|
нападений, то здесь мнения специалистов разделились, подтверждая этим самым отсутствие единства -в оценке существенных аспектов действий тренера в индивидуальном уроке. Очевидно, имеющая место некоторая условность взаимодействия тренера и ученика является необходимым средством обеспечения недостающих пространственно-временных аналогов боевому единоборству, что представляется разумным в аспекте совершенствования техники спортсмена.
Специфичность техники тренера специалисты объясняют тем, что тренеру сложно на протяжении многих уроков сохранять типовое положение боевой стойки. Поэтому в исследованиях сделана попытка установить исходное положение тренера, применяемое чаще всего при проведении индивидуального урока. Мнения респондентов по данному вопросу не были едины. Так, 58% тренеров считают, что наиболее рационально передвигаться на слегка согнутых ногах, 34% — на прямых ногах, а 8% тренеров предпочитают двигаться в типовой боевой стойке.
Немаловажно также выявить, какое типовое положение занимает туловище тренера по отношению к оружию ученика в уроке и какими исходными положениями туловища пользуются ведущие специалисты. Были получены следующие ответы: 1. Туловище полупрофильно — 63%. 2. Туловище профильно — 29%. 3. Туловище обращено к ученику — 8%.
Положение вооруженной руки и оружия тренера является связующим звеном в композициях фехтовального взаимодействия с учеником. В результате опроса выяснилось, что примерно 50% тренеров предпочитают держать оружие в верхней позиции, из них в 4-й — 20%, в 6-й — 30%, в верхнем промежуточном положении — 31% и лишь 19% — в нижнем промежуточном положении.
Тренер в индивидуальном уроке с квалифицированным фехтовальщиком Должен действовать разнообразно, предельно точно, имитировать особенности ситуаций единоборства с возможными противниками. Отсюда и показатели деятельности, отражающие соотношение объемов используемых ситуаций, где 42% занимают преднамеренные нападе-
|
|
ния, 37% — преднамеренно-экспромтные и 21% — экспромтные.
Создание в процессе урока ситуаций, приближенных к боевым, — важное условие совершенствования технико-тактической подготовки. Этому служит использование внезапных действий со стороны тренера, что позволяет воспитывать у спортсменов постоянную готовность к возникновению неожиданных ситуаций, аналогичных боевым. Анализ ответов на вопрос «создаете ли вы пространственные помехи в индивидуальном уроке (т. е. искусственно мешаете нанесению укола вашим учеником)?» показал, что тренеры создают их, применяя следующие методические приемы:
а) неожиданное сближение — 100% тренеров; б) отклонение, наклон или поворот -туловища — 100%; в) движение оружия — 100%.
Ответы на вопрос о моделировании тренерами неожиданных ситуаций в уроке выглядят следующим образом: а) в начале урока — мало, так считают 81%, б) в середине урока — умеренно, 56%; в) в конце урока — умеренно, 67%. Очевидно стремление тренеров разнообразить однородные по характеру приемы и боевые действия при проведении индивидуального урока, чередуя атаки (контратаки) с защитами и ответами, контрответами, выполняя их на месте и с передвижениями вперед и назад. При этом, для тренера наиболее рационально пользоваться определенной системой чередования атакующих и защитных действий в ходе индивидуального урока. Это подтверждено данными исследований, которыми установлено, что 98% всех опрошенных специалистов указывают на наличие системы в их действиях.
Вместе с тем результаты проведенных исследований свидетельствуют об отсутствии единого мнения у специалистов фехтования в оценке многих аспектов структуры индивидуального урока, в том числе и тренерской техники. Можно сделать вывод, что необходимо дальнейшее углубленное исследование специальных умений тренера в целях совершенствования системы подготовки специалистов фехтования. |
|