|
||||
организма спортсмена к внешним и внутренним сбивающим воздействиям и содействуют его повышенным ответным реакциям. Исходя из данного положения правомерным становится вывод, что длительное применение одинаковых объемов нагрузки и видов упражнений может привести к выработке внутренних специфических механизмов (полной или частичной), невосприимчивости к данным средствам воздействия, что отрицательно сказывается как на развитии тренированности, так и на становлении спортивной формы. Сложность оценки уровня тренированности обусловлена различной направленностью воздействия методик тренировки, усло- |
вий соревнований и средств восстановления, определяющих срочный, отставленный и кумулятивный эффекты, а также многофакторностью исходных данных и усилий спортсменов, обеспечивающих результат в соревнованиях. Отсюда следует, что для подготовки спортсменов высокой квалификации характерен принцип неопределенности, в связи с чем при достижении определенного уровня мастерства следует отказаться от стандартизированных, причинно-следственных программ, а в основном ориентироваться на вероятностные диапазоны достижимых показателей и тем самым предопределять в педагогическом процессе слияние науки с тренерским искусством. |
|||
МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ |
||||
Р. А. Пилоян, кандидат педагогических наук, Н. Ф. Пузенков, Москва |
||||
Наблюдая за жизнью известных спортсменов, поражаешься прежде всего той самоотверженности и целеустремленности, с которыми они стремятся к победе, их полной самоотдаче на протяжении многих лет тренировок, мужеству, проявляемым в соревнованиях. Что же заставляет спортсменов стоически переносить все трудности спортивной жизни, лишать себя многих повседневных радостей, сознательно подвергать себя физическим и психическим испытаниям? Как же воспитать эти качества у спортсменов? В поисках ответа обратимся к понятию «мотивация». Успешность выполнения любой работы во многом определяется побуждением к ней. Мотивация направляет активность человека, формирует его цели, ведет к их реализации. Наиболее ярко мотивация проявляется в спорте, так как она влияет на многие процессы и явления, имеющие место в тренировке и соревнованиях (переносимость нагрузки, восстановление, усвоение нового материала, воля к победе и многое другое). В основе формирования мотивации лежат потребности людей. Потребность в еде, одежде, хороших бытовых условиях наряду с широким кругом духовных потребностей играют огромную роль в жизни современного человека. Однако одних потребностей недостаточно для формирования мотивации, так как необходим и предмет их удовлетворения и, что очень важно, возможность их осуществления. В центральной нервной системе человека постоянно происходит процесс соотнесения информации об окружающей жизни. Если в результате этого соотнесения выясняется, что потребности субъекта могут быть удовлетворены в предмете конкретной деятельности, тог- |
да формируется мотивация. Человек начинает действовать. Он ставит сознательные цели, добивается их реализации и тем удовлетворяет свои потребности. Мотивация спортивной деятельности — это особое состояние личности спортсмена, которое формируется в результате соотнесения спортсменом своих потребностей и возможностей с предметом спортивной деятельности и является основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного в данный момент спортивного результата. Для выяснения особенностей мотивации фехтовальщиков разного возраста и квалификации нами использовалась методика выделения значимых факторов, адаптированная к фехтованию, разработанная Деминым В. А., Пилояном Р. А., Фураевым Г. П. Количественная оценка мотивации в исследованиях выполнялась через выяснение отношения спортсмена к различным факторам, из которых складывается спортивная деятельность. Так, каждому спортсмену предлагался набор из 42 карточек, на которых были записаны факторы, так или иначе влияющие на спортивный результат. Требовалось разложить их по степени субъективной значимости (для достижения конкретного спортивного результата) на десять групп. Путем математической обработки полученных данных мотивацию каждого фехтовальщика удалось представить в виде семи коэффициентов, которые отражают: К1 — принципиальную ориентированность спортсмена, уровень удовлетворения потребностей в самоутверждении, самовыражении, исполнении общественного долга; |
|||
10 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |