|
||||
Ю. Павлиди, Л. Щербич, Ф. Ватаева, Н. Новаторов. Эти тренеры достаточно квалифицированны и могут готовить хороших спортсменов — резерв сборной команды страны. В их |
руках будущее нашей школы. Несомненно, победы придут. Если хорошо работать, творчески относиться к своему делу, быть в зале, школе рядом со своими учениками. |
|||
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДЯЩИХ
|
||||
С. В. Резниченко, Барнаул |
||||
Педагогические наблюдения за работой тренеров и юных рапиристов на тренировочных занятиях в ДЮСШ и в специализированных классах общеобразовательных школ показали, что самостоятельная работа занимающихся в индивидуальных и парных упражнениях по овладению техническими приемами и боевыми действиями сводится в основном к выполнению конкретных заданий, в которых преобладает воспроизведение по образцу. В подготовительной части урока на протяжении двухгодичного срока обучения общее количество упражнений, выполняемых занимающимися, колеблется незначительно (от 55 до 64%). В то же время процент упражнений по образцу снижается (от 78,2 до 17,2%), а реконструктивных — повышается (от 21,8 до 65,6%). Вариативные упражнения появляются лишь на девятом месяце первого года обучения, и количество их постепенно увеличивается (от 6 до 10%). В основной части урока общее количество упражнений больше, чем в подготовительной. Значительное место занимают упражнения по образцу, при этом наблюдается тенденция к их снижению (61,4 и 37,1%). Процент реконструктивных упражнений в отличие от подготовительной части незначительно снижается (от 36,6. до 30,0%), а вариативных и творческих продолжает увеличиваться (соответственно от 10,7 до 20,0% и от 7,6 до 12,9%). В заключительной части урока обще количество упражнений значительно меньше, чем в подготовительной и основной (от 13 до 22%). Преобладающими среди них являются упражнения реконструктивного характера. Упражнения по образцу чаще всего применяются на начальном этапе обучения. Вариативные упражнения имеют место лишь на шестом месяце первого года обучения, причем в дальнейшем их количество незначительно увеличивается (от 2 до 4). Таким образом, в подготовительной части урока в ходе обучения юные спортсмены постепенно переходят от выполнения простых упражнений к более сложным. Однако применение упражнений вариативного типа используется недостаточно. В основной части урока, |
несмотря на преобладание упражнений по образцу и реконструктивных, количество их в ходе обучения постепенно снижается, что открывает возможность использования вариативных и творческих упражнений. В заключительной части урока занимающиеся выполняют упражнения под команду тренера лишь на начальном этапе обучения, а в дальнейшем они уже самостоятельно работают на реконструктивном уровне. Можно сделать вывод, что в процессе обучения юных фехтовальщиков по существующей программе недостаточно используются вариативные и творческие упражнения, что значительно снижает возможность развития у занимающихся мыслительной активности и творческой самостоятельности и соответственно мешает осуществлять перенос навыков из учебных условий в соревновательные. Однако определенное количество тренеров (33%) стремилось научить ребят переносить изученные приемы и действия в соревновательный поединок. С этой целью они проводили учебные бои, в ходе которых внимание занимающихся обращалось на особенности применения отдельных приемов и действий. Этот метод применялся не систематически, так как большая часть тренеров считала его не продуктивным из-за того, что в практическую работу включены не все юные рапиристы, а лишь спортсмены, занятые в спарринге. В лучшем случае они использовали вышеуказанный метод в день вольных боев или соревнований. Большинство тренеров (86%) сходилось во мнении, что более важным является лишний раз дать индивидуальный урок, а не заниматься разбором учебных или соревновательных боев, тем самым отдавая предпочтение механическому повторению технических приемов и боевых действий, чем формированию у юных спортсменов умений сознательно и активно вести поиск способов решения конфликтных ситуаций боя. Данный подход тренеров был подтвержден наблюдениями за самостоятельной деятельностью юных рапиристов. Установлено, что много времени, особенно на первом году обуче- |
|||
20 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |