Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

нейших факторов соревновательной деятельности с целью совершенствования и специализации внимания, памяти и мышления фехтовальщика. Особенности специальной разминки. Типовые разновидности тактического построения поединков; типовые ситуации и способы успешного противодействия противнику. Изучение доктрин противников. Подготовка к единоборству с бойцами различного стиля. Система оценки приоритетов при отборе специализированной тактической информации. Закономерности отдельного поединка с одним спортсменом; повторные встречи с одним и тем же противником. Приемы саморегуляции различных процессов и эмоциональных состояний в ходе соревнований (личных, командных). Гигиена питания, личная гигиена, профилактика травматизма и приемы оказания первой помощи в ходе соревнований, Особенности подготовки и участия в соревнованиях, проводимых в необычных климато-географических условиях. Послесоревновательный анализ боев, результатов выступлений (собственных и противников) с целью накопления соревновательного опыта. Приемы восстановления и реабилитации: спортивные игры, переключения на другую деятельность.

VI. Цели, задачи, содержание, формы и методы направленного формирования личности спортсмена-фехтовальщика. Воспитание нравственных идеалов и марксистско-ленинского мировоззрения. Требования к уровню умственной (интеллектуальной) подготовки фехтовальщика. Эстетические критерии и этические нормы. Трудовое воспитание и его влия-

 

ние на рост технико-тактического мастерства фехтовальщика. Развитие коммуникативных способностей. Самовоспитание.

Теоретическая подготовка учащихся ДЮСШ по фехтованию должна проводиться в форме лекций, бесед, семинаров, самостоятельного изучения литературы, зачетов и в других формах. Создание пособий для тренеров по проведению теоретических занятий позволило бы в известной мере повысить качество подготовки спортивных резервов в фехтовании и явилось бы новым стимулом в решении задачи всестороннего воспитания и направленного формирования личности спортсменов-фехтовальщиков в процессе многолетней подготовки.

В заключение следует отметить, что теоретическая подготовка фехтовальщика в процессе многолетней тренировки должна рассматриваться не только как база для повышения технической, тактической и психологической подготовленности, как это утверждают многие специалисты (Ю. Ф. Буйлин, Ю. Ф. Курамшин и др.). В иерархии целей теоретической подготовки фехтовальщиков приоритет всегда должен отдаваться вопросам направленного воспитания всесторонне развитой личности специфическими средствами фехтовального спорта, а целевая установка должна быть направлена на выработку у спортсменов умения использовать полученные знания на практике — в тренировочных занятиях и соревнованиях, а также в повседневной жизни — трудовой и общественной.

 

 

ФЕХТОВАНИЕ НА САБЛЯХ:
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИЕМОВ НАПАДЕНИЯ
И МАНЕВРИРОВАНИЯ

   
Г. Д. Тышлер, заслуженный тренер УССР
 

Формирование современных структурных основ применения приемов нападения и маневрирования, ускорение процесса овладения отдельными их комбинациями, оптимизация пространственных параметров передвижений требуют постановки ряда самостоятельных педагогических задач, одной из которых является использование определенных ситуаций и упражнений, приближающих условия тренировочных занятий к обстановке соревнований.

 

1. Изменения состава средств передвижений целесообразно осуществлять в трех направлениях, а именно:

—   оптимизировать соотношение объемов приемов нападения и приемов маневрирования;

—   увеличивать или сокращать применение отдельных разновидностей передвижений;

—   осваивать определенную комбинацию приемов.

Наиболее эффективным способом

Library   10   Up


Contents

 

Home
 

увеличения объемов нападений является их широкое применение в подготавливающих целях, как изолированно от других средств, так и в различных комбинациях, имея в виду возможность превращения комбинаций нападений в действительные атаки при неожиданном возникновении критической (сближенной) дистанции, в ситуациях применения противником защитного или контратакующего действия. В свою очередь, начиная нападение или возвращаясь назад после его выполнения, спортсмен должен быть готов к применению защиты и ответа (контратаки) для противодействия атаке (на подготовку или ответной атаке) со стороны противника.

Концентрируя усилия на совершенствовании отдельной разновидности передвижений, следует учитывать возможности определенной взаимосвязи между ними. Так, когда применяется комбинация выпад+«стрела», вполне реальны те же тактические задачи, что и решаемые за счет скачка и выпада, однако с несколько большей степенью риска получения удара (укола). В определенных ситуациях! особенно у противника при ограниченной дистанции для отступления, целесообразны взаимозамены между комбинациями скачок и выпад + «стрела», комбинацией скачок и выпад + выпад, комбинацией выпад + «стрела» + бег вперед.

Среди приемов маневрирования бег вперед с успехом заменяют на шаги вперед, так как шаги начинаются преднамеренно, при предположении быстрого и глубокого отступления противника. Однако замена шагов назад бегом назад имеет смысл лишь для максимально быстрого разрыва дистанции, реагируя на ожидаемую атаку противника, в то время как реализация оборонительных намерений в ответных и контратакующих действиях более эффективна при отступлении шагами назад.

2. Выпад, «стрела», скачок и выпад несут в современных боях преимущественно функции подготавливающих средств, а также нередко предшествуют применению контратак или защит с ответами в виде действий последующего намерения. Вместе с тем совершенствование изолированно выполняемых нападений с выпадом, скачком и выпадом имеет смысл преимущественно в виде преднамеренных атак с последующим закрытием назад в боевую стойку и некоторым отступлением для восстановления дистанции в индивидуальном уроке между спортсменом и тренером.

Создание ситуации для экспромтных

 

повторных атак с выпадом или «стрелой» является нецелесообразным, так как из опыта известно, что неожиданный переход с выпада к повторному выпаду, а тем более к «стреле» требует от спортсмена значительных физических усилий и переключения внимания. А это облегчает противнику использование оборонительных действий, особенно сочетаемых со зрительными помехами в виде ложной контратаки для парирования простой атаки и нанесения ответа, а также ложной защиты для опережения контратакой атаки с финтами.

Подготавливающий выпад лучше всего сочетается с ударом по руке в контртемп и последующим отступлением шагами или бегом назад, защитой с выбором (или обобщающей защитой) и ответом в отступлении шагами назад, контратакой уколом во внутрь и переключением в отступлении к уколу с прямой рукой. При освоении данных комбинаций в индивидуальном уроке, в отдельных схватках .тренер не реагирует на начало атаки ученика, а в момент достижения им двухопорной фазы быстро сближается, бездействуя оружием и вынуждая к быстрому закрытию назад и отступлению с сохранением максимальной бдительности, добиваясь отсутствия неадекватных движений оружием. Имеет место выпад и как встречное нападение ударом в различные секторы с целью создания зрительных помех атакующему противнику, облегчая тем самым последующее парирование его нападения обусловленной защитой и нанесение ответа.

Скачок и выпад с ударом по маске наиболее эффективно совершенствуются в ситуациях со встречными попытками тренера наносить удары (уколы) в различные секторы туловища, в маску и руку спортсмена, чтобы одновременно развивать умения изменять пространственные и временные характеристики движений ногами и вооруженной рукой в соответствии с возникающей дистанцией, избегать неожиданных столкновений с защитными и встречными движениями противника оружием.

Совершенствование «стрелы» во многом предназначено для овладения умением экспромтно варьировать пространственными параметрами в ходе нападения, что, безусловно, легче в беговой технике. Данное положение и диктует построение упражнений, в которых тренер, противодействуя атакующему ученику, неожиданно для него отступает и сближается с учеником с различной глубиной и быстротой, дополняя схватки

 
Library   11   Up


Contents

 

Home
 

встречными нападениями в различные секторы (или защитными движениями), а также в отдельных ситуациях максимально быстрым бегом назад вынуждает ученика к замедлению и прекращению атаки в связи с разрывом дистанции боя.

3.   В тренировке выпада особое внимание уделяется овладению прыжковой техникой с глубоким продвижением фехтовальщика вперед в горизонтальной плоскости, высоким положением таза и небольшим наклоном туловища вперед в конечном положении без его продолжительной фиксации, уходом назад со скачком и переходом в шаги или бег назад. Целесообразны также комбинации выпад + выпад, выпад + скачок и выпад, скачок и выпад + прыжковый выпад.

Скачок и выпад совершенствуются с акцентом на частоте движений ногами, увеличении длины скачка, варьировании длины выпада, скачка и выпада как целостного приема нападения.

В тренировке «стрелы», переходящей в бег вперед, выполняемой с выдвигаемым вперед оружием, не следует стремиться к максимальной частоте движений ногами, а увеличивать продолжительность одноопорных фаз за счет расширения амплитуды скрестных движений ногами. В беге назад, наоборот, несмотря на рост частоты перемещения ног, следует избегать поворота боком к противнику, что позволяет в полной мере сохранить возможность действовать оружием в типовой технике.

В комбинации выпад + «стрела» ведущим компонентом является широкое по амплитуде ударное движение впереди стоящей ногой с одновременным наклоном туловища вперед, обеспечивающим высокую начальную скорость, глубину и прямолинейность продвижения в направлении к противнику. А при выполнении комбинации скачок и выпад+«стрела», наоборот, в процессе перехода с выпада к «стреле» не следует удлинять фрагмент скрещивания ног, чтобы обеспечить непрерывность продвижения и одновременно избежать возникновения дополнительных зрительных сигналов для противника.

4.   Завоевывание пространства поля боя, особенно важное в ситуации «приоритета» спортсмена, необходимо сочетать со стремительностью продвижения к противнику и готовностью нанесения удара (укола) в случае активного противодействия с его стороны, независимо от глубины и быстроты начавшегося приближения. Оптимальное сочетание данных задач можно разрешить при выпол-

 

нении простых атак ударом по маске, выполняемых в комбинациях скачок и выпад + «стрела», выпад + «стрела», выпад + «стрела» + бег вперед. При выполнении комбинаций нападений спортсмен подвергается гораздо меньшему риску реагирования на ложные действия противника, используемые в качестве зрительных помех, чем в случае начала продвижения к противнику за счет бега вперед; кроме того, спортсмен также получает реальный шанс нанесения удара противнику при замедлении его отступления. Благодаря приобретенной максимальной инерции и наклону туловища вперед в атаковых комбинациях движения спортсмена оружием сохраняют требуемые правилами соревнований технические параметры.

5.   Для совершенствования умения варьировать пространственными параметрами атаки по ходу ее выполнения, несмотря на эффективность использования изолированного нападения «стрелой» в индивидуальном уроке, целесообразны также преднамеренные и преднамеренно-экспромтные атаки с различными комбинациями приемов нападения, как завершаемые «стрелой», так и выпадом. Во время выполнения преднамеренной комбинации при противодействии противника в начальной фазе атаки ученик переключается на другое действие, укорачивая и замедляя нападение. А преднамеренно-экспромтные комбинации сразу строятся в виде двух (трех) этапных действий, рассчитанных на возможные удлинения нападений. При этом атакующий спортсмен на каждом из отрезков комбинаций действует адекватно возникающей ситуации, наносит удар в открывающийся сектор или парирует ранние контратаки, приближаясь к противнику.

Следует иметь в виду, что беговая часть двухступенчатых и трехступенчатых комбинаций нападений может быть различной продолжительности в атаках с действием на оружие, атаках с финтами, атаках с переключением к защите и ответу или удару в открывающийся сектор. Однако в простых атаках следует максимально удлинять начальную часть комбинации, чтобы в беговой части избежать задержки движений оружием и других технических погрешностей при нанесении удара.

6.  Приемы маневрирования, которые совершенствуются обычно в процессе решения преднамеренных оборонительных задач, используются параллельно с защитой и ответом или с целью предварительного отступления для нанесения

 
Library   12   Up


Contents

 

Home
 

контратакующего удара (укола). Вместе с тем в поединках на саблях постоянно ощущается необходимость предельно быстрого экспромтного отступления вслед за неудачной контратакой (или ответом), а также переключения после атаки, оказавшейся короткой и вызвавшей переход противника в ответную атаку. Поэтому в индивидуальном уроке тренер должен искусственно создать ситуации безрезультатного применения совершенствуемых действий для последующего быстрого и неожиданного сближения с учеником. Таким образом, будут созданы соревновательные ситуации для глубокого экспромтного маневрирования, в процессе которых осваивается умение быстро перемещаться по фехтовальной дорожке в различных направлениях, переключаться от шагов к бегу и от бега к шагам, что особенно важно в отступлении.

7. Использование приемов нападения и их комбинаций в целях разведки во многом аналогично завоеванию пространства поля боя. И это естественно, так как при высокоманеврированном поединке удается разведать оборонительные намерения противника со сверхдальней дистанции лишь за счет глубокого сближения и угрозы нанесения удара (укола). Следовательно, наиболее эффективными являются нападения со скачком и выпадом, комбинация выпад + «стрела» и комбинация скачок и выпад + «стрела». Крайне опасно начинать разведку в сближении бегом, так как со стороны противника реальна в подобном случае успешная атака на подготовку или ответная атака.

Преднамеренно выполняемые комбинации приемов маневрирования направлены на разведывание атаковых намерений противника и выполняются совместно с ложными контратаками или за­ щитами (или без них), при ведущей задаче перемещения по полю боя, не допуская приближений противника на критическую дистанцию, с которой возможно нанесение удара (укола).

 

8. Нетиповые комбинации приемов нападения и маневрирования нередко вытесняют, общеизвестные сочетания приемов — выпад + «стрела», скачок и выпад + «стрела», особенно в ситуациях преследования -противника на всю длину поля боя. Наиболее элементарным способом удлинения атаки является переход после любого из нападений в ускоряющийся бег. Однако он эффективен для атаки лишь в том случае, если нападающему спортсмену до перехода в бег удалось достаточно сблизиться с противником (примерно до средней дистанции), когда финты или действия на оружие представляют какую-либо угрозу. В этом случае нападение сохранит право «атаки» и реальные возможности его разнообразного завершения, в том числе и однотемповым — ударом по маске. Преследованием же противника на дальней дистанции удается лишь завоевать пространство поля боя, превращая наступление в подготавливающее действие.

Технически более сложно выполнение комбинаций приемов нападения и маневрирования, составленных из скачков и выпада, последовательно дважды выполняемых, и «стрелы», дважды выполняемых скачка и выпада + выпад, комбинации скачок и выпад + выпад + «стрела», комбинации скачок и выпад + «стрела» + выпад, комбинации «стрела» + скачок и выпад + выпад.

Помимо нетиповых комбинаций, начинаемых приемами нападения (выпадом, «стрелой», скачком и выпадом), целесообразно также освоение комбинаций шаги назад + «стрела», бег назад + «стрела», шаги назад + скачок и выпад + «стрела».

Свободное координирование движений и непрерывность передвижений фехтовальщика по полю боя при адекватном варьировании пространственными параметрами являются отдельными элементами мастерства при выполнении любых комбинаций приемов нападения и маневрирования.

 
Library   13   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало