Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ханизмы всех функциональных систем организма;

— устанавливая динамику нагрузок, необходимо прежде всего учитывать возможности восстановления спортсмена и ускорение этого процесса;

— необходимо предусмотреть развитие динамики психологической напряженности, возникающей под воздействием тренировочной и соревновательной нагрузки.

Большое значение придается динамике психической напряженности нагрузок, которая регулируется следующими факторами:

а) количеством соревновательных боев; б) ранжированием соревнований; в) количеством тренировочных боев на результат; г) заданиями по достижению промежуточной модели.

 

Например, кандидаты в сборную команду СССР в среднем в годичном цикле проводят 300 — 350 соревновательных боев и до 1200 тренировочных боев на результат. Прослеживая этот показатель на протяжении нескольких лет подготовки спортсменов резерва, можно с высокой долей достоверности определить индивидуальные особенности динамики развития спортивной формы, фазы ее подъема, спада, стабилизации. На основе этих данных тренер разрабатывает методику тренировки, динамику нагрузки, устанавливает индивидуальные задания на достижение определенного показателя на подводящие и основные соревнования. Только при таком подходе к подготовке резерва можно обеспечить достойную смену ветеранам сборной команды страны.

 

 

ОПЫТ РАБОТЫ ШКОЛЫ ФЕХТОВАНИЯ
В СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ

   
В. С. Иванов, заслуженный тренер РСФСР, Орджоникидзе
 

Фехтование в Северной Осетии является одним из популярнейших видов спорта. И успехи фехтовальщиков радуют всех. Достаточно сказать, что специализированная школа фехтования при Министерстве просвещения Сев.-Осетинской АССР делегировала на Олим-пиаду-80 двух спортсменов: Л. Цагараева стала серебряным и А. Можаев бронзовым призером в командных соревнованиях. В школе подготовлено 4 мастера спорта международного класса, 56 мастеров спорта СССР, 26 победителей всесоюзных соревнований и огромное количество чемпионов и призеров первенств ДСО, чемпионатов Вооруженных Сил СССР. Тренерский коллектив школы состоит на 90%. из бывших воспитанников этой школы. Благодаря этому и преемственности, которая существует в школе, ее лучшие традиции передаются от тренеров к ученикам, от одного поколения к другому. До 1974 г. в Орджоникидзе было отделение фехтования при РДСШ. В 1974 г. в школе введена узкая специализация по видам оружия.

Четыре специализированных зала (правда, маленьких и без комфорта), в которых оборудованы подвесные системы, мишени, тренажеры, зеркала, стали функционировать соответственно каждому виду оружия. В порядке эксперимента был создан спортивный класс при средней общеобразовательной школе № 39 (сейчас в этой школе 7 таких специализированных классов). В класс были отобраны ребята из этой школы и переведены несколько

 

из других школ. Ребята фехтованием ранее не занимались, кроме нескольких человек, а сейчас — (это уже 10-й класс) — составляют костяк сборной команды школьников республики. И практически силами одного этого класса (О. Величко, М. Караева, Б. Кайтукова, Б. Аракелов, И. Ивахненко, З. Ватаев, И. Кумалагов, С. Братчик, т.. е. представителями трех видов оружия, кроме сабли) мы выиграли в 1982 г. первенство ДСШ Министерств просвещения СССР и РСФСР.

Комплектование классов, причем по видам оружия, производится после того, как ребята прозанимаются 2 года в группах ОФП. Больше двух видов оружия в классе не культивируется. Обязательно в каждом классе должны быть рапиристки. Занятия проводятся 12 раз в неделю. Утром ОФП, а вечером, после самоподготовки, специальная подготовка. Так как не хватает тренерских кадров, тренеры школы проводят только специальные тренировки.

Таким образом, в режим учащегося входит: одна тренировка утром и одна вечером, а занятия по ОФП проводит преподаватель физкультуры общеобразовательной школы. В результате ребята в таких классах хорошо развиты физически и учатся лучше по сравнению с другими ребятами этого же возраста, несмотря на то, что они иногда пропускают занятия в школе из-за выездов на сборы и соревнования, где им приходится заниматься самостоятельно.

Library   18   Up


Contents

 

Home
 

Спортивные классы школы выигрывают все соревнования «Старты надежд» в республике, а два спорткласса были делегированы в Артек на всесоюзные соревнования, что говорит от многосторонней подготовке наших воспитанников.

Летом учащиеся спортивных классов выезжают на 20 дней в спортивный лагерь в горах, где продолжают занятия по ОФП со своими тренерами и воспитателями.

Главными тестами при зачислении в учебно-тренировочные группы являются контрольные нормативы по ОФП, разработанные в школе, а также всевозможные соревнования: по технике исполнения приемов передвижения и боевой практике, такие, как «Первый шаг», «Делай лучше, чем я», проводимые в течение двух лет в группах ОФП. Соревнования проводят преподаватели физкультуры и педагоги общеобразовательных школ. Тренеры спортивной школы по очереди 1 — 2 раза в неделю посещают группы через 6 месяцев после набора. Установлено как бы дежурство — шефство тренеров в этих группах. Экзамен по ОФП в этих группах проводится 2 раза в год: в октябре и в апреле. В школе почти в каждом зале есть стенды с фотографиями лучших спортсменов школы, страны, что помогает детям равняться на них. В беседах ненавязчиво тренеры говорят о том, какой спортивный подвиг совершил тот или иной спортсмен. В каждой группе, а особенно в спортивных классах, существует родительский комитет и совет капитанов, которые помогают педагогам в том, чтобы успеваемость и дисциплина в классах была на должной высоте.

Для того чтобы заинтересовать ребят, мы проводим по окончании учебного года заключительный вечер для учащихся с родителями, где награждаем тех, кто лучше выступал в течение года, и тех, кто практически не пропускал тренировок. Ребят награждают наши ведущие спортсмены: Л. Цагараева, А. Можаев, В. Кадиева. Они стараются присутствовать на таких соревнованиях, как «Первый шаг», «Мушкетеры России». Все это происходит в торжественной обстановке, в присутствии родителей учащихся. Награждение лучших спортсменов ценными подарками и грамотами стимулирует ребят добросовестнее относиться к своим занятиям.

Большую работу проводят педагоги-тренеры по воспитанию так называемых трудных детей, многие из которых благодаря их вниманию впоследствии становятся хорошими людьми и ведущими спортсменами страны, республики. И сейчас в школе учатся ребята, которые в недавнем прошлом состояли на учете в детской комнате милиции, а ныне, т. е. через 2 — 3 года обучения в нашей школе, это хорошие учащиеся и спортсмены.

Ведущие тренеры осуществляют шефство над молодыми тренерами, только окончивши-

 

ми вуз, общаются с более опытными наставниками. Так, например, долгое время заслуженный тренер РСФСР В. В. Аракелов помогал в работе тренеру Ю. К. Павлиди. Сейчас Павлиди сам осуществляет шефство над С. Л. Голенищевым и П. Мартиросовым; В. Н. Галуев — над С. Бицаевым, В. С. Иванов над Ахполовой и Л. Т. Моуравовой, помогая в организации учебного процесса, правильного отбора учащихся.

Тренеры-наставники получают дополнительные очки при подведении итогов социалистических соревнований, когда называют лучшего тренера отделения школы, лучшие отделения и группы. Одним из главных положительных критериев, кроме результатов на соревнованиях, является общественная активность учащихся и тренеров, а также учеба в общеобразовательной школе, организация отдыха учащихся в спортивно-оздоровительном лагере, участие в общественной работе по месту отдыха.

За время существования школы через работу, т. е. трудовое воспитание в летнем лагере, прошли почти все наши спортсмены. Это — чемпионы универсиады, СССР и СКДА З. Дзахова, Л. Цагараева, А. Можаев, трехкратные победители юношеских первенств СССР Т. Моуравова, Т. Галуева, Н. Русецкая, В. Кадиева, победитель первенства РСФСР A. Рассыхин. И каждое новое поколение учащихся также проходит трудовую закалку. Это победители юношеских первенств СССР, СКДА и молодежных игр СССР — О. Величко, М. Караева, И. Суанова, И. Макович и многие другие. Сейчас школа строит свой спортивный лагерь в селе Унал: там будет спальный корпус на 70 мест, столовая, спортивный зал, бассейн и финская баня. Но всего этого могло бы и не быть, если бы в 1951 г. в город не приехал выпускник Ереванского института физкультуры А. Н. Григорян. Большой энтузиаст фехтования, он привил всем нам любовь к этому виду спорта. Хотелось бы назвать первых тренеров, которые проложили дорогу в большой спорт, — B. Иванов, В. Годжиев, В. Губиев, В. Цамаладзе, Т. Урусбиева.

Руководство школы сейчас придерживается принципа узкой специализации, а также раннего привлечения детей в фехтование через организацию групп ОФП. С введением групп ОФП у нас решилась проблема отбора.

Отбор, преемственность поколений, комплексный подход к воспитанию спортсменов приводят к тому, что таланты не иссякают и в каждом виде оружия есть у нас перспективные ребята — это О. Величко, И. Суанова, И. Караева, И. Макович, Б. Аракелов, Н. Беспалов, Ю. Цалагов, З. Ватаев. Но в основном мы стараемся не нарушать традиции в женском и шпажном фехтовании, где собрались у нас лучшие тренерские кадры:

 
Library   19   Up


Contents

 

Home
 

Ю. Павлиди, Л. Щербич, Ф. Ватаева, Н. Новаторов. Эти тренеры достаточно квалифицированны и могут готовить хороших спортсменов — резерв сборной команды страны. В их

 

руках будущее нашей школы. Несомненно, победы придут. Если хорошо работать, творчески относиться к своему делу, быть в зале, школе рядом со своими учениками.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДЯЩИХ
И ТВОРЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИИ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ ФЕХТОВАНИЮ

   
С. В. Резниченко, Барнаул
 

Педагогические наблюдения за работой тренеров и юных рапиристов на тренировочных занятиях в ДЮСШ и в специализированных классах общеобразовательных школ показали, что самостоятельная работа занимающихся в индивидуальных и парных упражнениях по овладению техническими приемами и боевыми действиями сводится в основном к выполнению конкретных заданий, в которых преобладает воспроизведение по образцу.

В подготовительной части урока на протяжении двухгодичного срока обучения общее количество упражнений, выполняемых занимающимися, колеблется незначительно (от 55 до 64%). В то же время процент упражнений по образцу снижается (от 78,2 до 17,2%), а реконструктивных — повышается (от 21,8 до 65,6%). Вариативные упражнения появляются лишь на девятом месяце первого года обучения, и количество их постепенно увеличивается (от 6 до 10%). В основной части урока общее количество упражнений больше, чем в подготовительной. Значительное место занимают упражнения по образцу, при этом наблюдается тенденция к их снижению (61,4 и 37,1%). Процент реконструктивных упражнений в отличие от подготовительной части незначительно снижается (от 36,6. до 30,0%), а вариативных и творческих продолжает увеличиваться (соответственно от 10,7 до 20,0% и от 7,6 до 12,9%). В заключительной части урока обще количество упражнений значительно меньше, чем в подготовительной и основной (от 13 до 22%). Преобладающими среди них являются упражнения реконструктивного характера. Упражнения по образцу чаще всего применяются на начальном этапе обучения. Вариативные упражнения имеют место лишь на шестом месяце первого года обучения, причем в дальнейшем их количество незначительно увеличивается (от 2 до 4).

Таким образом, в подготовительной части урока в ходе обучения юные спортсмены постепенно переходят от выполнения простых упражнений к более сложным. Однако применение упражнений вариативного типа используется недостаточно. В основной части урока,

 

несмотря на преобладание упражнений по образцу и реконструктивных, количество их в ходе обучения постепенно снижается, что открывает возможность использования вариативных и творческих упражнений. В заключительной части урока занимающиеся выполняют упражнения под команду тренера лишь на начальном этапе обучения, а в дальнейшем они уже самостоятельно работают на реконструктивном уровне.

Можно сделать вывод, что в процессе обучения юных фехтовальщиков по существующей программе недостаточно используются вариативные и творческие упражнения, что значительно снижает возможность развития у занимающихся мыслительной активности и творческой самостоятельности и соответственно мешает осуществлять перенос навыков из учебных условий в соревновательные. Однако определенное количество тренеров (33%) стремилось научить ребят переносить изученные приемы и действия в соревновательный поединок. С этой целью они проводили учебные бои, в ходе которых внимание занимающихся обращалось на особенности применения отдельных приемов и действий. Этот метод применялся не систематически, так как большая часть тренеров считала его не продуктивным из-за того, что в практическую работу включены не все юные рапиристы, а лишь спортсмены, занятые в спарринге. В лучшем случае они использовали вышеуказанный метод в день вольных боев или соревнований. Большинство тренеров (86%) сходилось во мнении, что более важным является лишний раз дать индивидуальный урок, а не заниматься разбором учебных или соревновательных боев, тем самым отдавая предпочтение механическому повторению технических приемов и боевых действий, чем формированию у юных спортсменов умений сознательно и активно вести поиск способов решения конфликтных ситуаций боя.

Данный подход тренеров был подтвержден наблюдениями за самостоятельной деятельностью юных рапиристов. Установлено, что много времени, особенно на первом году обуче-

Library   20   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало