Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ
В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНИХ ЗАНЯТИЙ ФЕХТОВАНИЕМ

   
А. П. Королева, Москва
 

Одной из актуальных проблем в теории и методике фехтования является проблема теоретической подготовки и формирования личности спортсмена в процессе многолетних занятий.

Среди ученых, преподавателей ИФК и тренеров не существует Двух мнений по вопросу о важности теоретической подготовки спортсменов-фехтовальщиков. Однако значительные расхождения .возникают вокруг вопроса о том, какой должна быть теоретическая подготовка по своему содержанию, как распределять объем теоретических знаний по этапам подготовки, как оптимально сочетать в теоретической подготовке фехтовальщиков систему знаний, сконцентрированных в дисциплинах, сложившихся в науке о спорте, а также выработанных теорией и методикой фехтования и спортивных единоборств.

В структуре специальных теоретических знаний спортсмена-фехтовальщика обязательно должны присутствовать следующие разделы:

I.   Характеристика спортивного фехтования как вида единоборства и средства физического воспитания, способствующего всестороннему гармоническому развитию, укреплению здоровья, трудовой и военно-физической подготовке занимающихся. Краткие сведения об истории развития фехтования. Становление и развитие организационных, научно-методических и материально-технических основ советской школы фехтования. Сегодняшние достижения на мировой спортивной арене. Актуальные. проблемы.

II.   Условия спортивной деятельности в фехтовании. Характеристика мест занятий и соревнований: оборудование, система информации, .электрифицированная система фиксации уколов. Обеспечение безопасности занятий фехтованием, исправность личного оружия, маски, костюма и другого снаряжения спорт- -смена в процессе занятий и соревнований. Профилактика травматизма.

III.   Общие основы теории фехтования. Типовые теоретические доктрины

 

технико-тактической подготовки фехтовальщика. Тактическая характеристика разновидностей боевых действий.. Теоретические и методические положения по тренировке специальных качеств, боевых действий и специализированных умений. Типовые способы совершенствования двигательных качеств, специализированных проявлений, психических качеств, техники и тактики. Средства, методы общей и специальной разминки. Тактические взаимосвязи между разновидностями действий, -возможности их взаимозаменяемости. Типовые разновидности тактики построения поединков. Типовые ситуации и способы успешного противодействия противнику. Оптимальные тренировочные задачи проведения боевой подготовки со спортсменами разного стиля и разного уровня мастерства. Оценка тренировочного эффекта после боев как по результату, так и по использованию средств, маневра, адекватности тактических решений, арсеналу оборонительных и наступательных действий, соотношению использованных подготавливающих действий, сочетания их разновидностей с действительными нападениями. Степень реализации полученных от тренера установок и своих собственных намерений по анализу содержания тренировочных поединков.

IV.   Режим дня фехтовальщика. Личная гигиена. Гигиена питания. Самоконтроль. Мероприятия по восстановлению и реабилитации. Лечение травм. Саморегуляция психических процессов и эмоциональных состояний в период тренировки, в условиях сбора и непосредственно перед началом соревнований.

V.   Соревнования и соревновательная деятельность. Понятие о регламенте и системе соревнований по фехтованию. Правила, календарь и положение о соревнованиях. Разделы правил соревнований, касающиеся оценки результативности действий спортсмена, поведения и соблюдения норм взаимоотношений с участниками, противниками и судьями, регуляции и контроля личного снаряжения и оружия. Методика анализа важ-

Library   9   Up


Contents

 

Home
 

нейших факторов соревновательной деятельности с целью совершенствования и специализации внимания, памяти и мышления фехтовальщика. Особенности специальной разминки. Типовые разновидности тактического построения поединков; типовые ситуации и способы успешного противодействия противнику. Изучение доктрин противников. Подготовка к единоборству с бойцами различного стиля. Система оценки приоритетов при отборе специализированной тактической информации. Закономерности отдельного поединка с одним спортсменом; повторные встречи с одним и тем же противником. Приемы саморегуляции различных процессов и эмоциональных состояний в ходе соревнований (личных, командных). Гигиена питания, личная гигиена, профилактика травматизма и приемы оказания первой помощи в ходе соревнований, Особенности подготовки и участия в соревнованиях, проводимых в необычных климато-географических условиях. Послесоревновательный анализ боев, результатов выступлений (собственных и противников) с целью накопления соревновательного опыта. Приемы восстановления и реабилитации: спортивные игры, переключения на другую деятельность.

VI. Цели, задачи, содержание, формы и методы направленного формирования личности спортсмена-фехтовальщика. Воспитание нравственных идеалов и марксистско-ленинского мировоззрения. Требования к уровню умственной (интеллектуальной) подготовки фехтовальщика. Эстетические критерии и этические нормы. Трудовое воспитание и его влия-

 

ние на рост технико-тактического мастерства фехтовальщика. Развитие коммуникативных способностей. Самовоспитание.

Теоретическая подготовка учащихся ДЮСШ по фехтованию должна проводиться в форме лекций, бесед, семинаров, самостоятельного изучения литературы, зачетов и в других формах. Создание пособий для тренеров по проведению теоретических занятий позволило бы в известной мере повысить качество подготовки спортивных резервов в фехтовании и явилось бы новым стимулом в решении задачи всестороннего воспитания и направленного формирования личности спортсменов-фехтовальщиков в процессе многолетней подготовки.

В заключение следует отметить, что теоретическая подготовка фехтовальщика в процессе многолетней тренировки должна рассматриваться не только как база для повышения технической, тактической и психологической подготовленности, как это утверждают многие специалисты (Ю. Ф. Буйлин, Ю. Ф. Курамшин и др.). В иерархии целей теоретической подготовки фехтовальщиков приоритет всегда должен отдаваться вопросам направленного воспитания всесторонне развитой личности специфическими средствами фехтовального спорта, а целевая установка должна быть направлена на выработку у спортсменов умения использовать полученные знания на практике — в тренировочных занятиях и соревнованиях, а также в повседневной жизни — трудовой и общественной.

 

 

ФЕХТОВАНИЕ НА САБЛЯХ:
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИЕМОВ НАПАДЕНИЯ
И МАНЕВРИРОВАНИЯ

   
Г. Д. Тышлер, заслуженный тренер УССР
 

Формирование современных структурных основ применения приемов нападения и маневрирования, ускорение процесса овладения отдельными их комбинациями, оптимизация пространственных параметров передвижений требуют постановки ряда самостоятельных педагогических задач, одной из которых является использование определенных ситуаций и упражнений, приближающих условия тренировочных занятий к обстановке соревнований.

 

1. Изменения состава средств передвижений целесообразно осуществлять в трех направлениях, а именно:

—   оптимизировать соотношение объемов приемов нападения и приемов маневрирования;

—   увеличивать или сокращать применение отдельных разновидностей передвижений;

—   осваивать определенную комбинацию приемов.

Наиболее эффективным способом

Library   10   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало