Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ПСИХОЛОГИЯ ФЕХТОВАНИЯ

   
А. Д. Мовшович, Москва
 

В этом виде спорта психологические факторы играют важнейшую роль. И фехтовальные «маэстро» далекого прошлого учили своих учеников настраиваться на поединок, определять слабые стороны соперника, создавать ситуации для того, чтобы можно было его перехитрить.

Появилось спортивное фехтование, и почти сразу появились исследования, связанные с его психологическими проблемами. Но независимо от роли таких проблем в достижении спортивного успеха их удельный вес в научных исследованиях в разные годы был различным, хотя специалисты фехтования в этом вопросе шли несколько впереди представителей других видов спорта.

В 50-е годы, когда все говорили о физической и реже о технико-тактической подготовке, в советской теории фехтования возник тезис о необходимости научно обоснованной психологической подготовки. Но тогда он «повис» в воздухе. Практически сами по себе спортсмены использовали свой богатый опыт, интуицию, а теоретики не имели достаточно полновесных средств для исследования. Зато теперь, когда почти в каждом виде спорта идет активный поиск психологических резервов в достижении победы, специалисты фехтования пишут больше о физической, технико-тактической подготовке, чем о психологической.

Значит ли это, что проблема себя исчерпала? Конечно, нет: просто образовался разрыв между теоретическими исследованиями и внедрением результатов этих исследований в практику. Да и сами исследователи слишком часто повторяются в использовании определенных средств и методов.

В публикациях по проблемам психологии (М. П. Мидлер, Д. А. Тышлер, 1969; А. Д. Мовшович, 1972; Л. Д. Кустов а; Б. В. Турецкий, 1981, и др.) большинство авторов касаются частных вопросов, а проблемы психологической подготовки рассматриваются или с чисто теоретических или с исключительно методических позиций. В данной статье делается попытка поговорить о проблемах, мало затрагиваемых в предшествующих публикациях.

Все проблемы психологии спорта высших достижений можно условно разделить на 4 группы: психодиагностика, психопрогностика, психопрофилактика и психорегуляция. Первая группа проблем связана с оценкой способностей спортсмена, его состояния, психологических компонентов тренированности; вторая — с научным прогнозом становления мастерства отдельного спортсмена или момента достиже-

 

ния командой «пика» спортивной формы; третья — с предупреждением неблагоприятных психических реакций и, наконец, четвертая — с ликвидацией этих реакций или хотя бы их снижением, если не помогла психопрофилактика. Психорегуляция, как правило, крайняя мера, а не единственный инструмент психологической подготовки, как часто думают. И уж если говорить о такой подготовке, то она должна иметь своим «предметом» не только спортсмена, но и тренера. Разве не бывает случаев, когда «взвинченный» тренер приводит в такое же состояние и своего ученика? Секундирование — важный инструмент воздействия на психику фехтовальщика. Хотя правилами соревнований секундирование в ходе боя запрещено (в боксе и в борьбе, куда оно пришло из фехтования, есть секундирование в перерывах боя, схватки), точный, верно направленный совет перед поединком — сильное средство психической регуляции. Все такие советы, реплики, убеждения направлены не только на решение вопросов психической регуляции, но и формирование личности фехтовальщика, выбор тактики ведения боя.

Значит, в этом случае правильно говорить о психолого-педагогических проблемах фехтования.

 

Слово тренера перед боем. — важный инструмент психологического воздействия (на снимке тренер команды Вооруженных Сил В. А. Назлымов и армейская рапиристка Л. Цагараева)

Library   26   Up


Contents

 

Home
 

А. Дмитренко готовится к индивидуальному уроку перед боем. Спортсменка явно старается создать у себя радужное настроение

 

Итак, первая группа проблем связана с психодиагностикой. Тренеру нет необходимости самому осваивать ее средства и методы. Существует тенденция рекомендовать различного рода самоделки или так называемые «бумажные» тесты для самостоятельного применения в практике. Вряд ли это оправдано. Ошибки из-за несовершенства методики или неправильной интерпретации данных весьма вероятны, а опыт, наблюдательность, интуиция тренера дадут больший эффект. Но знать направления психодиагностических исследований спортсмену и тренеру необходимо.

Прежде всего это оценка свойств личности фехтовальщика. Подробно об этом написано в работах Л. Д. Кустовой и Б. В. Турецкого, где авторы предлагают тесты, позволяющие вскрыть такие черты человека, которые в повседневной жизни сильно завуалированы или редко проявляются. Считается, что фехтование — не командный вид спорта, хотя и есть командные турниры. Но роль коллектива, межличностных отношений общеизвестна. О путях оценки таких отношений в фехтовальных командах написано в книге «Психологический климат в команде» Ю. А. Коломейцева, выпущенной в 1983 г. издательством «Физкультура и спорт».

Сейчас много внимания уделяется диагностике уровня развития психических качеств фехтовальщика — быстроте и точности двигательных реакций, точности оперативного мышления, адекватности оперативной памяти, быстроте восприятия зрительной информации (см. публикации Ю. М. Блудова, А. Д. Мовшовича, В. К. Галкина). Некоторые из психических качеств мало изменяются на протяжении длительного времени и определяются, по существу, специальными способностями спортсмена. Другие заметно меняются только на протяжении спортивного сезона: по их динамике можно определить или предсказать момент наступления «пика» спортивной формы и, следовательно, решать одну из проблем психопрогностики. Для решения задач психорегуляции важную роль играет диагностика психофизиологических состояний спортсмена в тренировке или в соревновании (см. диссертации С. Г. Башкина, В. В. Латышенко, Ю. А. Хачатуряна). Обычно в таком случае применяют методики, позволяющие фиксировать ход процессов в центральной и вегетативной нервной системах. Вовремя подмеченное наступление психического пресыщения или чрезмерного возбуждения позволяет правильно подобрать психолого-педагогические средства регуляции состояния и поведения спортсмена.

Исследования, проведенные в последнее время с фехтовальщиками высшей квалификации, позволили разработать так называемые модельные характеристики психических качеств и состояний. Во-первых, были найдены

 
Library   27   Up


Contents

 

Home
 

А. Романьков использует паузу в бою для того, чтобы проанализировать свои действия и выбрать правильную тактику нового боя

 

 

типичные показатели для «идеального рапириста», «идеального шпажиста» и т. д. Во-вторых, такие показатели распределяются и зависимости от манеры ведения боя фехтовальщиком (см. статью В. В. Житлова и Б. В. Турецкого в ежегоднике за 1983 г.). Ясно, что от спортсмена позиционно-поступательного стиля требуется высокая устойчивость внимания, а от спортсмена маневренно-оборонительного стиля — хорошая реакция выбора и «чувство времени». Но и такого дифференцированного подхода недостаточно. Для каждого сильнейшего спортсмена устанавливаются индивидуальные модельные характеристики отдельных личностных свойств, качеств и состояний (или, как говорят специалисты, «психологический профиль спортсмена»). Чем ближе сегодняшние показатели к идеальным, рассчитанным теоретически, тем больше вероятность успеха в ближайшем турнире. Здесь мы опять затрагиваем вопросы психопрогностики.

Описывая профиль фехтовальщика, приходим к проблеме компенсаций. Ведь в жизни «идеального» спортсмена нет. Высоких результатов достигают люди с самыми различными наборами качеств. Недостатки быстроты реагирования компенсируются точным «чувством времени», а отсутствие тонких мышечно-двигательных дифференцировок — способностью к «взрывным» моторным действиям. Нет необходимости перечислять все возможные компенсации. Важно другое. Если каждый фехтовальщик имеет недостатки, а определенные достоинства сделали его сильным, то возникает принципиальный вопрос: обращать ли основное внимание на подтягивание его «слабых звеньев» или акцент делать на развитие сильных сторон. Конечно, индивидуальные варианты различны, однако, как правило, оптимальный путь — второй. Не столько искать возможность «подтянуть» спортсмена, сколько развивать сильные его стороны.

О проблемах психопрогностики много говорить не приходится. Мало того, о них вскользь упоминалось выше, эти проблемы пока наименее разработаны. Психологи чаще терпят неудачи в прогнозировании. Конечно, нередко хорошие данные психодиагностики дают основание предсказывать хороший результат, и спортсмен выигрывает ближайший турнир. А иногда поражение (или победа) случается вопреки всем прогнозам. Бывает, что «срабатывает» какой-то неучтенный фактор, а бывает, что спортсмен сам чувствует себя отлично и гипермотивация достижений играет свою отрицательную роль.

Психопрофилактика — основной раздел психологической работы тренера и психолога


Готовность к трудному бою (чемпионка мира 1982 года Н. Гилязова)

 
Library   28   Up


Contents

 

Home
 

(речь здесь не идет об узких специалистах типа психоневрологов). Проблемы, отнесенные к этой группе, в неменьшей мере и педагогические. И среди них не только те, которые носят сугубо профилактическую направленность. Взять, например, проблему постановки перед фехтовальщиками высоких целей (стать мастером спорта, войти в сборную команду, выиграть олимпиаду и т. д.). Формирование соответствующей мотивации (но не такой: «Я самый талантливый и если проигрываю, то только случайно или из-за судей») создает и профилактические основы. Далеко отставленная цель через серию промежуточных целей, по словам психолога Г. Д. Горбунова, определяет систематическую установку на качественную работу, помогает переносить жесткий спортивный режим в течение многих лет. Сюда же тесно примыкает проблема выбора кумира. Он есть у каждого юного фехтовальщика. И педагог должен ненавязчиво давать такой образец для подражания, в котором юный спортсмен усматривал бы какие-то общие с собой черты (хотя бы внешние), а с другой стороны, видел, чего ему недостает для достижения далекой цели: у неволевого спортсмена кумиром должен быть волевой боец, а у излишне прямолинейного — тактически искусный мыслитель на дорожке.

О формировании волевых качеств говорят часто, гораздо реже делают что-то конкретное в этом направлении. Ясно, что лучший путь волевой подготовки — участие в соревнованиях. Но преждевременные или частые старты изнашивают психику спортсмена, и в то же время соревнования порой теряют свою значимость. А ведь соревноваться юным фехтовальщикам можно по-разному: и на лучшую технику, и на решение определенных тактических задач. Опыт подобных соревнований давно существует в Венгрии, во Франции. Полезны соревнования по общей и специальной физической подготовке.

Волевой подготовке способствует планомерное формирование способности к перенесению длительных и тяжелых нагрузок. Юноша, посвятивший себя фехтованию, должен постоянно, с первых шагов усваивать, что помимо романтики мушкетерских традиций, белых костюмов, радости победы, в поединке будут усталость, пресыщение фехтованием, боль в мышцах; будут неизбежные спады, обидные поражения, когда-нибудь обязательно, может быть и «в расцвете лет», захочется бросить фехтование из-за травм или повторяющихся неудач. И только тот, кто пройдет через все это, станет настоящим мастером.

Молодые фехтовальщики на тренировочных сборах,, если есть возможность, любят играть в распространенные сейчас электронные телевизионные игры. Турниры по таким играм, организованные с выдумкой, также способствуют профилактике психического пресыщения.

 

Еще одна профилактическая мера связана с созданием необходимого психологического климата в команде. Собственно, он формируется в повседневной работе с помощью различных традиций, моральных и материальных поощрений и наказаний, встреч с ветеранами фехтования, афишированием любых спортивных успехов членов команды и т. д. Вообще, такой фактор, как успех, постоянно должен присутствовать в подготовке фехтовальщиков, особенно юных. В конце концов даже спортсмену, проигравшему в пульке все бои, можно при необходимости указать на его частные успехи: удачно проведенная атака против сильного соперника, большое число случаев тактической правоты, применение боевых действий, которые обычно «не идут», и т. д. Чтобы закончить разговор о психологическом климате, есть смысл поговорить о том, как расселять спортсменов во время учебно-тренировочных сборов. Личные симпатии — не единственный здесь критерий. Тренеру приходится думать над тем, чтобы прирожденного оптимиста поселить с тем, кто склонен все видеть в мрачном свете, а спортсмена, строго придерживающегося режима, с тем, кто к этому относится легкомысленно (разумеется, если последний — не явный лидер).

Решению задач психопрофилактики способствуют тренировки по общей физической подготовке, особенно если они интересно организованы и проводятся с высокой интенсивностью. При этом происходит своего рода перевод доминанты и «снятие» повышенной психической напряженности. Эту же роль играют различного рода игры, особенно телевизионные, о которых говорилось выше. Одновременно они способствуют развитию таких ценных психических качеств, как быстрота ориентировок, устойчивость внимания, точность «чувства времени» и дифференцировки мышечных усилий. А в иные моменты, особенно на этапе накопления боевого потенциала, надо идти на заведомое утомление от специальной работы, убеждая спортсмена в том, что сейчас важно не столько выиграть, сколько провести бои на фоне значительного утомления. В таких случаях не только повышается специальная работоспособность, но и вырабатывается своего рода психологическая защита от тех моментов, когда на фоне прогрессирующего утомления фехтовальщик начинает терять уверенность в своих силах.

Наконец, о некоторых вопросах психорегуляции в подготовке фехтовальщиков. Их, в свою очередь, можно разделить на вопросы, связанные с регуляцией в процессе тренировки и регуляцией непосредственно во время соревнований.

В первом случае речь прежде всего идет о направленном воздействии на развитие психических качеств (например, сейчас при возросшей интенсификации боя повышается роль

 
Library   29   Up


Contents

 

Home
 

психомоторики и это требует применения специальных средств подготовки в виде боя на укороченной дистанции, на линии предупреждения, «на один фонарь», индивидуального урока с двумя рапирами у тренера и т. д.). Следующая проблема: формирование индивидуального стиля ведения боя в зависимости от склонностей спортсмена, его сильных и слабых сторон (подробней об этом см. в статьях В. В. Житлова с соавт. в ежегодниках за 1983 и 1984 гг.). Близко к этой проблеме примыкает и проблема, связанная с моделированием действий конкретного соперника и выбором определенной линии борьбы с ним. По существу, как бы условно формируется «временный индивидуальный стиль деятельности». Большую роль играет постоянная работа над преодолением психологических барьеров (боязнь идти в сложную атаку, боязнь борьбы на линии предупреждения, отсутствие веры в 6-ю и круговую 6-ю защиты у левши и т. п. об этом подробней — в книге «Психологическая подготовка фехтовальщика» (М. А. Мидлер и Д. А. Тышлер, 1969 г.). Для решения многих указанных выше вопросов большой эффект дает идеомоторная тренировка (когда мысленно выполняются моторные действия) и так называемая ментальная тренировка (когда мысленно «проигрываются» определенные ситуации взаимодействия с соперником). Но любая повседневная работа по психорегуляции требует мер по психическому восстановлению фехтовальщиков после нагрузок. Сейчас средства восстановления применяются все шире. Здесь и музыка, цветомузыка, специально подобранные видеозаписи, психомышечная или психорегулирующая тренировка и т. д.

Нет смысла много говорить и о средствах психорегуляции во время соревнований, поскольку применение таких средств строго индивидуализировано. Для снятия невротических реакций перед боями часто применяется еле-

 

дующее: а) так называемая прямая деактуализация соперника (намеренно акцентируются его недостатки), косвенная деактуализация (акцентируются достоинства самого спортсмена); б) специальные дыхательные и расслабляющие упражнения; в) температурные воздействия на отдельные части тела; г) мимика, способствующая созданию определенного настроения; д) воспроизведение «чувства успеха» (по опыту прошлых турниров). Но и каждое такое средство не безусловно. Например, прямая деактуализация соперника чаще целесообразна в соотношении 50 : 50 (т. е. разговор о недостатках соперника чередуется с упоминанием его достоинств).

Есть и более специализированные средства. Например, скованность спортсмена в первых боях может быть снята более широкими, чем обычно, свободными ложными движениями. Известно, что широкие движения несовместимы с ощущением скованности, подавленности. Раскованности в действиях способствует и «снятие запрета на ошибку», когда в «олимпийке» спортсмену заранее разрешается, поведя в счете 3 — 4 укола, применять рискованные ходы. Но и такие рекомендации применимы лишь к определенным моментам и к спортсменам с определенными индивидуальными особенностями.

Все больше возникает необходимость в поиске эффективных средств психического экспресс-восстановления в ходе соревнований: после боя, ступени, личного турнира. Как показывает практика, в последнем случае проблема восстановления особенно остро встает перед победителями.

Ограниченность объема статьи вынуждает прибегнуть лишь к беглому перечню психологических проблем в фехтовании. Решены же .они могут быть лишь совместными усилиями теоретиков и практиков: психологов и тренеров.

 

 

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ АКТИВНОСТИ ФЕРМЕНТОВ КРОВИ В ТЕЧЕНИЕ СПОРТИВНОГО СЕЗОНА

   
А. М. Тен,
Н. В. Басов, Москва
 

Многочисленные клинические и лабораторные исследования спортсменов показывают определенные изменения в функциональном состоянии внутренних органов, связанные со спортивной деятельностью, благодаря которым тренеры и врачи имеют возможность оценить эффективность тренировочных нагрузок, наз-

 

 

начить комплекс восстановительных мероприятий, проверить их действенность.

Верным союзником спортивного врача и тренера в оценке состояния спортсменов являются сложные и трудоемкие, но объективные и дающие точные результаты биохимические методы исследования. В настоящее время

Library   30   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало