы взаимодействовать с учеником своевременными и точными движениями.

На эту тему были сделаны запросы. При рассмотрении ответов тренеров на вопрос «имеются ли различия между техникой передвижений и движений оружием тренера и техникой спортсменов?» были получены следующие ответы, отражающие степень имеющихся различий: а) боевая стойка — 100%; б) способы передвижений — 100%; в) глубина перемещений вперед и назад — 100%; г) техника выполнения финтов — 52%; д) исходные дистанции перед атакой, защитой и ответом, контратакой — 48%; е) положение оружия по отношению к туловищу при выполнении нападений — 38%.

Таким образом, становится очевидным, что тренерская техника боевой стойки, способов передвижений и. глубина перемещений по дорожке не соответствуют условному эталону аналогичных движений спортсмена. Что касается техники финтов, исходной дистанции перед выполнением средств единоборства, положения оружия в финальной фазе

Library   26   Up


Contents

 

Home
 

нападений, то здесь мнения специалистов разделились, подтверждая этим самым отсутствие единства -в оценке существенных аспектов действий тренера в индивидуальном уроке. Очевидно, имеющая место некоторая условность взаимодействия тренера и ученика является необходимым средством обеспечения недостающих пространственно-временных аналогов боевому единоборству, что представляется разумным в аспекте совершенствования техники спортсмена.

Специфичность техники тренера специалисты объясняют тем, что тренеру сложно на протяжении многих уроков сохранять типовое положение боевой стойки. Поэтому в исследованиях сделана попытка установить исходное положение тренера, применяемое чаще всего при проведении индивидуального урока. Мнения респондентов по данному вопросу не были едины. Так, 58% тренеров считают, что наиболее рационально передвигаться на слегка согнутых ногах, 34% — на прямых ногах, а 8% тренеров предпочитают двигаться в типовой боевой стойке.

Немаловажно также выявить, какое типовое положение занимает туловище тренера по отношению к оружию ученика в уроке и какими исходными положениями туловища пользуются ведущие специалисты. Были получены следующие ответы: 1. Туловище полупрофильно — 63%. 2. Туловище профильно — 29%. 3. Туловище обращено к ученику — 8%.

Положение вооруженной руки и оружия тренера является связующим звеном в композициях фехтовального взаимодействия с учеником. В результате опроса выяснилось, что примерно 50% тренеров предпочитают держать оружие в верхней позиции, из них в 4-й — 20%, в 6-й — 30%, в верхнем промежуточном положении — 31% и лишь 19% — в нижнем промежуточном положении.

Тренер в индивидуальном уроке с квалифицированным фехтовальщиком Должен действовать разнообразно, предельно точно, имитировать особенности ситуаций единоборства с возможными противниками. Отсюда и показатели деятельности, отражающие соотношение объемов используемых ситуаций, где 42% занимают преднамеренные нападе-

 

ния, 37% — преднамеренно-экспромтные и 21% — экспромтные.

Создание в процессе урока ситуаций, приближенных к боевым, — важное условие совершенствования технико-тактической подготовки. Этому служит использование внезапных действий со стороны тренера, что позволяет воспитывать у спортсменов постоянную готовность к возникновению неожиданных ситуаций, аналогичных боевым. Анализ ответов на вопрос «создаете ли вы пространственные помехи в индивидуальном уроке (т. е. искусственно мешаете нанесению укола вашим учеником)?» показал, что тренеры создают их, применяя следующие методические приемы:

а) неожиданное сближение — 100% тренеров; б) отклонение, наклон или поворот -туловища — 100%; в) движение оружия — 100%.

Ответы на вопрос о моделировании тренерами неожиданных ситуаций в уроке выглядят следующим образом: а) в начале урока — мало, так считают 81%, б) в середине урока — умеренно, 56%; в) в конце урока — умеренно, 67%. Очевидно стремление тренеров разнообразить однородные по характеру приемы и боевые действия при проведении индивидуального урока, чередуя атаки (контратаки) с защитами и ответами, контрответами, выполняя их на месте и с передвижениями вперед и назад. При этом, для тренера наиболее рационально пользоваться определенной системой чередования атакующих и защитных действий в ходе индивидуального урока. Это подтверждено данными исследований, которыми установлено, что 98% всех опрошенных специалистов указывают на наличие системы в их действиях.

Вместе с тем результаты проведенных исследований свидетельствуют об отсутствии единого мнения у специалистов фехтования в оценке многих аспектов структуры индивидуального урока, в том числе и тренерской техники. Можно сделать вывод, что необходимо дальнейшее углубленное исследование специальных умений тренера в целях совершенствования системы подготовки специалистов фехтования.

 
Library   27   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало