Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

4.  Не обнажать оружия без перчаток.

5.  Не волочить оружие рукояткой по земле.

6.  Не отвлекать тех, кто обнажил шпаги.

7.  Не обнажать оружия во хмелю.

8.  Не пить и не курить в зале для фехтования.

9.  Уважительно относиться к почтенным посетителям зала и по требованию учителя предоставлять им оружие.

10.  Если рапира сломана учениками, виновным считается тот, в чьей руке остался обломок.

11.  Ученик не может прервать урока своего учителя.

 

Не обошлось и без напоминания: один из пунктов гласил — дело чести ученика вовремя вносить плату. Неожиданный конец!

Да, острые шпаги и смертельные поединки неотвратимо уходили в прошлое, но где-то впереди, в далеком будущем, уже угадывались ярко-белые силуэты спортсменов-«дуэлян-тов» нашего века. От турниров и дуэлей им осталось самое ценное, то, что так неудержимо привлекает к себе всех фехтовальщиков наших дней — поединок! И наверное, недаром символом его навсегда стали две скрещенные шпаги.

 

 

РАЗДУМЬЯ В ПУТИ

   


В. X. Быков, заслуженный тренер СССР, Киев
 

Для спортсменов и тренеров поездки не редкость. Нашего брата можно встретить в любом поезде, в любое время года. В дороге знакомятся быстро, а со спортсменами — особенно. Тему для разговора не приходится долго искать. Тема эта — они сами.

Раньше уже через две-три минуты вагонная беседа неминуемо вливалась в привычное футбольное русло. Теперь — дело другое. Соседи по купе проявляют такой разносторонний интерес, что зачастую не хватает ни тренерской, ни спортивной эрудиции, чтобы его удовлетворить. И вот что примечательно: чаше всего за прямыми вопросами собеседников стоят другие, самые для них важные — какой ты, спортсмен, что ты за человек?

Меня, к примеру, не раз спрашивали, не мешают ли тренировки учиться и работать, на самом ли деле Брумель был полноправным соавтором киносценария и помогал ли кто-нибудь Борзову писать диссертацию, чему учат в институтах физкультуры. Ни в одном из вопросов нет ловушки. Просто поклонникам спорта хочется, чтобы их любимцы были не только чемпионами и рекордсменами, но и образованными, разносторонними людьми, достойными уважения. Спортсмен (пусть и не каждый, но олимпиец — обязательно) должен быть личностью — так можно сформулировать общие убеждения наших многочисленных собеседников.

После таких разговоров в дороге я уже возвращаюсь сам к раздумьям на эти темы. И удивительная вещь! Ведь спорт, особенно большой, интересен прежде всего результатом. И кто заинтересовался бы Дитятиным, Королевым, Сальниковым, если бы не их громкие победы? И пусть вся наша фехтовальная команда — знатоки балета, этот факт может заинтересовать кого-нибудь только потом, после победы, когда журналисты будут брать ин-

 

тервью у чемпионов. А проиграешь — тогда хоть целого «Онегина» на память декламируй — не оправдаешься. И все-таки...

Все-таки спорт в жизни человека рано или поздно заканчивается. А жизнь продолжается. И кем бы ни стал спортсмен в этом продолжении — тренером или инженером, врачом или преподавателем — он остается таким, каким сделал его спорт, друзья по команде и, конечно же, мы, тренеры. От нашей спортивной среды в значительной мере зависит, будет ли жизнь спортсмена там, за финишной линией, по-настоящему полноценной. Велика мера нашей ответственности за судьбу человека. Может, поэтому и статья эта выливается на бумагу...

Часто вижу перед собой лицо парня, которому я сказал когда-то жесткие слова: «Больше не приходи. Такой ты не нужен команде. А главное — не нужен себе». Он пытался догнать меня у выхода, но я ускорил шаг. Пусть помучается, пусть задумается над своими поступками.

Спортсмен должен стать нравственно зрелой личностью. Я, наверное, не делаю открытий. Путь новичка до члена сборной команды страны — это путь становления личности. Пройти его сможет только тот, для кого высшее счастье — победа всей команды. Именно команды.

Я уверен, что каждый мой коллега, тренер по фехтованию, в глубине души мечтает подготовить не просто одного чемпиона, а целую боевую команду. И дело тут не в славе. В конце концов, медаль, завоеванная в личном первенстве, равноценна полученной в командной борьбе. Секрет заключается в том, что тренер получает неизмеримо большее удовлетворение, когда видит, что из различных характеров создан монолитный коллектив единомышленников, готовых пожертвовать

Library   52   Up


Contents

 

Home
 

личным ради общих целей и интересов. Человеку, незнакомому с фехтованием, может показаться, что в нашем виде спорта понятие команда довольно относительно. Бои все равно ведутся один на один, а значит, стоит собрать квартет сильных рапиристов, шпажистов или саблистов — и будет непобедимая команда. Но в том-то и дело, что не будет. Чуда непобедимости не случится, потому что оно может родиться только в настоящем коллективе — ему в награду. Поэтому очень важно понимать, что спортсмен сильный, но лишенный потребности в боевой дружбе, при первом же крутом повороте турнирной борьбы станет в команде чужеродным телом, нарушит единство коллектива. В случае командной неудачи такого легко успокоит мысль, что сам он фехтовал неплохо, остальное для него значения не имеет.

 

Командные соревнования фехтовальщиков позволяют в полной мере проявиться чудесной черте характера советского человека — коллективизму. Но, к сожалению, эта черта не всегда соседствует со спортивной одаренностью. Мы часто подбираем учеников лишь по двигательным способностям, отдаем преимущество быстрым, ловким и недооцениваем иногда сообразительность, вдумчивость и так называемые задатки лидера. А жаль! Ведь вместе с уроками фехтования наши ученики должны осваивать и уроки жизни. Научившись благородству и отваге на дорожке, они не нарушат законов чести и в жизни.

И спортивный успех, даже самый громкий, станет для них только промежуточным финишем, ступенькой в дальнейшую жизнь, где общая коллективная победа всегда важней и нужней, чем личная.

 

 

СПОРТ — ЭТО ЦЕЛАЯ ЖИЗНЬ

   
Т. И. Колчанова, Москва
 

Что может привлекать в фехтовании? — в который раз я слышу этот вопрос. В который раз несведущий зритель с компетентностью истинного зрителя прогнозирует вымирание этого вида спорта. А я пытаюсь со всей страстностью, на которую способна, доказать ему, что времени не подвластно умертвить в людях как тягу к романтике и рыцарству, которые привлекают в фехтовании на первых порах, так и желание испытать свой разум, что приходит позднее.

Я предлагаю своему оппоненту совершить несколько путешествий в близкое и далекое прошлое, давая ему возможность погрузиться в различные типичные для фехтовальщиков ситуации. А там пусть сам решает — кто из нас прав.

Первым делом мы отправимся с ним в сентябрь. Например, 1931 г., Центральный парк культуры и отдыха. Воскресный день. Гуляющая публика. Эскимо и солнце. И вдруг — глашатаи: мальчишки и девчонки во главе с предводителем Михаилом Слепцовым, в ослепительно белых костюмах, с гроздью сияющих клинков в руках.

— Внимание, внимание! Всем, кто хочет испытать себя в силе и ловкости, в хитроумии и сноровке, всем, кто хочет проникнуть в тайны владения оружием, предлагаем встретиться на одной из спортивных площадок парка. Внимание! Внимание!

Десятки любопытных уже толпятся на площадке. Здесь им преподается первый урок мастерства. Здесь они проводят первый в жизни бой. Чтобы завтра, послезавтра прийти в

 

спортивную секцию стадиона «Динамо» и получить второй, третий, пятый урок и остаться с фехтованием навсегда. Ибо искусство мыслить и побеждать непреходяще, оно остается с нами, кем бы мы ни стали потом.

И еще один сентябрь, скажем, 1981 г. Нет глашатаев. Нет призывного клича. Есть скромная афиша, извещающая о том, что проводится набор в секцию фехтования мальчиков и девочек с такого-то возраста. И сотни желающих с просьбой на устах и мольбой в глазах — возьмите меня в фехтование! Для мальчишек фехтование означает стать легендарными д'Артаньянами, Атосами или реальными Кровопусковыми и Сидяками. Стать потому, что неувядаем по смыслу и содержанию мушкетерский девиз: «Один — за всех, все — за одного!»

Помню рассказ одного из энтузиастов фехтования, киевского тренера Александра Гурова, вот уже десять лет возглавляющего мушкетерский клуб по месту жительства «Олимпия». Человека, пришедшего к такой форме работы после длительных размышлений о воспитательной миссии фехтования. Кодекс чести, созданный в «Олимпии», стал притягательной силой для мальчишек, на которых не только учителя, но и некоторые родители махнули рукой, полагая, что никакие педагогические меры их не исправят. Этот человек с невыспавшимся лицом и усталыми глазами, приметами, отличающими почти всех энтузиастов, счастлив по самым высоким нравственным меркам. Его опыт дает право на такой вывод: «Фехтование ни одного мальчишку не верну-

Library   53   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало