|
||||
Наибольшее количество статистически значимых положительных корреляционных связей установлено между факторами соревновательной деятельности и психологическими качествами, характеризующими общественные отношения и социальные установки активность, самостоятельность, самоконтроль, добросовестность, доминирование). Очевидно, что контактность с окружающими людьми, выраженное чувство долга и ответственности, самостоятельность поведения, внутренняя организованность, умение владеть собой в экстремальных боевых ситуациях, стремление добиться успеха, настойчивость, решительность, активность, напористость, энергичность помогают юным спортсменам не только овладеть специальными умениями и навыками в процессе тренировок, но и повышают надежность используемых средств единоборства в условиях соревновательных поединков. Наличие сильной степени положительной взаимосвязи между фактором неуверенности и результативностью инициативно начатых действий нападения, в первую очередь атак, можно, вероятно, объяснить тем, что неуверенные в себе спортсмены пытаются тщательнее готовить атакующие действия, вследствие чего и повышается их результативность. Это предположение подтверждается наличием положительной связи между фактором неуверенности и объемом выполнения активных подготавливающих действий. Видимо, чувство неуверенности, боязнь неудачи способствуют повышению концентрации, устойчивости внимания и продуктивности оперативно-тактического мышления в момент подготовки и выполнения нападения. А ведь именно в период выполнения подготавливающей части атаки происходит оперативно-тактическое обыгрывание противника (Хархалуп В. С., 1976). Фактор сенситивности положительно коррелирует с показателем результативности атак и обеспечивающим им успешность объемом активных подготавливающих действий и, как следствие, с показателем общего уровня тактической подготовленности. Проведенные нами |
ранее исследования указывают на то, что основная доля действий в боевом арсенале юных саблистов приходится на преднамеренные и обусловленные действия, успешность выполнения которых определяется хороша развитой способностью действовать на основе интуиции, что в большей мере присуще индивидам с высоким уровнем чувствительности. Можно полагать также, что психические свойства, лежащие в основе фактора сенситивности, — артистичность, наличие художественных склонностей, богатая фантазия, тонкость восприятия, склонность к экспериментированию — обеспечивают более тонкое зрительно-двигательное восприятие (Ю. И. Чернов, 1979), повышая тем самым точность дифференцировки кинематических и динамических характеристик движений своих и противника,. что, в свою очередь, ведет к более точному тактически адекватному построению поединка. Отрицательно с факторами успешности боевой деятельности юных фехтовальщиков связаны возбудимость, эмоциональная стабильность. Вероятно, психические качества, лежащие в основе этих факторов, — беззаботное воодушевление, восторженность, чрезмерная веселость, излишняя бодрость и активность, неупорядоченность поведения, чрезмерная самоуверенность и самоуспокоенность — не соответствуют в должной мере соревновательной деятельности фехтовальщика, приводят к потере бдительности и как следствие к снижению результативности. Напротив, сдержанная самооценка, трезвость, серьезность, стойкость и рассудительность, продуманное поведение обеспечивают эффективность спортивной деятельности юных фехтовальщиков на саблях. В целом успешность соревновательной деятельности юных фехтовальщиков на саблях в определенной степени обусловлена высоким уровнем самоконтроля, стремлением к доминированию, добросовестностью, сенситивностью, низким уровнем возбудимости. |
|||
НАУКА — ПРАКТИКЕ АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФЕХТОВАНИЯ |
||||
С. Н. Пимонова, Е. А. Пимонова, Москва |
||||
Развитие спорта на современном этапе и успехи советских фехтовальщиков на международной арене требуют к себе определенного |
отношения. Тренеры сегодня уже желают знать и пользоваться научно обоснованными рекомендациями по организации и методике |
|||
22 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |