Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

го подбора средств ведения боев, исходя из выраженных особенностей телосложения. В качестве примера подобного подхода достаточно убедительной будет следующая рекомендация: для спортсменов с высокими значениями индекса Кетле (свыше 430 г/см) включать большой процент действий, основанных на преимущественном проявлении скоростно-силовых качеств, вести бои быстротечно.

Определенные отличия характерны для II группы спортсменов: это — наличие запаса веса в 2 — 6 кг по сравнению со спортсменами III группы; большая (на 2 — 4 см) длина тела в диапазоне от 10 до 90 процентилей. У саблистов, кроме того, указанный диапазон длины тела более узкий, чем у рапиристов (6 — 9% от среднего значения длины тела).

Среднее значение длины тела шпажистов существенно отличается от среднего значения рапиристов и саблистов, однако и в этом ви­ де оружия длина тела не стала существенным фактором. Об этом свидетельствует наличие большого числа успешно выступающих спортсменов, имеющих этот показатель равным 175 — 180 см. Вместе с тем отбор высокорослых спортсменов, индивидуализация стиля их боевой деятельности по-прежнему являются резервами повышения спортивного мастерства.

 

Важное значение в любом виде спорта на уровне высших достижений имеет возраст. Из данных, представленных в табл. 2, следует, что, начиная с 21 года и до 33 лет, вероятность успешного выступления спортсменов относительно высока. Лишь у женщин в возрасте 19 — 20 лет достижения приближаются к общим средним показателям. В то же время у саблистов число участников в возрасте 21 — 22 лет, показавших высшие достижения, в 1,5 раза меньше, чем в возрасте 23 — 33 лет. Аналогичный вывод может быть сделан и для шпажистов. В качестве возможного варианта объяснения феномена долгожительства в фехтовании можно привести следующие аргументы.

Возраст высших достижений в данном виде спорта определяют такие факторы: индивидуальные темпы достижения высших уровней функциональных и психологических показателей, особенности технико-тактического мастерства, высокий уровень волевых качеств, опыт участия в соревнованиях. Вероятно, высшие достижения, установленные в сравнительно раннем возрасте, показаны спортсменами с высокой функциональной готовностью, в более позднем — в основе высших достижений лежит прежде всего большой соревновательный опыт.

 

 

ПОДГОТОВКА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ


МЕТОДИКА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЮНЫХ
ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ НА САБЛЯХ
(ЭТАП УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ)

   
Д. А. Тышлер, кандидат педагогических наук, A. Д. Мовшович, кандидат педагогических наук, Москва,
B. Г. Войтов, Смоленск
 

Все возрастающая спортивная конкуренция на крупнейших международных соревнованиях по фехтованию говорит прежде всего об усилении подготовки резервов в ряде стран мира.

Сегодня уже не вызывает сомнения необходимость начала занятий фехтованием с самого раннего детства. Практически доказана целесообразность узкой специализации в одном из видов фехтования, научно обосновано выполнение юными фехтовальщиками повышенных тренировочных и соревновательных нагрузок. Причем их дальнейшее увеличение стало фактически невозможным. В связи с этим становится актуальной проблема поиска методических путей оптимизации всех сторон подготовки юных фехтовальщиков, в том числе и технико-тактической.

 

С целью уточнения содержания и направленности многолетней тренировки на различных ее этапах нами были изучены спортивные биографии 16 сильнейших советских фехтовальщиков на саблях, выступавших в течение последних 3 — 4 лет на крупнейших международных турнирах. Среди них 4 заслуженных мастера спорта, 7 мастеров спорта международного класса, 5 мастеров спорта СССР.

Установлено, что средний возраст начала занятий фехтованием у сегодняшних саблистов СССР составляет 11,5 года. Для выполнения требований 1-го юношеского разряда им потребовалось в среднем 1,3 года; 1-го взрослого разряда — 2,3 года; звания кандидата в мастера спорта СССР — 3,0 года; мастера спорта СССР — 6,4 года; звания мастера спорта СССР международного класса —

Library   19   Up


Contents

 

Home
 

10,3 года; звания заслуженного мастера спорта СССР — 13,6 года.

Начиная с первых лет занятий спортом обследованные нами фехтовальщики показывали достаточно высокие результаты в каждой возрастной группе. Так, уже в возрасте 12 — 13 лет — 83,3% из их числа выступали в финалах первенств республик, ЦС ДСО или ведомств; 58,3% были чемпионами или призерами этих соревнований. В возрасте 14 — 16 лет — 50,0% от общего числа сильнейших спортсменов выступали в финалах первенств Советского Союза среди юношей младшей или старшей возрастной группы; 91,6% становились призерами республиканских или ведомственных соревнований, спартакиад школьников республик или СССР. В возрасте 17 — 18 лет — все выступали в финалах первенств ЦС ДСО, ведомств или республик; 75,0% были финалистами юношеских первенств Советского Союза; 33,0% являлись призерами этих соревнований; 16,6% впервые участвовали в молодежных чемпионатах мира. В возрасте 19 — 20 лет — 75,0% сильнейших фехтовальщиков становились призерами чемпионатов страны среди юношей или юниоров; 68,7% принимали участие в первенстве мира среди юниоров; 56,3% были чемпионами или призерами этих соревнований; 33,3% от общего числа обследованных фехтовальщиков 2 — 3 раза участвовали о мировых чемпионатах среди молодежи. Средний возраст первого участия в чемпионатах мира среди взрослых или международных турнирах категории «А» составляет 21,2 года. В возрасте 21 — 23 лет 50% фехтовальщиков принимали участие в крупнейших международных турнирах, 75% из их числа выступали в финалах личных первенств или Кубков СССР.

Таким образом, как мы видим, первые большие спортивные успехи в фехтовании приходят в возрасте 20 — 22 лет. Оптимальным возрастом для достижения результатов международного класса можно считать возраст 23 — 32 года.

Анализ представленных выше данных позволяет сделать заключение о том, что на всех этапах многолетней тренировки в фехтовании, и в частности на этапе углубленной специализации, задача технико-тактического совершенствования юных спортсменов и повышение на этой основе достижений в соревнованиях имеет первостепенное значение.

Необходимость решения этой задачи возрастает в связи с тем, что при определенных условиях юные спортсмены успешно овладевают специальными умениями и навыками и эффективно их реализуют в соревнованиях.

Анализ данных литературы и результатов исследования позволил определить особенности применения действий юных фехтовальщиков на саблях в соревнованиях, дал возможность конкретизировать педагогические зада-

 

чи по совершенствованию технико-тактического мастерства юных спортсменов на всех этапах многолетней подготовки, и в первую очередь на этапе углубленной специализации.

1.  Соревновательная деятельность юных фехтовальщиков на саблях (14 — 16 лет) во многом обусловлена общими закономерностями единоборства на этом виде оружия: ярко выраженной спецификой выполнения основных положений и движений, атак, защит, ответов, встречных нападений, наиболее широко используемыми средствами нападения и защиты, типовыми соотношениями их объемов, а также результативностью. Вместе с тем боевая деятельность юных саблистов имеет существенные особенности, диктуемые возрастной динамикой психологических и двигательных функций организма. Характерным для них является преимущественное использование простых, преднамеренных, обусловленных боевых действий при позиционном розыгрыше схваток.

2.  Существенным недостатком технико-тактической подготовленности юных фехтовальщиков на саблях является несовершенство системы действий обороны. Вклад контратакующих и защитных действий в соревновательную деятельность незначителен. Около 74,0% от общего количества контратак выполняется несвоевременно, с опозданием или не соответственно применяемым противниками боевым действиям. При выполнении защит оружием юные саблисты допускают большое количество технических ошибок, что проявляется в неумении определить направление завершающей фазы нападения противника, предвосхитить динамические и кинематические параметры движений своих и противника.

Совершенствование дизъюнктивных реагирований с торможением и освоение на этой основе в больших объемах защит с выбором повысит общую результативность защитных действий. Ведь в поединках квалифицированных фехтовальщиков вклад данной разновидности защит оружием самый существенный.

Необходимость прочного освоения защит оружием как способа противодействия атакующим действиям становится очевидной и потому, что в боях юных фехтовальщиков на саблях основным средством нападения является простая атака. Объем применения простых атак составляет около 27,0%, а защит всего лишь 15,1% от общего количества выполненных действий. Следовательно, даже при стопроцентной результативности защитных действий почти 12,0% простых атак беспрепятственно достигнет пели.

3.  Оснащение юных фехтовальщиков средствами единоборства должно осуществляться с учетом как общих закономерностей вида оружия, так и возрастных особенностей развития организма, которые оказывают существенное влияние на формирование состава со-

 
Library   20   Up


Contents

 

Home
 

ревновательной деятельности юных спортсменов.

Среди тактических разновидностей атакующих действий применяются в наибольшей степени обусловленные основные атаки, выполняемые преднамеренно или преднамеренно-экспромтно. При совершенствовании атакующих действий особое внимание следует уделять подбору приемов нападения и маневрирования, определяющих глубину атаки в соответствии с предполагаемыми действиями противника. Наиболее целесообразными сочетаниями движений ног являются: скачок-выпад с ударом по маске, выпад+«стрела», скачок и выпад + «стрела». В движении оружием используются преимущественно два способа: простые атаки с ударом по маске и многотемповые атаки с финтами и выбором сектора с ударом по правому или левому беку.

Среди защитных действий наибольшие объемы использования должны иметь защиты с выбором, как правило, три верхние (3, 4 и 5), применяемые преднамеренно или экспромтно. Аналогичные характеристики имеют и три верхние контрзащиты. Однако их применение обычно экспромтное. Наиболее результативны среди защит обусловленных и преднамеренных 4-я и 5-я с ответами ударом по маске.

В качестве контратакующих действий должны преобладать контратаки обусловленные, выполняемые преднамеренно или экспромтно, главным образом ударом по руке кнаружи с глубоким отступлением. Контратаки ударом по маске целесообразно осваивать лишь в экспромтном исполнении при переключении от защиты 3-й или 4-й. Контратаки уколом прямо с фиксированным положением «прямая рука» осваиваются на фоне отступления назад и только преднамеренно.

4. Наибольшее количество технических ошибок в поединках юных саблистов наблюдается при выполнении действий экспромтных и преднамеренно-экспромтных, а также с выбором или с переключением. Следовательно, в тренировке юных фехтовальщиков необходимо шире использовать упражнения, направленные на совершенствование боевых действий при выполнении их с данными тактическими характеристиками, создавая тем самым предпосылки для более успешного применения их в соревнованиях. При нанесении ударов наиболее важными являются прямолинейность движения гардой вперед, а также его непрерывность и сохранение оптимального ритма (частоты) финтов в многотемповых атаках. С этой целью на каждом тренировочном занятии необходимо совершенствовать технику нападений с переносом и ударами по правому и левому боку (стоя на месте, с выпадом, «стрелой» из исходного положения оружия в 3-й позиции), имитировать нападения с многотемповыми финтами и непрерыв-

 

ным медленным выдвижением гарды вперед (на фоне убыстряющегося бега) из положения боевой стойки и ударом в открывающийся (открытый) сектор по правому или левому боку.

При выполнении защит оружием особое внимание следует уделять движению вооруженной руки к туловищу (на себя) и достижению быстрого непрерывного ответного удара по маске после соприкосновения с клинком противника.

В контратаках ударом по руке кнаружи необходимо добиваться единого стандартного положения руки и оружия при завершении нападений из разных исходных позиций, в том числе и с опущенным клинком.

В тренировке защит с целью воспитания устойчивости к внешним помехам нападения тренера (партнера) должны неожиданно для спортсмена варьироваться по глубине, продолжительности и количеству движений оружием.

5.  Совершенствуя разновидности средств ведения поединков у юных спортсменов, необходимо конкретизировать педагогические задачи с учетом технико-тактических особенностей использования действий в соревнованиях. При освоении атак и контратак основное внимание следует уделять адекватности их выполнения предполагаемым и возникающим в ходе поединка ситуациям, а при совершенствовании защит оружием также и моментным характеристикам их применения.

В ситуациях без конкретной информации о намерениях противника, противодействующего с неглубоким отступлением, следует применять преднамеренно-экспромтные атаки в комбинации выпад + «стрела» ударом по маске с вероятностным завершением схватки в зависимости от действий противника.

В ситуациях с глубоко отступающим противником без наличия информации о конкретных его оборонительных намерениях целесообразно использовать атаки в комбинации скачок и выпад + «стрела» с вероятностным завершением.

Выполнение атак с финтами осуществляется только на противника, намеренного защищаться. Подбор приемов нападений (выпад, «стрела» и их комбинаций) осуществляется с учетом предполагаемой глубины отступления противника.

В тренировке защитных действий целесообразно чередование разнохарактерных средств для избранной типовой ситуации. Например, поочередное использование действий: а) контратака ударом по руке кнаружи с глубоким отступлением и обусловленная 4-я защита с ответным ударом по маске; б) защита с выбором при глубоком отступлении и атака на подготовку ударом по маске.

6.  Наивысшая результативность атакующих действий и средств противодействия им в поединках юных саблистов достигается при

 
Library   21   Up


Contents

 

Home
 

определенных соотношениях главных разновидностей боевых действий. Так, результативность атакующих действий имеет максимальные значения при использовании простых атак в объеме около 27,0% и атак с финтами и с действием на оружие в объеме 20,0% от общего количества используемых действий. Наивысшая результативность защит оружием и контратак достигается при соотношении соответственно 25,0 и 23,0% от общего числа выполняемых действий.

Процесс оптимизации состава средств ведения поединков для каждого спортсмена должен осуществляться с учетом тактической взаимосвязи между осваиваемыми действиями, существующей при их использовании в соревнованиях. Так, например, многократно применяемые в боях простые атаки сохраняют свою результативность лишь при их сочетании с атаками с финтами, маневром, подготавливающими действиями. Поэтому в тренировке атак целесообразны упражнения, в которых выполнение простых атак и атак с финтами чередуется последовательно в едином комплексе.

 

В свою очередь, контратаки на начало атаки противника сочетаются с контратаками с отступлением и обобщающими защитами, а действительные атаки чередуются с вызовами, после которых следует удар в контртемп или защита и ответ.

Подобная методика совершенствования боевых действий направлена одновременно на создание психологических предпосылок, облегчающих принятие решений в условиях боя и применение осваиваемых действий, что в конечном счете ускоряет перенос учебного материала в соревновательные поединки.

7. Для боев юных саблистов характерно позиционное построение схваток. Поэтому в тренировочном процессе целесообразно использовать упражнения, в которых моделируются пространственные и временные параметры действий в типовых ситуациях соревнований. Например, ведение поединка на фоне непрерывного маневрирования, на линии предупреждения о границе, при атаковом приоритете у спортсмена и противника, на ограниченном поле боя, при частых обоюдных атаках и др.

 

 

ТИПОВЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ГРУППОВОГО УРОКА ЮНЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ

   
Я. И. Пасковатый, Москва
 

Проведение занятий игровым методом с юными фехтовальщиками успешно применяется в учебно-тренировочном процессе для развития физических качеств, освоения техники и тактики. Разнообразное использование игр рекомендовали многие специалисты (А. Хатер, 1973; И. А. Гусева, 1974; А. П. Варакин, 1976, и др.). Однако практика работы с мастерами клинка убеждает в том, что уже в группах углубленной специализации спортивные игры (футбол, баскетбол) как средство общей физической подготовки вытесняют широко применяемые в работе с детьми эстафеты и подвижные игры. Между тем частое использование футбола, баскетбола приводит к тому, что эти виды физических упражнений становятся привычными и не развивают в полной мере специальные физические качества. Все это снижает эффект и от спортивных игр как средства активного отдыха в период ударных микроциклов. Поэтому только сочетание спортивных и подвижных игр делает полноценным процесс совершенствования двигательных качеств, создает фон эмоциональной новизны и психической разгрузки.

Ниже приводятся типовые подвижные игры, разработанные известным специалистом И. М. Коротковым (ГЦОЛИФК) и адаптированные к применению в тренировочных занятиях с юными фехтовальщиками.

 

1.  «Группа»

Группа фехтовальщиков становится в одну шеренгу перед тренером, который подает различные команды: строевые, на выполнение гимнастических упражнений, позиций, их перемен и передвижений. Все обязаны выполнять команды, если перед командой произносится слово «группа». Кто ошибся, выходит из строя и не играет. Возможен вариант наказания за ошибку — выполнение отжиманий или выпрыгиваний из полного приседа.

2.  «Запомни — выполни»

Фехтовальщики стоят в одной шеренге. Тренер называет ряд заданий на передвижения в строю. Например: «шаг назад, поворот направо, шаг влево, двойной шаг вперед (назад), поворот кругом!» Все запоминают задание, мысленно представляют себе свои действия в пространстве. По команде тренера начинают выполнять задание.

3.  «Попади в маску»

Маска висит наверху гимнастической стенки. Тренер стоит у стенки с теннисными мячами в руках (2 — 4). Все спортсмены рассчитываются по номерам. Тренер, называя номер, ударяет мяч об пол. Спортсмен, чей номер назвали, ловит мяч и забрасывает его в маску. Кто не забросил — садится на пол и в дальнейшей игре не участвует.

Library   22   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало