Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

7. Следует считать целесообразным применение последующих, чередующихся и сочетающихся с основной работой двигательных пе-

 

реключений, начиная с 3-го тура, а также в боях тура прямого выбывания и финальной части соревнований.

 

 

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СОПРЯЖЕННЫХ ВОЗДЕЙСТВИИ В ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ

   
В. В. Кочетков,
Москва
 

В последние годы в подготовке представителей спортивных игр и единоборств (баскетбол, волейбол, борьба) получил распространение так называемый метод сопряженных воздействий. Суть его заключается в том, что в определенном тренировочном занятии через некоторые интервалы времени последовательно применяются средства специальной и общей физической подготовки. При этом сопряженное воздействие средств общей физической подготовки позволяет, с одной стороны, более эффективно воздействовать на процесс развития специальных качеств спортсмена, а с другой стороны, добиваться более эффективного восстановления после специальной работы, а также устранять такие явления, как монотония и психическое пресыщение. Варьирование интервалов работы по специальной и общей физической подготовке придает этому методу и те достоинства, которыми обладает интервальный метод тренировки.

При разработке этого метода применительно к фехтованию мы исходили из тех соображений, что парные упражнения, которые наиболее применимы в сопряженной тренировке, в последнее время совершенно необоснованно почти забыты в подготовке высококвалифицированных фехтовальщиков. А ведь парные упражнения, по существу, являются своего рода переходной формой тренировки от индивидуального урока к условному и вольному бою.

Сопряженная тренировка применялась нами в подготовке высококвалифицированных фехтовальщиц на этапе накопления боевого потенциала (1 — 2 тренировки в микроцикле). Еще большее место она может занимать на этапе повышения технико-тактической базы. Сопряженная тренировка обычно располагается по времени в таком отрезке микроцикла,

 

от которого требуется решение больших нагрузок специального характера: после двух дней подряд условных и вольных боев или после боев боевой практики.

Ниже приводится типичная тренировка, которая проводится сопряженным методом вначале этапа накопления боевого потенциала.

Задача тренировки: совершенствование техники и точности ответных действий после атак соперника.

Содержание тренировки: построение, объявление задачи урока — 5 мин., общеразвивающие упражнения — 15 мин., специальная физическая подготовка — 15 мин. (упражнения в подготовительной части подбираются соответственно цели урока).

Основная часть урока («сопряженная тренировка») дана в табл. 1.

Общее время тренировки — 160 мин., «чистое» время (без остановки для отдыха, постановки задач и т. д.) — 135 мин., т. е. моторная плотность такого занятия очень высокая (84%).

Как показали исследования, в середине такой тренировки спортсменки выполняют упражнения в парах при пульсе 26 — 27 ударов за 10 сек., а скоростно-силовые упражнения — при пульсе 28 — 29, что характеризует работу как интенсивную.

Психофизиологические и психологические пробы показывают, что сопряженная тренировка проходит на фоне достаточного эмоционального возбуждения, но не приводит к утомлению зрительного анализатора, как это бывает при других видах специальной работы. Данные, полученные на другой день после такой тренировки, говорят о том, что она ускоряет процесс восстановления, решая таким образом еще одну, дополнительную, задачу подготовки фехтовальщиков.

Library   13   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 1

 

Время

Упражнения

Методические рекомендации к замечания

5 мин.

Разминка в парах. Повторение основных простых атак, защит и ответов без активного противодействия партнера

Упражнения выполняются с четким контролем промежуточных фаз и конечных положений в атаках, защитах и ответах

5 мин.

Скоростные упражнения. Ускорения 3 — 4 серии по 20 — 30 м с постепенным набором скорости.

Ускорения 3 — 4 серии по 20 — 30 м по сигналу из различных исходных положений с остановками и приседанием в глубокий присед по сигналу после скоростного пробегания 5 — 10 м

В промежутках между сериями легкий бег трусцой

3 мин.

Отдых

Контроль функционального состояния

10 мин.

И. П. — 6-я позиция, дистанция средняя.

1-й партнер атакует прямо или с переводом и выпадом

2-й партнер берет 4-ю или 6-ю защиту, дает ответ прямо на уходящего с выпада партнера

Применять смену партнеров

 

И. П. — то же. 1-й партнер после выполнения атаки уколом прямо или с переводом остается на выпаде, не сгибая вооруж. руку

2-й партнер берет 4-ю или 6-ю защиту, дает ответ прямо одной рукой. Те же упражнения после передвижений. Атакует ведущий

Партнер, берущий защиту, очень четко контролирует дистанцию в момент взятия защиты, отходя на минимально безопасное для себя расстояние для того, чтобы ответить одной рукой

5 мин.

Скоростно-силовые упражнения. Бег вперед с высоким подниманием бедра и спиной вперед, 3 — 4 серии по 20 — 30 м. Многоскоки с высоким подниманием бедра с одновременным толчком двух ног с движением вперед и спиной вперед, 3 — 4 серии по 15 — 20 м

В промежутках между сериями бег трусцой

3 мин.

Отдых

Контроль функц. состояния

15 мин.

И. П. — 6-я позиция, дистанция средняя. 1-й партнер атакует уколом прямо с выпадом или с переводом. 2-й партнер реагирует на атаку, беря 4-ю или 6-ю круговые защиты и дает ответ прямо (1-й партнер после атаки стоит на выпаде или закрывается, в обоих случаях не сгибает вооруж. руку).

Те же упражнения после передвижений, атакует ведущий

Применять смену партнеров, добиваясь быстрейшего приспособления к новому партнеру

 
Library   14   Up


Contents

 

Home
 

Продолжение

 

Время

Упражнения

Методические рекомендации и замечания

5 мин.

10 — 12 прыжков в длину с места по сигналу, 3 — 4 серии

8 — 10 отжиманий из упора лежа. Многоскоки поочередно на правой и левой ногах, 3 — 4 серии по 15 — 20 м. 8 — 10 отжиманий из упора лежа

В промежутках между сериями легкий бег трусцой

3 мин.

Отдых

Контроль функц. состояния

20 мин.

И. П. — 6-я позиция или 6-е соединение, дистанция средняя. 1-й партнер атакует с выпадом уколом прямо или с переводом

2-й партнер берет 4,6-ю или круговые защиты, дает ответ правильный по дистанции прямо или с переводом в зависимости от действий партнера.

То же после передвижения.

1-й вариант: атакует ведущий.

2-й: атакует ведомый.

То же, но атакующий после атаки имитирует ремиз на ответ партнера

Применять смену партнеров. Неправильно выполненные действия повторять несколько раз до правильного выполнения

5 мин.

Скоростно-силовые упражнения.

Прыжковые упражнения через гимнастическую скамейку. На двух ногах 30 — 40 м. 10 — 15 отжиманий из упора сзади на скамейке.

2 серии по 12 — 15 прыжков через скамейку на правой и левой ноге поочередно. 10 — 15 отжиманий из упора сзади на скамейке

При выполнении скоростно-силовых упражнений можно проводить эстафеты

3 мин.

Отдых

Контроль функц. состояния

20 мин.

И. П. — 6-я позиция или 6-е соединение, дистанция средняя. 1-й партнер атакует прямо, или с переводом с выпадом.

2-й партнер берет 4-ю или 6-ю защиту и дает ответ с «завязыванием» оружия атакующего.

Такие же ответы после взятия круговых защит.

То же повторить с передвижением и подбором дистанции

Применять смену партнеров

20 мин.

1-й партнер атакует, произвольно выбирая сектор укола. После выполнения атаки:

а) закрывается и отходит, оставляя вытянутую руку;

б) отходит или на месте делает вольт на ответ 2-го партнера;

в) выполняет ремиз на ответ.

2-й партнер берет необходимую защиту и дает ответ, учитывая действия атакующего

При выполнении этого упражнения каждый из партнеров активно стре-

 
Library   15   Up


Contents

 

Home
 

Продолжение

 

Время

Упражнения

Методические рекомендации и замечания

   

мится к нанесению укола в своих движениях

10 мин.

Легкий бег. Упражнения на расслабление

 

10 — 12 мин.

Контроль функционального состояния.

Подведение итогов тренировочного занятия

 
 

 

ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ


НАШИ РЕЗЕРВЫ

   
В. П. Ляшенко, Спорткомитет СССР
 

Спортивный резерв в широком понимании слова неразрывно связан с важными социально-обусловленными факторами, включающими всю совокупность достижений социалистического общества в деле коммунистического воспитания молодежи, развития массовой физической культуры и высшего спортивного мастерства. В более узком смысле слова спортивный резерв — это контингент спортсменов, достигших определенного в соответствии с поставленными задачами уровня спортивного мастерства.

Действующий резерв — это кандидаты в сборные команды страны, состав которых определяется (пофамильно) в соответствии с заданиями Сводного плана. Спортсмены этой группы должны выполнить и подтвердить нормативы мсмк, успешно выступать на чемпионатах мира и Кубках Европы, других международных соревнованиях в олимпийском цикле.

Ближний резерв — контингент молодых одаренных спортсменов, способных в течение олимпийского цикла пополнить число кандидатов в сборные команды страны. Этот резерв в соответствии с заданиями Сводного плана отбирается по результатам выступления спортсменов в основных соревнованиях, нормативам и модельным характеристикам. Списки утверждаются отделом фехтования и Управлением спортивных единоборств Спорткомитета СССР. Сюда входят также спортсмены, обучающиеся в школах-интернатах спортивного профиля (выполнившие норматив мс)

 

и зачисленные в списки основного состава центров олимпийского резерва ШВСМ.

Перед ближним резервом поставлены такие задачи: освоить большие объемы тренировочных нагрузок, повысить уровень спортивного мастерства и войти в состав кандидатов. Необходимо, чтобы в каждом виде оружия было по 4 — 5 человек, оспаривающих право быть включенными в состав олимпийской сборной команды.

Одной из основных задач работы тренеров ближнего резерва считается подготовка кандидатов в сборную команду страны. Решение этой задачи во многом зависит от того, какую помощь ближнему резерву оказывает резерв потенциальный. Эта помощь прежде всего зависит от уровня развития массового фехтования в стране, в республиках; роста числа коллективов, секций, количества занимающихся; увеличения числа специалистов, тренеров с высшим образованием.

Другим важным критерием, определяющим качество подготовки ближнего резерва сборной, является уровень достижений сборной молодежной команды СССР.

В основу отбора кандидатов в состав резерва (по 16 человек в виде оружия) положено умение юных спортсменов показывать наилучшие результаты в основных стартах года: первенствах СССР среди юношей и юниоров, Кубке СССР, всесоюзных турнирах сильнейших. Кроме этого учитываются способность спортсменов своевременно выходить на высо-

Library   16   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало