Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ВНУТРИПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ВИДАМИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФЕХТОВАНИЮ В ИНСТИТУТАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

   
Ю. В. Варганов, и. о. профессора, Ленинград
 

Взаимосвязь теоретических и практических занятий в процессе преподавания фехтования в институтах физической культуры является обязательным условием успешного овладения занимающимися учебным материалом. Единство теоретического и практического курса — один из реальных путей целенаправленного формирования и более прочного сохранения профессиональных знаний, умений и навыков, приобретаемых будущими тренерами по фехтованию в стенах института. Если сочетание лекционного курса с семинарскими и методическими (теоретическими) занятиями особых осложнений не вызывает, то вопрос о связи теоретических занятий с практическими нельзя считать решенным.

Эта очень важная проблема прежде всего должна решаться рабочими программами профилирующих кафедр спортивно-педагогических дисциплин. В них главное внимание сосредоточивается на общих, принципиальных положениях построения учебного процесса групп специализаций с учетом единой унифицированной системы изучения учебного материала: имеется в виду прохождение учебной программы, предусматривающее оптимальное сочетание всех видов занятий, их логическую преемственность и взаимопроникновение.

Оценивая внутри предметную связь между отдельными видами учебных занятий по фехтованию и необходимость построения единой системы их проведения, следует в первую очередь определить структурную единицу данной системы. Отдельный групповой урок не может служить образцом, так как в одном занятии различные стороны профессиональной подготовки студента не могут быть всесторонне представлены. Более полноценно они могут выявиться в комплексе занятий при их разумном сочетании, в пределах изучения отдельно взятого раздела (темы), как например: «Методика обучения технике и тактике простых боевых действий в фехтовании на рапирах», «Упражнения общей и специальной физической подготовки», «Тренерская техника проведения индивидуального урока при совершенствовании контратакующих и защитных действий шпажиста» и т. д.

Внутри каждого раздела (темы) учебный материал целесообразно изучать на основе общей унифицированной модели, что обеспечит более надежное формирование и сохранение профессиональных знаний, умений и навыков. Данная модель должна строиться по принци-

 

пу взаимосвязи отдельных видов занятий применительно к любому разделу (теме), в которых можно выделить одни и те же основные этапы их изучения: теоретический, тренировочный, методический и профессионально-практический.

Теоретический этап решает задачу формирования у студентов современного представления об изучаемом вопросе и указывает им, в каком направлении следует познавать последующий практический материал данного раздела или темы. Иначе говоря, на данном этапе дается теоретическое обоснование изучаемого материала, создается теоретическая модель нового раздела обучения, а также формируется убежденность в необходимости его изучения для наилучшей профессиональной подготовки.

Учебные занятия теоретического этапа могут включать в себя лекции, семинары, теоретические и методические занятия, а если есть необходимость, то и все эти три вида теоретических занятий. Все будет зависеть от отводимых по учебной программе часов на данную тему, с небольшими коррективами при необходимости в сторону их увеличения или уменьшения.

Следует учитывать, что освоение студентами того или иного раздела или темы учебной программы во многом будет определяться профессиональным интересом к нему студентов, стимулами, которые побуждают их работать настойчиво, творчески. Многолетний опыт свидетельствует о том, что наибольших успехов в последующей учебной деятельности по определенной теме добиваются студенты, которые активно прошли ее теоретический этап.

Тренировочный этап. Главное назначение разбираемого этапа — дальнейшее прохождение изучаемого раздела (темы) в спортивном аспекте. На данном этапе занимающиеся овладевают практическими умениями и навыками выполнения различных видов общеразвивающих и специальных упражнений, технических приемов и действий фехтовальщика. Студенты должны хорошо знать, чему они будут учить своих будущих учеников. Иными словами, современному молодому специалисту — тренеру по фехтованию требуется не только хорошая общая и специализированная теоретическая подготовка, но и умение выполнять любое практическое задание, связанное с его профессионально-спортивной подготовкой. Од-

Library   28   Up


Contents

 

Home
 

нако повышением своего спортивного мастерства студенты должны заниматься вне расписания академических часов (факультативные занятия по повышению спортивного мастерства) .

При изучении деятельности выпускников-фехтовальщиков Института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта замечено, что молодые тренеры, обладающие в прошлом высокой спортивной квалификацией (в большинстве своем, но не как правило), более творчески подходят к учебному процессу со своими воспитанниками и темпы их профессионального роста значительно выше, чем у молодых специалистов, имеющих более низкую спортивную подготовку. Необходимо отметить, что достижение студентами в процессе обучения в институте высоких спортивных результатов не должно являться самоцелью — это одно из эффективных средств повышения их профессиональной подготовки.

На данном этапе изучения темы (раздела) усиливается индивидуальный подход к занимающимся, продолжается процесс дальнейшего совершенствования общефизических и специальных качеств спортсмена, уточнения уровня его технико-тактической подготовленности. Проводя занятия со студентами, старший преподаватель избранного вида спорта обязан обладать большой профессиональной эрудицией, уметь пользоваться современными методами спортивной тренировки. Студенты на своем собственном опыте должны представлять высший уровень проведения тренировочных занятий как эталона для их последующей практической деятельности. Такие уроки имеют больший познавательный эффект, нежели изложение материала на теоретических занятиях.

Методический этап. При основной педагогической направленности на практических занятиях решается задача — как учить, происходит изучение тренерского мастерства.

Методический этап предназначен для приобретения занимающимися знаний по начальному обучению фехтовальщиков (рациональному построению группового урока в зависимости от решаемых в нем задач), формирования у занимающихся важнейших двигательных навыков, тактических умений и др. Решаются также задачи приобретения студентами знаний по проведению тренировочных занятий с фехтовальщиками высших разрядов, построению учебного процесса при проведении групповых и индивидуальных уроков с учетом всесторонней подготовки спортсменов.

На занятиях как по методике начального обучения, так и спортивному совершенствованию, проводимых обязательно в спортивных залах, широко применяются паузы отдыха, в процессе которых занимающиеся отвечают на вопросы преподавателя, обмениваются мнениями по изучаемой теме, а также записыва-

 

ют отдельные методические положения, указания и задания для самостоятельной работы. В результате таких записей у студентов накапливается большой материал, который они с успехом смогут использовать в процессе прохождения различных видов практики в стенах института, а также в последующей самостоятельной работе в качестве молодого специалиста — тренера по фехтованию. Необходимо уделять внимание и отдельным вопросам проведения исследовательской работы студентов по проблемам обучения и тренировки фехтовальщиков.

Таким образом, методическая направленность излагаемого студентами материала позволит им приобрести знания и умения по преподаванию и обеспечит более быструю их адаптацию к профессиональной деятельности.

Учебно-практический этап предусматривает проведение непрерывной учебной практики на занятиях по специализации, где студенты поочередно выполняют роль преподавателя-тренера.

Привлечение студентов с первого курса к проведению отдельных упражнений, их комплексов, частей уроков, а затем уроков в целом приобщает занимающихся к самостоятельной творческой деятельности, что впоследствии составит основу их профессиональной работы. Однако совершенствование учебного процесса на основе такой непрерывной учебной практики на занятиях по специализации выявляет некоторые организационные и методические трудности. Наиболее существенной из них является то, что по учебному плану ряд фундаментальных дисциплин (педагогика, теория физического воспитания, основы спортивной тренировки, биомеханика и ряд других) читается студентам со второго курса и позже. Поэтому, естественно, второкурсникам и особенно первокурсникам трудно выполнять отдельные разделы учебной практики, и возможность проявления их творческой деятельности снижается. Создается ситуация, при которой потребность студентов в знаниях опережает процесс их приобретения.

Несмотря на указанные недостатки учебной практики по специализации, она имеет и положительные стороны. Во-первых, постоянная практика требует более сознательного отношения студентов к изучению других дисциплин учебного плана. Общетеоретические предметы становятся интересными для студентов, их роль более правильно оценивается. что приводит к лучшему познанию избранного вида спорта, быстрее формируется и их профессиональное мышление. Во-вторых, значительно уменьшается приобретение знаний в запас, так как во многом они быстрее вступают в дело на занятиях по специализации.

Наиболее высокая заинтересованность студентов в освоении методического учебного материала проявляется тогда, когда они сразу

 
Library   29   Up


Contents

 

Home
 

же применяют его в практической деятельности. Такая комплексность изучаемого материала, при которой методика тренировки (обучение и совершенствование) и основы ее практического применения излагаются и используются одновременно, способствует быстрейшему освоению программного материала. Характерный пример: при освоении методики проведения индивидуального урока на защитно-ответные действия (или какие-либо другие) преподаватель демонстрирует с одним занимающимся индивидуальный урок с одновременным объяснением и показом различных методических приемов. После этого студентам дается задание на проведение взаимоуроков по изучаемой теме в виде учебной практики. По ходу реализации заданий преподаватель останавливает занимающихся и вновь демонстрирует фрагменты индивидуального урока, обращая внимание на допускаемые ими ошибки и указывая пути их исправления.

Таким образом, познавательная деятельность студентов идет в двух направлениях: изучение основ методики и использование усвоенных знаний в практической работе. Такое взаимопроникновение видов учебных занятий повышает активность студентов и эффективность усилий педагога.

Все сказанное позволяет сделать следующие выводы:

 

1.  Для комплексного управления подготовкой тренера по фехтованию, формирования у него целостной системы профессиональных знаний, умений и навыков исключительно важное значение имеет взаимодействие всех видов учебных занятий в процессе прохождения курса спортивной специализации.

2.  Условием обеспечения надежности формирования и сохранения профессиональных знаний, умений и навыков в течение всего процесса обучения студентов в институте является создание внутрипредметной единой системы прохождения различных тем (разделов) учебной программы по специализации, внутри которых выделяются одни и те же основные этапы их изучения (теоретический, тренировочный, методический и учебно-практический). Для этого в первую очередь необходимо распределить изучаемый материал учебной программы по темам (разделам) и тщательно подобрать виды занятий и методы обучения, соответствующие целям каждого этапа.

Привлечение студентов к самостоятельной деятельности начиная с первого семестра за счет непрерывной учебной практики по курсу спортивной специализации позволяет развивать у них творческий подход к решению профессиональных задач и является эффективным средством реализации положения о связи обучения с будущей практической деятельностью молодого специалиста.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЕЗБОЛИВАЮЩИХ И ПРОТИВОВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПРИ НЕКОТОРЫХ ТРАВМАХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ

   
А. В. Синяков, кандидат медицинских наук, Москва
 

При занятиях фехтованием возможны различные травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата, связанные с ударами, наносимыми оружием, с неожиданным скольжением спортсмена на дорожке, с длительным напряжением вооруженной руки, форсированием тренировочных нагрузок, несоблюдением техники безопасности, правил ведения поединка и со многими другими причинами.

Довольно часто спортсмены-фехтовальщики при лечении травм пользуются обезболивающими и противовоспалительными средствами для наружного применения (так называемыми растирками), выпускаемыми фармакологической промышленностью в виде мазей (лекарственные формы, имеющие мягкую консистенцию), линиментов (жидких или студнеобразных втираний, легко разжижающихся при температуре тела) и кремов (представляющих собой эмульсии). Эти препараты широко используются для лечения заболеваний

 

опорно-двигательного аппарата: мышечных болей (миалгий) и болей в нервах (невралгий); воспалений мышц и нервов (миозитов и невритов); заболеваний сухожилий, сухожильных влагалищ (тендинитов и тендовагинитов) и околосухожильных тканей (паратенонитов); воспалительных заболеваний (артритов) и дегенеративно-дистрофических заболеваний суставов (артрозов).

Растирки применяются и одновременно с восстановительным массажем. При этом стимулируется кровообращение и обменные процессы в мышцах. Растирание способствует также расслаблению мышц, повышению эластичности связочного аппарата. Благодаря втираниям в значительной степени снимается чувство тяжести и боли в натруженных мышцах, быстрее восстанавливается их нормальный тонус. Все это способствует не только восстановлению нервно-мышечной системы спортсмена, но и является существенным средством

Library   30   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало