Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

определенных соотношениях главных разновидностей боевых действий. Так, результативность атакующих действий имеет максимальные значения при использовании простых атак в объеме около 27,0% и атак с финтами и с действием на оружие в объеме 20,0% от общего количества используемых действий. Наивысшая результативность защит оружием и контратак достигается при соотношении соответственно 25,0 и 23,0% от общего числа выполняемых действий.

Процесс оптимизации состава средств ведения поединков для каждого спортсмена должен осуществляться с учетом тактической взаимосвязи между осваиваемыми действиями, существующей при их использовании в соревнованиях. Так, например, многократно применяемые в боях простые атаки сохраняют свою результативность лишь при их сочетании с атаками с финтами, маневром, подготавливающими действиями. Поэтому в тренировке атак целесообразны упражнения, в которых выполнение простых атак и атак с финтами чередуется последовательно в едином комплексе.

 

В свою очередь, контратаки на начало атаки противника сочетаются с контратаками с отступлением и обобщающими защитами, а действительные атаки чередуются с вызовами, после которых следует удар в контртемп или защита и ответ.

Подобная методика совершенствования боевых действий направлена одновременно на создание психологических предпосылок, облегчающих принятие решений в условиях боя и применение осваиваемых действий, что в конечном счете ускоряет перенос учебного материала в соревновательные поединки.

7. Для боев юных саблистов характерно позиционное построение схваток. Поэтому в тренировочном процессе целесообразно использовать упражнения, в которых моделируются пространственные и временные параметры действий в типовых ситуациях соревнований. Например, ведение поединка на фоне непрерывного маневрирования, на линии предупреждения о границе, при атаковом приоритете у спортсмена и противника, на ограниченном поле боя, при частых обоюдных атаках и др.

 

 

ТИПОВЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ГРУППОВОГО УРОКА ЮНЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ

   
Я. И. Пасковатый, Москва
 

Проведение занятий игровым методом с юными фехтовальщиками успешно применяется в учебно-тренировочном процессе для развития физических качеств, освоения техники и тактики. Разнообразное использование игр рекомендовали многие специалисты (А. Хатер, 1973; И. А. Гусева, 1974; А. П. Варакин, 1976, и др.). Однако практика работы с мастерами клинка убеждает в том, что уже в группах углубленной специализации спортивные игры (футбол, баскетбол) как средство общей физической подготовки вытесняют широко применяемые в работе с детьми эстафеты и подвижные игры. Между тем частое использование футбола, баскетбола приводит к тому, что эти виды физических упражнений становятся привычными и не развивают в полной мере специальные физические качества. Все это снижает эффект и от спортивных игр как средства активного отдыха в период ударных микроциклов. Поэтому только сочетание спортивных и подвижных игр делает полноценным процесс совершенствования двигательных качеств, создает фон эмоциональной новизны и психической разгрузки.

Ниже приводятся типовые подвижные игры, разработанные известным специалистом И. М. Коротковым (ГЦОЛИФК) и адаптированные к применению в тренировочных занятиях с юными фехтовальщиками.

 

1.  «Группа»

Группа фехтовальщиков становится в одну шеренгу перед тренером, который подает различные команды: строевые, на выполнение гимнастических упражнений, позиций, их перемен и передвижений. Все обязаны выполнять команды, если перед командой произносится слово «группа». Кто ошибся, выходит из строя и не играет. Возможен вариант наказания за ошибку — выполнение отжиманий или выпрыгиваний из полного приседа.

2.  «Запомни — выполни»

Фехтовальщики стоят в одной шеренге. Тренер называет ряд заданий на передвижения в строю. Например: «шаг назад, поворот направо, шаг влево, двойной шаг вперед (назад), поворот кругом!» Все запоминают задание, мысленно представляют себе свои действия в пространстве. По команде тренера начинают выполнять задание.

3.  «Попади в маску»

Маска висит наверху гимнастической стенки. Тренер стоит у стенки с теннисными мячами в руках (2 — 4). Все спортсмены рассчитываются по номерам. Тренер, называя номер, ударяет мяч об пол. Спортсмен, чей номер назвали, ловит мяч и забрасывает его в маску. Кто не забросил — садится на пол и в дальнейшей игре не участвует.

Library   22   Up


Contents

 

Home
 

4.  «Бой петухов»

Участники игры делятся на 2 команды и в парах становятся лицом друг к другу. Прыгают на одной ноге, заложив руки за спину, или сохраняют положение рук боевой стойки. Задача — вывести партнера из равновесия, заставив встать на две ноги. Как вариант этой игры можно делать подскоки в полном приседе.

5.   «Вызов»

Группа фехтовальщиков делится пополам. Участники игры встают лицом друг к другу на расстоянии 7 — 10 м. В боевой стойке, шагами вперед, участник доходит до своего партнера и, коснувшись его руки своей, начинает движение шагами назад на свое место. Партнер шагами вперед должен догнать вызвавшего и осалить его.

6.  «День — ночь»

Две команды, стоя лицом друг к другу в боевых стойках, по заданию тренера выполняют различные упражнения на передвижения. Одна команда — «день», другая — «ночь». По сигналу тренера (день или ночь) каждый игрок команды должен осалить своего партнера. Тренер ограничивает пространство между командами, в котором можно салить партнера, в зависимости от квалификации и уровня подготовки фехтовальщиков. Для выработки устойчивого внимания возможна подача ложных команд. В случае преждевременного убегания игроков обеих команд друг от друга

 

вводится наказание в виде отжиманий и выпрыгиваний из полного приседа.

7. «Скакуны — бегуны»

Группа играющих делится на две команды (на скакунов и бегунов). Если группа маленькая — выбирают водящих (1 — 3). Все бегают внутри ограниченного пространства. Водящие — «салки» прыгают на одной ноге и салят бегающих. Те, кого осалили первыми, в следующий раз становятся «салками». Если участников много, то от водящей команды выделяются 2 и более «салки», которые непрерывно меняются по команде тренера. Когда все осалены, команды меняются ролями.

8. «Третий лишний»

Играющие, стоя в затылок друг другу парами, располагаются по кругу. Выбирается пара водящих. Из них один убегает, другой его догоняет. Убегающий бегает вокруг крута, образованного парами играющих. Догоняющий может бегать внутри круга. Убегающий становится перед одной из пар круга. Последний в этой паре (3-й лишний) становится убегающим. Догоняющий должен салить третьего в паре. Спортсменам более высокой квалификации и подготовки можно разрешить смену внутри команды в процессе игры. Там, где оказалось три человека (если третий становится вперед, то лишним оказывается второй), и можно поменяться с рядом стоящей парой. В этом случае играющие получают меньше беговой нагрузки.

 

 

ПОВЫШЕНИЕ ТРЕНЕРСКОГО МАСТЕРСТВА


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «ТРЕНЕР — СПОРТСМЕН» КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   
Т. Б. Томина, ГДОИФК
 

Взаимодействие тренера со спортсменом в условиях соревнований является необходимым. На примере спортивных состязаний видно, что даже при наличии высокой квалификации и большого опыта самоуправления спортсмен-фехтовальщик, попадающий в сложные экстремальные условия, нуждается в управляющих воздействиях извне. Причиной этому служит большое физическое и психическое напряжение, возникающее при неблагоприятных воздействиях на спортсмена, которые повышают вероятность ошибочных действий.

Поскольку тренер, наблюдая со стороны, имеет возможность предвидеть как действия и замыслы противника, так и планы своего

 

подопечного, он с помощью специфических средств общения регулирует действия и эмоциональное состояние спортсмена, помогает ему принять правильное решение. Уровень прогностического понимания тренера выше, чем у спортсмена, непосредственно участвующего в соревнованиях. Восприятие ситуации фехтовальщиком, который ведет бой, не всегда адекватно, так как оно ухудшено эмоциями и двигательной активностью. Тренер же, несмотря на эмоциональное восприятие происходящего, направляет всю свою активность на прогнозирование, разгадывание замыслов противника и на создание правильной стратегии и тактики, регуляцию деятельности спортсмена.

Library   23   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало