Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

4.  «Бой петухов»

Участники игры делятся на 2 команды и в парах становятся лицом друг к другу. Прыгают на одной ноге, заложив руки за спину, или сохраняют положение рук боевой стойки. Задача — вывести партнера из равновесия, заставив встать на две ноги. Как вариант этой игры можно делать подскоки в полном приседе.

5.   «Вызов»

Группа фехтовальщиков делится пополам. Участники игры встают лицом друг к другу на расстоянии 7 — 10 м. В боевой стойке, шагами вперед, участник доходит до своего партнера и, коснувшись его руки своей, начинает движение шагами назад на свое место. Партнер шагами вперед должен догнать вызвавшего и осалить его.

6.  «День — ночь»

Две команды, стоя лицом друг к другу в боевых стойках, по заданию тренера выполняют различные упражнения на передвижения. Одна команда — «день», другая — «ночь». По сигналу тренера (день или ночь) каждый игрок команды должен осалить своего партнера. Тренер ограничивает пространство между командами, в котором можно салить партнера, в зависимости от квалификации и уровня подготовки фехтовальщиков. Для выработки устойчивого внимания возможна подача ложных команд. В случае преждевременного убегания игроков обеих команд друг от друга

 

вводится наказание в виде отжиманий и выпрыгиваний из полного приседа.

7. «Скакуны — бегуны»

Группа играющих делится на две команды (на скакунов и бегунов). Если группа маленькая — выбирают водящих (1 — 3). Все бегают внутри ограниченного пространства. Водящие — «салки» прыгают на одной ноге и салят бегающих. Те, кого осалили первыми, в следующий раз становятся «салками». Если участников много, то от водящей команды выделяются 2 и более «салки», которые непрерывно меняются по команде тренера. Когда все осалены, команды меняются ролями.

8. «Третий лишний»

Играющие, стоя в затылок друг другу парами, располагаются по кругу. Выбирается пара водящих. Из них один убегает, другой его догоняет. Убегающий бегает вокруг крута, образованного парами играющих. Догоняющий может бегать внутри круга. Убегающий становится перед одной из пар круга. Последний в этой паре (3-й лишний) становится убегающим. Догоняющий должен салить третьего в паре. Спортсменам более высокой квалификации и подготовки можно разрешить смену внутри команды в процессе игры. Там, где оказалось три человека (если третий становится вперед, то лишним оказывается второй), и можно поменяться с рядом стоящей парой. В этом случае играющие получают меньше беговой нагрузки.

 

 

ПОВЫШЕНИЕ ТРЕНЕРСКОГО МАСТЕРСТВА


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «ТРЕНЕР — СПОРТСМЕН» КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   
Т. Б. Томина, ГДОИФК
 

Взаимодействие тренера со спортсменом в условиях соревнований является необходимым. На примере спортивных состязаний видно, что даже при наличии высокой квалификации и большого опыта самоуправления спортсмен-фехтовальщик, попадающий в сложные экстремальные условия, нуждается в управляющих воздействиях извне. Причиной этому служит большое физическое и психическое напряжение, возникающее при неблагоприятных воздействиях на спортсмена, которые повышают вероятность ошибочных действий.

Поскольку тренер, наблюдая со стороны, имеет возможность предвидеть как действия и замыслы противника, так и планы своего

 

подопечного, он с помощью специфических средств общения регулирует действия и эмоциональное состояние спортсмена, помогает ему принять правильное решение. Уровень прогностического понимания тренера выше, чем у спортсмена, непосредственно участвующего в соревнованиях. Восприятие ситуации фехтовальщиком, который ведет бой, не всегда адекватно, так как оно ухудшено эмоциями и двигательной активностью. Тренер же, несмотря на эмоциональное восприятие происходящего, направляет всю свою активность на прогнозирование, разгадывание замыслов противника и на создание правильной стратегии и тактики, регуляцию деятельности спортсмена.

Library   23   Up


Contents

 

Home
 

Психологическая динамика общения «тренер — спортсмен» тесно связана с деятельностью спортсмена в конкретном бою.

Качественные различия в динамике общения определяются спецификой фехтовальной деятельности. Динамика процессов, проходящих в системе общения «тренер — спортсмен», в значительной мере определяется тем, насколько поставленная тренером цель достигнута им в процессе общения.

При управлении тренером технико-тактическими действиями фехтовальщика основные функции общения состоят:

а)   в регуляции (коррекции) выполняемых спортсменом действий, его состояния, поведения;

б)   в познании самих себя и своих противников, выборе способов наиболее оптимального решения поставленных задач;

,в) в социально-психологическом отражении партнерами особенностей протекания взаимодействия. Общение наступает не столько как обмен информацией, сколько как процесс взаимного воздействия и влияния, т. е. происходит возникновение коллективной формы мышления тренера и спортсмена.

Для успешного управления спортсменом тренер должен обладать высоким уровнем развития антиципации. Антиципация — это способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий*.

Коммуникативная функция антиципации дает тренеру возможность управлять как соревновательной, так и тренировочной деятельностью спортсмена. При наблюдении боев на соревнованиях у тренера ведущим является рече-мыслительный уровень антиципации, который проявляется в следующих формах поведения и управления:

1.  Тренер подсказывает правильную стратегию и тактику ведения боя в ходе поединка (постоянная коррекция).

2.   Вырабатывает вместе с подопечными стратегию и тактику следующего боя.

3.  Учит видеть бой, замечать малейшие ошибки, особенности ведения боя потенциальными противниками.

4.  Раскрывает замысел противника.

5.  Учит анализировать проведенные бои.

6.  Помогает настраиваться на бой.

7.   Управляет эмоциональным состоянием спортсмена.

Контролируемое наблюдение за поведением тренера на соревнованиях всесоюзного и городского масштабов показало, что интенсивность общения (количество обращений тренера за бой) составляет 8 — 9 обращений,


* Е. Н. Сурков, Б. Ф. Ломов. «Антиципация в структуре деятельности», Наука, М., 1980, с. 3.

 

и тренеры в основном используют речевые средства (81,1%), жесты, мимику — 16,9%.

Содержательную характеристику соподчиненного общения «тренер — спортсмен» отражают следующие классы. «Реактивное поведение» — поведение тренера, непосредственно связанное с успешными или неуспешными действиями спортсменов, и «спонтанное поведение», непосредственно не связанное с определенными стимулами.

«Реактивное поведение» тренера на действия спортсмена во время боев в среднем наблюдается в 2,5 раза чаще, чем «спонтанное». Интересно отметить, что эмоциональная поддержка спортсменов (успокоение и ободрение даже после ошибки, исправление ошибок с одобрением) встречается в 2 раза чаще, чем негативные реакции тренеров (наказание, неодобрение, исправление ошибок с неодобрением). Это можно объяснить тем, что объектом наблюдения в основном были взаимоотношения между тренерами и спортсменами 1964 — 1967 гг. рождения. Возрастные особенности спортсменов и их спортивный опыт требовали от тренера постоянного положительного подкрепления принятых спортсменом решений о применении боевых действий для более успешного выступления на соревнованиях.

«Спонтанное поведение» тренера, по-видимому, влияет на конечный результат деятельности спортсмена, поскольку почти в 2раза чаще наблюдается в боях, которые выигрывает фехтовальщик. Особенно часто применяются тренером общие технические указания и замечания, ориентирующие спортсмена на решение последующих тактических и технических задач, и общая поддержка, регулирующая эмоциональное состояние. Общие технические замечания с неодобрением наблюдаются в поведении тренера примерно равное количество раз в боях с разным конечным результатом (поражение или победа).

Взаимодействие тренера со спортсменом в условиях соревнований вызывается необходимостью повышения уровня прогностических решений спортсмена, осуществляемого за счет снятия пространственной, временной и смысловой неопределенности.

Около половины всех воздействий тренера на ученика касаются планирования действий спортсмена на фехтовальной дорожке (44, 60 всех обращений). Согласие или отрицание определенных тактических действий (17,5 и 4,8% соответственно), выполненных спортсменом, также занимают значительное место в управлении тренером технико-тактическими действиями спортсмена. При установке на применение определенных действий чаще всего тренером утверждаются комбинированные планы (10,5%), поскольку индивидуальный стиль деятельности каждого конкретного фехтовальщика и специфика обще-

 
Library   24   Up


Contents

 

Home
 

ния в данном виде спорта предполагают необходимость максимальной информативности.

27,2% всех обращений тренера к ученикам касаются раскрытия замысла противника, в равной степени как конкретного, связанного с непосредственной реакцией на ситуацию, так и более общего, определяемого опытом предыдущей борьбы.

Психологический эффект межличностного общения «тренер — спортсмен» может выразиться в изменении (улучшении или ухудшении) психического состояния спортсмена, результативности его деятельности. Опрос фехтовальщиков после соревнований, на которых проводилось контролируемое наблюдение за поведением тренера, показал, как то или иное воздействие тренера влияет на эмоциональное состояние спортсмена и на успешность деятельности в стрессовых ситуациях, которые всегда возникают на соревнованиях.

Однако результативность деятельности не всегда уменьшается при ухудшении психического состояния спортсмена. И потому следует отдельно определять изменение его эмоционального состояния и итоги ведения поединков.

Хотя в наших исследованиях не было получено статистически значимых различий между влиянием конкретного воздействия тренера на успешность деятельности и на эмоциональное состояние спортсмена.

Самое весомое положительное влияние на спортсмена оказывает побуждение со стороны тренера и объяснение, уточнение тактики, показ каких-то приемов. Подсказки определенных тактических действий также улучшают, хотя не очень значительно результативность и психическое состояние фехтовальщиков. Резкое отрицательное влияние на спортсменов в стрессовых условиях оказывают внешнее безразличие, равнодушие и отсутствие реакции на вопрос со стороны тренера. Интересно отметить, что негативные реакции тренера (резкие, грубые замечания) иногда приводят к положительным результатам, особенно в ситуациях, когда действуют внутренние стрессоры (усталость, непонимание смысла боя, повторение одной и той же ошибки).

Антиципация тренера в управлении технико-тактическими действиями спортсмена выражается во внушающем влиянии на спортсмена в ходе соревнований. Под внушающим воздействием следует понимать не только тренерское напутствие спортсмену, выходящему на дорожку, но и все его поведение в ходе боя и после него.

Рациональная помощь тренера до боя проявляется в оптимизации определенных стратегических и тактических схем будущего боя, а также в раскрытии замысла противника, особенностей его поведения на дорожке.

Помощь тренера опирается на рациональ-

 

но-эмоциональный анализ проведенных боев (r = 0,39),. а также связана с непосредственным руководством тренера действиями спортсмена в ходе боев (r = 0,58). Таким образом, зная особенности фехтовальщика, анализируя соревновательную деятельность его, тренер предвосхищает ситуации боя как до начала поединка, так и во время его.

Анализируя действия тренера на соревнованиях на эмоциональном и рациональном уровне, можно сказать, что потребность в руководстве технико-тактическими действиями связана с коррекцией эмоционального состояния фехтовальщика до боя (r = 0,481) и потребностью в управлении эмоциональным состоянием во время соревнований (r = 0,623).

Потребность в тренере на соревнованиях можно условно выразить в трех показателях: 1. Максимальная потребность. 2. Средняя потребность. 3. Минимальная.

Эти данные были получены в результате экспертной оценки 166 фехтовальщиков, специализирующихся в фехтовании на рапирах. В первую группу вошли спортсмены, оцениваемые как перспективные, неперспективные и середнячки. Первичный анализ показал, что перспективные спортсмены нуждаются в поддержке тренера как на эмоциональном, так и на рациональном уровне, неперспективные спортсмены работают на соревнованиях, используя, как правило, больше эмоциональную поддержку, нежели указания тренера по поводу тактических действий. Спортсмены, которые оцениваются как середнячки по успешности и перспективности деятельности, либо эмоционально неустойчивы, либо имеют недостаточный уровень антиципации, информационной подготовки. Поэтому они используют тренера для компенсации своих недостатков. Эмоционально стабильные спортсмены, имеющие низкий уровень антиципации, используют рационально потенциал тренера (его антиципацию) для решения проблемных ситуаций, возникающих на дорожке. Фехтовальщики, обладающие высоким уровнем антиципации, но эмоционально неустойчивые, увеличивают эмоциональную устойчивость с помощью тренера.

У спортсменов второй группы между их потребностью в тренере и успешностью фехтовальной деятельности определенной зависимости не было выявлено.

Третья группа состоит в основном из неперспективных спортсменов, хотя треть составляют и середнячки. По-видимому, подобные оценки связаны как с несовместимостью общения «тренер — спортсмен», так и с особенностями восприимчивости к управляющему воздействию, уровнем принятия решения и антиципации.

Полученные данные требуют дальнейшего анализа и обобщения, поскольку исследо-

 
Library   25   Up


Contents

 

Home
 

вание еще не закончено. Хотя ясно одно, антиципация тренера в регуляции спортивной деятельности фехтовальщика может рассмат-

 

риваться в качестве существенного фактора повышения эффективности деятельности спортсмена.

 

 

СУБЪЕКТИВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИЕМОВ В ФЕХТОВАНИИ

   
Э. Д. Сладков, кандидат педагогических наук,
Е. Н. Череповский, Львов
 

В подготовке тренеров немаловажную роль играет формирование критериев оценки качества выполнения приемов ведения боев в тренировке и соревнованиях, так как существенное влияние на процесс совершенствования технико-тактического мастерства фехтовальщиков оказывают субъективные представления «двигательные образы — эталоны». Поэтому для практики интересно выявить закономерности формирования субъективных оценок тренера о технике выполненных учениками движений, например, «отлично», «хорошо», «плохо», «очень плохо» и др. Эта проблема в фехтовании изучена недостаточно и среди специалистов можно очень часто слышать противоречивые мнения о технике одного и того же спортсмена, встретить различные оценки эффективности методов овладения техникой. Встречаются также трудности в попытках обосновать или просто объяснить, почему это движение хорошее или плохое. Можно предположить, что оценки субъективные являются слагаемыми определенных признаков, характеризующих технику.

Исходя из данной гипотезы задачей нашего исследования было установление субъективных критериев оценки тренерами техники на примере укола с выпадом в фехтовании на рапирах.

Для этого дважды был проведен опрос ведущих тренеров и спортсменов. В первом опросе принял участие 71 человек, среди которых — 8 заслуженных тренеров СССР, 11 заслуженных мастеров спорта СССР, 20 человек заслуженных тренеров республик, 15 мастеров спорта СССР.

Второй опрос специалистов был проведен с целью организации эксперимента с использованием метода экспертных оценок (метод Дельфы). В нем приняли участие 7 человек — ведущие специалисты кафедры фехтования ЛГИФКа и тренеры Львова. Тренерам-экспертам предлагалось для обсуждения 15 признаков оценки техники, каждый из которых мог ими быть отвергнут или даже заменен другим. Затем каждый из экспертов должен был определить место каждому признаку в порядке значимости (с точки зрения каждого эксперта). После этого экспертам была дана возможность обменяться мнениями и попы-

 

таться убедить друг друга или разубедить в правоте сделанного вывода. Окончательные ответы экспертов подвергались математической обработке, где рассчитывались коэффициенты корреляции согласованности и коэффициент конкордации. На основании этого была составлена специальная таблица-шкала субъективной оценки техники.

На вопросы: «Что включает в себя понятие «техничный» фехтовальщик? Что является критерием технического мастерства в фехтовании?» — многие специалисты отвечали: степень технического мастерства заключается в умении применять «школьную» технику в бою,. рациональную по амплитуде и своевременности. Остальные ответы из-за невозможности объединить их по группам мы приводим дословно: рациональное выполнение приемов и их экономичность; индивидуальность параметров действий; сохранение положения боевой стойки и умение узко управлять оружием; умение владеть телом и оружием; умение действовать адекватно предстоящему противнику; автоматизированность движений; четкое конечное положение оружия во всех действиях; умение выполнять приемы и действия второго намерения; совершенное владение оружием в соответствии с конкретными действиями противника. Общим ответом при определении понятия «техническое мастерство» является «неразрывная связь техники с решаемыми тактическими задачами».

Ответы на вопрос: «По каким признакам определяется уровень технической подготовленности фехтовальщика (наблюдая за спортсменом или воспринимая его действия в индивидуальном уроке)?» — можно свести к следующему: умение фехтовальщика сохранять рациональную структуру движений на протяжении всего времени соревнований в условиях высокой психической напряженности; точность. движений; правильное их исполнение по степени зрелищного эффекта, по тому, насколько красивым выглядит фехтовальный поединок; результативность нападений и защит в соревнованиях в процентном отношении к этим же действиям, используемым в тренировке; стабильность выполнения боевых действий; легкость, с которой фехтуют спортсмены, качество нанесения уколов, оцениваемое по скорости

Library   26   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало