Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Ю. Павлиди, Л. Щербич, Ф. Ватаева, Н. Новаторов. Эти тренеры достаточно квалифицированны и могут готовить хороших спортсменов — резерв сборной команды страны. В их

 

руках будущее нашей школы. Несомненно, победы придут. Если хорошо работать, творчески относиться к своему делу, быть в зале, школе рядом со своими учениками.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДЯЩИХ
И ТВОРЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИИ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ ФЕХТОВАНИЮ

   
С. В. Резниченко, Барнаул
 

Педагогические наблюдения за работой тренеров и юных рапиристов на тренировочных занятиях в ДЮСШ и в специализированных классах общеобразовательных школ показали, что самостоятельная работа занимающихся в индивидуальных и парных упражнениях по овладению техническими приемами и боевыми действиями сводится в основном к выполнению конкретных заданий, в которых преобладает воспроизведение по образцу.

В подготовительной части урока на протяжении двухгодичного срока обучения общее количество упражнений, выполняемых занимающимися, колеблется незначительно (от 55 до 64%). В то же время процент упражнений по образцу снижается (от 78,2 до 17,2%), а реконструктивных — повышается (от 21,8 до 65,6%). Вариативные упражнения появляются лишь на девятом месяце первого года обучения, и количество их постепенно увеличивается (от 6 до 10%). В основной части урока общее количество упражнений больше, чем в подготовительной. Значительное место занимают упражнения по образцу, при этом наблюдается тенденция к их снижению (61,4 и 37,1%). Процент реконструктивных упражнений в отличие от подготовительной части незначительно снижается (от 36,6. до 30,0%), а вариативных и творческих продолжает увеличиваться (соответственно от 10,7 до 20,0% и от 7,6 до 12,9%). В заключительной части урока обще количество упражнений значительно меньше, чем в подготовительной и основной (от 13 до 22%). Преобладающими среди них являются упражнения реконструктивного характера. Упражнения по образцу чаще всего применяются на начальном этапе обучения. Вариативные упражнения имеют место лишь на шестом месяце первого года обучения, причем в дальнейшем их количество незначительно увеличивается (от 2 до 4).

Таким образом, в подготовительной части урока в ходе обучения юные спортсмены постепенно переходят от выполнения простых упражнений к более сложным. Однако применение упражнений вариативного типа используется недостаточно. В основной части урока,

 

несмотря на преобладание упражнений по образцу и реконструктивных, количество их в ходе обучения постепенно снижается, что открывает возможность использования вариативных и творческих упражнений. В заключительной части урока занимающиеся выполняют упражнения под команду тренера лишь на начальном этапе обучения, а в дальнейшем они уже самостоятельно работают на реконструктивном уровне.

Можно сделать вывод, что в процессе обучения юных фехтовальщиков по существующей программе недостаточно используются вариативные и творческие упражнения, что значительно снижает возможность развития у занимающихся мыслительной активности и творческой самостоятельности и соответственно мешает осуществлять перенос навыков из учебных условий в соревновательные. Однако определенное количество тренеров (33%) стремилось научить ребят переносить изученные приемы и действия в соревновательный поединок. С этой целью они проводили учебные бои, в ходе которых внимание занимающихся обращалось на особенности применения отдельных приемов и действий. Этот метод применялся не систематически, так как большая часть тренеров считала его не продуктивным из-за того, что в практическую работу включены не все юные рапиристы, а лишь спортсмены, занятые в спарринге. В лучшем случае они использовали вышеуказанный метод в день вольных боев или соревнований. Большинство тренеров (86%) сходилось во мнении, что более важным является лишний раз дать индивидуальный урок, а не заниматься разбором учебных или соревновательных боев, тем самым отдавая предпочтение механическому повторению технических приемов и боевых действий, чем формированию у юных спортсменов умений сознательно и активно вести поиск способов решения конфликтных ситуаций боя.

Данный подход тренеров был подтвержден наблюдениями за самостоятельной деятельностью юных рапиристов. Установлено, что много времени, особенно на первом году обуче-

Library   20   Up


Contents

 

Home
 

ния, занимает выполнение фехтовальщиками приемов и действий под команду тренера. Это снижает интерес учащихся к выполняемой работе. Кроме того, применение парных упражнений, в которых преобладает однообразное механическое выполнение технических приемов и боевых действий, вырабатывает у юных спортсменов такие навыки, которые в боевой ситуации противоборства двух противников не могут использоваться достаточно эффективно. В процессе самостоятельной работы на тренировочных занятиях юные спортсмены не выполняли той системы упражнений, позволяющей постепенно переходить от воспроизведения приемов и действий по образцу к твор-

 

ческому использованию их в боевой практике. При этом в работе тренеров наблюдалось нарушение основных дидактических принципов педагогики. Не научив рапиристов выполнять простые виды самостоятельных работ, тренеры предлагают им сложные, непосильные задания. Проявляется и другая крайность: юным спортсменам даются задания, выполнение которых не требует от них абстрактного мышления и творческой самостоятельности. Причиной этого является отсутствие достаточно эффективной методики активизации мыслительной деятельности и творческой самостоятельности юных рапиристов в учебно-тренировочном процессе.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ
УСПЕШНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ НА САБЛЯХ

   
В. Г. Войтов,
А. Д. Мовшович,
Ю. Я. Рыжонкин, Москва
 

Данные о личностных особенностях спортсмена дают основание для построения прогнозов его деятельности в различных ситуациях: тренировочные, соревновательные бои и т. д. По-видимому, если индивидуально-психологические свойства свидетельствуют об уровне сформированности технико-тактических навыков и умений спортсмена, то его личностные особенности — о степени их реализации в условиях спортивного поединка.

Таким образом, диагностика личностных особенностей касается обнаружения факторов, выступающих детерминантой саморегуляции личности, без анализа которых невозможно эффективно управлять процессом подготовки спортсмена.

Нами исследовалась соревновательная деятельность юных фехтовальщиков на саблях. Определялись объемы использования и результативность действий нападения и защиты, тактическая адекватность действий боевым ситуациям, техническая подготовленность спортсменов. По результатам выступления в серии соревнований определялся уровень спортивного мастерства каждого испытуемого. Психологические особенности юных фехтовальщиков изучались с помощью индивидуальной анкеты для молодежи Р. Кэттелла и М. Кэттелл (США) и составленного нами специального опросника. Рассчитывались парциальные коэффициенты корреляции между отдельными параметрами соревновательной деятельности и личностными показателями испытуемых.

Установлено, что уровень тактической под-

 

 

готовленности положительно коррелирует с сенситивностью; отрицательно — с возбудимостью и беспечностью.

Показатель общего уровня технической подготовленности во многом обусловлен самоконтролем, самостоятельностью, добросовестностью.

Результативность инициативно начатых действий положительно коррелирует с сенситивностью, неуверенностью, доминированием, самостоятельностью, внутренней напряженностью, самоконтролем, эмоциональной стабильностью; отрицательно — с беспечностью и возбудимостью. Причем успешность атакующих действий положительно связана с сенситивностью, неуверенностью, стремлением к доминированию, активностью; отрицательно — с беспечностью. Эффективность контратак положительно коррелирует с внутренней напряженностью, добросовестностью, самоконтролем, самостоятельностью; отрицательно — с возбудимостью и беспечностью.

Статистически значимые положительные связи выявлены между результативностью защит оружием, с одной стороны, и внутренней напряженностью, самостоятельностью, самоконтролем, добросовестностью, с другой. С эмоциональной стабильностью показатель результативности защит оружием связан отрицательно.

Объем выполнения активных подготавливающих действий положительно взаимосвязан с неуверенностью, сенситивностью, внутренней напряженностью и активностью, отрицательно — с самоконтролем и возбудимостью.

Library   21   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало