В подготовке тренеров немаловажную роль играет формирование критериев оценки качества выполнения приемов ведения боев в тренировке и соревнованиях, так как существенное влияние на процесс совершенствования технико-тактического мастерства фехтовальщиков оказывают субъективные представления «двигательные образы — эталоны». Поэтому для практики интересно выявить закономерности формирования субъективных оценок тренера о технике выполненных учениками движений, например, «отлично», «хорошо», «плохо», «очень плохо» и др. Эта проблема в фехтовании изучена недостаточно и среди специалистов можно очень часто слышать противоречивые мнения о технике одного и того же спортсмена, встретить различные оценки эффективности методов овладения техникой. Встречаются также трудности в попытках обосновать или просто объяснить, почему это движение хорошее или плохое. Можно предположить, что оценки субъективные являются слагаемыми определенных признаков, характеризующих технику.
Исходя из данной гипотезы задачей нашего исследования было установление субъективных критериев оценки тренерами техники на примере укола с выпадом в фехтовании на рапирах.
Для этого дважды был проведен опрос ведущих тренеров и спортсменов. В первом опросе принял участие 71 человек, среди которых — 8 заслуженных тренеров СССР, 11 заслуженных мастеров спорта СССР, 20 человек заслуженных тренеров республик,
15 мастеров спорта СССР.
Второй опрос специалистов был проведен с целью организации эксперимента с использованием метода экспертных оценок (метод Дельфы). В нем приняли участие 7 человек — ведущие специалисты кафедры фехтования ЛГИФКа и тренеры Львова. Тренерам-экспертам предлагалось для обсуждения 15 признаков оценки техники, каждый из которых мог ими быть отвергнут или даже заменен другим. Затем каждый из экспертов должен был определить место каждому признаку в порядке значимости (с точки зрения каждого эксперта). После этого экспертам была дана возможность обменяться мнениями и попы-
|
|
таться убедить друг друга или разубедить в правоте сделанного вывода. Окончательные ответы экспертов подвергались математической обработке, где рассчитывались коэффициенты корреляции согласованности и коэффициент конкордации. На основании этого была составлена специальная таблица-шкала субъективной оценки техники.
На вопросы: «Что включает в себя понятие «техничный» фехтовальщик? Что является критерием технического мастерства в фехтовании?» — многие специалисты отвечали: степень технического мастерства заключается в умении применять «школьную» технику в бою,. рациональную по амплитуде и своевременности. Остальные ответы из-за невозможности объединить их по группам мы приводим дословно: рациональное выполнение приемов и их экономичность; индивидуальность параметров действий; сохранение положения боевой стойки и умение узко управлять оружием; умение владеть телом и оружием; умение действовать адекватно предстоящему противнику; автоматизированность движений; четкое конечное положение оружия во всех действиях; умение выполнять приемы и действия второго намерения; совершенное владение оружием в соответствии с конкретными действиями противника. Общим ответом при определении понятия «техническое мастерство» является «неразрывная связь техники с решаемыми тактическими задачами».
Ответы на вопрос: «По каким признакам определяется уровень технической подготовленности фехтовальщика (наблюдая за спортсменом или воспринимая его действия в индивидуальном уроке)?» — можно свести к следующему: умение фехтовальщика сохранять рациональную структуру движений на протяжении всего времени соревнований в условиях высокой психической напряженности; точность. движений; правильное их исполнение по степени зрелищного эффекта, по тому, насколько красивым выглядит фехтовальный поединок; результативность нападений и защит в соревнованиях в процентном отношении к этим же действиям, используемым в тренировке; стабильность выполнения боевых действий; легкость, с которой фехтуют спортсмены, качество нанесения уколов, оцениваемое по скорости |