|
ной системы, определяя логические связи между намеченными элементами этого процесса, их преемственность и взаимодействие, реализуя на практике эффект положительного переноса двигательных навыков и физических качеств.
В нашем исследовании принимали участие 8 квалифицированных специалистов — тренеры, подготовившие спортсменов высшей квалификации по фехтованию на саблях, и преподаватели кафедры фехтования и современного пятиборья ГЦОЛИФКа. Опрашиваемому была представлена матрица с перечисленными в ней элементами деятельности фехтовальщика, в основу которой была положена классификация боевых действий и специализированных тактических умений. Предлагалось ответить на вопрос: «Какими элементами специализированных средств фехтования должен овладеть спортсмен, прежде чем его можно было бы обучить определенному действию?» При этом указывалось на один из элементов, представленных в матрице. После того как опрашиваемый отметит все действия, предшествующие в обучении указанному, вопрос повторялся вновь, но по отношению к следующему элементу, и т. д. Таким образом, эксперты последовательно определяли наличие и направленность взаимосвязей между всеми элементами специализированной деятельности фехтовальщика. На основании этих данных строились сетевые графики. На рис. 1, 2, 3 показана последовательность освоения боевых действий и специализированных умений в фехтовании на саблях. Номерами в кружках обозначены осваиваемые боевые действия, стрелки указывают на связь между ними.
Установлено, что обучение атакующим действиям целесообразно начинать с изучения ос-
Рис. 1. Последовательность освоения основных боевых действий
|
|
Рис. 2. Последовательность освоения боевых действий с тактическими характеристиками, отражающими степень готовности и особенности реагирования
новных атак со следующими характеристиками (рис. 1): простые атаки (1), с финтами (2), с действием на оружие (3), комбинированные (4). Затем следует переходить к обучению повторным атакам (9), ответным (5) и на подготовку (13). Одновременно с обучением атакам осваиваются и защитно-ответные действия. Обучение им следует начинать с освоения конкретных защит (17) и простых ответов (19). Затем нужно освоить контрзащиты конкретные (25), контрответы простые (27), потом защиты обобщающие (18), ответы с финтами (20), контрзащиты обобщающие (26), контрответы с финтами (28). Освоение встречных нападений следует начинать с обучения контратакам на начало атаки (21), потом ремизам (23) и контратакам на удлинение атаки (22), затем нападениям «прямой рукой» (24).
Каждое из перечисленных выше боевых действий может выполняться в зависимости от степени готовности (преднамеренно, экспромтно, преднамеренно-экспромтно) и особенностей реагирования спортсменов (обусловленно, с выбором, с переключением).
Определено, что целесообразнее начинать обучение с действий преднамеренных и обусловленных (1) (рис. 2), затем преднамеренных с выбором (2), экспромтных и обусловленных (4), экспромтных с выбором (5), преднамеренных с переключением (3), экспромтных с переключением (6), преднамеренно-экспромтных с переключением (7).
Ученые указывают на гетерохронность развития различных систем организма, в частности сенсомоторных реагирований. Установлено, что вначале своих наивысших значений достигают показатели простой двигательной реакции, лежащей в основе выполнения обусловленных действий, затем дизъюнктивной и дифференцировочной, т. е. более сложных видов двигательных реагирований, определяющих успешность действий с выбором и переключением.
Сказанное выше в равной степени относится и к последовательности овладения необходимыми тактическими умениями фехтовальщиков (рис. 3). |
|