|
нако повышением своего спортивного мастерства студенты должны заниматься вне расписания академических часов (факультативные занятия по повышению спортивного мастерства) .
При изучении деятельности выпускников-фехтовальщиков Института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта замечено, что молодые тренеры, обладающие в прошлом высокой спортивной квалификацией (в большинстве своем, но не как правило), более творчески подходят к учебному процессу со своими воспитанниками и темпы их профессионального роста значительно выше, чем у молодых специалистов, имеющих более низкую спортивную подготовку. Необходимо отметить, что достижение студентами в процессе обучения в институте высоких спортивных результатов не должно являться самоцелью — это одно из эффективных средств повышения их профессиональной подготовки.
На данном этапе изучения темы (раздела) усиливается индивидуальный подход к занимающимся, продолжается процесс дальнейшего совершенствования общефизических и специальных качеств спортсмена, уточнения уровня его технико-тактической подготовленности. Проводя занятия со студентами, старший преподаватель избранного вида спорта обязан обладать большой профессиональной эрудицией, уметь пользоваться современными методами спортивной тренировки. Студенты на своем собственном опыте должны представлять высший уровень проведения тренировочных занятий как эталона для их последующей практической деятельности. Такие уроки имеют больший познавательный эффект, нежели изложение материала на теоретических занятиях.
Методический этап. При основной педагогической направленности на практических занятиях решается задача — как учить, происходит изучение тренерского мастерства.
Методический этап предназначен для приобретения занимающимися знаний по начальному обучению фехтовальщиков (рациональному построению группового урока в зависимости от решаемых в нем задач), формирования у занимающихся важнейших двигательных навыков, тактических умений и др. Решаются также задачи приобретения студентами знаний по проведению тренировочных занятий с фехтовальщиками высших разрядов, построению учебного процесса при проведении групповых и индивидуальных уроков с учетом всесторонней подготовки спортсменов.
На занятиях как по методике начального обучения, так и спортивному совершенствованию, проводимых обязательно в спортивных залах, широко применяются паузы отдыха, в процессе которых занимающиеся отвечают на вопросы преподавателя, обмениваются мнениями по изучаемой теме, а также записыва-
|
|
ют отдельные методические положения, указания и задания для самостоятельной работы. В результате таких записей у студентов накапливается большой материал, который они с успехом смогут использовать в процессе прохождения различных видов практики в стенах института, а также в последующей самостоятельной работе в качестве молодого специалиста — тренера по фехтованию. Необходимо уделять внимание и отдельным вопросам проведения исследовательской работы студентов по проблемам обучения и тренировки фехтовальщиков.
Таким образом, методическая направленность излагаемого студентами материала позволит им приобрести знания и умения по преподаванию и обеспечит более быструю их адаптацию к профессиональной деятельности.
Учебно-практический этап предусматривает проведение непрерывной учебной практики на занятиях по специализации, где студенты поочередно выполняют роль преподавателя-тренера.
Привлечение студентов с первого курса к проведению отдельных упражнений, их комплексов, частей уроков, а затем уроков в целом приобщает занимающихся к самостоятельной творческой деятельности, что впоследствии составит основу их профессиональной работы. Однако совершенствование учебного процесса на основе такой непрерывной учебной практики на занятиях по специализации выявляет некоторые организационные и методические трудности. Наиболее существенной из них является то, что по учебному плану ряд фундаментальных дисциплин (педагогика, теория физического воспитания, основы спортивной тренировки, биомеханика и ряд других) читается студентам со второго курса и позже. Поэтому, естественно, второкурсникам и особенно первокурсникам трудно выполнять отдельные разделы учебной практики, и возможность проявления их творческой деятельности снижается. Создается ситуация, при которой потребность студентов в знаниях опережает процесс их приобретения.
Несмотря на указанные недостатки учебной практики по специализации, она имеет и положительные стороны. Во-первых, постоянная практика требует более сознательного отношения студентов к изучению других дисциплин учебного плана. Общетеоретические предметы становятся интересными для студентов, их роль более правильно оценивается. что приводит к лучшему познанию избранного вида спорта, быстрее формируется и их профессиональное мышление. Во-вторых, значительно уменьшается приобретение знаний в запас, так как во многом они быстрее вступают в дело на занятиях по специализации.
Наиболее высокая заинтересованность студентов в освоении методического учебного материала проявляется тогда, когда они сразу
|
|