|
(речь здесь не идет об узких специалистах типа психоневрологов). Проблемы, отнесенные к этой группе, в неменьшей мере и педагогические. И среди них не только те, которые носят сугубо профилактическую направленность. Взять, например, проблему постановки перед фехтовальщиками высоких целей (стать мастером спорта, войти в сборную команду, выиграть олимпиаду и т. д.). Формирование соответствующей
мотивации (но не такой: «Я самый талантливый и если проигрываю, то только случайно или из-за судей») создает и профилактические основы. Далеко отставленная цель через серию промежуточных целей, по словам психолога Г. Д. Горбунова, определяет систематическую установку на качественную работу, помогает переносить жесткий спортивный режим в течение многих лет. Сюда же тесно примыкает проблема выбора кумира. Он есть у каждого юного фехтовальщика. И педагог должен ненавязчиво давать такой образец для подражания, в котором юный спортсмен усматривал бы какие-то общие с собой черты (хотя бы внешние), а с другой стороны, видел, чего ему недостает для достижения далекой цели: у неволевого спортсмена кумиром должен быть волевой боец, а у излишне прямолинейного — тактически искусный мыслитель на дорожке.
О формировании
волевых качеств говорят часто, гораздо реже делают что-то конкретное в этом направлении. Ясно, что лучший путь волевой подготовки — участие в соревнованиях. Но преждевременные или частые старты изнашивают психику спортсмена, и в то же время соревнования порой теряют свою значимость. А ведь соревноваться юным фехтовальщикам можно по-разному: и на лучшую технику, и на решение определенных тактических задач. Опыт подобных соревнований давно существует в Венгрии, во Франции. Полезны соревнования по общей и специальной физической подготовке.
Волевой подготовке способствует планомерное формирование способности к перенесению длительных и тяжелых нагрузок. Юноша, посвятивший себя фехтованию, должен постоянно, с первых шагов усваивать, что помимо романтики мушкетерских традиций, белых костюмов, радости победы, в поединке будут усталость, пресыщение фехтованием, боль в мышцах; будут неизбежные спады, обидные поражения, когда-нибудь обязательно, может быть и «в расцвете лет», захочется бросить фехтование из-за травм или повторяющихся неудач. И только тот, кто пройдет через все это, станет настоящим мастером.
Молодые фехтовальщики на тренировочных сборах,, если есть возможность, любят играть в распространенные сейчас электронные телевизионные игры. Турниры по таким играм, организованные с выдумкой, также способствуют профилактике психического пресыщения.
|
|
Еще одна профилактическая мера связана с созданием необходимого психологического климата в команде. Собственно, он формируется в повседневной работе с помощью различных традиций, моральных и материальных поощрений и наказаний, встреч с ветеранами фехтования, афишированием любых спортивных успехов членов команды и т. д. Вообще, такой фактор, как успех, постоянно должен присутствовать в подготовке фехтовальщиков, особенно юных. В конце концов даже спортсмену, проигравшему в пульке все бои, можно при необходимости указать на его частные успехи: удачно проведенная атака против сильного соперника, большое число случаев тактической правоты, применение боевых действий, которые обычно «не идут», и т. д. Чтобы закончить разговор о психологическом климате, есть смысл поговорить о том, как расселять спортсменов во время учебно-тренировочных сборов. Личные симпатии — не единственный здесь критерий. Тренеру приходится думать над тем, чтобы прирожденного оптимиста поселить с тем, кто склонен все видеть в мрачном свете, а спортсмена, строго придерживающегося режима, с тем, кто к этому относится легкомысленно (разумеется, если последний — не явный лидер).
Решению задач психопрофилактики способствуют тренировки по общей физической подготовке, особенно если они интересно организованы и проводятся с высокой интенсивностью. При этом происходит своего рода перевод доминанты и «снятие» повышенной психической напряженности. Эту же роль играют различного рода игры, особенно телевизионные, о которых говорилось выше. Одновременно они способствуют развитию таких ценных психических качеств, как быстрота ориентировок, устойчивость внимания, точность «чувства времени» и дифференцировки мышечных усилий. А в иные моменты, особенно на этапе накопления боевого потенциала, надо идти на заведомое утомление от специальной работы, убеждая спортсмена в том, что сейчас важно не столько выиграть, сколько провести бои на фоне значительного утомления. В таких случаях не только повышается специальная работоспособность, но и вырабатывается своего рода психологическая защита от тех моментов, когда на фоне прогрессирующего утомления фехтовальщик начинает терять уверенность в своих силах.
Наконец, о некоторых вопросах психорегуляции в подготовке фехтовальщиков. Их, в свою очередь, можно разделить на вопросы, связанные с регуляцией в процессе тренировки и регуляцией непосредственно во время соревнований.
В первом случае речь прежде всего идет о направленном воздействии
на развитие психических качеств (например, сейчас при возросшей интенсификации боя повышается роль |
|