Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

фицнента K1 наряду с высоким уровнем К3. Очевидно, спортсмен находится в состоянии выбора пути дальнейшего самоутверждения, так как в спортивной деятельности он эту потребность, видимо, исчерпал. Вместе с тем спортсмен еще может показывать достаточно высокие результаты, так как относительно велики его материальные потребности и собственный соревновательный опыт. Индивидуальная работа со спортсменом В должна быть направлена на повышение его принципиальной

 

ориентации. Учебно-тренировочный процесс, построенный с учетом особенностей основных соперников, конкурирующих за выход на передовые позиции, позволит добиться того, что спортсмен поверит в реальность достижения результата, превышающего уже достигнутые. Анализ приведенных научных данных позволяет сделать заключение об имеющихся резервах повышения результатов фехтовальщиков при индивидуализации их мастерства и учете мотивации спортивной деятельности.

 

 

МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ В ГРУППОВОМ УРОКЕ

   
Б. В. Турецкий, кандидат педагогических наук, Львов
 

Подготовка к конкретному тренировочному занятию предполагает планирование управляемых (со стороны тренера) и учет неуправляемых (со стороны других тренеров, фехтовальщиков и обслуживающего персонала) психических воздействий для формирования у спортсмена необходимых качеств или для регулирования психической напряженности занятий.

Групповой урок как наиболее широко применяемая форма учебно-тренировочного занятия с юными фехтовальщиками предполагает определенную организационную и методическую структуру.

Построение группы перед началом занятия создает необходимый настрой на предстоящую деятельность, отвлекает внимание спортсменов от посторонних мыслей. Обычно это достигается организационными указания-ми, постановкой перед спортсменами задач урока с разбором ключевых моментов их решения. Необходимым элементом является подбор или уточнение дополнительных заданий для некоторых спортсменов. Эти индивидуальные задания, с одной стороны, более конкретны, с другой — результат личного общения и заботы тренера. В результате фехтовальщики лучше ориентируются в предстоящей тренировке и больше вникают в ее суть. Наблюдения показывают, что при таком подходе фехтовальщики целенаправленно повышают свое мастерство, стараясь качественно выполнять задания тренера.

В разминке, как и в последующей тренировке, лучше всего стремиться к сочетанию деловой и игровой обстановки. Это сочетание позволяет отрабатывать различные специализированные движения и технико-тактические задания на оптимальном эмоциональном уровне.

Как во время разминки, так и во время всего тренировочного занятия необходимо по-

 

стоянное общение тренера со спортсменами. Для успешного формирования специализированных навыков фехтовальщики должны получать большее количество информации, чем это необходимо, при обычном повторении материала. Поэтому не следует удивляться, когда тренер по нескольку раз делает спортсмену одно и то же замечание. Ведь в процессе выполнения разнообразных сложнокоординируемых действий фехтовальщику бывает очень трудно «прислушаться» к работе отдельных групп мышц, управлять своими Движениями. Для этого нужны многократные напоминания тренера. Эта избыточная информация в виде повторений снижает влияние отвлекающих факторов.

При управлении психическим состоянием фехтовальщиков на занятии важен не только характер информации, передаваемой фехтовальщикам (оценка их работы, коррекция действий или постановка частной педагогической задачи), но и то, как она передается, на каком уровне общения: посредством слов, знаков или эмоционального отношения. Тренер постоянно рассказывает, объясняет, указывает, а если нужно, демонстрирует правильное выполнение упражнения.

При проведении психологической подготовки фехтовальщиков можно говорить о двух различных подходах в работе со спортсменами: групповом и индивидуальном. В данной статье рассматриваются только те упражнения, которые применяются при групповом подходе.

Упражнения без партнера (самостоятельная работа над передвижениями, на подсобных снарядах).

Фехтовальщик должен осознать всю необходимость применения данных упражнений и совершенно ясно представлять, какие элементы технической, тактической или физической подготовки требуют особого внимания.

Library   13   Up


Contents

 

Home
 

Необходимо учиться внимательно наблюдать при показе конкретного упражнения, вникать в детали своих движений и замечания тренера. Особенно важно при формировании умений и навыков представлять и правильно воспроизводить структуру приемов.

Следует добиться понимания того, что для автоматизации навыка или повышения уровня физической подготовленности необходимо многократное повторение одних и тех же приемов. Есть два пути решения этой проблемы:

1. Научить фехтовальщика работать по принципу «до боли, до страдания». Превратить слово «надо» в «иначе нельзя». Это осуществляется с помощью бесед, внушений, подкрепляемых положительными примерами, которыми богат спорт высших достижений. В этом отношении самостоятельная работа является важнейшим средством воспитания морально-волевых качеств спортсменов, особенно трудолюбия, целеустремленности и умения преодолевать трудности.

2. Превратить слово «надо» в «интересно». Этот путь требует большого педагогического мастерства, но более эффективен на начальном этапе обучения, так как в большей мере воздействует на положительные эмоции спортсменов.

Обязательной со стороны тренера является постановка перед фехтовальщиками конкретной и реальной цели. Многочисленными исследованиями и практическим опытом установлено, что человек целенаправленно работает в том случае, когда перед ним поставлено реальное задание, выполнение которого определяется конкретными единицами измерения. Например, задание спортсмену выполнить выпад 100 раз или прыгнуть в длину на 3 м будет способствовать более эффективной работе, чем задание сделать как можно больше выпадов или прыгнуть как можно дальше.

Не менее важной является правильная оценка работы. Принято рассматривать два вида оценки: а) непосредственная оценка деятельности; б) оценка результата деятельности.

В первом случае тренер наблюдает за самостоятельной работой учеников, оценивает каждый элемент их действий и постоянно вносит необходимые коррективы. Во втором случае тренер оценивает только результат работы.

В практике в равной мере необходимы оба вида оценки. На этапе формирования специализированных умений и навыков чаще применяется первый вид, на этапе стабилизации навыков — второй.

Следует отметить диалектический характер связи между постановкой цели и результатом. Несмотря на то что цель перед учеником ставится в количественных единицах (например, выполнить 100 выпадов), основной

 

критерий оценки деятельности и результата — качество выполнения.

Самостоятельная работа — мощный рычаг воспитания спортсменов. Повсеместно встречаются тренеры, которые большое внимание уделяют индивидуальным урокам и недостаточно времени воспитанию навыков самостоятельной работы у фехтовальщиков. В результате многие спортсмены приходят на тренировочное занятие, чтобы получить индивидуальный урок и провести несколько тренировочных поединков. Это зачастую приводит к тому, что технико-тактические средства не закрепляются в арсенале фехтовальщика и не находят своего применения в боях.

Фехтовальщик должен совершенно ясно представлять: а) над чем необходимо самостоятельно работать в каждом тренировочном занятии; б) как правильно выполнить задание тренера; в) сколько раз или сколько времени следует отрабатывать прием. Если спортсмены будут приучены всегда получать совершенно определенные задания для самостоятельного выполнения, это положительно скажется как на уровне проявлений их морально-волевых качеств, так и на технической и физической подготовленности.

Парные упражнения. При их использовании управление психологической подготовкой фехтовальщиков проявляется:

1.  В умении постоянно наблюдать за своими действиями и действиями партнера и сохранять дистанцию.

2.  В формировании оптимального уровня возбуждения.

Очень важным представляется воспитание умения активно наблюдать и анализировать действия противника. Благодаря такому наблюдению развивается быстрота специализированных восприятий и принятия решений в различных тактических ситуациях.

По ложным или непроизвольным сигналам (предсигналам) со стороны партнеров (изменение позы, непроизвольное движение оружием) спортсмены своевременно определяют их намерения (а в будущем и намерения противников) и находят адекватное ответное действие. Тренер постоянно акцентирует на этом внимание фехтовальщиков; знакомит с типичными предсигналами, возникающими при выполнении различных действий нападения и защиты; обучает фехтовальщиков скрывать их.

Подобного .рода упражнения требуют от тренера специальных заданий, применяя которые спортсмены в условиях стандартных взаимодействий наблюдают и анализируют поведение партнеров. В этих заданиях тренер может временно разделить процесс наблюдения на два объекта: действия партнера и изменение дистанции.

Выявление типичных предсигналов в действиях партнера совершенно естественно приводит к обучению тактическим обыгрываниям.

 
Library   14   Up


Contents

 

Home
 

которые осуществляются последовательно: от того, что характерно в действиях партнеров, к тому, как это можно использовать для выигрыша. На этапе начального обучения их отработка осуществляется в стандартных ситуациях и с помощью партнера.

Большое значение имеет контроль за уровнем возбуждения спортсменов. Если фехтовальщики перевозбуждены, то эффективность использования парных упражнений будет ниже. Наиболее оптимальное состояние создается четким пониманием конкретной цели и путей ее достижения. Тренеру следует постоянно напоминать об этом спортсмену.

В подготовке юных фехтовальщиков большое значение имеет своевременное переключение от одного вида деятельности к другому. Опытные тренеры знают, что в подростковом возрасте спортсмены не могут длительное время выполнять работу, требующую распределения внимания и высокой точности исполнения. Поэтому они строго дозируют нагрузку, а в перерывах делают замечания, дополнительно объясняют и показывают упражнения. Паузы между упражнениями не следует делать эмоционально насыщенными, но они должны обеспечивать фехтовальщикам заряд положительных эмоций (это может быть шутка тренера, развлекательное упражнение).

В течение всего времени парных упражнений уровень возбуждения спортсменов должен постоянно контролироваться тренером так, чтобы они воспринимались фехтовальщиками как необходимое и интересное занятие.

Необходимо учитывать, что постоянная оценка действий спортсменов, содержащая к тому же отрицательное подкрепление (порицание, упрек и т. п.), может вызывать у учеников боязнь ошибки, отвлекать их и в результате снижать конечный тренировочный эффект. Следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности спортсменов (уровень возбудимости, тревожности, эмоциональной стабильности) и дифференцировать средства воздействия. Одних учеников постоянно контролируют и стимулируют (похвалой или наказанием), в действия других вмешиваются реже, оценивая результат их деятельности.

Упражнения в контрах и учебные бои. Учебные бои и упражнения в контрах занимают в тренировочном занятии значительное место. В этих упражнениях стабилизируются двигательные навыки, отрабатываются разнообразные тактические заготовки, формируется психическая готовность спортсменов к соревновательным поединкам, а также решаются следующие задачи:

1.  Воспитание самоконтроля за своими действиями в конфликтных ситуациях.

2.  Формирование умений выполнять поставленную задачу при противодействии противника.

3.  Развитие умения выявлять психическое

 

состояние противника, особенности его эмоциональных реакций в различных ситуациях (выигрыша, проигрыша и т. п.), а затем использовать их для выбора правильной тактики боя.

Многочисленными исследованиями установлено, что в условиях стресса наблюдается сужение внимания и ухудшение управления движениями. В этих ситуациях в поведении фехтовальщиков можно выделить ряд особенностей: а) при получении укола они обычно не могут быстро переключиться к поиску другого решения или других действий; б) стремятся выполнить то же действие быстрее и с большими усилиями; в) начинают спешить (иногда теряют контроль за своими действиями).

Основным средством тренировки служат многочисленные соревновательные поединки. Побеждая и проигрывая, спортсмены постепенно привыкают к вариативным конфликтным ситуациям боевых взаимодействий и учатся правильно действовать.

Более перспективным представляется введение в учебный процесс элементов ситуативной тренировки, которую проще всего осуществлять, используя упражнения в контрах и учебных боях. Ситуативная тренировка в этом случае служит средством адаптации спортсмена к ожидаемым и неожиданным трудностям соревновательной борьбы. Тренер намеренно создает стрессовые ситуации, адекватные соревновательным, и обучает спортсмена тактически оправданному поведению в них. Эти ситуации можно условно разделить на два вида: а) психотравмирующие; б) стандартные — вызывающие повышение психической напряженности.

Психотравмирующие ситуации возникают при ведении боев с неудобными (или даже неприятными) соперниками, реагировании спортсмена на ошибку судьи, получении неожиданных уколов и т. п. Наиболее подходящим методическим приемом для тренировки психики спортсмена в данных ситуациях является выделение и шкалирование всех психотравмирующих воздействий от наименее сильных до тех, на которые более всего реагирует фехтовальщик. В дальнейшем тренер, моделируя различные соревновательные ситуации, вводит эти воздействия, начиная от самых безобидных. По мере привыкания спортсмена к слабым воздействиям вводятся более сильные и т.д. Совмещая эту тренировку с постоянным анализом реакций спортсмена, его психического состояния, тренер позволяет ученикам привыкнуть и научиться адекватно действовать в подобных условиях на соревнованиях.

Стандартными ситуациями, вызывающими повышение психической напряженности, являются лимитирование времени, ведение поединка у границы при счете 4:4, при розыгрыше приоритета и др. Во всех этих случаях есть

 
Library   15   Up


Contents

 

Home
 

определенные установки на построение тактической борьбы. Если спортсмены будут им обучены, то смогут помимо тактической целесообразности действий обладать психологическим преимуществом перед противником — уверенностью в себе. Практический опыт свидетельствует, что уверенность и позитивная установка на борьбу приводят к снижению тревожности и расслаблению мышц антагонистов, т. е. к лучшему управлению движениями в вариативных ситуациях поединков.

Одним из важных психологических воздействий является регулирование цели. Если спортсмены не могут справиться с поставленной задачей, тренер упрощает ее, добиваясь того, чтобы решение достигалось спортсменами более чем в 50% попыток. Если осуществление поставленной задачи не представляет труда, у тренера есть несколько путей повысить ее трудность: а) за счет усложнения технико-тактической реализации; б) за счет расширения возможностей противодействия противника; в) за счет введения факторов, повышающих психическую напряженность (негативная оценка различных действий, нежелание засчитывать отдельные нападения и т. п.). В последнем случае следует учитывать то, что каждый спортсмен имеет свой стандарт оценки, а подростки, обладающие высоким интеллектом, более других реагируют на нее.

При составлении психологического портрета противника особое внимание следует уделять выявлению его эмоциональной реактивности, т. е. подверженности влиянию различных стрессогенных факторов поединка. Такими факторами могут быть: лимит времени, неожиданный проигрыш укола, непредвиденные паузы, непривычное поведение соперника, ошибки судейства, несвоевременная подсказка тренера и т. п.

Выявление реакций противника — это только первый этап. Ученики должны сделать

 

правильные выводы и подобрать регламентированные правилами способы воздействия на противника, которые изменят привычный тактический рисунок боя, а значит, будут стимулировать у него значительное повышение тактической напряженности.

Важной составляющей учебно-тренировочного занятия является анализ выполненных спортсменами заданий. Итоговый разбор необходим для того, чтобы подчеркнуть положительные и отрицательные моменты у каждого спортсмена. Занимающиеся должны знать, что каждый их шаг подвержен контролю и оценке тренера. Как и во время тренировки, заключительный анализ должен содержать эмоциональную и смысловую оценки качества действий. Даже если какой-то спортсмен не полностью справился с поставленным заданием, но, по мнению тренера, приложил много усилий для его решения, он получает в целом положительную оценку.

Анализ представляет не только разбор ошибок, но и выявление путей их преодоления. В этом процессе активное участие должны принимать фехтовальщики, которые таким образом учатся сознательно относиться ко всему процессу совершенствования технико-тактического мастерства.

При подведении итогов тренер подчеркивает, насколько успешно фехтовальщики управляли психическим состоянием, оценивает их поведение в критических ситуациях учебных и тренировочных боев, отмечает ошибки при наблюдении и анализе действий противников.

Особое значение в воспитании морально-волевых качеств имеет умение фехтовальщиков преодолевать физическое и психическое утомление, овладение которым сыграет большую роль в формировании характера и поэтому должно очень высоко оцениваться тренером при подведении итогов занятий.

 

 

АНАТОМО-АНТРОПОМЕТРИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФЕХТОВАЛЬНОГО СПОРТА

   
В. М. Лабскир, кандидат педагогических
наук, Харьков,
В. В. Симаков, Ленинград
 

Использование анатомо-антропологической информации является сравнительно новым разделом в системе подготовки спортсменов высокого класса. Опыт работы в данном научно-методическом направлении позволил назвать в числе важнейших такие задачи: выявление морфофункциональных критериев спортивного отбора и спортивной ориентации в конкретном виде спорта; обоснование типо-

 

вых морфофункциональных признаков, пригодных для использования в качестве эталонных значений модельных характеристик на отдельных этапах многолетней тренировки; использование морфологических характеристик для управления подготовкой спортсмена и процессом адаптации его организма к специфическим условиям конкретной спортивной деятельности.

Library   16   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало