Фехтование, бывшее упражнением в воинском искусстве вплоть до середины второго
тысячелетия нашей эры, оттачивалось на турнирах, которые часто выглядели как
театрализованные представления.
«Как пример великолепного турнира, — пишут авторы истории театра А. Гвоздев и А.
Пиотровский, — можно привести празднество на свадьбе бургундского герцога Карла
Смелого и Маргариты Йоркской. На площади города Брюгге стояло дерево с золотыми
листьями и геральдическими знаками. Его охранял великан. Каждый раз, когда
рыцарь входил в круг, карлик трубил в рог. Рыцари появлялись в восточных
костюмах, сопровождаемые маврами, шутами и турчанками. Вызов на турнир (картель)
провозглашался герольдом в форме поэтического воззвания от имени якобы
освобожденной от рабства дамы, призывающей рыцаря-освободителя дать из любви к
ней 101 удар мечом и копьем».
И начинались поединки... Падали лошади, гнулись мечи и ломались копья, лилась
кровь, одна пара сражающихся сменяла другую, и так продолжалось довольно долго,
иногда несколько дней подряд. Однако турнирами воинские потехи не
ограничивались.
Очень распространенным способом выявить сильнейшего были также дуэли. Нельзя
сказать, чтобы правители и духовенство поощряли склонность воинов калечить друг
друга ради защиты чести. Считалось, что для этого должны были быть более
основательные причины — вызволение из беды «гроба господня», например, или
присоединение новых территорий к владениям суверенного владыки.
Мирские правители на протяжении веков манипулировали человеческими жизнями, то
поощряя, то запрещая междоусобные войны, поединки и дуэли. Чтобы удержаться
наверху, им нужно было поддерживать хотя бы шаткое равновесие в расстановке сил.
Если поискать истоки возникновения обычая драться на дуэли в защиту чести, нужно
будет обратиться к периоду феодальных распрей и так называемых судебных
поединков. Эти последние широко практиковались на любом виде оружия для
выяснения спорных вопросов, в которых одержавший верх, очевидно, получал
поддержку «свыше».
Такой способ определения правого и виноватого долгое время считался очень
эффективным, и в 501 г. германский король Гондебо официально его санкционировал.
Не прошло и трехсот лет, как церковь, руководствуясь
|
|
своими тогдашними
соображениями, его запретила. Нельзя сказать, чтобы запрет этот строго
соблюдался, а в начале X века германский император Оттон (известный также как
создатель священной Римской империи) снова легализовал судебные поединки.
Дрались все, кто только мог. Если одна сторона не могла лично выходить на
поединок, то допускалась ее замена уполномоченными лицами. Появился даже особый
род занятий: сражаться вместо других за плату. Рыцари и люди благородного звания
сражались настоящим оружием, люди низкого звания вооружались палками: таким
путем стремились достичь максимальной справедливости в решении дел. И только к
концу XIV в. этот обычай вышел из моды.
К тому времени приобрел права гражданства новый способ у феодальной знати и
новоявленного дворянства выяснять свои отношения — дуэль. Ее популярность сразу
же оказалась столь велика, что в результате численность боеспособных воинов в
государствах резко сократилась. Кое-кто начал тревожиться, а французский король
Карл IX в 1566 г. даже издал ордонанс, в котором категорически запретил
прибегать к поединку для разрешения вопросов чести. Но число дуэлянтов
увеличивалось...
В те годы они были беспощадны друг к другу. «Горе побежденному!» — таков был
девиз победителя. С течением времени, однако, эта установка была признана не
слишком рациональной. В XVII в. при общем изменении нравов и оружия дуэль также
меняется: прежние мечи уступают место шпагам, а чувство чести удовлетворяется
первой же царапиной. Появляются и многочисленные правила проведения поединков,
совершенствуется и система обучения фехтованию.
К началу XVIII в. в Италии и Франции уже издано солидное количество трактатов об
искусстве фехтования, в которых обобщался накопленный опыт ведения борьбы, из
уст в уста передавалась слава об искуснейших маэстро, умеющих обучать
премудростям фехтования. Дворяне, благопристойно упражняющиеся в специальных
залах, строго следовали установленным положениям, вывешенным для всеобщего
обозрения:
1. Не произносить непристойных слов.
2. Не шутить, так как это приводит к дурным последствиям.
3. Не насмехаться ни над кем по поводу оружия.
|