Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАГРУЗОК
В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
У ФЕХТОВАЛЬЩИЦ ВЫСОКОГО КЛАССА

   
В. В. Житлов, заслуженный тренер
СССР,
В. Г. Никонова, заслуженный мастер
спорта СССР, Казань
 

Принцип индивидуального подхода — важнейший педагогический принцип — еще недостаточно учитывается в пред-соревновательной подготовке фехтовальщиков. Безусловно, каждый опытный тренер на основании практических знаний и тренерской интуиции находит такие пути подготовки, которые в наибольшей мере соответствуют индивидуальным особенностям конкретного ученика. Однако поиск средств индивидуальной предсоревновательной подготовки ведется в полном смысле слова методом «проб и ошибок». А ведь любая ошибка приводит к тому, что спортсмены не достигают высокого уровня тренированности к моменту наиболее ответственных соревнований, не могут максимально использовать свои потенциальные возможности, а их спортивные выступления не могут характеризоваться как «надежные».

Для определения индивидуального стиля боевой деятельности нами выделены такие показатели, как частота и вариативность средств нападения и обороны, среднее время одной фехтовальной схватки и характер подготавливающих маневрирований. На основании анализа таких показателей нами выявлены четыре типичных тактики ведения боя: 1) позиционно-атакующая, 2) маневренно-атакующая, 3) маневренно-оборонительная, 4) позиционно-оборонительная.

Анализ нотационной записи и видеозаписи боев фехтовальщиц высокой квалификации позволил установить типовые тактические характеристики ведения боя, которые рассматриваются нами как модельные характеристики, применяемые в процессе спортивного совершенствования фехтовальщиц. Степень «рассогласования» между актуальными показателями, полученными в определенный период подготовки, и модельными в соответствии с типовой манерой ведения боя характеризует подготовленность спортсменки в данный момент времени, а также указывает наиболее целесообразные

 

пути совершенствования конкретных технико-тактических действий.

Общие закономерности динамики тренировочных нагрузок на различных этапах соревновательного периода выявляются при анализе данных, представленных в таблице. Рассмотрим показатели парциальных объемов (абсолютные значения несопоставимы, так как длительность подготовки на отдельных этапах различна).

В течение этапа накопления боевого потенциала закономерным образом снижаются парциальные объемы средств ОФП и специальных упражнений (СУ) при одновременном повышении боевых упражнений (БУ) с партнером. В середине этапа резко возрастает объем индивидуальных уроков (ИУ) за счет уменьшения боевой подготовки (БП), поскольку это время является наиболее благоприятным для «шлифовки» технико-тактической подготовленности. При подготовке к главному старту года наблюдается тенденция к дальнейшему увеличению объемов боевых упражнений с партнером, что повышает роль ОФП как средства «психического переключения» и восстановления.

Наблюдаются значительные вариации применения средств подготовки, обусловленные индивидуальным стилем деятельности спортсменок.

Динамические характеристики психофизиологических показателей (электрокожное сопротивление, критическая частота слияния световых мельканий, квазиустойчивая разность потенциалов, тремор, фиксируемые до и после нагрузки) позволяют выявить типовые варианты реакции на тренировочные нагрузки. Как правило, ухудшение показателей соответствуют проявлениям недостаточно выносливой психики или неудовлетворительному обеспечению работы функциональных резервов. При сравнении средств подготовки различной степени сложности обнаруживается обусловленность реакций на нагрузки индивидуальной манерой ведения боя.

Library   14   Up


Contents

 

Home
 

 

Распределение тренировочных нагрузок у фехтовальщиц высокой квалификации в соревновательном периоде

 

Этапы подготовки

Средства подготовки

ОФП

СУ

ИУ

БУ

БП

«Чистое» время работы, мин

Общий объем работы, мин

«Моторная
плотность» тренировок,%

Накопление боевого потенциала

372
29%

217
19%

190
17%

155
13%

252
22%

1186

2380

51

Начало этапа Середина

185
23%

122
15%

207
30%

134
17%

122
15%

770

1404

54

Конец

258
21%

102
12%

172
21%

182
22%

221
24%

936

2036

46

Подготовка к главному старту года

186
26%

56
10%

155
23%

171
25%

111
16%

679

1909

36

В среднем за период

250
28%

124
14%

181
20%

161
18%

177

20%

893

1932

46

 

Примечание. В числителе — общий объем нагрузок (мин), в знаменателе — парциальный (в %).

 

У спортсменок с маневренно-атакующей тактикой психофизиологические сдвиги перед боевыми упражнениями и боевой подготовкой незначительны, но ухудшаются те показатели, которые отражают состояние зрительного анализатора. Такая манера ведения боя предъявляет повышенные требования к восприятию большого объема зрительной информации.

У фехтовальщиц с позиционно-атакующей тактикой обнаруживается сильное возбуждение перед боем: спортсменки заранее настраиваются на постоянную атакующую и напряженную деятельность. Однако если у таких спортсменок налицо инертная нервная система, то установки на предстоящую деятельность-формируются долго и «пред-рабочие» сдвиги психофизиологических функций незначительны.

Для представительниц маневренно-оборонительной тактики главное — это ожидание ситуации, соответствующей собственному замыслу. Как правило, они

 

ведут бой дольше, чем другие; у них установка на предстоящую ответственную деятельность, какой является боевая подготовка, выражается в виде определенной «экономизации» психической энергии. Поэтому у спортсменок с подобной тактикой фоновые значения всех психофизиологических функций перед БП невелики. Однако такая манера ведения боя приводит к большим физическим и нервным затратам, что видно по изменениям психофизиологических показателей в результате боевой подготовки. Таким образом, мы видим, что у фехтовальщиц с различной тактикой ведения боя по-разному формируется состояние готовности — в зависимости от значимости тренировочного боя. Однако картина такой зависимости будет неполной, если не учитывать индивидуальные особенности самих спортсменок: свойства психодинамики, функциональные возможности, сформировавшиеся установки на деятельность, мотивацию спортивных достижений.

Library   15   Up

 

 

Реклама:
 

 Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало