Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

зовать довольно ограниченный репертуар действий. План поединка с этим спортсменом лишь незначительно варьирует от боя к бою. Без создания боевого «портрета» соперника

 

и выбора обоснованного плана поединка нельзя сформулировать тактически грамотной линии поведения, не может быть эффективной тактической деятельности фехтовальщика.

 

 

МЕТОДИКА ТЕКУЩЕГО И ЭТАПНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ

   
А. И. Павлов,
Г. Д. Тышлер,
Д. А. Тышлер, Москва
 

В фехтовании с целью осуществления педагогического контроля за технической и тактической подготовленностью спортсменов широко используется метод педагогических наблюдений с фиксацией элементов деятельности посредством нотационной регистрации или видеозаписи соревновательных поединков. Этот метод проверен практикой многолетних исследований и является весьма надежным и объективным средством получения информации для дальнейшего анализа боевой деятельности фехтовальщиков. Основным достоинством его является то, что регистрация педагогических явлений протекает в естественных для фехтовальщика условиях спортивной практики, без вмешательства наблюдателя в ход педагогического процесса. Для научного анализа соревновательной деятельности с целью определения тенденций развития отдельных видов фехтования в различных возрастных и квалификационных группах спортсменов сбор информации методом педагогических наблюдений является на сегодняшний день, пожалуй, незаменимым.

Тем не менее, данный метод имеет, на наш взгляд, существенные недостатки, к числу которых, прежде всего следует отнести его «громоздкость». Опыт проведения педагогических наблюдений с помощью нотационной записи боевых действий показывает, что бригада экспертов в количестве 6 — 8 и более человек (что зависит от конкретных задач исследования, определяющих объем фиксируемых показателей) в процессе одного соревнования может зарегистрировать не более 50 — 60 боев, при условии, что проводились и личные и командные соревнования, т. е. за два дня. А в целом для получения объективных данных о боевой деятельности фехтовальщиков в соревнованиях исследователи фиксируют по 600, 800 и даже 1500 боев (Д. А. Тышлер, 1974; Л. Д. Битехтина, 1974; Ю. Т. Смоляков, 1977), наблюдая при этом за ходом не менее чем 10 — 25 соревнований, что составляет примерный годовой объем соревновательной нагрузки фехтовальщика. Для проведения подобных исследований требуются месяцы, а то и годы работы. А меж-

 

ду тем известно, что боевой арсенал фехтовальщиков, особенно юных, не остается неизменным даже в процессе одного годичного цикла тренировки. В ходе тренировочного процесса спортсмен овладевает новыми элементами техники и тактики, осваивает новые тактические комбинации, постоянно стремясь усовершенствовать свою техническую подготовленность, повысить эффективность различных действий нападения и защиты.

А ведь в практических и научных целях специалистам бывает крайне необходимо получить объективную информацию о текущем состоянии спортсмена, о его возможностях, готовности к выполнению в боях различных технико-тактических средств и их эффективности именно на данном этапе подготовки (например, в начале или в конце микро-, мезоциклов, на этапе предсоревновательной подготовки и т. д.), с тем чтобы своевременно внести соответствующие коррективы в ход тренировочного процесса.

В настоящее время опытный тренер и спортсмен совместными усилиями довольно успешно решают этот вопрос, полностью полагаясь на собственную интуицию, большой опыт работы и знание закономерностей фехтовального спорта. Но если на этапе спортивного совершенствования квалифицированный фехтовальщик при помощи опытного наставника может в той или иной степени правильно оценить свою подготовленность, способен установить причины невысокой эффективности отдельных действий и изменить в связи с этим стратегию подготовки к соревнованиям, то юный, малоопытный спортсмен вряд ли способен справиться с решением подобной задачи.

В этом случае было бы целесообразно применять корректные методы количественной оценки деятельности фехтовальщика, которые бы позволили в короткий срок получить надежную информацию о текущем состоянии специализированных умений и навыков спортсмена.

Необходимость получения срочной информации о технико-тактической подготовленности

Library   40   Up


Contents

 

Home
 

фехтовальщиков обусловлена и чисто научными потребностями. Скажем, при выявлении причинно-следственных связей между отдельными факторами соревновательной деятельности нужно в первую очередь определить индивидуальные особенности исследуемых показателей у 10 — 12 и более человек. А получение этих данных с помощью педагогических наблюдений потребует решения целого ряда организационных вопросов и, что самое главное, значительных затрат времени.

Нами была предпринята попытка разработать и научно обосновать методику оценки эффективности боевых действий фехтовальщиков с целью осуществления текущего и этапного педагогического контроля.

С целью обоснования метрологической пригодности данной методики был проведен эксперимент, в котором участвовала группа 14-летних фехтовальщиков на саблях в количестве 12 человек. Контрольные испытания проводили по принципу парных упражнений — «контров». Одному из участников эксперимента давалось задание обороняться. Остальные (11 человек) выстраивались в колонну по одному на дистанции 3 — 4 м. Каждый из них выполнял по две атаки. После чего на место обороняющегося становился следующий спортсмен. Таким образом, в роли атакующего и обороняющегося были по очереди все спортсмены. Содержание выполняемых действий нападения и обороны определялось тренером-экспериментатором.

С помощью подобных упражнений можно исследовать эффективность различных средств единоборства и их характеристики. В нашей работе определялась результативность разновидностей атак, защит и контратак с учетом способа выполнения (просто, сложно), степени готовности (преднамеренно, экспромтно, пред-

 

намеренно-экспромтно), особенностей реагирования спортсменов (обусловленно, с выбором, с переключением), т. е. тех тактических характеристик действий, при определении которых мнения экспертов существенно расходятся. Для определения эффективности выполнения простых, преднамеренных, обусловленных атак и защит проводились следующие упражнения. Атакующему давалась установка на выполнение простой, преднамеренной, обусловленной атаки ударом в любой сектор. Обороняющийся должен был парировать атаку защитой, преднамеренно и обусловленно. Для оценки результативности преднамеренно-экспромтных атак с переключением от нападения в один сектор к нападению в другой атакующему давалось задание выполнить простую преднамеренную атаку, заканчивающуюся ударом по маске. В случае, если обороняющийся среагирует своевременно 5-й защитой, переключиться к нападению в открывающийся сектор. При проведении контрольных испытаний большое внимание уделялось повышенной мотивации испытуемых на достижение максимально возможных результатов.

Моделируя соревновательные поединки с помощью контрольных упражнений, можно получить сведения не только об эффективности выполнения отдельных боевых действий в обычных условиях поединка, но и в критических ситуациях: на линии предупреждения (своей и противника), при наличии или отсутствии «приоритета», при счете 4:4 и др.

Таким образом, представленную выше методику можно считать вполне объективной и пригодной для проведения текущего и этапного педагогического контроля за технико-тактической подготовленностью фехтовальщиков.

 

 

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ

   
О. Н. Визгунов,
главный тренер сборной команды СССР,
М. В. Корецкий, Москва
 

Адаптация спортсменов к нагрузкам может быть различной, в зависимости от того, в каких условиях и на каком уровне осуществляется взаимодействие человека с внешней средой (психологическая адаптация, физиологическая, биологическая). Эти виды адаптации взаимосвязаны и могут проявляться одновременно. Адаптация может выражаться в фиксированных способах поведения, позволяющих справляться с трудностями спортивной деятельности. Способы поведения носят индиви-

 

дуальный характер и складываются по мере накопления и приобретения опыта.

По удачному выражению ведущего спортивного психолога из ГДР П. Куната «спортивный результат — это прежде всего достижение личности, а не только мышечного и опорного аппарата». Все спортсмены отличаются друг от друга своими способностями, темпераментом, психическими особенностями. Уровень спортивного мастерства во многом зависит от того, насколько у спортсмена развиты те пси-

Library   41   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало