Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

организма спортсмена к внешним и внутренним сбивающим воздействиям и содействуют его повышенным ответным реакциям. Исходя из данного положения правомерным становится вывод, что длительное применение одинаковых объемов нагрузки и видов упражнений может привести к выработке внутренних специфических механизмов (полной или частичной), невосприимчивости к данным средствам воздействия, что отрицательно сказывается как на развитии тренированности, так и на становлении спортивной формы.

Сложность оценки уровня тренированности обусловлена различной направленностью воздействия методик тренировки, усло-

 

вий соревнований и средств восстановления, определяющих срочный, отставленный и кумулятивный эффекты, а также многофакторностью исходных данных и усилий спортсменов, обеспечивающих результат в соревнованиях. Отсюда следует, что для подготовки спортсменов высокой квалификации характерен принцип неопределенности, в связи с чем при достижении определенного уровня мастерства следует отказаться от стандартизированных, причинно-следственных программ, а в основном ориентироваться на вероятностные диапазоны достижимых показателей и тем самым предопределять в педагогическом процессе слияние науки с тренерским искусством.

 

 

МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ

   
Р. А. Пилоян, кандидат педагогических наук, Н. Ф. Пузенков, Москва
 

Наблюдая за жизнью известных спортсменов, поражаешься прежде всего той самоотверженности и целеустремленности, с которыми они стремятся к победе, их полной самоотдаче на протяжении многих лет тренировок, мужеству, проявляемым в соревнованиях. Что же заставляет спортсменов стоически переносить все трудности спортивной жизни, лишать себя многих повседневных радостей, сознательно подвергать себя физическим и психическим испытаниям? Как же воспитать эти качества у спортсменов?

В поисках ответа обратимся к понятию «мотивация». Успешность выполнения любой работы во многом определяется побуждением к ней. Мотивация направляет активность человека, формирует его цели, ведет к их реализации. Наиболее ярко мотивация проявляется в спорте, так как она влияет на многие процессы и явления, имеющие место в тренировке и соревнованиях (переносимость нагрузки, восстановление, усвоение нового материала, воля к победе и многое другое).

В основе формирования мотивации лежат потребности людей. Потребность в еде, одежде, хороших бытовых условиях наряду с широким кругом духовных потребностей играют огромную роль в жизни современного человека. Однако одних потребностей недостаточно для формирования мотивации, так как необходим и предмет их удовлетворения и, что очень важно, возможность их осуществления. В центральной нервной системе человека постоянно происходит процесс соотнесения информации об окружающей жизни. Если в результате этого соотнесения выясняется, что потребности субъекта могут быть удовлетворены в предмете конкретной деятельности, тог-

 

да формируется мотивация. Человек начинает действовать. Он ставит сознательные цели, добивается их реализации и тем удовлетворяет свои потребности.

Мотивация спортивной деятельности — это особое состояние личности спортсмена, которое формируется в результате соотнесения спортсменом своих потребностей и возможностей с предметом спортивной деятельности и является основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного в данный момент спортивного результата.

Для выяснения особенностей мотивации фехтовальщиков разного возраста и квалификации нами использовалась методика выделения значимых факторов, адаптированная к фехтованию, разработанная Деминым В. А., Пилояном Р. А., Фураевым Г. П. Количественная оценка мотивации в исследованиях выполнялась через выяснение отношения спортсмена к различным факторам, из которых складывается спортивная деятельность. Так, каждому спортсмену предлагался набор из 42 карточек, на которых были записаны факторы, так или иначе влияющие на спортивный результат. Требовалось разложить их по степени субъективной значимости (для достижения конкретного спортивного результата) на десять групп. Путем математической обработки полученных данных мотивацию каждого фехтовальщика удалось представить в виде семи коэффициентов, которые отражают:

К1 — принципиальную ориентированность спортсмена, уровень удовлетворения потребностей в самоутверждении, самовыражении, исполнении общественного долга;

Library   10   Up


Contents

 

Home
 

К2 — степень материальной ориентированности спортсмена;

К3 — степень удовлетворения потребностей в благоприятном социально-личностном микроклимате;

К4 — потребности спортсмена в накоплении специальных знаний и навыков;

К5 — степень подверженности спортсмена болевым ощущениям;

К6 — потребность спортсмена в накоплении информации о предстоящих противниках;

К7 — степень подверженности спортсмена психогенным влияниям условий соревнований.

Включаясь в любую деятельность (спорт, труд, учеба, служба и т. п.), человек всегда реализует свои потребности двух видов. Первый вид связан с самоутверждением, самовыражением и исполнением общественного долга и, как правило, относится к потребностям принципиального характера. Второй — относится к потребностям материального плана и обусловлен необходимостью есть, пить, одеваться, содержать семью и т. д. О степени удовлетворения перечисленных потребностей говорят цифровые значения K1 и К2. Однако для формирования мотивации этих потребностей недостаточно. Необходимо обладать знаниями, умениями, навыками данной деятельности, иметь хорошее здоровье, объективно оценивать и адекватно отражать суть соревновательного противоборства и т. д. Иначе говоря, одного желания недостаточно, необходимо, чтобы оно совпадало с возможностями. Об уровне совпадения потребностей спортсмена с его возможностями говорят количественные значения коэффициентов К3 и К4, K5, К6, К7.

Поскольку потребности в самоутверждении и исполнении общественного долга, а также потребности материального порядка лежат в основе мотивации любой деятельности, проследим взаимную динамику первых двух коэффициентов (рис. 1). Как видно из приведенных

68451-5.jpg

Рис. 1. Возрастная динамика принципиальной и материальной ориентации (K1 и К2)

  68451-6.jpg

 

Рис. 2. Возрастная динамика коэффициентов К3, К4, К5, К6, К7

 

данных, соотношение принципиальной и материальной ориентации у фехтовальщиков разного возраста неодинаково. Если в 21 — 24 года преобладает принципиальная ориентация, то после 26 лет — материальная. Это явление имеет место и в других видах спорта и, как правило, сопровождает период распада спортивной деятельности. Дело в том, что достоверное снижение потребности в самоутверждении свидетельствует о том, что данная деятельность постепенно теряет роль ведущей в жизни конкретного индивида. Правда, сильная материальная ориентированность может способствовать сохранению ведущей роли спортивной деятельности, однако, как показали исследования, это редко приводит к стабильно высоким спортивным результатам.

Анализ динамики остальных пяти коэффициентов (рис. 2) показывает, что в структуре мотивации фехтовальщиков потребность в специальных знаниях и навыках — K1 и потребность в информации о предстоящих противниках — К6 играют большую роль. Это обусловлено тем, что в данной группе видов спорта противоборство осуществляется в непосредственном (при помощи оружия) контакте с противником и успех во многом зависит от технико-тактической подготовленности спортсмена. Следовательно, удовлетворение указанных потребностей является одним из важных условий усиления мотивации фехтовальщиков. Устойчиво низкое значение K5 указывает на то, что обследованная группа спорт-

 
Library   11   Up


Contents

 

Home
  68451-7.jpg  

Рис. 3. Гистограммы мотивации спортсменов А, Б, В

 

сменов практически здорова. Увеличение с возрастом значения К3 свидетельствует о том, что к 26 годам намечается тенденция к распаду спортивной деятельности. И, наконец, снижение К7 к 26 годам говорит о психологической адаптации спортсменов этого возраста к соревновательным условиям. Несмотря на то что приведенный материал охватывает небольшой возрастной период деятельности фехтовальщика, анализ его позволяет предложить тренерам некоторые рекомендации относительно формирования мотивации достижения высоких спортивных результатов.

Прежде всего необходимо по-новому взглянуть на процесс индивидуального совершенствования технико-тактического мастерства. Необходимо относиться к нему не только как к процессу обучения и совершенствования, но и как к мощному средству формирования мотивации спортивной деятельности. Полученные материалы свидетельствуют о том, что с возрастом роль этой работы не уменьшается, а возрастает. Если тренер хочет усилить мотивацию своего ученика, то должен информировать его об особенностях основных соперников. Необходимо не ограничиваться анализом их мастерства и просмотром видеозаписей. Следует моделировать манеру боя противника в индивидуальных уроках и учебно-тренировочных поединках. Важно подчеркнуть, что значение этой работы для усиления мотивации с возрастом увеличивается. И, наконец, самое главное заключается в том, что мотивацию достижения высоких результатов в спорте можно усилить или сохранить на должном уровне, лишь постоянно повышая потребность спортсмена в самоутверждении, самовыражении, исполнении общественного долга. Сделать это можно при условии осознания спорт-

 

сменом социальной сущности современного спорта высших достижений, как деятельности идеологической, задачей которой является демонстрация в условиях острейшего противоборства лучших качеств советского человека — представителя самой передовой общественной формации.

На рис. 3. представлены гистограммы мотивационных «портретов» трех спортсменов, находящихся на разных этапах спортивной деятельности. Спортсмен А, 18 лет, кандидат в мастера спорта, находится на этапе формирования спортивной деятельности. Судя по мотивации, он еще не готов к достижению высоких спортивных результатов. В пользу этого мнения говорят слишком большие значения К4 и К7. Очевидно, спортсмен субъективно понимает недостаточность собственной специальной подготовленности и как следствие подвержен отрицательным эмоциональным переживаниям в ходе соревнований. К тому же невысокое значение К6 говорит о низкой потребности спортсмена А в информации о противниках и свидетельствует о его недостаточном соревновательном опыте. Индивидуальную работу со спортсменом необходимо строить так, чтобы отмеченные особенности мотивации спортсмена были устранены.

Спортсмен Б, 22 года, мастер спорта. Структура мотивации соответствует периоду наивысших спортивных результатов. Об этом говорят высокие значения K1 и К2 и оптимальный уровень остальных коэффициентов. Для достижения спортсменом Б наивысшего спортивного результата необходимо его подготовку спланировать так, чтобы каждое предыдущее соревнование было этапом на пути к новым достижениям.

Спортсмен В, 27 лет, мастер спорта международного класса. Особенности его мотивации свидетельствуют о том, что спортивная деятельность постепенно теряет роль ведущей в его жизни. Отсюда — низкое значение коэф-

Library   12   Up


Contents

 

Home
 

фицнента K1 наряду с высоким уровнем К3. Очевидно, спортсмен находится в состоянии выбора пути дальнейшего самоутверждения, так как в спортивной деятельности он эту потребность, видимо, исчерпал. Вместе с тем спортсмен еще может показывать достаточно высокие результаты, так как относительно велики его материальные потребности и собственный соревновательный опыт. Индивидуальная работа со спортсменом В должна быть направлена на повышение его принципиальной

 

ориентации. Учебно-тренировочный процесс, построенный с учетом особенностей основных соперников, конкурирующих за выход на передовые позиции, позволит добиться того, что спортсмен поверит в реальность достижения результата, превышающего уже достигнутые. Анализ приведенных научных данных позволяет сделать заключение об имеющихся резервах повышения результатов фехтовальщиков при индивидуализации их мастерства и учете мотивации спортивной деятельности.

 

 

МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ В ГРУППОВОМ УРОКЕ

   
Б. В. Турецкий, кандидат педагогических наук, Львов
 

Подготовка к конкретному тренировочному занятию предполагает планирование управляемых (со стороны тренера) и учет неуправляемых (со стороны других тренеров, фехтовальщиков и обслуживающего персонала) психических воздействий для формирования у спортсмена необходимых качеств или для регулирования психической напряженности занятий.

Групповой урок как наиболее широко применяемая форма учебно-тренировочного занятия с юными фехтовальщиками предполагает определенную организационную и методическую структуру.

Построение группы перед началом занятия создает необходимый настрой на предстоящую деятельность, отвлекает внимание спортсменов от посторонних мыслей. Обычно это достигается организационными указания-ми, постановкой перед спортсменами задач урока с разбором ключевых моментов их решения. Необходимым элементом является подбор или уточнение дополнительных заданий для некоторых спортсменов. Эти индивидуальные задания, с одной стороны, более конкретны, с другой — результат личного общения и заботы тренера. В результате фехтовальщики лучше ориентируются в предстоящей тренировке и больше вникают в ее суть. Наблюдения показывают, что при таком подходе фехтовальщики целенаправленно повышают свое мастерство, стараясь качественно выполнять задания тренера.

В разминке, как и в последующей тренировке, лучше всего стремиться к сочетанию деловой и игровой обстановки. Это сочетание позволяет отрабатывать различные специализированные движения и технико-тактические задания на оптимальном эмоциональном уровне.

Как во время разминки, так и во время всего тренировочного занятия необходимо по-

 

стоянное общение тренера со спортсменами. Для успешного формирования специализированных навыков фехтовальщики должны получать большее количество информации, чем это необходимо, при обычном повторении материала. Поэтому не следует удивляться, когда тренер по нескольку раз делает спортсмену одно и то же замечание. Ведь в процессе выполнения разнообразных сложнокоординируемых действий фехтовальщику бывает очень трудно «прислушаться» к работе отдельных групп мышц, управлять своими Движениями. Для этого нужны многократные напоминания тренера. Эта избыточная информация в виде повторений снижает влияние отвлекающих факторов.

При управлении психическим состоянием фехтовальщиков на занятии важен не только характер информации, передаваемой фехтовальщикам (оценка их работы, коррекция действий или постановка частной педагогической задачи), но и то, как она передается, на каком уровне общения: посредством слов, знаков или эмоционального отношения. Тренер постоянно рассказывает, объясняет, указывает, а если нужно, демонстрирует правильное выполнение упражнения.

При проведении психологической подготовки фехтовальщиков можно говорить о двух различных подходах в работе со спортсменами: групповом и индивидуальном. В данной статье рассматриваются только те упражнения, которые применяются при групповом подходе.

Упражнения без партнера (самостоятельная работа над передвижениями, на подсобных снарядах).

Фехтовальщик должен осознать всю необходимость применения данных упражнений и совершенно ясно представлять, какие элементы технической, тактической или физической подготовки требуют особого внимания.

Library   13   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало