Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ПОДГОТОВКА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ


НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ РЕЗЕРВОВ

   
Т. М. Березкина, канд. пед. наук,
ВНИИФК
 

Обострение спортивной борьбы за мировое первенство в фехтовании не позволяет останавливаться на достигнутом, а требует совершенствования всей системы подготовки квалифицированных спортсменов, особенно ее организационной структуры.

Установленные сроки подготовки резервов не всегда совпадают с реальными. Чемпионы юношеских первенств не всегда в дальнейшем побеждают на представительных турнирах взрослых; Особенно много потерь наблюдается при переходе юниоров в разряд взрослых. Это, в частности, связано с отсутствием необходимой преемственности между спортивными, школами различных типов, с ведомственным подходом к решению государственной задачи подготовки квалифицированных спортсменов. Весьма актуальным представляется изучение данной проблемы в аспекте многолетней подготовки квалифицированных фехтовальщиков.

Проведен анализ динамики роста спортивного мастерства 130 человек, участников чемпионата СССР по фехтованию (г. Таллин, 1984 г,). В табл. 1 показано, что II, юношеский разряд в основном выполняется спортсменами в возрасте 11 — 14 лет (89%), I разряд — в 12 — 14 лет (81%), II (взрослый) разряд — в 13 — 15 лет (80%), I разряд — в 14 — 15 лет (65%). Норматив кандидата в мастера спорта оказывается доступным большинству спортсменов в 15 — 16 лет (70%), а звание мастера спорта присваивается в 16 — 18 лет (88%)- Мастерами спорта СССР международного класса фехтовальщики становятся в возрасте 19 — 25 лет.

Таким образом, можно себе представить, что примерно треть спортсменов ежегодно начиная с 11 лет повышает свою спортивную квалификацию на один разряд. С другой стороны, более четверти обследуемых фехтовальщиков достигают I взрослого разряда уже к 13 — 14 годам, а в 15 лет становятся кандидатами в мастера спорта. Наглядные данные подготовки спортсменов представлены в табл. 2.

 

Таблица 1

Динамика роста спортивного мастерства фехтовальщиков в возрастном аспекте, %

Возраст, лет

II юн.

I юн.

II

I

кмс

мс

мсмк

9

2

1

10

2

1

2

11

19

8

1

2

12

32

28

9

2

1

13

20

25

29

15

3

14

18

28

25

30

8

15

6

8

26

35

32

3

16

1

1

7

11

38

21

17

1

4

13

45

18

1

3

22

19

1

7

1

20

1

1

2

21

4

22

1

2

23

2

24

1

25 и старше

1

В основном фехтовальщики получают II юношеский разряд в первый год спортивной специализации (83%), за этот же период I юношеского разряда добиваются 49% спортсменов и более 35% достигают этого уровня во второй год тренировки.

II взрослый разряд 47% спортсменов выполняют во второй год подготовки, а 30% — в третий год; I разряд получают во второй год 25%, в третий год — 38%- Норматив кандидата в мастера спорта спортсменам удается достичь в четвертый (38%) и пятый годы (24%) тренировки. Мастерами спорта фехтовальщики становятся на пятый (25%) и шестой (31%) годы спортивной специализации.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что большая группа спортсменов довольно быстро проходит путь

 

Library   22   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 2

Динамика роста спортивного мастерства фехтовальщиков по годам подготовки, %

Год подготовки

II юн.

I юн.

II

I

кмс

мс

мсмк

1-й

83

49

7

2

2-й

13

35

47

25

5

3-й

2

13

30

38

18

3

4-й

2

3

11

23

38

12

5-й

3

6

24

25

6-й

2

4

8

31

7-й

2

4

14

1

8-й

3

5

 —

9-й

7

4

10-й

2

4

11-й

1

12-й

1

13-й

2

 

повышения спортивной квалификации, выполняя II и I юношеские разряды уже в первый год тренировки, II, I (взрослый) и даже нормативы кандидатов в мастера спорта — на втором-третьем годах занятий. Наибольшая дисперсия данных относится к периоду получения звания мастера спорта. Длительность подготовки спортсменов до достижения ими нормативов мастеров спорта международного класса составляет 7 — 13 лет.

Предварительный анализ этих материалов позволяет предположить, что значительная группа фехтовальщиков сравнительно рано начинает активную соревновательную практику. Их успехи не всегда обусловлены и подкреплены необходимым уровнем технико-тактической подготовки.

Видимо, этими обстоятельствами и вызваны последующие недостатки в показателях соревновательной деятельности, на которые уже обращалось внимание при анализе результатов VIII Спартакиады народов СССР и ряда других турниров. К ним можно отнести ошибки в технике спортсменов: в боевой стойке, технике передвижений, в выборе и индивидуализации подготавливающих действий, разнообразии и эффективности технико-тактических приемов. Можно предположить, что недостатки в технико-тактической подготовленности фехтовальщиков ближайшего резерва являются одной из причин психической неус-

 

тойчивости спортсменов в экстремальных условиях соревновательной деятельности.

В результате анализа данных динамики роста спортивного мастерства можно выделить следующие положения в подготовке квалифицированных фехтовальщиков на 1985 — 1988 гг.

Ориентировочный возраст начала специализированной тренировки — 11 — 13 лет.

Стаж специализированной тренировки до норматива мастера спорта — 5 — 7 лет.

Возраст выполнения норматива мастера спорта международного класса — 21 — 23 года (в сабле — 21 — 25 лет).

В настоящее время для перспективного планирования развития вида спорта необходимо четкое представление о том, какое количество занимающихся, какой квалификации необходимо иметь в каждой возрастной группе и какая оргструктура должна, осуществлять подготовку спортсменов на различных этапах тренировки для того, чтобы в последующем, к определенному сроку, можно было гарантировать конкретное число спортсменов высокой квалификации, способных бороться за олимпийские награды.

В связи с этим целесообразно проведение обширного анкетирования. Будет изучен контингент спортсменов по возрастному и квалификационному показателям с учетом видов оружия. Наряду с этим анкетирование предусматривает выяснение вопросов кадрового, научно-методического и материально-технического обеспечения подготовки спортсменов на местах.

Полученные данные подскажут некоторые пути решения проблем развития вида спорта и подготовки спортивных резервов. В этой связи необходимо для каждой республики и отдельных регионов определить возможность и целесообразность развития конкретных видов фехтования, распределив между ДСО и ведомствами продуманные, четкие целевые задания по подготовке спортсменов, рассчитав с учетом высказанных закономерностей нужное количество учащихся и тренеров в каждом звене и финансирование всей работы в целом.

Существует два подхода к решению задачи подготовки необходимого контингента спортсменов. Первый подход связан с дальнейшим расширением сети спортивных школ и увеличением количества занимающихся, второй — с. радикальным совершенствованием структуры, содержания и методов подготовки ква-

 
Library   23   Up


Contents   Home
 

лифицированных фехтовальщиков. Очевидно, что второй путь — путь экстенсивного подхода — не только отвечает требованиям времени, но и более эффективен.

 

Выработка единой методологии и общей концепции позволит сохранить богатые традиции побед советских фехтовальщиков на международной арене.

 

 

ПОВЫШЕНИЕ ТРЕНЕРСКОГО МАСТЕРСТВА


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ТРЕНЕРОВ ПО ФЕХТОВАНИЮ

   
А. П. Королева, кандидат педагогических наук, Москва
 

Под педагогическим мастерством тренера по фехтованию мы понимаем высокий уровень его профессиональной деятельности, являющийся следствием присущих его личности качеств, знаний, умений и навыков. Такое понимание характерно для общепринятой психологической и педагогической оценки личности воспитателя.

Однако особенности фехтования требуют конкретизации методов оценки уровня мастерства тренера по фехтованию, средств и методов совершенствования мастерства; разработки соответствующих практических рекомендаций и программ для студентов физкультурных вузов, факультетов и курсов повышения квалификации тренеров и преподавателей. При этом следует учитывать как особенности контингента тренеров в целом и индивидуальные особенности каждого тренера, так и отличительные черты студентов и спортсменов, с которыми эти тренеры работают.

Рассмотрим основные элементы предлагаемого алгоритма.

База данных о тренерах должна содержать оперативную информацию о возрасте, квалификации, стаже, отношении к контингенту обучающихся (спортсменов), специализации в виде оружия, результативности деятельности каждого активно действующего профессионального тренера. В качестве основного признака деления контингента тренеров на группы следует принять их «отношение к контингенту обучающихся»: группы начальной подготовки («а»), учебно-тренировочные группы («б»), группы спор-

 

тивного совершенствования («в»), сборные команды («г»).

Из практики тренерской работы следует важный вывод о том, что для тренирующихся программы обучения должны носить преемственный характер и отражать усложнение заданий и поступательное наращивание объема умений и навыков. Тренеров даже групп начальной спортивной подготовки целесообразно вооружать элементами умений, навыков и знаний, необходимых для работы с более подготовленными спортсменами.

С каждой из названных групп спортсменов (в стране, республике, спортивном обществе, спортивном коллективе и т. д.) работает определенный состав тренеров, отличающихся определенным уровнем квалификации: специальностью по образованию, тренерской категорией и тренерским званием, собственным спортивным стажем и спортивной квалификацией, ученой степенью и званием.

Однако этих данных недостаточно для качественного описания педагогического мастерства тренеров. А без такого описания трудно определить, в чем на сегодня заключаются критерии мастерства тренеров и как вести работу по повышению их педагогического мастерства.

Решить задачу можно с использованием периодического (например, 1 раз в 5 лет) анкетирования тренеров. При этом выбор объекта анкетирования должен обеспечивать репрезентативность результатов при оптимальном его масштабе.

Форма анкеты может быть следующей:

Library   24   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало