Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

эмоционального возбуждения отдельно для каждого фехтовальщика в зависимости от напряженности предстоящей деятельности. У квалифицированных спортсменов наблюдаются очень высокие и стабильные показатели эмоционального состояния перед боями. Недостаточно опытные фехтовальщики имеют, как правило, большой диапазон колебаний уровня эмоционального возбуждения.

Параллельно, методом экспертных оценок определялся круг средств регуляции эмоционального возбуждения, применяемых фехтовальщиками. Для этого было опрошено 86 человек. Была составлена специальная анкета, включающая 12 вопросов, которая позволила обнаружить у фехтовальщиков ряд индивидуальных признаков оценки и управления эмоциональным возбуждением. Результаты анкетного опроса позволили выявить средства и методы регуляции и саморегуляции каждым спортсменом своего предстартового эмоционального состояния.

Основными средствами регуляции предстартового эмоционального состояния являются следующие: самоприказ, самовнушение — 42%; выполнение специальных упражнений (шагов, выпадов, скачков и др. действий) — 28%; установочная беседа с тренером — 52%; произволь-

 

ное переключение направленности внимания — 19,2%; преднамеренное воспроизведение определенных образов и представлений — 14,4%.

Следует отметить, что по данным экспертных оценок спортсменами не используются такие средства регуляции, как массаж и самомассаж, очень мало — последовательное расслабление определенных групп мышц — 2,4%, видимо, в связи с отсутствием специальных навыков расслабления.

Было установлено, что оптимальным эмоциональным состоянием -перед поединком большинство спортсменов считают: сильное эмоциональное возбуждение — 56%, умеренное эмоциональное возбуждение — 28%, очень сильное эмоциональное возбуждение — 9%, спокойное состояние — 7%. Причем сильное и умеренное эмоциональное возбуждение положительно влияет на результаты выступления. Такого мнения придерживаются 78,4% участников анкетного опроса.

Выявленные количественные показатели состояния эмоционального возбуждения позволяют осуществить дифференцированный подбор средств и методов его регуляции на различных этапах годичного цикла подготовки фехтовальщиков.

 

 

КОНСУЛЬТАЦИИ


СОЗДАНИЕ БОЕВОГО «ПОРТРЕТА» СОПЕРНИКА
И ПЛАНА ПОЕДИНКА

   
Б. В. Турецкий, Львов
 

Изучение конкурентов — одно из основных правил повышения тактического мастерства фехтовальщика. Оно состоит в наблюдении и анализе боев с последующей разработкой боевого «портрета» соперника, отражающего сильные и слабые стороны его индивидуального стиля деятельности. В процессе наблюдения обычно оцениваются результативность действий и частота их применения, выявляются типичные ошибки и уровень боевой оснащенности, определяется манера боя, излюбленные приемы и дистанция боевых взаимодействий, особенности подготовки. В результате наблюдений фехтовальщик определяет стратегию боя и ту манеру поведения, которая может быть эффективна в поединке с конкретным соперником. Совершенно очевидно, что чем большим объемом информации об особенностях боевой деятельности своих конкурентов будет располагать фехтовальщик, тем более успешно он сможет взаимодействовать с ними в поединках. Однако даже самые полные сведения об осо-

 

бенностях поведения соперника будут недостаточны, если их представить разрозненно, без учета характерных взаимосвязей в рамках индивидуального стиля деятельности.

Своеобразным трафаретом для составления боевого «портрета» соперника могут быть рассмотренные нами ранее характеристики типичных стилей деятельности: позиционно-наступательного, маневренно-наступательного, маневренно-оборонительного и позиционно-оборонительного *. Для каждого из этих стилей были определены и предложены характерные особенности поведения и способы противодействия, т. е. создан типичный «портрет» фехтовальщика и типичный план борьбы.

Основным принципом наблюдения при создании боевого «портрета» является стандартизация конкретных конфликтных ситуаций по-


* См. статью В. В. Житлова и Б. В. Турецкого в сборнике статей «Фехтование», № 1, 1983 г.

Library   36   Up


Contents

 

Home
 

единка за счет исключения случайных, второстепенных элементов.

Прежде всего выделяются те показатели, которые составляют основу будущей характеристики.

I. Активность. Наши исследования боевой деятельности фехтовальщиков показали, что этот фактор представляет собой своего рода стержень индивидуального стиля деятельности. На основании его можно сформировать предварительное суждение о боевых типах спортсменов и конкретизировать направление сбора информации о сопернике.

Немаловажную роль в оценке активности фехтовальщиков играет маневрирование, которое может оцениваться по-разному: а) как преимущественно однонаправленное, разнообразное или выжидательное; б) как глубокое и неглубокое (в соответствии с трактовкой Д. А. Тышлера).

Наблюдения за боями показали, что очень активные фехтовальщики (позиционно-наступательного стиля) чаще применяют однонаправленное маневрирование с непрерывным продвижением вперед. Активные фехтовальщики сочетают однонаправленное маневрирование с разнообразным; причем одни из них (представители маневренно-наступательного стиля) отдают предпочтение первому виду маневра, а другие (действующие маневренно-оборонительно) — второму виду маневра. Малоактивные фехтовальщики (позиционно-оборонительного стиля) предпочитают выжидать; маневр у них обычно неглубокий и осуществляется на фоне отступления.

Арсенал подготавливающих действий у фехтовальщиков чаще всего ограничен двумя-тремя приемами, но выявить их зачастую сложно, так как они маскируются самим спортсменом и кроме того по-разному воспринимаются в различных ситуациях и эпизодах поединка. Чтобы преодолеть эти трудности в процессе наблюдения, следует выделить несколько компонентов тактического поведения, которые помогут выявить индивидуальные приемы подготовки.

1. Дистанционная игра. Цель её — Заставить соперника ошибаться в дистанции.

2. Вызовы соперника на определенные реакции. Это могут быть подготавливающие действия оборонительного характера. Цель их — выявить сектор возможного нападения или тактическое действие, которое собирается применить соперник, а также действия, имитирующие нападение с целью выявить намерения соперника в обороне.

Во время наблюдения важно выяснить и то, к каким приемам прибегает противник при подготовке своих действий и как он реагирует на подготовку фехтовальщика.

В. А. Аркадьев (1975) отмечал, что подготавливающие игровые движения ногами и оружием обладают большой устойчивостью инди-

 

видуального двигательного рисунка. Значит, в процессе наблюдения следует обнаружить этот рисунок и в ритме игровых движений соперника найти тот момент, когда атака на него будет неотразимой.

В зависимости от активности фехтовальщики в поединке большее внимание уделяют либо подготовке нападений, либо подготовке обороны. Более активные спортсмены основное внимание уделяют подготовке атак, поэтому так неожиданны для них атаки соперника, выполненные на подготовку. Фехтовальщики, склонные выжидать, большее внимание обращают на подготовку контратакующих и защитно-ответных действий. Поэтому одна из ведущих задач в боях с этими фехтовальщиками — заставить их атаковать. Для таких спортсменов характерны высокая бдительность и разнообразные средства обороны, значит, с такими фехтовальщиками следует вести бои на несколько удлиненной дистанции. В противном случае незначительные потери в прочности защиты дают противнику преимущество в нападении.

II. Дистанция подготовки. При наблюдении за соперником следует помнить, что спортсмены, которые готовят многотемповые атаки «на видение» предпочитают их начинать со сверхдальней или дальней дистанции. В свою очередь фехтовальщики, использующие ошибки соперника, стараются держаться поближе к нему. При этом они могут осторожно, незаметно подбираться к противнику или же все время фехтовать в «опасной» зоне, постоянно тревожа его ложными сближениями, финтами, действиями на оружие.

При наблюдении следует обращать внимание и на рост фехтовальщиков: высокие обычно держатся дальше, фехтовальщики небольшого роста стараются подобраться поближе, прежде чем начинают активные действия.

Анализ соревновательной деятельности фехтовальщиков показал, что вход в дистанцию атаки осуществляется либо с действием на оружие, либо с финтами. В колющих видах оружия атаки с дальней дистанции обычно выполняются с предварительным действием на оружие, в рубящих — с финтами. Правда, саблисты, фехтующие левой рукой, отдают предпочтение нападениям через действие на оружие.

III. Излюбленные действия обычно находятся в тесной связи со стилем деятельности фехтовальщика, а значит и с особенностями подготовки. Известный венгерский шпажист Кальцонаи часто выполняет контратаку с приседом, причем делает это настолько эффективно, что в большинстве случаев поражает противников. И это несмотря на то, что большинство из них знает о данном приеме в арсенале венгерского шпажиста. Секрет эффективности этого приема заключается в тесной связи его с манерой боевого поведения фехтовальщика. Будучи небольшого роста, спортсмен старается

 
Library   37   Up


Contents

 

Home
 

поближе держаться к своим соперникам, а чтобы затруднить им возможность успешного нападения, постоянно маневрирует, то сближаясь (или имитируя сближение), то отступая, угрожает уколом в руку или ногу. В серии такого рода маневрирований одно из его сближений оказывается несколько большим. Соперник стремится сразу же использовать ситуацию и бросается вперед. Но Кальцонаи в последний момент «ныряет» под оружие соперника и наносит опережающий укол.

Таким образом, задача фехтовальщика в процессе наблюдения не только выявить излюбленное действие соперника, но и «увязать» его с действиями подготовки. Успешное применение контрприемов возможно тогда, когда фехтовальщик может своевременно, по предпосылкам, определять момент подготовки и выполнения задуманного соперником действия. Опытные спортсмены скрывают свои излюбленные действия или же стараются замаскировать их подготовку и момент выполнения. Это затрудняет наблюдение. Однако в решающий момент (например, при счете 4:4) или в стрессовой ситуации следует ожидать, что соперник выберет в арсенале действий свой излюбленный прием как наиболее надежное средство нападения или обороны.

IV. Секторы нападения. В силу индивидуальных особенностей, уровня технико-тактического мастерства и ряда других факторов фехтовальщики неравномерно распределяют нападения в различные секторы поражаемой поверхности: в одни — чаще, в другие — реже. Выявление тех секторов (одного или двух), в которые соперник чаще нападает, дает определенное преимущество фехтовальщику в обороне.

Мы намеренно ограничили число анализируемых компонентов боевой деятельности соперника. Определение активности и особенностей маневрирования, дистанции подготовки, излюбленных действий и секторов нападения позволит достаточно быстро создать боевой «портрет» соперника. Когда же в общих чертах «портрет» создан, фехтовальщику не составляет большого труда постоянно дополнять его многочисленными деталями и подробностями.

Для создания полного представления об особенностях боевого поведения соперника необходимо проанализировать большое количество его боев и выделить значительное число компонентов боевой деятельности. В таблице представлены те компоненты боевого поведения соперника, наблюдая за которыми, по мнению ряда авторов, можно получить достаточно полное представление о нем и составить боевой «портрет».

Специалисты фехтования знают, что опытные спортсмены вариативно используют свой боевой репертуар. Они могут отказаться от некоторых излюбленных средств подготовки,

 

нападения или обороны, если предвидят их неэффективность в бою с тем или иным соперником. Поэтому наблюдения за соперниками и уточнение их «портрета» осуществляются в течение всей соревновательной деятельности фехтовальщика.

Известны случаи, когда ведущие мастера фехтования при подготовке к ответственным соревнованиям (чемпионат мира, олимпийские игры) пропускали менее ответственные соревнования или намеренно показывали на них результаты ниже своих возможностей, для того чтобы скрыть от противников излюбленные приемы и характерные особенности стиля деятельности. В 1968 г. Марк Ракита на турнире социалистических стран в Будапеште вошел в финал и сразу же прекратил бои на результат. Основная цель его поединков — изучить сильные и слабые стороны тех соперников, с которыми через несколько месяцев советскому спортсмену предстояло встретиться на Олимпийских играх. Осуществляя поставленную задачу, спортсмен одновременно решал и другую, не менее важную задачу — «прятал» свои излюбленные действия от соперников. Как мы знаем, на этой Олимпиаде Марк Ракита был лучшим из советских фехтовальщиков на саблях, завоевав в личном турнире 2-е место. Значит, такая стратегия поведения оказалась правильной.

Только после создания боевого «портрета» можно приступать к созданию плана поединка, который предполагает использование сильных сторон технико-тактического мастерства фехтовальщика.

Что же такое тактический план поединка: один-два стержневых приема или строгая последовательность действий?

Видимо, для разных спортсменов понятие плана предстоящего боя различно. Для одних — это несколько основных штрихов, необходимых для выбора правильной тактики боя, для других — четкая расстановка сил, выбор конкретных приемов, способов подготовки, прогнозирование ситуаций, в которых они будут реализовываться.

Процесс создания боя может быть разбит на несколько этапов:

1. Выбор основного направления ведения поединка с учетом стиля деятельности соперника и его квалификации:

а) атаковал или оборонительная направленность действий;

б) характер маневрирований.

2. Выбор средств для нейтрализации излюбленных действий соперника и приемов подготовки:

а) подбор контрприемов;

б) поиск дистанционных обманов (фехтование на удлиненной или укороченной дистанции, неожиданное изменение ее в бою).

3. Подбор последовательности боевых действий и их взаимозаменяемости с учетом ус-

 
Library   38   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 1

Характерные показатели боевой деятельности фехтовальщиков,
изучаемые в процессе наблюдения

Характерные показатели боевой деятельности

(по В. А. Аркадьеву)

(по Д. А. Тышлеру)

(по А. В. Родионову и Б. В. Турецкому)

1. Как реагирует на внезапную и ожидаемую атаку

2. Какие атаки применяет и как их выполняет

3. Как реагирует на финты, удары по оружию

4. Как внешне сказывается потеря бдительности

5. Манера боя

6. Боевой репертуар приемов

7. Физические и технические возможности

8. Моральное состояние

9. Способен ли соперник выполнять внезапные атаки

10. Какие оборонительные действия применяет при ожидании атаки и при неожиданном нападении

11. Каково содержание его подготавливающей игры

12. Бойцовский облик

13. Манера подготавливать решающие действия

1. Уровень технической подготовленности

2. Как тактически строит бой

3. Каково его психическое состояние

4. Какова возможная быстрота и глубина выполнения боевых действий

5. Каковы привычные секторы нападения, моменты начала атак

6. Реакция спортсмена на внезапные и ожидаемые действия, сближения, быстрые и замедленные действия

7. Каково чувство боя

8. Излюбленная дистанция

9. Приемы против контратак

10. Манера боя

11. Исходное положение оружия перед атаками, защитами, контратаками

12. Реакция на помехи

1. К какому типу боевой деятельности больше склонен: позиционно-наступательному, маневренно-наступательному, маневренно-оборонительному, позиционно-оборонительному

2. Что из приемов чаще и успешнее применяет в бою: атаки, защиты, контратаки

3. Как чаще действует: создает ситуацию или использует ошибки соперника

4. Характер атак: длинно, коротко, усложняясь; через действие на оружие, с финтами; начало — быстро, медленно, с ускорением

5. Характер подготовки: наступление, маневрирование. отход; стремится или избегает контакта с оружием соперника, излюбленные приемы подготовки

6. Поведение в критических ситуациях: счет боя 4:4, лимит времени, граница, наличие или отсутствие приоритета

 

тойчивости или вариативности технико-тактического репертуара соперника.

4. Отработка отдельных приемов и действии в индивидуальных уроках и учебных боях.

5. Апробирование схемы и ее корректировка.

При создании такого плана рекомендуется придерживаться одного из двух направлений:

— действовать вразрез индивидуальной манере поведения соперника;

— построить поединок на тактическом обыгрыше соперника.

Первая стратегия направлена на то, чтобы заставить соперника отказаться от привычной манеры ведения поединка, заставить его применять те действия, которые менее отработаны в тренировке. Если противник предпочитает строить поединок на ожидании активных действий и в основном обороняется, то задача фехтовальщика заключается в том, чтобы заставить его нападать. Если же, наоборот, соперник склонен к атакам, стратегия фехтоваль-

 

щика в поединке должна состоять в подавлении его двигательной инициативы. Основная задача — заставить соперника обороняться.

Вторая стратегия — это попытка скрытого управления действиями соперника: «вплетаясь» в его замыслы и вступая с ним в тактическую игру.

При разработке плана фехтовальщик должен учитывать активность соперника, склонность его к выполнению отдельных тактических приемов и к завершению нападений в отдельные секторы. Управление поведением соперника может осуществляться по-разному. Известны случаи, когда план боя с одним и тем же соперником каждый раз создавался заново. Это происходило с теми бойцами, которые постоянно анализировали свое поведение и изменяли тактический рисунок боя. Но, если соперник склонен к ригидности поведения и обладает устойчивым репертуаром действий, он, несмотря на проигрыши, продолжает исполь-

Library   39   Up


Contents

 

Home
 

зовать довольно ограниченный репертуар действий. План поединка с этим спортсменом лишь незначительно варьирует от боя к бою. Без создания боевого «портрета» соперника

 

и выбора обоснованного плана поединка нельзя сформулировать тактически грамотной линии поведения, не может быть эффективной тактической деятельности фехтовальщика.

 

 

МЕТОДИКА ТЕКУЩЕГО И ЭТАПНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ

   
А. И. Павлов,
Г. Д. Тышлер,
Д. А. Тышлер, Москва
 

В фехтовании с целью осуществления педагогического контроля за технической и тактической подготовленностью спортсменов широко используется метод педагогических наблюдений с фиксацией элементов деятельности посредством нотационной регистрации или видеозаписи соревновательных поединков. Этот метод проверен практикой многолетних исследований и является весьма надежным и объективным средством получения информации для дальнейшего анализа боевой деятельности фехтовальщиков. Основным достоинством его является то, что регистрация педагогических явлений протекает в естественных для фехтовальщика условиях спортивной практики, без вмешательства наблюдателя в ход педагогического процесса. Для научного анализа соревновательной деятельности с целью определения тенденций развития отдельных видов фехтования в различных возрастных и квалификационных группах спортсменов сбор информации методом педагогических наблюдений является на сегодняшний день, пожалуй, незаменимым.

Тем не менее, данный метод имеет, на наш взгляд, существенные недостатки, к числу которых, прежде всего следует отнести его «громоздкость». Опыт проведения педагогических наблюдений с помощью нотационной записи боевых действий показывает, что бригада экспертов в количестве 6 — 8 и более человек (что зависит от конкретных задач исследования, определяющих объем фиксируемых показателей) в процессе одного соревнования может зарегистрировать не более 50 — 60 боев, при условии, что проводились и личные и командные соревнования, т. е. за два дня. А в целом для получения объективных данных о боевой деятельности фехтовальщиков в соревнованиях исследователи фиксируют по 600, 800 и даже 1500 боев (Д. А. Тышлер, 1974; Л. Д. Битехтина, 1974; Ю. Т. Смоляков, 1977), наблюдая при этом за ходом не менее чем 10 — 25 соревнований, что составляет примерный годовой объем соревновательной нагрузки фехтовальщика. Для проведения подобных исследований требуются месяцы, а то и годы работы. А меж-

 

ду тем известно, что боевой арсенал фехтовальщиков, особенно юных, не остается неизменным даже в процессе одного годичного цикла тренировки. В ходе тренировочного процесса спортсмен овладевает новыми элементами техники и тактики, осваивает новые тактические комбинации, постоянно стремясь усовершенствовать свою техническую подготовленность, повысить эффективность различных действий нападения и защиты.

А ведь в практических и научных целях специалистам бывает крайне необходимо получить объективную информацию о текущем состоянии спортсмена, о его возможностях, готовности к выполнению в боях различных технико-тактических средств и их эффективности именно на данном этапе подготовки (например, в начале или в конце микро-, мезоциклов, на этапе предсоревновательной подготовки и т. д.), с тем чтобы своевременно внести соответствующие коррективы в ход тренировочного процесса.

В настоящее время опытный тренер и спортсмен совместными усилиями довольно успешно решают этот вопрос, полностью полагаясь на собственную интуицию, большой опыт работы и знание закономерностей фехтовального спорта. Но если на этапе спортивного совершенствования квалифицированный фехтовальщик при помощи опытного наставника может в той или иной степени правильно оценить свою подготовленность, способен установить причины невысокой эффективности отдельных действий и изменить в связи с этим стратегию подготовки к соревнованиям, то юный, малоопытный спортсмен вряд ли способен справиться с решением подобной задачи.

В этом случае было бы целесообразно применять корректные методы количественной оценки деятельности фехтовальщика, которые бы позволили в короткий срок получить надежную информацию о текущем состоянии специализированных умений и навыков спортсмена.

Необходимость получения срочной информации о технико-тактической подготовленности

Library   40   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало