Принцип индивидуального подхода — важнейший педагогический принцип — еще недостаточно учитывается в пред-соревновательной подготовке фехтовальщиков. Безусловно, каждый опытный тренер на основании практических знаний и тренерской интуиции находит такие пути подготовки, которые в наибольшей мере соответствуют индивидуальным особенностям конкретного ученика. Однако поиск средств индивидуальной предсоревновательной подготовки ведется в полном смысле слова методом «проб и ошибок». А ведь любая ошибка приводит к тому, что спортсмены не достигают высокого уровня тренированности к моменту наиболее ответственных соревнований, не могут максимально использовать свои потенциальные возможности, а их спортивные выступления не могут характеризоваться как «надежные».
Для определения индивидуального стиля боевой деятельности нами выделены такие показатели, как частота и вариативность средств нападения и обороны, среднее время одной фехтовальной схватки и характер подготавливающих маневрирований. На основании анализа таких показателей нами выявлены четыре типичных тактики ведения боя: 1) позиционно-атакующая, 2) маневренно-атакующая, 3) маневренно-оборонительная, 4) позиционно-оборонительная.
Анализ нотационной записи и видеозаписи боев фехтовальщиц высокой квалификации позволил установить типовые тактические характеристики ведения боя, которые рассматриваются нами как модельные характеристики, применяемые в процессе спортивного совершенствования фехтовальщиц. Степень «рассогласования» между актуальными показателями, полученными в определенный период подготовки, и модельными в соответствии с типовой манерой ведения боя характеризует подготовленность спортсменки в данный момент времени, а также указывает наиболее целесообразные
|
|
пути совершенствования конкретных технико-тактических действий.
Общие закономерности динамики тренировочных нагрузок на различных этапах соревновательного периода выявляются при анализе данных, представленных в таблице. Рассмотрим показатели парциальных объемов (абсолютные значения несопоставимы, так как длительность подготовки на отдельных этапах различна).
В течение этапа накопления боевого потенциала закономерным образом снижаются парциальные объемы средств ОФП и специальных упражнений (СУ) при одновременном повышении боевых упражнений (БУ) с партнером. В середине этапа резко возрастает объем индивидуальных уроков (ИУ) за счет уменьшения боевой подготовки (БП), поскольку это время является наиболее благоприятным для «шлифовки» технико-тактической подготовленности. При подготовке к главному старту года наблюдается тенденция к дальнейшему увеличению объемов боевых упражнений с партнером, что повышает роль ОФП как средства «психического переключения» и восстановления.
Наблюдаются значительные вариации применения средств подготовки, обусловленные индивидуальным стилем деятельности спортсменок.
Динамические характеристики психофизиологических показателей (электрокожное сопротивление, критическая частота слияния световых мельканий, квазиустойчивая разность потенциалов, тремор, фиксируемые до и после нагрузки) позволяют выявить типовые варианты реакции на тренировочные нагрузки. Как правило, ухудшение показателей соответствуют проявлениям недостаточно выносливой психики или неудовлетворительному обеспечению работы функциональных резервов. При сравнении средств подготовки различной степени сложности обнаруживается обусловленность реакций на нагрузки индивидуальной манерой ведения боя. |