|
ло улице, все они стали настоящими людьми».
Побываем мы и на 1-й Хуторской улице Москвы в таком же клубе. Здесь я начинала свою тренерскую работу. Однажды в зале появилась неприглядная компания во главе с подвыпившим юношей с выразительным синяком под глазом и бутылкой дешевого вина в руках. Он долго издевался над мальчишками, чинно выхаживающими в стойке, над их детскими играми «в мушкетеришек». А они молчали, потому что с «Монахом» (такая кличка у горластого парня) лучше не связываться. А я не вытерпела и предложила ему не игрушечный, а настоящий поединок. Он сплюнул, отдал бутылку дружкам и сказал: «Ну ты, тренерша, кого пугаешь?». А я, собрав все силы, уколола его в толстый живот. Он заорал, сказал в мой адрес далеко не лестные слова. Но с того дня вся компания, сняв ботинки, в носочках стала приходить в зал подраться на шпагах, сделала нам мишени. Л «Монах» признался мне потом, что это дело куда интереснее, чем болтаться вечерами на улице и приставать от скуки к прохожим.
Я наблюдаю исподтишка за своим оппонентом. Заметив мой взгляд, он встрепенулся: «Знаете ли, дети есть дети. Их привлекает не ваше фехтование, а потребность двигаться. Вот и все».
И тогда я беру его за руку и веду в легкоатлетический манеж ЦСКА, в жаркие июльские дни 1980 г., когда на помостах бушевала Олимпиада. И долгие девять дней он сидит, приклеившись к стулу, отрываясь лишь ненадолго, дабы утолить жажду финским соком из квадратных пакетиков или глотнуть ночной прохлады, когда страсти ненадолго замирают.
Жарко в зале, где рождаются сенсации и подтверждаются прогнозы. Жарко в пресс-центре от стрекота разноязычных машинок и дебатов. Жарко на трибунах, потому что можно не разбираться в тонкостях фехтования, но нельзя остаться равнодушным к сверхнакалу человеческих эмоций, сверхнапряжению сил, к взглядам, полным отчаянья или счастья.
Помню максимальную сосредоточенность комментатора мужского рапирного финала Давида Тышлера, которому стоило немалых усилий говорить скупые фразы в микрофон, вместо того чтобы кричать, поддерживая наших Романькова и Смирнова, вместе с ревущим залом. Помню слезы на глазах великой нашей фехтовальщицы Александры Забелиной, когда в нечеловеческом по своему внутреннему накалу поединке сошлись Александр Романьков и юный француз Паскаль Жолио.
А происходило вот что. Никто не ждал особых сенсаций от рапирного финала. Наших в нем фехтовало трое — Александр Романьков, Владимир Смирнов и Сабир Рузиев. Романьков до этого трижды становился чемпионом мира и в табели о рангах шел под первым номером. За последний год о себе в полный го-
|
|
лос заявил Смирнов, снискав уважение специалистов и противников стабильными и надежными выступлениями. Опытный Рузиев также не раз фехтовал в мировых финалах.
Казалось, все складывается как нельзя лучше. Перед финалом мнения расходились только в одном. Одни называли победителем Романькова. Другие отдавали предпочтение Смирнову, который не расточал эмоций, фехтовал осторожно, не рисковал, что в атмосфере большого напряжения могло оказаться решающим.
Но Олимпиада, подобно режиссеру-новатору, преподнесла собственную трактовку финала, и оттого спектакль, разыгравшийся на помосте, обнажил нервы актеров, сделал их игру неподдельно правдивой, не оставив равнодушным ни одного зрителя. Даже тех, кому случайно достался билетик на фехтование.
А произошло все оттого, что в спор за медали вмешался Паскаль Жолио, будто сошедший с иллюстрации к сказке принц. Легкий, раскованный, летящий, с такой изысканностью и виртуозностью владеющий рапирой, будто и не рапира это вовсе, а золотая стрела, невесомая, но больно разяшая.
Романькову надо было доказывать, что он — сильнейший. Смирнов пытался завоевать право называться сильнейшим.
Жолио — фехтовал. Как подходили ему эти слова — в легкой французской манере. С ослепительной улыбкой на устах, с раскованностью человека, которому нечего терять, а завоевать он может целый мир.
Мы знаем, что олимпиады любят дебютантов. Им они дарят особое расположение, а часто и лавры. Трудно копить четыре года силы и мужество и остаться со свежей психикой и свежим восприятием боя. Трудно засыпать и просыпаться с мыслью, что ты можешь победить, должен, обязан.
Паскалю исполнился в то лето всего 21 год. Он еще не знал, что может многое, потому честолюбивые планы его не мучили и он спокойно спал.
Мой оппонент мог не понять, как Смирнов наносил уколы в первом финальном бою Романькову. Но потому, как отреагировал на это поражение сам Романьков и его тренер Эрнест Асиевский, он не мог не сообразить, что произошло что-то непредвиденное. Александр уходил с дорожки потемневший, ссутулившийся, неся на себе многокилограммовый груз поражения. По-другому выражал свои эмоции после проигрыша Жолио Смирнов. Он стиснул кулаки, стал непроницаем, окаменел.
Все ждали последнего боя — Романьков — Жолио. Имея в запасе четыре победы, юный герой с удовольствием демонстрировал улыбку фоторепортерам, боявшимся упустить сенсацию, запечатлевая возможного чемпиона в десятке кадров. Чемпион разминается. Чемпи-
|
|