|
|||||||||||||||||||
Продолжение
|
|||||||||||||||||||
подготовки спортсменов высокой квалификации. А широкое оснащение тренировочных занятий различными техническими средствами, приборами срочной информации, тренажерами позволяет изучать и совершенствовать технику выполнения приемов. Это еще раз доказывает, что повышение спортивного мастерства немыслимо без развития спортивной науки. В свою очередь, весь ход развития науки в целом указывает на необходимость неразрывной связи с практикой. В данной работе предпринята попытка проанализировать основные направления теоретических и прикладных исследований в области фехтования, дать анализ всем методам исследований, применяемым в работах этого направления, а также очертить круг актуальных проблем, решение которых, на наш взгляд, может оказать влияние на развитие фехтования в целом. В данной статье на примере диссертационных работ будут проанализированы основные направления научных исследований, выполненных в области теории и методики фехтования за период с 1954 по 1980 г. В табл. 1 дана проблемная ориентация научных исследований по направлениям. Знакомство с проблемами НИР по теории и методике фехтования на примере диссертационных работ показывает, что соотношение тем исследований на различных этапах развития фехтования различно. Так, на протяжении всего рассматриваемого периода число исследований в области фехтования заметно возросло начиная с 1970 г. Если раньше защищали не более одной диссертации в год, то с этого периода ежегодно появляется от 2 до 4 работ. Эта тенденция объясняется, на наш взгляд, следующими причинами: 1970 г. характеризуется как изменением спортивной практики, так и изменением характера научного поиска. С одной стороны, повысился уровень рекордных результатов, интенсифицировалась тренировочная и соревновательная деятельность, с другой стороны, накопленных знаний, необходимых для объяснения процессов, происходящих в организме спортсменов, а также для обоснования подготовки спорт- |
сменов высокого класса, оказалось явно недостаточно. В связи с этим специалисты в области спортивной науки в целом, и в области фехтования в частности, должны были сами выходить на уровень серьезных теоретических и экспериментальных исследований. Другая причина заключалась в необходимости получения рекомендаций для практика в целостном виде, а не отдельными фрагментами, которые получает она от физиологических или медицинских исследований. Большинство работ (30 из 37) выполнено при работе со спортсменами высокого спортивного мастерства. Такую направленность в работе можно объяснить, по-видимому, возросшей актуальностью проблем, связанных с развитием олимпийского спорта; возможностью использования многочисленных данных, полученных при исследовании олимпийского спорта, в других уровнях спортивного движения; тесному соединению науки с практикой. в области спорта высших достижений. Вместе с тем следует отметить, что еще недостаточное количество исследований посвящено прогнозированию спортивных достижений и моделированию характеристик сильнейших фехтовальщиков мира; проблеме отбора кандидатов в сборную команду страны: для участия в соревнованиях; материально-техническому обеспечению тренировочного процесса и соревнований; проблеме восстановления. Решение данных проблем, несомненно, важно для практики спорта высших достижений и может способствовать, на наш взгляд, более эффективному повышению спортивного мастерства фехтовальщиков. Анализ диссертационных работ по теории и методике фехтования показал отсутствие какой-либо системы научных методов, применяемых в исследованиях по фехтованию. В связи с этим целью работы являлись анализ и выявление наиболее широко применяемых методов исследования, что позволило количественно охарактеризовать частоту применения их в различные периоды исследований по, фехтованию (табл. 2). |
||||||||||||||||||
24 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 Периодичность применения научных методов в теории и методике фехтования
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Из таблицы видно, в период 1954 — 1960 гг. использовались методы регистрации времени реакции и точности укола, физиологические методы исследования, биомеханический анализ, а также наблюдение, киносъемка, запись боев. В период 1961 — 1965 гг. существенных изменений в методах исследования в области теории и методики фехтования не происходит. Основной метод — точность двигательных реакций фехтовальщиков, а также исследование свойств нервной системы. Следует отметить, что с этого периода впервые в работах по теории и методике фехтования были использованы методы математической статистики, которые успешно применяются в работах данного направления и в настоящее время. С 1966 по 1970 г. авторы начали применять в своих исследованиях метод анкетирования. Начиная с 1971 — 1975 гг. происходит существенное увеличение базы инструментальной методики. Следует напомнить, что в этот и последующие периоды было представлено к публичной защите наибольшее число |
диссертационных работ — тринадцать. В период 1976 — 1980 гг. база инструментальной методики расширяется за счет арсенала медицинских и физиологических методов исследования. Проводится исследование соревновательной деятельности, большое распространение получает метод анкетирования, опроса, бесед, начинает применяться метод экспертных оценок, тестовые испытания, метод документалистики. Таким образом, анализ соотношения научных методов исследования, применяемых в работах по фехтованию, позволяет выявить определенные тенденции: — расширение базы инструментальной методики за счет методик из других областей знаний, а также за счет методик, разработанных специально для исследований в области фехтования; — увеличение в научных исследованиях по теории и методике фехтования удельного веса точных методов с использованием приборов, а также разнообразных экспериментальных методик. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |