Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

увеличивается. Это объясняется природой фехтовального поединка, в котором большую роль играет способность быстро ориентироваться в сложной ситуации.

При анализе данных обследования представителей различных видов оружия выявлено, что скорость простой реакции самая высокая у шпажистов, ниже у саблистов и еще ниже у рапиристов. Обратная картина наблюдается при сравнении скорости реакции выбора, т. е. при усложнении ситуации. Самые высокие показатели в процентилях у рапиристов — 84, у саблистов — 79, у шпажистов — 75. Вероятно, это объясняется спецификой видов оружия. Шпажисты применяют много простых действий, более вариативны рапиристы и саблисты: чтобы попасть в цель, они должны делать много ложных движений, атак второго к третьего намерения; быстрее оценивать возникающие

 

ситуаций и более разнообразно реагировать на них.

Можно объяснить, почему один спортсмен уверенно фехтует в «завязках», пропуская простые атаки, а другой — фехтует результативно только на простых атаках, всячески избегая сложных действий. У первого — время простой реакции 178 мсек или 33 процентиля, а время реакции выбора 413 мсек — 95 проц., в то время как у второго — время реакции выбора 603 мсек — 38 проц., а время простой реакции 138 мсек — 94 проц.

Речь идет о спортсменах, которые попадают в финалы первенств СССР и РСФСР, т. е. умеют оценивать свои возможности и использовать их.

Информация о индивидуальных особенностях личности может помочь тренерам и спортсменам в управлении их деятельностью.

 

 

ОЦЕНКА ПРЕДСТАРТОВОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ

   
B. К. Галкин,
C. Н. Пимонова,
З. И. Филатова, Москва
 

Известно, что результаты выступления в соревнованиях во многом определяются уровнем предстартового эмоционального возбуждения фехтовальщиков. В связи с этим возникает важный для практики вопрос о путях эффективного воздействия на регуляцию такого возбуждения. Целенаправленное применение специальных средств регуляции будет способствовать формированию у фехтовальщиков умения управлять предстартовым эмоциональным возбуждением и на этой основе значительно улучшить результат.

Теоретический анализ специфики предстартового состояния и разработка практических рекомендаций по управлению эмоциональным возбуждением перед поединком крайне затруднительны в связи с отсутствием точных количественных оценок состояния напряженности спортсменов.

Была предпринята попытка в этом направлении (Л. В. Сайчук, И. В. Исаков, 1970), которая позволила лишь приблизительно «оценить» психическую напряженность в выполнении различной фехтовальной деятельности и «оценить» ее в баллах. Необходимо было дать количественную оценку эмоционального возбуждения как в определенный момент, так и в динамике тренировки.

Один из возможных путей объективной оценки состояния фехтовальщиков связан с регистрацией электрокожного сопротивления (Н. Н. Мищук, 1948). Другой — основан на использовании тремометрии, поскольку основ-

 

ные характеристики тремора (частота и амплитуда) достаточно высоко коррелируют с уровнем эмоционального состояния (В. М. Писаренко, 1968; В. М. Игуменов, 1971).

Нами применялись оба метода. Наличие тесной взаимосвязи (установлено в ходе предварительных исследований) и однонаправленности данных этих методов позволило в дальнейшем использовать методику регистрации электрокожного сопротивления как наиболее удобную.

В проведенном исследовании приняло участие 30 высококвалифицированных спортсменов.

Знакомясь с экспериментальным материалом, следует помнить, что между количественной характеристикой электрокожного сопротивления и эмоциональным состоянием существует обратная зависимость (больше цифровой показатель — ниже уровень эмоционального возбуждения, меньше — выше уровень эмоционального возбуждения).

В результате исследования были получены количественные показатели уровня эмоционального возбуждения спортсменов в разное время дня. Так, наиболее высокий уровень возбуждения наблюдается во время боевой практики (соревновательная обстановка) — 65, несколько меньше — в тренировочных занятиях — 99, а самый низкий — после сна — 198 единиц.

Многократная регистрация уровня эмоционального возбуждения в процессе подготовки к соревнованиям и в ходе их позволила установить количественные характеристики состояния

Library   35   Up


Contents

 

Home
 

эмоционального возбуждения отдельно для каждого фехтовальщика в зависимости от напряженности предстоящей деятельности. У квалифицированных спортсменов наблюдаются очень высокие и стабильные показатели эмоционального состояния перед боями. Недостаточно опытные фехтовальщики имеют, как правило, большой диапазон колебаний уровня эмоционального возбуждения.

Параллельно, методом экспертных оценок определялся круг средств регуляции эмоционального возбуждения, применяемых фехтовальщиками. Для этого было опрошено 86 человек. Была составлена специальная анкета, включающая 12 вопросов, которая позволила обнаружить у фехтовальщиков ряд индивидуальных признаков оценки и управления эмоциональным возбуждением. Результаты анкетного опроса позволили выявить средства и методы регуляции и саморегуляции каждым спортсменом своего предстартового эмоционального состояния.

Основными средствами регуляции предстартового эмоционального состояния являются следующие: самоприказ, самовнушение — 42%; выполнение специальных упражнений (шагов, выпадов, скачков и др. действий) — 28%; установочная беседа с тренером — 52%; произволь-

 

ное переключение направленности внимания — 19,2%; преднамеренное воспроизведение определенных образов и представлений — 14,4%.

Следует отметить, что по данным экспертных оценок спортсменами не используются такие средства регуляции, как массаж и самомассаж, очень мало — последовательное расслабление определенных групп мышц — 2,4%, видимо, в связи с отсутствием специальных навыков расслабления.

Было установлено, что оптимальным эмоциональным состоянием -перед поединком большинство спортсменов считают: сильное эмоциональное возбуждение — 56%, умеренное эмоциональное возбуждение — 28%, очень сильное эмоциональное возбуждение — 9%, спокойное состояние — 7%. Причем сильное и умеренное эмоциональное возбуждение положительно влияет на результаты выступления. Такого мнения придерживаются 78,4% участников анкетного опроса.

Выявленные количественные показатели состояния эмоционального возбуждения позволяют осуществить дифференцированный подбор средств и методов его регуляции на различных этапах годичного цикла подготовки фехтовальщиков.

 

 

КОНСУЛЬТАЦИИ


СОЗДАНИЕ БОЕВОГО «ПОРТРЕТА» СОПЕРНИКА
И ПЛАНА ПОЕДИНКА

   
Б. В. Турецкий, Львов
 

Изучение конкурентов — одно из основных правил повышения тактического мастерства фехтовальщика. Оно состоит в наблюдении и анализе боев с последующей разработкой боевого «портрета» соперника, отражающего сильные и слабые стороны его индивидуального стиля деятельности. В процессе наблюдения обычно оцениваются результативность действий и частота их применения, выявляются типичные ошибки и уровень боевой оснащенности, определяется манера боя, излюбленные приемы и дистанция боевых взаимодействий, особенности подготовки. В результате наблюдений фехтовальщик определяет стратегию боя и ту манеру поведения, которая может быть эффективна в поединке с конкретным соперником. Совершенно очевидно, что чем большим объемом информации об особенностях боевой деятельности своих конкурентов будет располагать фехтовальщик, тем более успешно он сможет взаимодействовать с ними в поединках. Однако даже самые полные сведения об осо-

 

бенностях поведения соперника будут недостаточны, если их представить разрозненно, без учета характерных взаимосвязей в рамках индивидуального стиля деятельности.

Своеобразным трафаретом для составления боевого «портрета» соперника могут быть рассмотренные нами ранее характеристики типичных стилей деятельности: позиционно-наступательного, маневренно-наступательного, маневренно-оборонительного и позиционно-оборонительного *. Для каждого из этих стилей были определены и предложены характерные особенности поведения и способы противодействия, т. е. создан типичный «портрет» фехтовальщика и типичный план борьбы.

Основным принципом наблюдения при создании боевого «портрета» является стандартизация конкретных конфликтных ситуаций по-


* См. статью В. В. Житлова и Б. В. Турецкого в сборнике статей «Фехтование», № 1, 1983 г.

Library   36   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало