|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 Динамика роста спортивного мастерства фехтовальщиков по годам подготовки, %
повышения спортивной квалификации, выполняя II и I юношеские разряды уже в первый год тренировки, II, I (взрослый) и даже нормативы кандидатов в мастера спорта — на втором-третьем годах занятий. Наибольшая дисперсия данных относится к периоду получения звания мастера спорта. Длительность подготовки спортсменов до достижения ими нормативов мастеров спорта международного класса составляет 7 — 13 лет. Предварительный анализ этих материалов позволяет предположить, что значительная группа фехтовальщиков сравнительно рано начинает активную соревновательную практику. Их успехи не всегда обусловлены и подкреплены необходимым уровнем технико-тактической подготовки. Видимо, этими обстоятельствами и вызваны последующие недостатки в показателях соревновательной деятельности, на которые уже обращалось внимание при анализе результатов VIII Спартакиады народов СССР и ряда других турниров. К ним можно отнести ошибки в технике спортсменов: в боевой стойке, технике передвижений, в выборе и индивидуализации подготавливающих действий, разнообразии и эффективности технико-тактических приемов. Можно предположить, что недостатки в технико-тактической подготовленности фехтовальщиков ближайшего резерва являются одной из причин психической неус- |
тойчивости спортсменов в экстремальных условиях соревновательной деятельности. В результате анализа данных динамики роста спортивного мастерства можно выделить следующие положения в подготовке квалифицированных фехтовальщиков на 1985 — 1988 гг. Ориентировочный возраст начала специализированной тренировки — 11 — 13 лет. Стаж специализированной тренировки до норматива мастера спорта — 5 — 7 лет. Возраст выполнения норматива мастера спорта международного класса — 21 — 23 года (в сабле — 21 — 25 лет). В настоящее время для перспективного планирования развития вида спорта необходимо четкое представление о том, какое количество занимающихся, какой квалификации необходимо иметь в каждой возрастной группе и какая оргструктура должна, осуществлять подготовку спортсменов на различных этапах тренировки для того, чтобы в последующем, к определенному сроку, можно было гарантировать конкретное число спортсменов высокой квалификации, способных бороться за олимпийские награды. В связи с этим целесообразно проведение обширного анкетирования. Будет изучен контингент спортсменов по возрастному и квалификационному показателям с учетом видов оружия. Наряду с этим анкетирование предусматривает выяснение вопросов кадрового, научно-методического и материально-технического обеспечения подготовки спортсменов на местах. Полученные данные подскажут некоторые пути решения проблем развития вида спорта и подготовки спортивных резервов. В этой связи необходимо для каждой республики и отдельных регионов определить возможность и целесообразность развития конкретных видов фехтования, распределив между ДСО и ведомствами продуманные, четкие целевые задания по подготовке спортсменов, рассчитав с учетом высказанных закономерностей нужное количество учащихся и тренеров в каждом звене и финансирование всей работы в целом. Существует два подхода к решению задачи подготовки необходимого контингента спортсменов. Первый подход связан с дальнейшим расширением сети спортивных школ и увеличением количества занимающихся, второй — с. радикальным совершенствованием структуры, содержания и методов подготовки ква- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 |
лифицированных фехтовальщиков. Очевидно, что второй путь — путь экстенсивного подхода — не только отвечает требованиям времени, но и более эффективен. |
Выработка единой методологии и общей концепции позволит сохранить богатые традиции побед советских фехтовальщиков на международной арене. |
|||
ПОВЫШЕНИЕ ТРЕНЕРСКОГО МАСТЕРСТВА ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ТРЕНЕРОВ ПО ФЕХТОВАНИЮ |
||||
А. П. Королева, кандидат педагогических наук, Москва |
||||
Под педагогическим мастерством тренера по фехтованию мы понимаем высокий уровень его профессиональной деятельности, являющийся следствием присущих его личности качеств, знаний, умений и навыков. Такое понимание характерно для общепринятой психологической и педагогической оценки личности воспитателя. Однако особенности фехтования требуют конкретизации методов оценки уровня мастерства тренера по фехтованию, средств и методов совершенствования мастерства; разработки соответствующих практических рекомендаций и программ для студентов физкультурных вузов, факультетов и курсов повышения квалификации тренеров и преподавателей. При этом следует учитывать как особенности контингента тренеров в целом и индивидуальные особенности каждого тренера, так и отличительные черты студентов и спортсменов, с которыми эти тренеры работают. Рассмотрим основные элементы предлагаемого алгоритма. База данных о тренерах должна содержать оперативную информацию о возрасте, квалификации, стаже, отношении к контингенту обучающихся (спортсменов), специализации в виде оружия, результативности деятельности каждого активно действующего профессионального тренера. В качестве основного признака деления контингента тренеров на группы следует принять их «отношение к контингенту обучающихся»: группы начальной подготовки («а»), учебно-тренировочные группы («б»), группы спор- |
тивного совершенствования («в»), сборные команды («г»). Из практики тренерской работы следует важный вывод о том, что для тренирующихся программы обучения должны носить преемственный характер и отражать усложнение заданий и поступательное наращивание объема умений и навыков. Тренеров даже групп начальной спортивной подготовки целесообразно вооружать элементами умений, навыков и знаний, необходимых для работы с более подготовленными спортсменами. С каждой из названных групп спортсменов (в стране, республике, спортивном обществе, спортивном коллективе и т. д.) работает определенный состав тренеров, отличающихся определенным уровнем квалификации: специальностью по образованию, тренерской категорией и тренерским званием, собственным спортивным стажем и спортивной квалификацией, ученой степенью и званием. Однако этих данных недостаточно для качественного описания педагогического мастерства тренеров. А без такого описания трудно определить, в чем на сегодня заключаются критерии мастерства тренеров и как вести работу по повышению их педагогического мастерства. Решить задачу можно с использованием периодического (например, 1 раз в 5 лет) анкетирования тренеров. При этом выбор объекта анкетирования должен обеспечивать репрезентативность результатов при оптимальном его масштабе. Форма анкеты может быть следующей: |
|||
24 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |