|
которые осуществляются последовательно: от того, что характерно в действиях партнеров, к тому, как это можно использовать для выигрыша. На этапе начального обучения их отработка осуществляется в стандартных ситуациях и с помощью партнера.
Большое значение имеет контроль за уровнем возбуждения спортсменов. Если фехтовальщики перевозбуждены, то эффективность использования парных упражнений будет ниже. Наиболее оптимальное состояние создается четким пониманием конкретной цели и путей ее достижения. Тренеру следует постоянно напоминать об этом спортсмену.
В подготовке юных фехтовальщиков большое значение имеет своевременное переключение от одного вида деятельности к другому. Опытные тренеры знают, что в подростковом возрасте спортсмены не могут длительное время выполнять работу, требующую распределения внимания и высокой точности исполнения. Поэтому они строго дозируют нагрузку, а в перерывах делают замечания, дополнительно объясняют и показывают упражнения. Паузы между упражнениями не следует делать эмоционально насыщенными, но они должны обеспечивать фехтовальщикам заряд положительных эмоций (это может быть шутка тренера, развлекательное упражнение).
В течение всего времени парных упражнений уровень возбуждения спортсменов должен постоянно контролироваться тренером так, чтобы они воспринимались фехтовальщиками как необходимое и интересное занятие.
Необходимо учитывать, что постоянная оценка действий спортсменов, содержащая к тому же отрицательное подкрепление (порицание, упрек и т. п.), может вызывать у учеников боязнь ошибки, отвлекать их и в результате снижать конечный тренировочный эффект. Следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности спортсменов (уровень возбудимости, тревожности, эмоциональной стабильности) и дифференцировать средства воздействия. Одних учеников постоянно контролируют и стимулируют (похвалой или наказанием), в действия других вмешиваются реже, оценивая результат их деятельности.
Упражнения в контрах и учебные бои. Учебные бои и упражнения в контрах занимают в тренировочном занятии значительное место. В этих упражнениях стабилизируются двигательные навыки, отрабатываются разнообразные тактические заготовки, формируется психическая готовность спортсменов к соревновательным поединкам, а также решаются следующие задачи:
1. Воспитание самоконтроля за своими действиями в конфликтных ситуациях.
2. Формирование умений выполнять поставленную задачу при противодействии противника.
3. Развитие умения выявлять психическое
|
|
состояние противника, особенности его эмоциональных реакций в различных ситуациях (выигрыша, проигрыша и т. п.), а затем использовать их для выбора правильной тактики боя.
Многочисленными исследованиями установлено, что в условиях стресса наблюдается сужение внимания и ухудшение управления движениями. В этих ситуациях в поведении фехтовальщиков можно выделить ряд особенностей: а) при получении укола они обычно не могут быстро переключиться к поиску другого решения или других действий; б) стремятся выполнить то же действие быстрее и с большими усилиями; в) начинают спешить (иногда теряют контроль за своими действиями).
Основным средством тренировки служат многочисленные соревновательные поединки. Побеждая и проигрывая, спортсмены постепенно привыкают к вариативным конфликтным ситуациям боевых взаимодействий и учатся правильно действовать.
Более перспективным представляется введение в учебный процесс элементов ситуативной тренировки, которую проще всего осуществлять, используя упражнения в контрах и учебных боях. Ситуативная тренировка в этом случае служит средством адаптации спортсмена к ожидаемым и неожиданным трудностям соревновательной борьбы. Тренер намеренно создает стрессовые ситуации, адекватные соревновательным, и обучает спортсмена тактически оправданному поведению в них. Эти ситуации можно условно разделить на два вида: а) психотравмирующие; б) стандартные — вызывающие повышение психической напряженности.
Психотравмирующие ситуации возникают при ведении боев с неудобными (или даже неприятными) соперниками, реагировании спортсмена на ошибку судьи, получении неожиданных уколов и т. п. Наиболее подходящим методическим приемом для тренировки психики спортсмена в данных ситуациях является выделение и шкалирование всех психотравмирующих воздействий от наименее сильных до тех, на которые более всего реагирует фехтовальщик. В дальнейшем тренер, моделируя различные соревновательные ситуации, вводит эти воздействия, начиная от самых безобидных. По мере привыкания спортсмена к слабым воздействиям вводятся более сильные и т.д. Совмещая эту тренировку с постоянным анализом реакций спортсмена, его психического состояния, тренер позволяет ученикам привыкнуть и научиться адекватно действовать в подобных условиях на соревнованиях.
Стандартными ситуациями, вызывающими повышение психической напряженности, являются лимитирование времени, ведение поединка у границы при счете 4:4, при розыгрыше приоритета и др. Во всех этих случаях есть |
|