Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ния, занимает выполнение фехтовальщиками приемов и действий под команду тренера. Это снижает интерес учащихся к выполняемой работе. Кроме того, применение парных упражнений, в которых преобладает однообразное механическое выполнение технических приемов и боевых действий, вырабатывает у юных спортсменов такие навыки, которые в боевой ситуации противоборства двух противников не могут использоваться достаточно эффективно. В процессе самостоятельной работы на тренировочных занятиях юные спортсмены не выполняли той системы упражнений, позволяющей постепенно переходить от воспроизведения приемов и действий по образцу к твор-

 

ческому использованию их в боевой практике. При этом в работе тренеров наблюдалось нарушение основных дидактических принципов педагогики. Не научив рапиристов выполнять простые виды самостоятельных работ, тренеры предлагают им сложные, непосильные задания. Проявляется и другая крайность: юным спортсменам даются задания, выполнение которых не требует от них абстрактного мышления и творческой самостоятельности. Причиной этого является отсутствие достаточно эффективной методики активизации мыслительной деятельности и творческой самостоятельности юных рапиристов в учебно-тренировочном процессе.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ
УСПЕШНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ НА САБЛЯХ

   
В. Г. Войтов,
А. Д. Мовшович,
Ю. Я. Рыжонкин, Москва
 

Данные о личностных особенностях спортсмена дают основание для построения прогнозов его деятельности в различных ситуациях: тренировочные, соревновательные бои и т. д. По-видимому, если индивидуально-психологические свойства свидетельствуют об уровне сформированности технико-тактических навыков и умений спортсмена, то его личностные особенности — о степени их реализации в условиях спортивного поединка.

Таким образом, диагностика личностных особенностей касается обнаружения факторов, выступающих детерминантой саморегуляции личности, без анализа которых невозможно эффективно управлять процессом подготовки спортсмена.

Нами исследовалась соревновательная деятельность юных фехтовальщиков на саблях. Определялись объемы использования и результативность действий нападения и защиты, тактическая адекватность действий боевым ситуациям, техническая подготовленность спортсменов. По результатам выступления в серии соревнований определялся уровень спортивного мастерства каждого испытуемого. Психологические особенности юных фехтовальщиков изучались с помощью индивидуальной анкеты для молодежи Р. Кэттелла и М. Кэттелл (США) и составленного нами специального опросника. Рассчитывались парциальные коэффициенты корреляции между отдельными параметрами соревновательной деятельности и личностными показателями испытуемых.

Установлено, что уровень тактической под-

 

 

готовленности положительно коррелирует с сенситивностью; отрицательно — с возбудимостью и беспечностью.

Показатель общего уровня технической подготовленности во многом обусловлен самоконтролем, самостоятельностью, добросовестностью.

Результативность инициативно начатых действий положительно коррелирует с сенситивностью, неуверенностью, доминированием, самостоятельностью, внутренней напряженностью, самоконтролем, эмоциональной стабильностью; отрицательно — с беспечностью и возбудимостью. Причем успешность атакующих действий положительно связана с сенситивностью, неуверенностью, стремлением к доминированию, активностью; отрицательно — с беспечностью. Эффективность контратак положительно коррелирует с внутренней напряженностью, добросовестностью, самоконтролем, самостоятельностью; отрицательно — с возбудимостью и беспечностью.

Статистически значимые положительные связи выявлены между результативностью защит оружием, с одной стороны, и внутренней напряженностью, самостоятельностью, самоконтролем, добросовестностью, с другой. С эмоциональной стабильностью показатель результативности защит оружием связан отрицательно.

Объем выполнения активных подготавливающих действий положительно взаимосвязан с неуверенностью, сенситивностью, внутренней напряженностью и активностью, отрицательно — с самоконтролем и возбудимостью.

Library   21   Up


Contents

 

Home
 

Наибольшее количество статистически значимых положительных корреляционных связей установлено между факторами соревновательной деятельности и психологическими качествами, характеризующими общественные отношения и социальные установки активность, самостоятельность, самоконтроль, добросовестность, доминирование). Очевидно, что контактность с окружающими людьми, выраженное чувство долга и ответственности, самостоятельность поведения, внутренняя организованность, умение владеть собой в экстремальных боевых ситуациях, стремление добиться успеха, настойчивость, решительность, активность, напористость, энергичность помогают юным спортсменам не только овладеть специальными умениями и навыками в процессе тренировок, но и повышают надежность используемых средств единоборства в условиях соревновательных поединков.

Наличие сильной степени положительной взаимосвязи между фактором неуверенности и результативностью инициативно начатых действий нападения, в первую очередь атак, можно, вероятно, объяснить тем, что неуверенные в себе спортсмены пытаются тщательнее готовить атакующие действия, вследствие чего и повышается их результативность. Это предположение подтверждается наличием положительной связи между фактором неуверенности и объемом выполнения активных подготавливающих действий. Видимо, чувство неуверенности, боязнь неудачи способствуют повышению концентрации, устойчивости внимания и продуктивности оперативно-тактического мышления в момент подготовки и выполнения нападения. А ведь именно в период выполнения подготавливающей части атаки происходит оперативно-тактическое обыгрывание противника (Хархалуп В. С., 1976).

Фактор сенситивности положительно коррелирует с показателем результативности атак и обеспечивающим им успешность объемом активных подготавливающих действий и, как следствие, с показателем общего уровня тактической подготовленности. Проведенные нами

 

ранее исследования указывают на то, что основная доля действий в боевом арсенале юных саблистов приходится на преднамеренные и обусловленные действия, успешность выполнения которых определяется хороша развитой способностью действовать на основе интуиции, что в большей мере присуще индивидам с высоким уровнем чувствительности. Можно полагать также, что психические свойства, лежащие в основе фактора сенситивности, — артистичность, наличие художественных склонностей, богатая фантазия, тонкость восприятия, склонность к экспериментированию — обеспечивают более тонкое зрительно-двигательное восприятие (Ю. И. Чернов, 1979), повышая тем самым точность дифференцировки кинематических и динамических характеристик движений своих и противника,. что, в свою очередь, ведет к более точному тактически адекватному построению поединка.

Отрицательно с факторами успешности боевой деятельности юных фехтовальщиков связаны возбудимость, эмоциональная стабильность. Вероятно, психические качества, лежащие в основе этих факторов, — беззаботное воодушевление, восторженность, чрезмерная веселость, излишняя бодрость и активность, неупорядоченность поведения, чрезмерная самоуверенность и самоуспокоенность — не соответствуют в должной мере соревновательной деятельности фехтовальщика, приводят к потере бдительности и как следствие к снижению результативности. Напротив, сдержанная самооценка, трезвость, серьезность, стойкость и рассудительность, продуманное поведение обеспечивают эффективность спортивной деятельности юных фехтовальщиков на саблях.

В целом успешность соревновательной деятельности юных фехтовальщиков на саблях в определенной степени обусловлена высоким уровнем самоконтроля, стремлением к доминированию, добросовестностью, сенситивностью, низким уровнем возбудимости.

 

 

НАУКА — ПРАКТИКЕ


АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФЕХТОВАНИЯ

   
С. Н. Пимонова,
Е. А. Пимонова, Москва
 

Развитие спорта на современном этапе и успехи советских фехтовальщиков на международной арене требуют к себе определенного

 

отношения. Тренеры сегодня уже желают знать и пользоваться научно обоснованными рекомендациями по организации и методике

Library   22   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало