Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Наибольшее количество статистически значимых положительных корреляционных связей установлено между факторами соревновательной деятельности и психологическими качествами, характеризующими общественные отношения и социальные установки активность, самостоятельность, самоконтроль, добросовестность, доминирование). Очевидно, что контактность с окружающими людьми, выраженное чувство долга и ответственности, самостоятельность поведения, внутренняя организованность, умение владеть собой в экстремальных боевых ситуациях, стремление добиться успеха, настойчивость, решительность, активность, напористость, энергичность помогают юным спортсменам не только овладеть специальными умениями и навыками в процессе тренировок, но и повышают надежность используемых средств единоборства в условиях соревновательных поединков.

Наличие сильной степени положительной взаимосвязи между фактором неуверенности и результативностью инициативно начатых действий нападения, в первую очередь атак, можно, вероятно, объяснить тем, что неуверенные в себе спортсмены пытаются тщательнее готовить атакующие действия, вследствие чего и повышается их результативность. Это предположение подтверждается наличием положительной связи между фактором неуверенности и объемом выполнения активных подготавливающих действий. Видимо, чувство неуверенности, боязнь неудачи способствуют повышению концентрации, устойчивости внимания и продуктивности оперативно-тактического мышления в момент подготовки и выполнения нападения. А ведь именно в период выполнения подготавливающей части атаки происходит оперативно-тактическое обыгрывание противника (Хархалуп В. С., 1976).

Фактор сенситивности положительно коррелирует с показателем результативности атак и обеспечивающим им успешность объемом активных подготавливающих действий и, как следствие, с показателем общего уровня тактической подготовленности. Проведенные нами

 

ранее исследования указывают на то, что основная доля действий в боевом арсенале юных саблистов приходится на преднамеренные и обусловленные действия, успешность выполнения которых определяется хороша развитой способностью действовать на основе интуиции, что в большей мере присуще индивидам с высоким уровнем чувствительности. Можно полагать также, что психические свойства, лежащие в основе фактора сенситивности, — артистичность, наличие художественных склонностей, богатая фантазия, тонкость восприятия, склонность к экспериментированию — обеспечивают более тонкое зрительно-двигательное восприятие (Ю. И. Чернов, 1979), повышая тем самым точность дифференцировки кинематических и динамических характеристик движений своих и противника,. что, в свою очередь, ведет к более точному тактически адекватному построению поединка.

Отрицательно с факторами успешности боевой деятельности юных фехтовальщиков связаны возбудимость, эмоциональная стабильность. Вероятно, психические качества, лежащие в основе этих факторов, — беззаботное воодушевление, восторженность, чрезмерная веселость, излишняя бодрость и активность, неупорядоченность поведения, чрезмерная самоуверенность и самоуспокоенность — не соответствуют в должной мере соревновательной деятельности фехтовальщика, приводят к потере бдительности и как следствие к снижению результативности. Напротив, сдержанная самооценка, трезвость, серьезность, стойкость и рассудительность, продуманное поведение обеспечивают эффективность спортивной деятельности юных фехтовальщиков на саблях.

В целом успешность соревновательной деятельности юных фехтовальщиков на саблях в определенной степени обусловлена высоким уровнем самоконтроля, стремлением к доминированию, добросовестностью, сенситивностью, низким уровнем возбудимости.

 

 

НАУКА — ПРАКТИКЕ


АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФЕХТОВАНИЯ

   
С. Н. Пимонова,
Е. А. Пимонова, Москва
 

Развитие спорта на современном этапе и успехи советских фехтовальщиков на международной арене требуют к себе определенного

 

отношения. Тренеры сегодня уже желают знать и пользоваться научно обоснованными рекомендациями по организации и методике

Library   22   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 1

 

Проблемы НИР по теории и методике фехтования
(на материале 37 диссертационных работ 1954 — 1980 гг.)

 

№ п/п

Проблемы НИР

Автор

Кол-во дис-серт. работ

От общего числа, в %

1

Организация и методика тренировочных занятий по фехтованию

Андриевский В. А. (1954)

Парамонов С В. (1978)

2

5,2%

2

Исследование физиологических особенностей фехтовальщиков

Чихачев Ю. Т. (1954)

Варганов Ю. В. (1972)

Ажицкий К. Ю. (1973)

Касаткин Н. А. (1974)

Диас А. (1979)

5

13,3%

3

Исследование психологических особенностей фехтовальщиков

Галкин В. К. (1971)

Гайдаров З. (1972)

Пимонова С. Н. (1976)

Хачатурян Ю. А. (1981)

Битехтина Л. Д. (1979)

6

15,6%

4

Биомеханические проблемы фехтования

Лысых А. А. (1978)

1

2,6%

5

Техника фехтования (пространственные и временные характеристики движений фехтовальщиков)

Конюхова Г. А. (1954)

Келлер В. С. (1959)

Беляков Б. И. (1963)

Сладков Э. Д. (1967)

Исаков И. В. (1969)

Алексеенко В. А. (1970)

Гусева И. А. (1973)

Казацкая Л. В. (1975)

Бойченко С. Д. (1980)

9

23,4%

6

Тактика в фехтовании

Хархалуп В. С. (1976)

Турецкий Б. В. (1981)

2

5,2%

7

Проблемы соревновательной деятельности в фехтовании

Тышлер Д. А. (1974)

Смоляков Ю. Т. (1977)

2

5,2%

8

Проблемы юношеского спорта в фехтовании

Глебов А. Р. (1968)

Дизендорф А. А. (1970)

Козырнов Г. Ф. (1972)

Хатер А. М. (1974)

Бусол В. А. (1975)

Семенихина Н. Е. (1975)

Лабскир В. М. (1980)

Гавад С. А. (1979)

8

21,7%

9

Проблемы судейства в фехтовании

Шакирзянов М. С. (1957)

1

2,6%

10

Проблемы прогнозирования и выбора решений в фехтовании

Мовшович А. Д. (1972)

1

2,6%

 
Library   23   Up


Contents

 

Home
 

 

Продолжение

 

№ п/п

Проблемы

Автор

Кол-во

днссерт. ра-бот

От общего числа, в %

11

Историографические исследования развития фехтования

Белова Е. Д. (1979)

1

2,6%

   

Всего:

38

100%

 

 

подготовки спортсменов высокой квалификации. А широкое оснащение тренировочных занятий различными техническими средствами, приборами срочной информации, тренажерами позволяет изучать и совершенствовать технику выполнения приемов. Это еще раз доказывает, что повышение спортивного мастерства немыслимо без развития спортивной науки. В свою очередь, весь ход развития науки в целом указывает на необходимость неразрывной связи с практикой.

В данной работе предпринята попытка проанализировать основные направления теоретических и прикладных исследований в области фехтования, дать анализ всем методам исследований, применяемым в работах этого направления, а также очертить круг актуальных проблем, решение которых, на наш взгляд, может оказать влияние на развитие фехтования в целом.

В данной статье на примере диссертационных работ будут проанализированы основные направления научных исследований, выполненных в области теории и методики фехтования за период с 1954 по 1980 г.

В табл. 1 дана проблемная ориентация научных исследований по направлениям.

Знакомство с проблемами НИР по теории и методике фехтования на примере диссертационных работ показывает, что соотношение тем исследований на различных этапах развития фехтования различно. Так, на протяжении всего рассматриваемого периода число исследований в области фехтования заметно возросло начиная с 1970 г. Если раньше защищали не более одной диссертации в год, то с этого периода ежегодно появляется от 2 до 4 работ. Эта тенденция объясняется, на наш взгляд, следующими причинами: 1970 г. характеризуется как изменением спортивной практики, так и изменением характера научного поиска. С одной стороны, повысился уровень рекордных результатов, интенсифицировалась тренировочная и соревновательная деятельность, с другой стороны, накопленных знаний, необходимых для объяснения процессов, происходящих в организме спортсменов, а также для обоснования подготовки спорт-

 

сменов высокого класса, оказалось явно недостаточно.

В связи с этим специалисты в области спортивной науки в целом, и в области фехтования в частности, должны были сами выходить на уровень серьезных теоретических и экспериментальных исследований.

Другая причина заключалась в необходимости получения рекомендаций для практика в целостном виде, а не отдельными фрагментами, которые получает она от физиологических или медицинских исследований.

Большинство работ (30 из 37) выполнено при работе со спортсменами высокого спортивного мастерства. Такую направленность в работе можно объяснить, по-видимому, возросшей актуальностью проблем, связанных с развитием олимпийского спорта; возможностью использования многочисленных данных, полученных при исследовании олимпийского спорта, в других уровнях спортивного движения; тесному соединению науки с практикой. в области спорта высших достижений.

Вместе с тем следует отметить, что еще недостаточное количество исследований посвящено прогнозированию спортивных достижений и моделированию характеристик сильнейших фехтовальщиков мира; проблеме отбора кандидатов в сборную команду страны: для участия в соревнованиях; материально-техническому обеспечению тренировочного процесса и соревнований; проблеме восстановления.

Решение данных проблем, несомненно, важно для практики спорта высших достижений и может способствовать, на наш взгляд, более эффективному повышению спортивного мастерства фехтовальщиков.

Анализ диссертационных работ по теории и методике фехтования показал отсутствие какой-либо системы научных методов, применяемых в исследованиях по фехтованию. В связи с этим целью работы являлись анализ и выявление наиболее широко применяемых методов исследования, что позволило количественно охарактеризовать частоту применения их в различные периоды исследований по, фехтованию (табл. 2).

Library   24   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 2

Периодичность применения научных методов в теории и методике фехтования

Методы

1954 —
1960 гг.

1961—
1965 гг.

1966—
1970 гг.

1971—
1975 гг.

1976—
1975 гг.

Всего

Визуальные наблюдения

           

1. Педагогические наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . .

2

1

3

5

10

21

2. Полевые наблюдения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1

3

6

10

3. Кинометод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2

1

3

3

4

13

Опосредованное наблюдение

           

4. Анкета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2

5

9

5. Интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2

3

5

6. Опрос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1

3

3

7

7. Беседы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1

1

3

5

Контент — анализ

           

8. Анализ литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1 1 1

8

10

21

9. Документалистика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2

2

Метод сравнений

           

10. Экспертные оценки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2

1

1

2

11. Тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1 2 3

5

7

10

12. Психологические . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1

1

4

6

11

13. Врачебный контроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1

2

3

6

12

14. Педагогический эксперимент . . . . . . . . . . . . . . .

2

5

7

15. Лабораторный . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2

3

5

16. Биомеханический . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1

1

2

Методы обработки информации

           

17. Математическая статистика . . . . . . . . . . . . . . . . .

2

1

7

10

20

 

Из таблицы видно, в период 1954 — 1960 гг. использовались методы регистрации времени реакции и точности укола, физиологические методы исследования, биомеханический анализ, а также наблюдение, киносъемка, запись боев.

В период 1961 — 1965 гг. существенных изменений в методах исследования в области теории и методики фехтования не происходит. Основной метод — точность двигательных реакций фехтовальщиков, а также исследование свойств нервной системы. Следует отметить, что с этого периода впервые в работах по теории и методике фехтования были использованы методы математической статистики, которые успешно применяются в работах данного направления и в настоящее время.

С 1966 по 1970 г. авторы начали применять в своих исследованиях метод анкетирования. Начиная с 1971 — 1975 гг. происходит существенное увеличение базы инструментальной методики. Следует напомнить, что в этот и последующие периоды было представлено к публичной защите наибольшее число

 

диссертационных работ — тринадцать.

В период 1976 — 1980 гг. база инструментальной методики расширяется за счет арсенала медицинских и физиологических методов исследования. Проводится исследование соревновательной деятельности, большое распространение получает метод анкетирования, опроса, бесед, начинает применяться метод экспертных оценок, тестовые испытания, метод документалистики.

Таким образом, анализ соотношения научных методов исследования, применяемых в работах по фехтованию, позволяет выявить определенные тенденции:

— расширение базы инструментальной методики за счет методик из других областей знаний, а также за счет методик, разработанных специально для исследований в области фехтования;

— увеличение в научных исследованиях по теории и методике фехтования удельного веса точных методов с использованием приборов, а также разнообразных экспериментальных методик.

Library   25   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало