Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Рис. 3. Последовательность освоения специализированных тактических умений

Вначале следует научиться выполнять атаки (1), затем защиты (2) и ответы (3), потом контратаки и ремизы (4). После этого нужно овладеть умениями различать и переключаться. Причем освоение этих умений будет проходить эффективнее при соблюдении следующей последовательности: умение раз-

 

личать сектор для нападения (5) и направление нападения противника (6), подготовку от нападения (8), простое нападение от нападений с финтами пли значительной глубины (7), умение переключаться от нападения в один сектор к нападению в другой (11), от подготовки к нападению (9), от одного нападения к другому (10), от нападения к защите (12), от защиты к нападению (13), от защиты к повторной защите (14).

Естественно, что специализированные тактические умения и боевые действия фехтовальщика не следует осваивать поочередно. Речь идет лишь о целесообразности последовательного акцентирования внимания тренера на каждом из них в процессе обучения и совершенствования спортсмена, учитывая индивидуальные и возрастные особенности, а также закономерности становления мастерства.

 

 

ПРИМЕНЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПЕРЕКЛЮЧЕНИИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛЯЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   
С. В. Парамонов,
В. М. Глебов,
Т. А. Дубовенко, Киев
 

В настоящее время проблема восстановления спортсменов после, а также и в период больших физических и психических нагрузок является одной из важных. Условия обострения конкуренции определяют поиск новых форм более полной реализации индивидуальных психофизиологических и технико-тактических возможностей спортсменов во время соревнований и предполагают рассматривать как единое целое нагрузку и методы восстановления.

Лежащий в основе двигательных переключений (ДП) феномен активного отдыха, описанный И. М. Сеченовым, создает предпосылки использования данного метода для оперативной регуляции функционального состояния спортсмена. Применение двигательных переключений способствует длительному сохранению высокого уровня работоспособности человека в его трудовой и спортивной деятельности. Физиологический механизм активного отдыха заключается в переключении с деятельности одних нервных центров, утомляющихся при работе, на деятельность других центров, не принимавших активного участия в ней.

 

Происходящее при этом (по механизму отрицательной индукции) углубление торможения в работавших и утомленных нервных центрах содействует быстрому восстановлению их функций и возобновлению высокоэффективной деятельности. В основе двигательных переключений лежит физическое упражнение. Выполненное по структуре, отличающейся от основной (рабочей) биомеханической за счет включения в работу новых групп мышц, физическое упражнение является причиной возникновения положительных сдвигов в организме спортсмена. Широко применяемые в настоящее время ДП разнообразны по характеру используемых упражнений, режиму работы мышц, симметричности задействованных групп мышц по отношению к утомленным и отличаются моментами включения активного отдыха в работу.

Все виды двигательных переключений выполняются как в динамическом, так и в статическом режимах работы. Под динамическим режимом подразумевается выполнение ДП за счет сокращения или увеличения длины работающих мышц, т. е. выполнение усилий в пре-

Library   10   Up


Contents

 

Home
 

одолевающем или уступающем режиме; под статическим режимом — позы или положения звеньев тела, сохраняющиеся за счет относительной неизменности длины мышечных волокон. Особое место в практике применения ДП занимают упражнения на расслабление, выполняющиеся как в динамическом, так и в статическом режимах работы мышц.

В практике различают два основных метода выполнения двигательных переключений — простой и комбинированный.

Простой метод использования ДП заключается в выполнении физических упражнений, ожидаемый эффект от которых происходит по механизму передачи нервных импульсов от работающих мышц, по проприоцептивным нервным волокнам к двигательному анализатору б коре головного мозга. При комбинированном методе — наряду с выполнением тех же физических упражнений предусматривается организованное использование дыхательных упражнений.

Комбинированный метод использования ДП наиболее эффективен при работе с высоким уровнем психической (эмоциональной) напряженности. Целесообразность его применения объясняется тем, что длительная задержка дыхания вызывает возбуждение дыхательного центра продолговатого мозга, что, в свою очередь, по механизму отрицательной индукции усиливает в коре головного мозга процесс торможения.

Особое значение в методике применения ДП имеет время их применения, т. е. момент включения упражнений в тренировочную и соревновательную деятельность. По этому признаку различают предварительные, последующие, чередующиеся и сочетающиеся с основной работой двигательные переключения.

Предварительное двигательное переключение (Пр. ДП) — применяющееся до основной деятельности, дает возможность экономизировать двигательную и вегетативную «стоимость» предстоящей работы.

Последующее двигательное переключение (По ДП) — включающееся после основной деятельности, оптимизирует процесс восстановления и подготовки к продолжению работы.

Чередующееся двигательное переключение (ЧДП) — чередующееся с элементами основной деятельности, оперативно регулирует уровень работоспособности отдельной группы мышц и всего организма в целом.

Сочетающееся двигательное переключение (СДП) — сочетающееся с продолжающейся деятельностью, стимулирует охранительное торможение в двигательных анализаторах занятых работой групп мышц, в определенных условиях отодвигает момент перевозбуждения.

Хронометрирование соревновательного дня фехтовальщика дало возможность выделить и уточнить продолжительность основных интер-

 

валов относительной бездеятельности участника соревнований. Они равны: перерыв между первым и вторым туром — 39±10,6 мин.; вторым и третьим — 37±6,1 мин., третьим и четвертым (туром прямого выбывания) — 60± ±10 мин.; между боями в группе — 10,6± ±3 мин., а также паузы в бою — 13,7 + 3 сек.

Проведенные нами исследования по изучению влияния ДП на уровень функциональной готовности спортсменов специализированной деятельности позволяют говорить об эффективности их применения в интервалах относительной бездеятельности. Критерием оценки функциональной готовности спортсменов служили показатели: частоты сердечных сокращений (ЧСС); электрокожного сопротивления (ЭКС); времени латентного периода простой и сложной специализированной реакции на неспецифический раздражитель (ПДР и СДР); скорости и точности специализированных движений (ССД и ТСД).

Необходимые измерения проводились с использованием комплекса аппаратуры: пульсотахометра; измерителя электрокожного сопротивления; измерителя последовательных реакций (ИПР-01); измерителя скорости и временных интервалов (ИСВИ-1); ртутного инерционного датчика; электрифицированной мишени с пультом управления и контроля. Исследования по определению функциональной готовности фехтовальщика к работе проводились по методике С. В. Парамонова и А. В. Ерохина (1982).

Для оптимизации процесса врабатывания и профилактики высокого уровня работоспособности в течение длительного времени в специальной части предсоревновательной разминки высококвалифицированных фехтовальщиков применялись специализированные упражнения в зеркальном исполнении (в обратной стойке). В двигательных переключениях использовались различные комплексы имитации боевых действий, неизменными условиями выполнения которых были медленный темп и мышечная свобода движений. Акцент при выполнении этих упражнений делался на техническую сторону исполнения. Использование простых фехтовальных действий упрощало решение задачи, поставленной перед ДП.

Вышеуказанные Пр. ДП являлись «грунтовочными», после которых в разминку фехтовальщиков включался установочный вольный бой в обычном для них исполнении длительностью 5 — 7 мин. Экспериментальными исследованиями установлено, что при применении Пр. ДП уровень психической (эмоциональной) напряженности по показателям ЧСС, ЭКС и времени латентного периода простой специфической двигательной реакции находится в оптимальных пределах, т. е. данное психическое напряжение содействует наиболее полной мобилизации ведущих систем организма спортсмена к выполнению предстоящей работы

 
Library   11   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 1

Показатели изменения функциональной готовности спортсменов к ведению боевой деятельности с использованием различных комплексов предсоревновательной

разминки (в %)

Группы

Кол-во испытуемых

Методы

ЧСС

ЭКС

ПДР

СДР

ТСД

ССД

Экспериментальная...........

24

158,7±
14,1

101,8±
1,4

79,4±
4,1

72,1±
5,2

128,3±
3,1

122,4±
2,1

Контрольная.......................

24

148,1±
8,3

105,6±
1,2

97,2±
4,8

87,7±
4,9

110,1±
4

115,8±
2,3

 

 

(табл. 1). Следствием этого явилось достоверное улучшение состояния функциональной готовности исследуемых фехтовальщиков к соревновательным боям.

Наиболее стимулирующее воздействие предварительные двигательные переключения оказывают на центральную нервную систему, повышая эффективность и надежность ее работы. Благодаря происходящим изменениям в работе ЦНС наблюдается ярко выраженное улучшение координации специализированных движений, проявляющихся в точности нанесения укола. Данный факт подтверждает результаты ранее проведенных исследований (Бергер М. Л., 1962). Подтверждением оптимального состояния возбудимости ЦНС является улучшение скорости специализированных действий (сложные атаки со средней дистанции) .

Особое внимание со стороны спортсменов требуют ситуации, когда их боевая деятельность происходит на фоне развивающегося утомления. Пройдя стадии врабатывания и стабилизации, функциональные системы организма фехтовальщика переходят в новое состояние, когда активность или бездеятельность в поведении спортсменов может оказаться решающей. Как показывают результаты экспериментальных исследований и педагогических наблюдений во время соревнований, с повышением уровня напряженности боев и увеличением времени участия в турнире у подавляющего большинства фехтовальщиков фиксируется резкое ухудшение точности и скорости специализированного движения укола (удара).

Для определения эффективности оперативного влияния ДП в микропаузах боя был проведен педагогический эксперимент, результаты которого подтвердили существующее мнение о перспективности использования данного метода в малых интервалах времени (табл. 2).

В качестве чередующегося ДП было использовано отведение прямой «рабочей» руки назад-вверх с проявлением шестисекундного максимального усилия.

 

Таблица 2

 

Эффективность оперативного влияния двигательных переключений в микропаузах фехтовального поединка

 

Вид отдыха

Кол-во испытуемых

ПДР

ССД

ТСД

ДП

16

94,7± 8,9%

134,7± 9,2%

112+.

2,1%

Пассивный

16

98,2± 11,7%

102,2± 11,3%

93,3± 8,4%

Указания к методике применения двигательных переключений

1. Активный отдых наиболее эффективен при оптимальных нагрузках.

2. Чем утомительнее работа, тем меньше должна быть нагрузка в двигательных переключениях, и наоборот.

3. Наибольший эффект двигательных переключений проявляется в фазе компенсированного утомления. В последующих фазах эффект отрицательный.

4. Никакие двигательные переключения не могут заменить необходимое для соревнований функциональное состояние организма спортсмена. Эффективность ДП прямо пропорциональна степени тренированности фехтовальщика.

5. В целях предотвращения адаптации к отдельным упражнениям целесообразна смена комплексов двигательных переключений.

6. Для более эффективной настройки на предстоящую работу, а также профилактики нежелательных психофункциональных предстартовых состояний следует включать двигательные переключения непосредственно в разминку перед соревнованиями.

Library   12   Up


Contents

 

Home
 

7. Следует считать целесообразным применение последующих, чередующихся и сочетающихся с основной работой двигательных пе-

 

реключений, начиная с 3-го тура, а также в боях тура прямого выбывания и финальной части соревнований.

 

 

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СОПРЯЖЕННЫХ ВОЗДЕЙСТВИИ В ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ

   
В. В. Кочетков,
Москва
 

В последние годы в подготовке представителей спортивных игр и единоборств (баскетбол, волейбол, борьба) получил распространение так называемый метод сопряженных воздействий. Суть его заключается в том, что в определенном тренировочном занятии через некоторые интервалы времени последовательно применяются средства специальной и общей физической подготовки. При этом сопряженное воздействие средств общей физической подготовки позволяет, с одной стороны, более эффективно воздействовать на процесс развития специальных качеств спортсмена, а с другой стороны, добиваться более эффективного восстановления после специальной работы, а также устранять такие явления, как монотония и психическое пресыщение. Варьирование интервалов работы по специальной и общей физической подготовке придает этому методу и те достоинства, которыми обладает интервальный метод тренировки.

При разработке этого метода применительно к фехтованию мы исходили из тех соображений, что парные упражнения, которые наиболее применимы в сопряженной тренировке, в последнее время совершенно необоснованно почти забыты в подготовке высококвалифицированных фехтовальщиков. А ведь парные упражнения, по существу, являются своего рода переходной формой тренировки от индивидуального урока к условному и вольному бою.

Сопряженная тренировка применялась нами в подготовке высококвалифицированных фехтовальщиц на этапе накопления боевого потенциала (1 — 2 тренировки в микроцикле). Еще большее место она может занимать на этапе повышения технико-тактической базы. Сопряженная тренировка обычно располагается по времени в таком отрезке микроцикла,

 

от которого требуется решение больших нагрузок специального характера: после двух дней подряд условных и вольных боев или после боев боевой практики.

Ниже приводится типичная тренировка, которая проводится сопряженным методом вначале этапа накопления боевого потенциала.

Задача тренировки: совершенствование техники и точности ответных действий после атак соперника.

Содержание тренировки: построение, объявление задачи урока — 5 мин., общеразвивающие упражнения — 15 мин., специальная физическая подготовка — 15 мин. (упражнения в подготовительной части подбираются соответственно цели урока).

Основная часть урока («сопряженная тренировка») дана в табл. 1.

Общее время тренировки — 160 мин., «чистое» время (без остановки для отдыха, постановки задач и т. д.) — 135 мин., т. е. моторная плотность такого занятия очень высокая (84%).

Как показали исследования, в середине такой тренировки спортсменки выполняют упражнения в парах при пульсе 26 — 27 ударов за 10 сек., а скоростно-силовые упражнения — при пульсе 28 — 29, что характеризует работу как интенсивную.

Психофизиологические и психологические пробы показывают, что сопряженная тренировка проходит на фоне достаточного эмоционального возбуждения, но не приводит к утомлению зрительного анализатора, как это бывает при других видах специальной работы. Данные, полученные на другой день после такой тренировки, говорят о том, что она ускоряет процесс восстановления, решая таким образом еще одну, дополнительную, задачу подготовки фехтовальщиков.

Library   13   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало