Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

призерами были только представители РСФСР, Москвы и Украины.

До сего времени отбор одаренных спортсменок осуществлялся стихийно, без новейших данных науки, с помощью элементарных тестов, фактически раскрывающих текущую подготовленность спортсменок, а не их способности. Отсюда — неоправданный процент отсева, что приводит как к моральным, так и к материальным потерям.

Приходится констатировать, что наши юные рапиристки уступают по технике зарубежным сверстницам. Большинство фехтовальщиц применяют в бою крайне примитивную тактику, больше надеясь на свои физические возможности.

Вновь приходится повторять, что многие тренеры стремятся к «натаскиванию» на результат в ущерб планомерной технико-тактической подготовке. В результате мы видим, что спортсменка, блеснув однажды на юниорских турнирах, совершенно теряется в общей массе взрослых фехтовальщиц. К сожалению, крайне редко бывают случаи раннего проявления таланта, как было с В. Сидоровой, которая продемонстрировала свои возможности уже в 14 лет и, можно считать, оправдала их на турнирах самого высокого ранга. Больше примеров противоположных. Так, до сих пор ни одна из победительниц спартакиад школь-

 

ников не попала в состав национальной команды.

Нельзя не обратить внимание на порочную практику школ-интернатов, которые работают,. по существу, по определенному циклу, направляя все свои усилия не на подготовку резерва сборной команды, а на подготовку к очередной спартакиаде школьников. Это не столько их вина, сколько беда, так как по результатам спартакиад школьников в основном и оценивается труд педагогов школ-интернатов.

Другим препятствием в подготовке высококвалифицированных спортсменок является разобщенность в работе отдельных коллективов. В ряде случаев одна-две одаренных спортсменки буквально «варятся в собственное соку», не имея ни спарринг-партнеров, ни примеров высококлассного фехтования.

Решение всех этих проблем позволит повысить уровень подготовленности наших рапиристок. В противном случае мы будем стоять на месте, тогда как в ряде стран (ВНР, Италия, ФРГ) уровень подготовленности сильнейших рапиристок непрерывно растет. Необходимо так совершенствовать подготовку резерва в этом виде фехтования, чтобы уже сейчас готовить спортсменок, которые смогут защищать честь нашей страны на XXIV и XXV Олимпиадах.

 

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОСВОЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИИ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ТАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ФЕХТОВАНИИ НА САБЛЯХ

   
Д. А. Тышлер,
A. Д. Мовшович,
B. Г. Войтов, Москва
 

Овладение сложными в координационном отношении приемами и комплексом специализированных умений требует соблюдения рациональной последовательности в подаче спортсменам учебного материала. В настоящее время на основе теоретического анализа и научных исследований выявлены закономерности применения средств фехтования, нашедшие отражение в систематике приемов и классификации боевых действий и специализированных тактических умений. Полученные данные значительно расширили представления о структуре специализированной деятельности фехтовальщиков, о различных компонентах составляющих.

Одним из важнейших условий, определяющих последовательность изучаемого материала на каждом из этапов подготовки спорт-

 

сменов, является наличие связей между намеченными видами двигательной деятельности и их преемственностью. В каждом конкретном случае необходимо найти такую систему расположения учебного материала, которая соответствовала бы оптимальным связям и взаимодействиям. Первостепенное значение при этом имеет использование метода сетевого планирования и управления (СПУ).

В теории СПУ исходный план реализации модели строится в виде сетевого графика, состоящего из событий и операций и наглядно отображающего порядок выполнения отдельных операций, предусмотренных моделью, во времени и связи между событиями. Основное достоинство сетевых графиков заключается в том, что они позволяют исследовать процесс обучения двигательной деятельности как еди-

Library   8   Up


Contents

 

Home
 

ной системы, определяя логические связи между намеченными элементами этого процесса, их преемственность и взаимодействие, реализуя на практике эффект положительного переноса двигательных навыков и физических качеств.

В нашем исследовании принимали участие 8 квалифицированных специалистов — тренеры, подготовившие спортсменов высшей квалификации по фехтованию на саблях, и преподаватели кафедры фехтования и современного пятиборья ГЦОЛИФКа. Опрашиваемому была представлена матрица с перечисленными в ней элементами деятельности фехтовальщика, в основу которой была положена классификация боевых действий и специализированных тактических умений. Предлагалось ответить на вопрос: «Какими элементами специализированных средств фехтования должен овладеть спортсмен, прежде чем его можно было бы обучить определенному действию?» При этом указывалось на один из элементов, представленных в матрице. После того как опрашиваемый отметит все действия, предшествующие в обучении указанному, вопрос повторялся вновь, но по отношению к следующему элементу, и т. д. Таким образом, эксперты последовательно определяли наличие и направленность взаимосвязей между всеми элементами специализированной деятельности фехтовальщика. На основании этих данных строились сетевые графики. На рис. 1, 2, 3 показана последовательность освоения боевых действий и специализированных умений в фехтовании на саблях. Номерами в кружках обозначены осваиваемые боевые действия, стрелки указывают на связь между ними.

Установлено, что обучение атакующим действиям целесообразно начинать с изучения ос-

Рис. 1. Последовательность освоения основных боевых действий

 

Рис. 2. Последовательность освоения боевых действий с тактическими характеристиками, отражающими степень готовности и особенности реагирования

новных атак со следующими характеристиками (рис. 1): простые атаки (1), с финтами (2), с действием на оружие (3), комбинированные (4). Затем следует переходить к обучению повторным атакам (9), ответным (5) и на подготовку (13). Одновременно с обучением атакам осваиваются и защитно-ответные действия. Обучение им следует начинать с освоения конкретных защит (17) и простых ответов (19). Затем нужно освоить контрзащиты конкретные (25), контрответы простые (27), потом защиты обобщающие (18), ответы с финтами (20), контрзащиты обобщающие (26), контрответы с финтами (28). Освоение встречных нападений следует начинать с обучения контратакам на начало атаки (21), потом ремизам (23) и контратакам на удлинение атаки (22), затем нападениям «прямой рукой» (24).

Каждое из перечисленных выше боевых действий может выполняться в зависимости от степени готовности (преднамеренно, экспромтно, преднамеренно-экспромтно) и особенностей реагирования спортсменов (обусловленно, с выбором, с переключением).

Определено, что целесообразнее начинать обучение с действий преднамеренных и обусловленных (1) (рис. 2), затем преднамеренных с выбором (2), экспромтных и обусловленных (4), экспромтных с выбором (5), преднамеренных с переключением (3), экспромтных с переключением (6), преднамеренно-экспромтных с переключением (7).

Ученые указывают на гетерохронность развития различных систем организма, в частности сенсомоторных реагирований. Установлено, что вначале своих наивысших значений достигают показатели простой двигательной реакции, лежащей в основе выполнения обусловленных действий, затем дизъюнктивной и дифференцировочной, т. е. более сложных видов двигательных реагирований, определяющих успешность действий с выбором и переключением.

Сказанное выше в равной степени относится и к последовательности овладения необходимыми тактическими умениями фехтовальщиков (рис. 3).

 
Library   9   Up


Contents

 

Home
 

Рис. 3. Последовательность освоения специализированных тактических умений

Вначале следует научиться выполнять атаки (1), затем защиты (2) и ответы (3), потом контратаки и ремизы (4). После этого нужно овладеть умениями различать и переключаться. Причем освоение этих умений будет проходить эффективнее при соблюдении следующей последовательности: умение раз-

 

личать сектор для нападения (5) и направление нападения противника (6), подготовку от нападения (8), простое нападение от нападений с финтами пли значительной глубины (7), умение переключаться от нападения в один сектор к нападению в другой (11), от подготовки к нападению (9), от одного нападения к другому (10), от нападения к защите (12), от защиты к нападению (13), от защиты к повторной защите (14).

Естественно, что специализированные тактические умения и боевые действия фехтовальщика не следует осваивать поочередно. Речь идет лишь о целесообразности последовательного акцентирования внимания тренера на каждом из них в процессе обучения и совершенствования спортсмена, учитывая индивидуальные и возрастные особенности, а также закономерности становления мастерства.

 

 

ПРИМЕНЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПЕРЕКЛЮЧЕНИИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛЯЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   
С. В. Парамонов,
В. М. Глебов,
Т. А. Дубовенко, Киев
 

В настоящее время проблема восстановления спортсменов после, а также и в период больших физических и психических нагрузок является одной из важных. Условия обострения конкуренции определяют поиск новых форм более полной реализации индивидуальных психофизиологических и технико-тактических возможностей спортсменов во время соревнований и предполагают рассматривать как единое целое нагрузку и методы восстановления.

Лежащий в основе двигательных переключений (ДП) феномен активного отдыха, описанный И. М. Сеченовым, создает предпосылки использования данного метода для оперативной регуляции функционального состояния спортсмена. Применение двигательных переключений способствует длительному сохранению высокого уровня работоспособности человека в его трудовой и спортивной деятельности. Физиологический механизм активного отдыха заключается в переключении с деятельности одних нервных центров, утомляющихся при работе, на деятельность других центров, не принимавших активного участия в ней.

 

Происходящее при этом (по механизму отрицательной индукции) углубление торможения в работавших и утомленных нервных центрах содействует быстрому восстановлению их функций и возобновлению высокоэффективной деятельности. В основе двигательных переключений лежит физическое упражнение. Выполненное по структуре, отличающейся от основной (рабочей) биомеханической за счет включения в работу новых групп мышц, физическое упражнение является причиной возникновения положительных сдвигов в организме спортсмена. Широко применяемые в настоящее время ДП разнообразны по характеру используемых упражнений, режиму работы мышц, симметричности задействованных групп мышц по отношению к утомленным и отличаются моментами включения активного отдыха в работу.

Все виды двигательных переключений выполняются как в динамическом, так и в статическом режимах работы. Под динамическим режимом подразумевается выполнение ДП за счет сокращения или увеличения длины работающих мышц, т. е. выполнение усилий в пре-

Library   10   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало