|
||||
зовать довольно ограниченный репертуар действий. План поединка с этим спортсменом лишь незначительно варьирует от боя к бою. Без создания боевого «портрета» соперника |
и выбора обоснованного плана поединка нельзя сформулировать тактически грамотной линии поведения, не может быть эффективной тактической деятельности фехтовальщика. |
|||
|
||||
А. И. Павлов, Г. Д. Тышлер, Д. А. Тышлер, Москва |
||||
В фехтовании с целью осуществления педагогического контроля за технической и тактической подготовленностью спортсменов широко используется метод педагогических наблюдений с фиксацией элементов деятельности посредством нотационной регистрации или видеозаписи соревновательных поединков. Этот метод проверен практикой многолетних исследований и является весьма надежным и объективным средством получения информации для дальнейшего анализа боевой деятельности фехтовальщиков. Основным достоинством его является то, что регистрация педагогических явлений протекает в естественных для фехтовальщика условиях спортивной практики, без вмешательства наблюдателя в ход педагогического процесса. Для научного анализа соревновательной деятельности с целью определения тенденций развития отдельных видов фехтования в различных возрастных и квалификационных группах спортсменов сбор информации методом педагогических наблюдений является на сегодняшний день, пожалуй, незаменимым. Тем не менее, данный метод имеет, на наш взгляд, существенные недостатки, к числу которых, прежде всего следует отнести его «громоздкость». Опыт проведения педагогических наблюдений с помощью нотационной записи боевых действий показывает, что бригада экспертов в количестве 6 — 8 и более человек (что зависит от конкретных задач исследования, определяющих объем фиксируемых показателей) в процессе одного соревнования может зарегистрировать не более 50 — 60 боев, при условии, что проводились и личные и командные соревнования, т. е. за два дня. А в целом для получения объективных данных о боевой деятельности фехтовальщиков в соревнованиях исследователи фиксируют по 600, 800 и даже 1500 боев (Д. А. Тышлер, 1974; Л. Д. Битехтина, 1974; Ю. Т. Смоляков, 1977), наблюдая при этом за ходом не менее чем 10 — 25 соревнований, что составляет примерный годовой объем соревновательной нагрузки фехтовальщика. Для проведения подобных исследований требуются месяцы, а то и годы работы. А меж- |
ду тем известно, что боевой арсенал фехтовальщиков, особенно юных, не остается неизменным даже в процессе одного годичного цикла тренировки. В ходе тренировочного процесса спортсмен овладевает новыми элементами техники и тактики, осваивает новые тактические комбинации, постоянно стремясь усовершенствовать свою техническую подготовленность, повысить эффективность различных действий нападения и защиты. А ведь в практических и научных целях специалистам бывает крайне необходимо получить объективную информацию о текущем состоянии спортсмена, о его возможностях, готовности к выполнению в боях различных технико-тактических средств и их эффективности именно на данном этапе подготовки (например, в начале или в конце микро-, мезоциклов, на этапе предсоревновательной подготовки и т. д.), с тем чтобы своевременно внести соответствующие коррективы в ход тренировочного процесса. В настоящее время опытный тренер и спортсмен совместными усилиями довольно успешно решают этот вопрос, полностью полагаясь на собственную интуицию, большой опыт работы и знание закономерностей фехтовального спорта. Но если на этапе спортивного совершенствования квалифицированный фехтовальщик при помощи опытного наставника может в той или иной степени правильно оценить свою подготовленность, способен установить причины невысокой эффективности отдельных действий и изменить в связи с этим стратегию подготовки к соревнованиям, то юный, малоопытный спортсмен вряд ли способен справиться с решением подобной задачи. В этом случае было бы целесообразно применять корректные методы количественной оценки деятельности фехтовальщика, которые бы позволили в короткий срок получить надежную информацию о текущем состоянии специализированных умений и навыков спортсмена. Необходимость получения срочной информации о технико-тактической подготовленности |
|||
40 |
Назад
Дальше
К содержанию
На главную
В библиотеку
В начало
Реклама:
|