Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

О ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ ФЕХТОВАНИЯ


НЕМНОГО О ДУЭЛЯХ И РЫЦАРСКИХ ТУРНИРАХ

   
Т. А. Лыкова, Москва
 

Фехтование, бывшее упражнением в воинском искусстве вплоть до середины второго тысячелетия нашей эры, оттачивалось на турнирах, которые часто выглядели как театрализованные представления.

«Как пример великолепного турнира, — пишут авторы истории театра А. Гвоздев и А. Пиотровский, — можно привести празднество на свадьбе бургундского герцога Карла Смелого и Маргариты Йоркской. На площади города Брюгге стояло дерево с золотыми листьями и геральдическими знаками. Его охранял великан. Каждый раз, когда рыцарь входил в круг, карлик трубил в рог. Рыцари появлялись в восточных костюмах, сопровождаемые маврами, шутами и турчанками. Вызов на турнир (картель) провозглашался герольдом в форме поэтического воззвания от имени якобы освобожденной от рабства дамы, призывающей рыцаря-освободителя дать из любви к ней 101 удар мечом и копьем».

И начинались поединки... Падали лошади, гнулись мечи и ломались копья, лилась кровь, одна пара сражающихся сменяла другую, и так продолжалось довольно долго, иногда несколько дней подряд. Однако турнирами воинские потехи не ограничивались.

Очень распространенным способом выявить сильнейшего были также дуэли. Нельзя сказать, чтобы правители и духовенство поощряли склонность воинов калечить друг друга ради защиты чести. Считалось, что для этого должны были быть более основательные причины — вызволение из беды «гроба господня», например, или присоединение новых территорий к владениям суверенного владыки.

Мирские правители на протяжении веков манипулировали человеческими жизнями, то поощряя, то запрещая междоусобные войны, поединки и дуэли. Чтобы удержаться наверху, им нужно было поддерживать хотя бы шаткое равновесие в расстановке сил. Если поискать истоки возникновения обычая драться на дуэли в защиту чести, нужно будет обратиться к периоду феодальных распрей и так называемых судебных поединков. Эти последние широко практиковались на любом виде оружия для выяснения спорных вопросов, в которых одержавший верх, очевидно, получал поддержку «свыше».

Такой способ определения правого и виноватого долгое время считался очень эффективным, и в 501 г. германский король Гондебо официально его санкционировал. Не прошло и трехсот лет, как церковь, руководствуясь

 

своими тогдашними соображениями, его запретила. Нельзя сказать, чтобы запрет этот строго соблюдался, а в начале X века германский император Оттон (известный также как создатель священной Римской империи) снова легализовал судебные поединки.

Дрались все, кто только мог. Если одна сторона не могла лично выходить на поединок, то допускалась ее замена уполномоченными лицами. Появился даже особый род занятий: сражаться вместо других за плату. Рыцари и люди благородного звания сражались настоящим оружием, люди низкого звания вооружались палками: таким путем стремились достичь максимальной справедливости в решении дел. И только к концу XIV в. этот обычай вышел из моды.

К тому времени приобрел права гражданства новый способ у феодальной знати и новоявленного дворянства выяснять свои отношения — дуэль. Ее популярность сразу же оказалась столь велика, что в результате численность боеспособных воинов в государствах резко сократилась. Кое-кто начал тревожиться, а французский король Карл IX в 1566 г. даже издал ордонанс, в котором категорически запретил прибегать к поединку для разрешения вопросов чести. Но число дуэлянтов увеличивалось...

В те годы они были беспощадны друг к другу. «Горе побежденному!» — таков был девиз победителя. С течением времени, однако, эта установка была признана не слишком рациональной. В XVII в. при общем изменении нравов и оружия дуэль также меняется: прежние мечи уступают место шпагам, а чувство чести удовлетворяется первой же царапиной. Появляются и многочисленные правила проведения поединков, совершенствуется и система обучения фехтованию.

К началу XVIII в. в Италии и Франции уже издано солидное количество трактатов об искусстве фехтования, в которых обобщался накопленный опыт ведения борьбы, из уст в уста передавалась слава об искуснейших маэстро, умеющих обучать премудростям фехтования. Дворяне, благопристойно упражняющиеся в специальных залах, строго следовали установленным положениям, вывешенным для всеобщего обозрения:

1.  Не произносить непристойных слов.

2.  Не шутить, так как это приводит к дурным последствиям.

3.  Не насмехаться ни над кем по поводу оружия.

Library   51   Up


Contents

 

Home
 

4.  Не обнажать оружия без перчаток.

5.  Не волочить оружие рукояткой по земле.

6.  Не отвлекать тех, кто обнажил шпаги.

7.  Не обнажать оружия во хмелю.

8.  Не пить и не курить в зале для фехтования.

9.  Уважительно относиться к почтенным посетителям зала и по требованию учителя предоставлять им оружие.

10.  Если рапира сломана учениками, виновным считается тот, в чьей руке остался обломок.

11.  Ученик не может прервать урока своего учителя.

 

Не обошлось и без напоминания: один из пунктов гласил — дело чести ученика вовремя вносить плату. Неожиданный конец!

Да, острые шпаги и смертельные поединки неотвратимо уходили в прошлое, но где-то впереди, в далеком будущем, уже угадывались ярко-белые силуэты спортсменов-«дуэлян-тов» нашего века. От турниров и дуэлей им осталось самое ценное, то, что так неудержимо привлекает к себе всех фехтовальщиков наших дней — поединок! И наверное, недаром символом его навсегда стали две скрещенные шпаги.

 

 

РАЗДУМЬЯ В ПУТИ

   


В. X. Быков, заслуженный тренер СССР, Киев
 

Для спортсменов и тренеров поездки не редкость. Нашего брата можно встретить в любом поезде, в любое время года. В дороге знакомятся быстро, а со спортсменами — особенно. Тему для разговора не приходится долго искать. Тема эта — они сами.

Раньше уже через две-три минуты вагонная беседа неминуемо вливалась в привычное футбольное русло. Теперь — дело другое. Соседи по купе проявляют такой разносторонний интерес, что зачастую не хватает ни тренерской, ни спортивной эрудиции, чтобы его удовлетворить. И вот что примечательно: чаше всего за прямыми вопросами собеседников стоят другие, самые для них важные — какой ты, спортсмен, что ты за человек?

Меня, к примеру, не раз спрашивали, не мешают ли тренировки учиться и работать, на самом ли деле Брумель был полноправным соавтором киносценария и помогал ли кто-нибудь Борзову писать диссертацию, чему учат в институтах физкультуры. Ни в одном из вопросов нет ловушки. Просто поклонникам спорта хочется, чтобы их любимцы были не только чемпионами и рекордсменами, но и образованными, разносторонними людьми, достойными уважения. Спортсмен (пусть и не каждый, но олимпиец — обязательно) должен быть личностью — так можно сформулировать общие убеждения наших многочисленных собеседников.

После таких разговоров в дороге я уже возвращаюсь сам к раздумьям на эти темы. И удивительная вещь! Ведь спорт, особенно большой, интересен прежде всего результатом. И кто заинтересовался бы Дитятиным, Королевым, Сальниковым, если бы не их громкие победы? И пусть вся наша фехтовальная команда — знатоки балета, этот факт может заинтересовать кого-нибудь только потом, после победы, когда журналисты будут брать ин-

 

тервью у чемпионов. А проиграешь — тогда хоть целого «Онегина» на память декламируй — не оправдаешься. И все-таки...

Все-таки спорт в жизни человека рано или поздно заканчивается. А жизнь продолжается. И кем бы ни стал спортсмен в этом продолжении — тренером или инженером, врачом или преподавателем — он остается таким, каким сделал его спорт, друзья по команде и, конечно же, мы, тренеры. От нашей спортивной среды в значительной мере зависит, будет ли жизнь спортсмена там, за финишной линией, по-настоящему полноценной. Велика мера нашей ответственности за судьбу человека. Может, поэтому и статья эта выливается на бумагу...

Часто вижу перед собой лицо парня, которому я сказал когда-то жесткие слова: «Больше не приходи. Такой ты не нужен команде. А главное — не нужен себе». Он пытался догнать меня у выхода, но я ускорил шаг. Пусть помучается, пусть задумается над своими поступками.

Спортсмен должен стать нравственно зрелой личностью. Я, наверное, не делаю открытий. Путь новичка до члена сборной команды страны — это путь становления личности. Пройти его сможет только тот, для кого высшее счастье — победа всей команды. Именно команды.

Я уверен, что каждый мой коллега, тренер по фехтованию, в глубине души мечтает подготовить не просто одного чемпиона, а целую боевую команду. И дело тут не в славе. В конце концов, медаль, завоеванная в личном первенстве, равноценна полученной в командной борьбе. Секрет заключается в том, что тренер получает неизмеримо большее удовлетворение, когда видит, что из различных характеров создан монолитный коллектив единомышленников, готовых пожертвовать

Library   52   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало