Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Продолжение

 

Время

Упражнения

Методические рекомендации и замечания

   

мится к нанесению укола в своих движениях

10 мин.

Легкий бег. Упражнения на расслабление

 

10 — 12 мин.

Контроль функционального состояния.

Подведение итогов тренировочного занятия

 
 

 

ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ


НАШИ РЕЗЕРВЫ

   
В. П. Ляшенко, Спорткомитет СССР
 

Спортивный резерв в широком понимании слова неразрывно связан с важными социально-обусловленными факторами, включающими всю совокупность достижений социалистического общества в деле коммунистического воспитания молодежи, развития массовой физической культуры и высшего спортивного мастерства. В более узком смысле слова спортивный резерв — это контингент спортсменов, достигших определенного в соответствии с поставленными задачами уровня спортивного мастерства.

Действующий резерв — это кандидаты в сборные команды страны, состав которых определяется (пофамильно) в соответствии с заданиями Сводного плана. Спортсмены этой группы должны выполнить и подтвердить нормативы мсмк, успешно выступать на чемпионатах мира и Кубках Европы, других международных соревнованиях в олимпийском цикле.

Ближний резерв — контингент молодых одаренных спортсменов, способных в течение олимпийского цикла пополнить число кандидатов в сборные команды страны. Этот резерв в соответствии с заданиями Сводного плана отбирается по результатам выступления спортсменов в основных соревнованиях, нормативам и модельным характеристикам. Списки утверждаются отделом фехтования и Управлением спортивных единоборств Спорткомитета СССР. Сюда входят также спортсмены, обучающиеся в школах-интернатах спортивного профиля (выполнившие норматив мс)

 

и зачисленные в списки основного состава центров олимпийского резерва ШВСМ.

Перед ближним резервом поставлены такие задачи: освоить большие объемы тренировочных нагрузок, повысить уровень спортивного мастерства и войти в состав кандидатов. Необходимо, чтобы в каждом виде оружия было по 4 — 5 человек, оспаривающих право быть включенными в состав олимпийской сборной команды.

Одной из основных задач работы тренеров ближнего резерва считается подготовка кандидатов в сборную команду страны. Решение этой задачи во многом зависит от того, какую помощь ближнему резерву оказывает резерв потенциальный. Эта помощь прежде всего зависит от уровня развития массового фехтования в стране, в республиках; роста числа коллективов, секций, количества занимающихся; увеличения числа специалистов, тренеров с высшим образованием.

Другим важным критерием, определяющим качество подготовки ближнего резерва сборной, является уровень достижений сборной молодежной команды СССР.

В основу отбора кандидатов в состав резерва (по 16 человек в виде оружия) положено умение юных спортсменов показывать наилучшие результаты в основных стартах года: первенствах СССР среди юношей и юниоров, Кубке СССР, всесоюзных турнирах сильнейших. Кроме этого учитываются способность спортсменов своевременно выходить на высо-

Library   16   Up


Contents

 

Home
 

кий уровень специальной функциональной подготовленности, характеристики их технико-тактической подготовленности, психологической устойчивости, состояние здоровья, соблюдение ими требований морального кодекса строителя коммунизма, способность к проявлению высоких морально-волевых качеств во время участия во всесоюзных и международных соревнованиях.

Оценкой подготовки резервов являются также результаты воспитанников коллективов республик, городов, подразделений, показанные на крупнейших всесоюзных соревнованиях: спартакиаде школьников, играх молодежи, спартакиаде народов СССР, чемпионате и Кубке страны.

Спортивная статистика свидетельствует о том, что относительно эффективно осуществляется процесс подготовки спортсменов в высших звеньях нашей фехтовальной системы: в сборной команде СССР, сборных командах РСФСР, УССР, БССР, г. Москвы, Вооруженных Сил, «Динамо», «Буревестника», «Спартака». Не отличаются стабильностью выступления спортсменов г. Ленинграда и Казахской ССР, хотя в городе и республике имеются потенциальные возможности для более высоких достижений. На традиционно низких местах остаются обычно коллективы, в чьих республиках недостаточно развито массовое фехтование, что подтверждается слабыми результатами в соревнованиях (Молдавская ССР, Литовская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР).

Ежегодно из числа лучших спортсменов из 25 отделений ШВСМ и из 30 СДЮШОР 90 человек зачисляются в основной состав центров олимпийского резерва (ЦОР). Перед членами ЦОР ставится задача: выйти в процессе подготовки на объемы нагрузок, приближающихся к модельным характеристикам членов сборной команды, т. е. практически спортсмены ближайшего резерва ведут подготовку по программам сборных команд страны.

Таким образом, наибольшие возможности заложены в усовершенствовании деятельности низшего звена системы резерва — резерва потенциального, так как работа большинства отделений ДЮСШ, СДЮШОР и даже ШИСП по отбору и воспитанию одаренных спортсменов продолжает оставаться малоэффективной.

Работа по совершенствованию спортивного мастерства спортсменов резерва охватывает много вопросов, которые нужно решить:

— перспективное планирование высшего спортивного мастерства;

— качественный отбор начинающих заниматься фехтованием;

— условия отбора в сборные команды;

— конструирование годичных циклов подготовки;

— управление развитием спортивной формы;

 

— научное и материальное обеспечение;

— повышение квалификации тренерских кадров;

— политико-воспитательная работа.

Тренеры, работающие с молодыми перспективными спортсменами, должны обучить их техническим приемам и тактическим знаниям, поднять на высокий уровень общую физическую и специальную подготовку, научить мобилизовывать морально-волевые качества на решение поставленных задач.

К сожалению, порой процесс творчества усложняется трудностями организационного характера. Значительным тормозом, сдерживающим развитие наших резервов, продолжает оставаться медленный прирост материально-технического обеспечения фехтования. С трудом пробивает себе дорогу перспективный бригадный метод — хорошая школа повышения мастерства не только спортсменов, но и тренеров. Ведущие тренеры подразделений, часто участвуя в учебно-тренировочных сборах на выезде и занимаясь активно с единицами, оставляют дома без присмотра десятки спортсменов. Активное содружество членов тренерской бригады, взаимозаменяемость, сплав опыта ветеранов и энергии молодых способны поднять на более высокий уровень подготовку юных фехтовальщиков.

Развитие спортивной формы спортсмена, попавшего в орбиту резерва сборной команды страны, предусматривает прежде всего четкое планирование и учет его деятельности.

Планирование годичного цикла, важнейшего звена в перспективном планировании подготовки вообще, осуществляется на основе следующих положений:

— структура и содержание годичного цикла подчинены гармоничному сочетанию разработанных в фехтовании систем физической, технической, тактической, психологической подготовки;

— все мероприятия подчинены формированию спортивной формы к главным соревнованиям годичного цикла;

— учитывая, что компоненты спортивной формы развиваются неравномерно, а важнейшие, определяющие надежность выступления в ответственных соревнованиях, такие, как подготовка и адаптация психической сферы и специальная выносливость, больше, чем другие, подчинены принципам постепенности, непрерывности и волнообразности нагрузки и требуют длительного срока воздействия — годичный цикл строится как непрерывный процесс;

— одна из важнейших основ годичного цикла: создание оптимальной взаимосвязи соревновательных и тренировочных нагрузок при ведущей роли соревнований, которые в относительно большей мере являются моделью деятельности на главных соревнованиях года, наиболее полно развивают адаптационные ме-

 
Library   17   Up


Contents

 

Home
 

ханизмы всех функциональных систем организма;

— устанавливая динамику нагрузок, необходимо прежде всего учитывать возможности восстановления спортсмена и ускорение этого процесса;

— необходимо предусмотреть развитие динамики психологической напряженности, возникающей под воздействием тренировочной и соревновательной нагрузки.

Большое значение придается динамике психической напряженности нагрузок, которая регулируется следующими факторами:

а) количеством соревновательных боев; б) ранжированием соревнований; в) количеством тренировочных боев на результат; г) заданиями по достижению промежуточной модели.

 

Например, кандидаты в сборную команду СССР в среднем в годичном цикле проводят 300 — 350 соревновательных боев и до 1200 тренировочных боев на результат. Прослеживая этот показатель на протяжении нескольких лет подготовки спортсменов резерва, можно с высокой долей достоверности определить индивидуальные особенности динамики развития спортивной формы, фазы ее подъема, спада, стабилизации. На основе этих данных тренер разрабатывает методику тренировки, динамику нагрузки, устанавливает индивидуальные задания на достижение определенного показателя на подводящие и основные соревнования. Только при таком подходе к подготовке резерва можно обеспечить достойную смену ветеранам сборной команды страны.

 

 

ОПЫТ РАБОТЫ ШКОЛЫ ФЕХТОВАНИЯ
В СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ

   
В. С. Иванов, заслуженный тренер РСФСР, Орджоникидзе
 

Фехтование в Северной Осетии является одним из популярнейших видов спорта. И успехи фехтовальщиков радуют всех. Достаточно сказать, что специализированная школа фехтования при Министерстве просвещения Сев.-Осетинской АССР делегировала на Олим-пиаду-80 двух спортсменов: Л. Цагараева стала серебряным и А. Можаев бронзовым призером в командных соревнованиях. В школе подготовлено 4 мастера спорта международного класса, 56 мастеров спорта СССР, 26 победителей всесоюзных соревнований и огромное количество чемпионов и призеров первенств ДСО, чемпионатов Вооруженных Сил СССР. Тренерский коллектив школы состоит на 90%. из бывших воспитанников этой школы. Благодаря этому и преемственности, которая существует в школе, ее лучшие традиции передаются от тренеров к ученикам, от одного поколения к другому. До 1974 г. в Орджоникидзе было отделение фехтования при РДСШ. В 1974 г. в школе введена узкая специализация по видам оружия.

Четыре специализированных зала (правда, маленьких и без комфорта), в которых оборудованы подвесные системы, мишени, тренажеры, зеркала, стали функционировать соответственно каждому виду оружия. В порядке эксперимента был создан спортивный класс при средней общеобразовательной школе № 39 (сейчас в этой школе 7 таких специализированных классов). В класс были отобраны ребята из этой школы и переведены несколько

 

из других школ. Ребята фехтованием ранее не занимались, кроме нескольких человек, а сейчас — (это уже 10-й класс) — составляют костяк сборной команды школьников республики. И практически силами одного этого класса (О. Величко, М. Караева, Б. Кайтукова, Б. Аракелов, И. Ивахненко, З. Ватаев, И. Кумалагов, С. Братчик, т.. е. представителями трех видов оружия, кроме сабли) мы выиграли в 1982 г. первенство ДСШ Министерств просвещения СССР и РСФСР.

Комплектование классов, причем по видам оружия, производится после того, как ребята прозанимаются 2 года в группах ОФП. Больше двух видов оружия в классе не культивируется. Обязательно в каждом классе должны быть рапиристки. Занятия проводятся 12 раз в неделю. Утром ОФП, а вечером, после самоподготовки, специальная подготовка. Так как не хватает тренерских кадров, тренеры школы проводят только специальные тренировки.

Таким образом, в режим учащегося входит: одна тренировка утром и одна вечером, а занятия по ОФП проводит преподаватель физкультуры общеобразовательной школы. В результате ребята в таких классах хорошо развиты физически и учатся лучше по сравнению с другими ребятами этого же возраста, несмотря на то, что они иногда пропускают занятия в школе из-за выездов на сборы и соревнования, где им приходится заниматься самостоятельно.

Library   18   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало