|
4. Не обнажать оружия без перчаток.
5. Не волочить оружие рукояткой по земле.
6. Не отвлекать тех, кто обнажил шпаги.
7. Не обнажать оружия во хмелю.
8. Не пить и не курить в зале для фехтования.
9. Уважительно относиться к почтенным посетителям зала и по требованию учителя предоставлять им оружие.
10. Если рапира сломана учениками, виновным считается тот, в чьей руке остался обломок.
11. Ученик не может прервать урока своего учителя.
|
|
Не обошлось и без напоминания: один из пунктов гласил — дело чести ученика вовремя вносить плату. Неожиданный конец!
Да, острые шпаги и смертельные поединки неотвратимо уходили в прошлое, но где-то впереди, в далеком будущем, уже угадывались ярко-белые силуэты спортсменов-«дуэлян-тов» нашего века. От турниров и дуэлей им осталось самое ценное, то, что так неудержимо привлекает к себе всех фехтовальщиков наших дней — поединок! И наверное, недаром символом его навсегда стали две скрещенные шпаги. |
|
Для спортсменов и тренеров поездки не редкость. Нашего брата можно встретить в любом поезде, в любое время года. В дороге знакомятся быстро, а со спортсменами — особенно. Тему для разговора не приходится долго искать. Тема эта — они сами.
Раньше уже через две-три минуты вагонная беседа неминуемо вливалась в привычное футбольное русло. Теперь — дело другое. Соседи по купе проявляют такой разносторонний интерес, что зачастую не хватает ни тренерской, ни спортивной эрудиции, чтобы его удовлетворить. И вот что примечательно: чаше всего за прямыми вопросами собеседников стоят другие, самые для них важные — какой ты, спортсмен, что ты за человек?
Меня, к примеру, не раз спрашивали, не мешают ли тренировки учиться и работать, на самом ли деле Брумель был полноправным соавтором киносценария и помогал ли кто-нибудь Борзову писать диссертацию, чему учат в институтах физкультуры. Ни в одном из вопросов нет ловушки. Просто поклонникам спорта хочется, чтобы их любимцы были не только чемпионами и рекордсменами, но и образованными, разносторонними людьми, достойными уважения. Спортсмен (пусть и не каждый, но олимпиец — обязательно) должен быть личностью — так можно сформулировать общие убеждения наших многочисленных собеседников.
После таких разговоров в дороге я уже возвращаюсь сам к раздумьям на эти темы. И удивительная вещь! Ведь спорт, особенно большой, интересен прежде всего результатом. И кто заинтересовался бы Дитятиным, Королевым, Сальниковым, если бы не их громкие победы? И пусть вся наша фехтовальная команда — знатоки балета, этот факт может заинтересовать кого-нибудь только потом, после победы, когда журналисты будут брать ин-
|
|
тервью у чемпионов. А проиграешь — тогда хоть целого «Онегина» на память декламируй — не оправдаешься. И все-таки...
Все-таки спорт в жизни человека рано или поздно заканчивается. А жизнь продолжается. И кем бы ни стал спортсмен в этом продолжении — тренером или инженером, врачом или преподавателем — он остается таким, каким сделал его спорт, друзья по команде и, конечно же, мы, тренеры. От нашей спортивной среды в значительной мере зависит, будет ли жизнь спортсмена там, за финишной линией, по-настоящему полноценной. Велика мера нашей ответственности за судьбу человека. Может, поэтому и статья эта выливается на бумагу...
Часто вижу перед собой лицо парня, которому я сказал когда-то жесткие слова: «Больше не приходи. Такой ты не нужен команде. А главное — не нужен себе». Он пытался догнать меня у выхода, но я ускорил шаг. Пусть помучается, пусть задумается над своими поступками.
Спортсмен должен стать нравственно зрелой личностью. Я, наверное, не делаю открытий. Путь новичка до члена сборной команды страны — это путь становления личности. Пройти его сможет только тот, для кого высшее счастье — победа всей команды. Именно команды.
Я уверен, что каждый мой коллега, тренер по фехтованию, в глубине души мечтает подготовить не просто одного чемпиона, а целую боевую команду. И дело тут не в славе. В конце концов, медаль, завоеванная в личном первенстве, равноценна полученной в командной борьбе. Секрет заключается в том, что тренер получает неизмеримо большее удовлетворение, когда видит, что из различных характеров создан монолитный коллектив единомышленников, готовых пожертвовать |