|
||||
фицнента K1 наряду с высоким уровнем К3. Очевидно, спортсмен находится в состоянии выбора пути дальнейшего самоутверждения, так как в спортивной деятельности он эту потребность, видимо, исчерпал. Вместе с тем спортсмен еще может показывать достаточно высокие результаты, так как относительно велики его материальные потребности и собственный соревновательный опыт. Индивидуальная работа со спортсменом В должна быть направлена на повышение его принципиальной |
ориентации. Учебно-тренировочный процесс, построенный с учетом особенностей основных соперников, конкурирующих за выход на передовые позиции, позволит добиться того, что спортсмен поверит в реальность достижения результата, превышающего уже достигнутые. Анализ приведенных научных данных позволяет сделать заключение об имеющихся резервах повышения результатов фехтовальщиков при индивидуализации их мастерства и учете мотивации спортивной деятельности. |
|||
МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ В ГРУППОВОМ УРОКЕ |
||||
Б. В. Турецкий, кандидат педагогических наук, Львов |
||||
Подготовка к конкретному тренировочному занятию предполагает планирование управляемых (со стороны тренера) и учет неуправляемых (со стороны других тренеров, фехтовальщиков и обслуживающего персонала) психических воздействий для формирования у спортсмена необходимых качеств или для регулирования психической напряженности занятий. Групповой урок как наиболее широко применяемая форма учебно-тренировочного занятия с юными фехтовальщиками предполагает определенную организационную и методическую структуру. Построение группы перед началом занятия создает необходимый настрой на предстоящую деятельность, отвлекает внимание спортсменов от посторонних мыслей. Обычно это достигается организационными указания-ми, постановкой перед спортсменами задач урока с разбором ключевых моментов их решения. Необходимым элементом является подбор или уточнение дополнительных заданий для некоторых спортсменов. Эти индивидуальные задания, с одной стороны, более конкретны, с другой — результат личного общения и заботы тренера. В результате фехтовальщики лучше ориентируются в предстоящей тренировке и больше вникают в ее суть. Наблюдения показывают, что при таком подходе фехтовальщики целенаправленно повышают свое мастерство, стараясь качественно выполнять задания тренера. В разминке, как и в последующей тренировке, лучше всего стремиться к сочетанию деловой и игровой обстановки. Это сочетание позволяет отрабатывать различные специализированные движения и технико-тактические задания на оптимальном эмоциональном уровне. Как во время разминки, так и во время всего тренировочного занятия необходимо по- |
стоянное общение тренера со спортсменами. Для успешного формирования специализированных навыков фехтовальщики должны получать большее количество информации, чем это необходимо, при обычном повторении материала. Поэтому не следует удивляться, когда тренер по нескольку раз делает спортсмену одно и то же замечание. Ведь в процессе выполнения разнообразных сложнокоординируемых действий фехтовальщику бывает очень трудно «прислушаться» к работе отдельных групп мышц, управлять своими Движениями. Для этого нужны многократные напоминания тренера. Эта избыточная информация в виде повторений снижает влияние отвлекающих факторов. При управлении психическим состоянием фехтовальщиков на занятии важен не только характер информации, передаваемой фехтовальщикам (оценка их работы, коррекция действий или постановка частной педагогической задачи), но и то, как она передается, на каком уровне общения: посредством слов, знаков или эмоционального отношения. Тренер постоянно рассказывает, объясняет, указывает, а если нужно, демонстрирует правильное выполнение упражнения. При проведении психологической подготовки фехтовальщиков можно говорить о двух различных подходах в работе со спортсменами: групповом и индивидуальном. В данной статье рассматриваются только те упражнения, которые применяются при групповом подходе. Упражнения без партнера (самостоятельная работа над передвижениями, на подсобных снарядах). Фехтовальщик должен осознать всю необходимость применения данных упражнений и совершенно ясно представлять, какие элементы технической, тактической или физической подготовки требуют особого внимания. |
|||
13 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |