Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

фехтовальщиков обусловлена и чисто научными потребностями. Скажем, при выявлении причинно-следственных связей между отдельными факторами соревновательной деятельности нужно в первую очередь определить индивидуальные особенности исследуемых показателей у 10 — 12 и более человек. А получение этих данных с помощью педагогических наблюдений потребует решения целого ряда организационных вопросов и, что самое главное, значительных затрат времени.

Нами была предпринята попытка разработать и научно обосновать методику оценки эффективности боевых действий фехтовальщиков с целью осуществления текущего и этапного педагогического контроля.

С целью обоснования метрологической пригодности данной методики был проведен эксперимент, в котором участвовала группа 14-летних фехтовальщиков на саблях в количестве 12 человек. Контрольные испытания проводили по принципу парных упражнений — «контров». Одному из участников эксперимента давалось задание обороняться. Остальные (11 человек) выстраивались в колонну по одному на дистанции 3 — 4 м. Каждый из них выполнял по две атаки. После чего на место обороняющегося становился следующий спортсмен. Таким образом, в роли атакующего и обороняющегося были по очереди все спортсмены. Содержание выполняемых действий нападения и обороны определялось тренером-экспериментатором.

С помощью подобных упражнений можно исследовать эффективность различных средств единоборства и их характеристики. В нашей работе определялась результативность разновидностей атак, защит и контратак с учетом способа выполнения (просто, сложно), степени готовности (преднамеренно, экспромтно, пред-

 

намеренно-экспромтно), особенностей реагирования спортсменов (обусловленно, с выбором, с переключением), т. е. тех тактических характеристик действий, при определении которых мнения экспертов существенно расходятся. Для определения эффективности выполнения простых, преднамеренных, обусловленных атак и защит проводились следующие упражнения. Атакующему давалась установка на выполнение простой, преднамеренной, обусловленной атаки ударом в любой сектор. Обороняющийся должен был парировать атаку защитой, преднамеренно и обусловленно. Для оценки результативности преднамеренно-экспромтных атак с переключением от нападения в один сектор к нападению в другой атакующему давалось задание выполнить простую преднамеренную атаку, заканчивающуюся ударом по маске. В случае, если обороняющийся среагирует своевременно 5-й защитой, переключиться к нападению в открывающийся сектор. При проведении контрольных испытаний большое внимание уделялось повышенной мотивации испытуемых на достижение максимально возможных результатов.

Моделируя соревновательные поединки с помощью контрольных упражнений, можно получить сведения не только об эффективности выполнения отдельных боевых действий в обычных условиях поединка, но и в критических ситуациях: на линии предупреждения (своей и противника), при наличии или отсутствии «приоритета», при счете 4:4 и др.

Таким образом, представленную выше методику можно считать вполне объективной и пригодной для проведения текущего и этапного педагогического контроля за технико-тактической подготовленностью фехтовальщиков.

 

 

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ

   
О. Н. Визгунов,
главный тренер сборной команды СССР,
М. В. Корецкий, Москва
 

Адаптация спортсменов к нагрузкам может быть различной, в зависимости от того, в каких условиях и на каком уровне осуществляется взаимодействие человека с внешней средой (психологическая адаптация, физиологическая, биологическая). Эти виды адаптации взаимосвязаны и могут проявляться одновременно. Адаптация может выражаться в фиксированных способах поведения, позволяющих справляться с трудностями спортивной деятельности. Способы поведения носят индиви-

 

дуальный характер и складываются по мере накопления и приобретения опыта.

По удачному выражению ведущего спортивного психолога из ГДР П. Куната «спортивный результат — это прежде всего достижение личности, а не только мышечного и опорного аппарата». Все спортсмены отличаются друг от друга своими способностями, темпераментом, психическими особенностями. Уровень спортивного мастерства во многом зависит от того, насколько у спортсмена развиты те пси-

Library   41   Up


Contents

 

Home
 

хические качества, которые необходимы для успеха в данном виде спортивной деятельности.

У фехтовальщиков можно отметить свойства, связанные с проявлением спортивной надежности: общая эмоциональная устойчивость, эмоциональная зрелость, устойчивость поведения и настроения, собранность, волевой напор, стремление к доминированию, решительность, предприимчивость, эффективный контроль своих эмоций, внутренняя дисциплинированность.

Для более полного понимания соотношения между личностными особенностями спортсмена и их проявлениями в спортивной деятельности, надо учитывать так называемые «специфические» качества личности, которые формируются и проявляются непосредственно в условиях тренировочной и соревновательной деятельности. К ним мы относим прежде всего соревновательную эмоциональную устойчивость, которая определяет адекватность эмоциональных реакций в ходе тренировок и соревнований. У спортсменов с такой устойчивостью выражена рациональная оценка внешних событий, эмоции не вступают в противоречие с трезвым расчетом и намеченным планом действий.

Особенности внутренних побудительных сил спортсмена проявляются в соревновательной мотивации. Спортсменов с сильной и устойчивой соревновательной мотивацией отличает правильная постановка целей и задач, выступление с «огоньком», большим желанием, полная отдача в тренировках и соревнованиях. Такие спортсмены активизируются в сложных ситуациях.

Специфические качества в большей степени детерминируются условиями и требованиями конкретной спортивной деятельности по сравнению с общими свойствами личности и, в свою очередь, оказывают более непосредственное влияние на соревновательное поведение спортсмена и на особенности переносимости им нагрузок в тренировках.

Являясь промежуточным звеном, специфические качества еще не определяют непосредственно конкретные формы организации спортивной деятельности. Таким звеном является индивидуальный психологический стиль, под которым понимается та оптимальная форма организации психологических и психофизиологических проявлений, которая должна способствовать наилучшему приспособлению индивидуальных качеств спортсмена в целях достижения высокой результативности и надежности.

Типы индивидуального психологического стиля можно различать: по характеру эмоциональной регуляции деятельности и по типу ориентации в деятельности.

«Ровный» тип эмоциональной регуляции характеризуется выступлением спортсмена на относительно однородном эмоциональном фоне, хотя иногда достаточно высоком, отсутствием

 

значительных периодов расслабления. Основными признаками этого типа регуляции являются: спортивное выступление на ровном эмоциональном фоне, трезвая оценка ситуации, дальновидный расчет, ярко выраженный контроль за качеством выполнения движений, устойчивый фон общения.

«Взрывной» тип характеризуется выступлением на эмоциональных «всплесках», совпадающих обычно с периодами максимального психического и физического напряжения. К основным признакам этого типа регуляции относятся: спортивное выступление в «пиках» эмоционального возбуждения, склонность к риску, импровизации, непостоянство поведения. Большое значение приобретает чередование эмоционального напряжения и расслабления.

«Внешняя» ориентация в деятельности характеризуется преимущественной направленностью внимания спортсмена в ходе конкретного поединка и соревнований на внешние моменты, тактику и т. п. Признаками «внешней» ориентации являются: наблюдение за поведением противника, наличие в поведении специальных моментов воздействия на него, большая интенсивность общения, экспромтный и непринужденный характер общения.

«Внутренняя» ориентация характерна преимущественной направленностью внимания спортсмена на динамику собственного внутреннего состояния, на технические моменты выступления. Это проявляется в максимальном сосредоточении на своих ощущениях и представлениях во время соревнований и тренировок, в ожидании перед действием момента наступления состояния готовности, в ориентировке на внутреннее состояние.

Фехтовальщики тяготеют преимущественно к «взрывному» типу эмоциональной регуляции и к «внешнему» типу ориентации. Взрывы, эмоциональные всплески имеют запланированный характер и приурочены к началу поединков. Правда, и здесь возможна реализация относительно «ровного» стиля: в этом случае спортсмен и между поединками (если перерывы кратковременны) поддерживает достаточно высокий уровень эмоционального возбуждения. «Внешний» тип ориентации у фехтовальщиков обусловлен тем, что им в значительной степени необходимо контролировать действия противников.

В соответствии с особенностями индивидуального психологического стиля деятельности следует планировать соревновательную предстартовую и предсоревновательную подготовку.

Представители «взрывного» типа эмоциональной регуляции в период непосредственной подготовки (одноэтапные сборы) более склонны к интенсивным, малообъемным тренировкам. Индивидуальные уроки с ними следует проводить с использованием непродолжительных фрагментов работы с перерывами 3 — 4 мин.

 
Library   42   Up


Contents

 

Home
 

Общая продолжительность тренировок до 2 час.

Представители «ровного» типа тяготеют в этот период подготовки к нагрузкам низкой интенсивности, объемным, растянутым по времени. Индивидуальный урок желательно проводить большими «порциями» с небольшим количеством перерывов меньшей продолжительности. Продолжительность тренировок 2 — 3,5 час.

Планирование линии проведения и направленность разминки перед соревнованиями также непосредственно связаны с присущим спортсмену индивидуальным стилем и с его личностными особенностями.

Мы выделяем три группы фехтовальщиков.

Спортсменов условной группы «А» отличают: ровное поведение и настроение, устойчивый эмоциональный фон, собранность, относительная независимость, самостоятельность в мышлении и поведении. Они обладают, как правило, сильной нервной системой, значительной психической выносливостью. Эмоционально устойчивы в соревновательных условиях, хорошо регулируют свое состояние, умеют планировать свою деятельность, стабильны и помехоустойчивы. Как правило, у них умеренный уровень спортивной мотивации. Для этой группы является оптимальным «ровный» тип индивидуального стиля. Характер ориентации зависит от особенностей тактических задач.

Для данной группы спортсменов предпочтительно использование смешанных вариантов разминки с увеличением к концу разминки интенсивности упражнений. Необходимо следить за поддержанием довольно высокого уровня эмоционального возбуждения в ходе соревнований. К примеру, можно проводить поединки со специально подобранными партнерами на 1 — 2 укола, в перерывах установочный урок. В поединке оптимальным является ведение боя в атакующей манере, с обязательным захватом инициативы.

Спортсмены условной группы «Б» отличаются недостаточно устойчивым поведением и эмоциональным фоном. Они беспокойны, склонны к тревожным состояниям, недостаточно

 

уверены в себе. Индивидуально значимые внешние события могут вызывать сильные и часто неадекватные реакции. В соревновательных условиях недостаточно эмоционально устойчивы, стараются заранее планировать свои действия. Им присуща сильная мотивация в предсоревновательной деятельности. Для них характерна чрезмерная осторожность, слабая настойчивость, недооценка собственных сил.

Для этой группы спортсменов возможны проявления различного индивидуального стиля. При наличии достаточно сильной нервной системы оптимальным для данной группы может явиться «ровный» тип эмоциональной регуляции. Направленность ориентации должна быть организована таким образом, чтобы снизить уровень тревожности спортсмена.

В данной группе рекомендуется применение объемного и средней интенсивности варианта разминки. В поединках оптимальной является контратакующая манера ведения боя, но с заранее подготавливаемой ситуацией; активное ведение поединка, не затягивая его по времени. Поэтому необходимо планировать действия спортсмена заранее, посредством отработки конкретных тактических вариантов. Перед поединком желательно проведение индивидуального урока — настройка в спокойном темпе, с тактической направленностью.

В группу «В» входят спортсмены, которые возбудимы, импульсивны, нетерпеливы, для них характерны резкие перепады эмоционального фона и активности в поведении. Их характеризует сильная соревновательная мотивация, стремление к соперничеству. В предсоревновательном состоянии могут излишне перевозбуждаться. Склонны к импровизации и рискованным действиям.

Для данной группы спортсменов оптимальным является «взрывной» тип эмоциональной регуляции с внутренней ориентацией.

Для предсоревновательной разминки рекомендуется короткий, скоростной вариант. В поединке следует избегать тактических повторений. Желательна атакующая манера ведения боя. Повышенное внимание следует уделять собранности движений и действий.

 

 

КОНТРОЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ

   
В. Г. Герасименко, г. Алма-Ата
 

Существует различное соотношение действительных и недействительных уколов, наносимых фехтовальщиками различного уровня подготовки на состязаниях разного масштаба; соотношение это зависит и от характера боевых приемов. Однако такой трудоемкий процесс, :как подсчет всех нанесенных уколов во всех

 

боях, возможно осуществлять лишь путем автоматизированного сбора информации.

Для контроля за результатами действий фехтовальщиков непосредственно во время учебных боев и соревнований в Казахском институте физкультуры было сконструировано регистрирующее устройство, суммирующее по-

Library   43   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало