Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

осталась позади, и впереди длинные четыре года ожидания следующей. Он звал цену ожиданию. Долго шел к сборной страны, завоевывая право попасть в число фехтовавших тогда корифеев. Другой бы недотерпел. Виктор сумел дождаться своего часа. А его монреальский успех, хоть и не был случайным, все же некоторые рассматривали как удачу, «звездный час», и надо было еще не раз доказывать, что ты действительно сильнейший в мире.

К дню рапирного женского финала мой собеседник перезнакомился со всеми специалистами и теперь с видом знатока заявлял: «Тут все ясно. Наши Елена Белова, Валентина Сидорова и Наиля Гилязова будут в финале. А там уже между собой разберутся, кому отдать 1-е место». Он позволил себе не присутствовать на предварительных ступенях. Отправился побродить по олимпийской Москве. Вечером, появившись в зале, он, как и многие другие зрители, пришедшие с надеждой поболеть за наших девушек, растерялся. Их имен в финальном протоколе не значилось. Он негодовал на судей, тренеров, не понимая, как могло произойти такое. Так ему откры-

 

лась еще одна истина, что в нашем загадочном фехтовании мало было владеть тонкой и точной техникой, мало быть провидцем и знатоком закономерностей поединка, нужно еще уметь справляться с психологическими перегрузками. А как ни странно, такую перегрузку нашим девушкам создали и родные стены, и родные болельщики, которые повысили чувство ответственности до предела.

Я недаром проделала экскурс в олимпийский год, потому что именно на играх все признаки спортивной жизни обнажаются, выпячиваются, становятся наиболее зримыми и ощутимыми. Для любого спортсмена, попавшего на олимпиаду, это событие становится главным в жизни. Ибо там он по-настоящему понимает грандиозность дела, которым занимается. На олимпиадах молодежь всего мира демонстрирует миру на что способен человек. Но высочайшие спортивные достижения — это всегда труд, упорство, борьба. А спорт, в конечном итоге, — это модель жизни, только в ней все события не растянуты во времени, а сконцентрированы в несколько лет или даже дней.

 

 

ДЕЛО ХЛОПОТНОЕ И НЕБЕЗОПАСНОЕ...

   
Д. А. Тышлер, заслуженный тренер СССР, Москва
 

В кино и театральных постановках нередко у режиссеров возникают «фехтовальные» проблемы. И тогда они вспоминают о спортсменах, ибо современные навыки владения шпагой или саблей при ведении спортивного поединка не слишком отличаются от используемых в прошлом. К тому же довольно быстро выясняется, что создание «настоящей» боя — дело хлопотное и небезопасное. Поэтому сражающиеся на экранах герои почти всегда — спортсмены-фехтовальщики.

Подготовить их к участию в массовке довольно просто. Достаточно надеть соответствующие костюмы, наложить грим, и они прекрасно справляются со своей задачей. Правда, технику им приходится немного изменить: удары становятся чуть более размашистыми. Это естественно, ведь из чего бы ни был сделан бутафорский клинок, который дают им в руки, он весит все же намного больше спортивного — от килограмма до двух, а двуручный меч, например, и того больше. Однако любому спортсмену нетрудно перестроиться и быстро овладеть нужной техникой.

Но не всегда актера может заменить дублер. В таком случае его подготовка, как правило, поручается спортивному педагогу.

Не раз и мне с учениками приходилось

 

сталкиваться со сценическим фехтованием. Главным образом это случалось при подготовке рукопашных поединков в съемках художественных фильмов, где порой нас ожидали самые непредвиденные ситуации. Так было и во время работы съемочной группы фильма «Как царь Петр своего арапа женил», в котором актеру Владимиру Высоцкому, исполнявшему главную роль, предстояло вступать в рукопашные схватки.

На первых пробах вместо Высоцкого на съемочной площадке действовал дублер, «сражаясь» по очереди с двенадцатью другими мастерами спорта, заранее подготовленными к данной сцене. Репетицией руководил стажирующийся молодой режиссер Мосфильма.

Мы несколько раз прошлись по схеме боя, отработали соединения. Все получилось гладко. Противники арапа были прекрасными спортсменами и, естественно, всю эту черновую работу делали не в полную силу, сосредоточившись в основном на том, чтобы не перепутать последовательность действий. Однако режиссер был недоволен.

— Ну что это за поединки? — восклицал он. — Где темп, темперамент? В бою человек двигается стремительно, бурно реагирует на накаленность ситуаций. У вас же это совер-

Library   56   Up


Contents

 

Home
 

шенно не чувствуется. А ведь в съемочной группе есть даже чемпионы СССР!

—   Не беспокойтесь, — объясняли мы ему, — когда начнется съемка, ребята все сделают как надо.

—   Да нет же, они не сумеют проявить себя полностью, если заранее не почувствуют остроту боя!

Все участники сцены были расставлены на лестнице, фигурные перила которой были сделаны из папье-маше. В середине первого пролета стоял Александр Литов, рапирист мирового класса, изображавший слугу с допотопным копьем в руке. Режиссер отодвинул в сторону спортсмена, дублирующего Высоцкого, выхватил у него шпагу и бросился вверх, воскликнув:

—    Вот, посмотрите, как надо!

Мы не успели ахнуть, как Саша Литов, фантастически быстрый и эмоционально взрывной фехтовальщик, парировал копьем удар шпаги бесстрашного режиссера, а тот, круша и ломая перила лестницы, кульбитом полетел вниз! А следом за ним по инерции упал и сам Саша.

Все замерли. Но тут снизу раздался громкий смех, и у нас немного отлегло от сердца.

Хорошо, что мы заранее позаботились постелить с наружной стороны лестницы маты. На всякий случай. Оба они, к счастью, упали прямо на них.

Режиссер вернулся немного смущенный и, одергивая свитер, пробормотал:

—   Ну, это было немного слишком... но, в общем, все понимают, чего я хочу?

Вызвали ремонтную бригаду, повреждения исправили, но больше в полную силу, или, как говорят актеры балета, «в полную ногу» нас репетировать никто не просил. Весь темперамент был оставлен для съемочных дублей.

Владимиру Высоцкому в роли арапа пришлось вести бой не только с толпой вооруженных чем попало слуг вельможи. Эпизод заканчивался его поединком на шпагах с хозяином дома — графом, роль которого исполнял хорошо фехтующий актер из театра им. Ермоловой Юрий Комаров.

Готовить актеров к поединку мне пришлось раздельно, так как администрации фильма никак не удавалось соединить на репетиции двух действующих лиц для шлифовки эпизода. Мне предстояло сделать это прямо на съемочной площадке.

Когда мы с актерами начали прогон схемы боя, Высоцкий вдруг перехватил свою шпагу поудобнее — ать-два! — и на меня.

Я чуть попятился.

—   Что вы, что вы! Здесь же неудобно, давайте отойдем в сторонку. Тут мы мешаем, да и вообще лучше быть пока подальше от посторонних глаз... Знаете, у меня такое

 

правило: когда еще «грязь» — никому ее не показывать.

А он все наскакивает, совершенно неожиданно действует оружием, и я вижу — уверен, что они с Комаровым все сделают и так, без дополнительной отработки. Кое-как увел его в уголок и думаю: «Что-то надо предпринять! Основами фехтования оба, конечно, владеют, но ведь надо же отшлифовать схему и — главное — добиться, чтобы актеры от нее не отступали. Импровизированного боя допустить нельзя — они могут поранить друг друга!»

Мы встали за бутафорской стеной и начали «проигрывать» все, что было подготовлено. Высоцкий повторил одно, другое; потом опять стал предлагать что-то свое, возникшее прямо сейчас... А ведь ему предстояло фехтовать не со мной, а с противником, выучившим определенную «партию»!

Он атакует, бросается вперед и... все время получается так, что попасть по моему клинку никак не может! Что такое?

— Видите ли, — говорю ему, — у нас тут с вами некоторое несовпадение... некоторая разница в быстроте реакции. Но у вас и с Комаровым тоже ничего не получится, если предварительно не сработаетесь. Давайте-ка я вам покажу это на примере.

Мы стали друг против друга и соединили наши клинки так, чтобы слегка ощущалось сопротивление.

—   А теперь посоревнуемся, как в детской игре, когда один старается стукнуть другого по ладошке, а тот свою отдернуть. То же самое сделаем и мы: я попробую попасть, а вы только должны вовремя убрать свой клинок.

Начали — и шпагу он отдернуть не успевает. Стали делать наоборот — ни разу моей коснуться не может.

—   Не огорчайтесь, — говорю, — исход мне был известен заранее: тут даже мастер спорта по моему клинку не попадет и своего отвести ему тоже не удастся.

—   А что, собственно, эти фокусы дают в бою?

—   Ну как же! Вот смотрите. — Я вытянул руку со шпагой и, направив ее прямо в лицо, пошел на него. Высоцкий — инстинктивно — резко взмахнул вооруженной рукой. Конечно, я сторожил этот момент и так же, как в нашем - предыдущем упражнении, обогнул его клинок своим и направил его в грудь. — Видите? Можете считать, что вас уже прокололи насквозь.

Высоцкий, сощурившись, посмотрел на меня:

—   А если это бой равного с равным?

—   Сейчас мы вам покажем его с Петром Ренским, трехкратным чемпионом Советского Союза. Правда, это будет лишь имитация соревновательного поединка. Ведь мы без масок, без нагрудников, и нам придется стоять чуть

 
Library   57   Up


Contents

 

Home
   

В. Высоцкий на съемках фильма

подальше друг от друга. Спортивный бой идет не на один укол или удар, а на пять (десять), значит, победитель должен выиграть несколько микродуэлей. Это заставляет искать все время новые, неожиданные решения, предугадывать действия противника на несколько ходов вперед.

Подошел Петр, и мы пофехтовали с ним несколько минут. Высоцкий не сводил с нас внимательного, изучающего взгляда.

— Хорошо, — наконец сказал он деловым тоном, — будем тренироваться.

А потом он прекрасно отфехтовал в кадре со всеми слугами и «поразил» графа, как того и требовал сценарий.

На съемках все мы видели, как самозабвенно трудятся актеры и режиссеры, как строго относятся к самим себе. Видимо, поэтому

 

они умеют отметить и мастерство других, открыто проявляя свое уважение и нередко подчеркивая его. Нам, фехтовальщикам, быстро представился случай убедиться в этом.

Еще до начала съемок каскадеры одолевали меня просьбами:

—   Не забудьте попросить у Высоцкого билеты на «Таганку»! Когда работа была закончена, стали искать Высоцкого — а он уже ушел.

—   Не надо обижаться, — успокаивал я. — Мы еще увидим его на просмотрах, и, конечно, он нам не откажет.

—   Да-а, — недоверчиво протянул кто-то, — плакали наши билетики...

Мы вышли из ворот Мосфильма. В двух шагах от нас, приткнувшись к бровке, вздрагивал уже заведенный «мерседес». Дверь распахнулась, оттуда выглянул Высоцкий и весело крикнул:

— Маэстро! Ну сколько же вас ждать?!

Через минуту наша веселая компания уже

Library   58   Up


Contents

 

Home
 

сидела внутри вместительной машины. По дороге мы горячо обсуждали события прошедшего дня, еще раз переживая недавний рукопашный бой, мечтали о будущих фильмах с дуэлями и рыцарскими турнирами. Владимир Высоцкий был немногословен. Окунувшись в атмосферу фехтовального поединка, подержав оружие в руках, он уже складывал стихотвор-

 

ные строки, спрашивая время от времени присутствующих: «Как, ребята, получается? Ничего?»

В мчащейся по ночной Москве машине обсуждали, соглашались и спорили счастливые люди, увлеченные самым интересным на свете — своим делом.

 

 

ФЕХТОВАНИЕ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ


ИТОГИ ПЕРВОГО ПОСЛЕОЛИМПИЙСКОГО СЕЗОНА

   
В. Я. Базаревич, член Комиссии по регламентам Международной федерации фехтования (ФИЕ), Москва
 

Мировое фехтование завершило свой первый послеолимпийский сезон.

Чемпионат мира и большая серия международных соревнований (турниры категории А), предшествовавшие чемпионату, позволяют проанализировать намечающуюся расстановку сил в новом олимпийском цикле.

Среди рапиристов уверенно подтвердил репутацию сильнейшего фехтовальщика Владимир Смирнов. В финале чемпионата мира он победил румынского спортсмена П. Куки. На Универсиаде-81 в Бухаресте снова победил Смирнов. Таким образом, в этом сезоне он получил три самых высоких титула: чемпиона мира, чемпиона Универсиады-81 и обладателя Кубка мира, который присуждается ФИЕ по итогам участия в серии турниров категории А и чемпионате мира. Кстати, Кубок мира Смирнов завоевал второй раз подряд.

Вторым в мировой классификации стал сильный западногерманский фехтовальщик М. Бер. В течение ряда лет он входил в финалы крупнейших международных турниров, однако никогда не становился их победителем. Победа на международных соревнованиях в Париже на приз Мартини дала ему надежду разрушить столь неприятную для него «традицию». Но увы, на чемпионате мира он был лишь пятым. Лучшим из группы молодых итальянцев на чемпионате мира был А. Скури (3-е место). Его поддержали А. Борелла (3-е место в мировой классификации), М. Нума и Ф. Черви. Венгерское рапирное фехтование, долгое время находившееся в тени, сейчас выдвинуло молодых перспективных Д. Ороса (4-е место на чемпионате мира) и И. Селей.

Пробился в финал чемпионата мира и молодой француз Ф. Омнес. Наш выдающийся мастер, трехкратный чемпион мира А. Романьков был вторым на, турнирах в Венеции и Бонне и четвертым на Универсиаде. Однако на чемпионате мира его подвела старая «бо-

 

лезнь» — торопливость, и он, проиграв несильным соперникам, остался далеко за чертой призеров, хотя его место в мировой классификации (6-е) достаточно высоко.

Среди команд после годичного перерыва вернула себе звание сильнейшей сборная СССР. В полуфинале чемпионата мира она встретилась с олимпийским чемпионом — командой Франции. На этот раз соперники соревновались, как говорится, на равных (ведь в финале олимпийских игр после того, как из-за тяжелой травмы выбыл В. Лапицкий, команда СССР фехтовала фактически втроем, используя как запасного шпажиста А. Карагяна). Упорнейшая встреча закончилась победой нашей команды со счетом 8 : 8 (соотношение уколов 52 — 61).

В финале победа над итальянской сборной выглядела очень убедительно — 9 : 6. Итальянцы уже третий раз за последние годы замахиваются на золотые медали чемпионов мира (в 1977 г. они в финале вели 7 : 2 против сборной ФРГ, в 1979 г. 6 : 2 против сборной СССР), но и на этот раз им пришлось довольствоваться вторым местом. Итальянская команда представляет большую потенциальную силу. В ее составе чемпионы мира среди юниоров А. Борелла, М. Нума, Ф. Черви.

Третьей в Клермон-Ферране была команда рапиристов ФРГ, добившаяся бронзовой медали во встрече с Францией. Обе команды почти полностью сохранили свои прошлогодние составы.

Перед чемпионатом мира большинство обозревателей предсказывали победу одной из четырех спортсменок: Б. Годен (Франция), К. Ханиш (ФРГ), В. Сидоровой (СССР) или 17-летней итальянке Д. Ваккарони. И они оказались правы. Вся четверка вошла в финал. Победу же одержала К- Ханиш. Однако в мировой классификации ее опередила Д. Ваккарони — ведь в сезоне она выиграла два турнира категории А (в Гёппингене

Library   59   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало