|
шенно не чувствуется. А ведь в съемочной группе есть даже чемпионы СССР!
— Не беспокойтесь, — объясняли мы ему, — когда начнется съемка, ребята все сделают как надо.
— Да нет же, они не сумеют проявить себя полностью, если заранее не почувствуют остроту боя!
Все участники сцены были расставлены на лестнице, фигурные перила которой были сделаны из папье-маше. В середине первого пролета стоял Александр Литов, рапирист мирового класса, изображавший слугу с допотопным копьем в руке. Режиссер отодвинул в сторону спортсмена, дублирующего Высоцкого, выхватил у него шпагу и бросился вверх, воскликнув:
— Вот, посмотрите, как надо!
Мы не успели ахнуть, как Саша Литов, фантастически быстрый и эмоционально взрывной фехтовальщик, парировал копьем удар шпаги бесстрашного режиссера, а тот, круша и ломая перила лестницы, кульбитом полетел вниз! А следом за ним по инерции упал и сам Саша.
Все замерли. Но тут снизу раздался громкий смех, и у нас немного отлегло от сердца.
Хорошо, что мы заранее позаботились постелить с наружной стороны лестницы маты. На всякий случай. Оба они, к счастью, упали прямо на них.
Режиссер вернулся немного смущенный и, одергивая свитер, пробормотал:
— Ну, это было немного слишком... но, в общем, все понимают, чего я хочу?
Вызвали ремонтную бригаду, повреждения исправили, но больше в полную силу, или, как говорят актеры балета, «в полную ногу» нас репетировать никто не просил. Весь темперамент был оставлен для съемочных дублей.
Владимиру Высоцкому в роли арапа пришлось вести бой не только с толпой вооруженных чем попало слуг вельможи. Эпизод заканчивался его поединком на шпагах с хозяином дома — графом, роль которого исполнял хорошо фехтующий актер из театра им. Ермоловой Юрий Комаров.
Готовить актеров к поединку мне пришлось раздельно, так как администрации фильма никак не удавалось соединить на репетиции двух действующих лиц для шлифовки эпизода. Мне предстояло сделать это прямо на съемочной площадке.
Когда мы с актерами начали прогон схемы боя, Высоцкий вдруг перехватил свою шпагу поудобнее — ать-два! — и на меня.
Я чуть попятился.
— Что вы, что вы! Здесь же неудобно, давайте отойдем в сторонку. Тут мы мешаем, да и вообще лучше быть пока подальше от посторонних глаз... Знаете, у меня такое
|
|
правило: когда еще «грязь» — никому ее не показывать.
А он все наскакивает, совершенно неожиданно действует оружием, и я вижу — уверен, что они с Комаровым все сделают и так, без дополнительной отработки. Кое-как увел его в уголок и думаю: «Что-то надо предпринять! Основами фехтования оба, конечно, владеют, но ведь надо же отшлифовать схему и — главное — добиться, чтобы актеры от нее не отступали. Импровизированного боя допустить нельзя — они могут поранить друг друга!»
Мы встали за бутафорской стеной и начали «проигрывать» все, что было подготовлено. Высоцкий повторил одно, другое; потом опять стал предлагать что-то свое, возникшее прямо сейчас... А ведь ему предстояло фехтовать не со мной, а с противником, выучившим определенную «партию»!
Он атакует, бросается вперед и... все время получается так, что попасть по моему клинку никак не может! Что такое?
— Видите ли, — говорю ему, — у нас тут с вами некоторое несовпадение... некоторая разница в быстроте реакции. Но у вас и с Комаровым тоже ничего не получится, если предварительно не сработаетесь. Давайте-ка я вам покажу это на примере.
Мы стали друг против друга и соединили наши клинки так, чтобы слегка ощущалось сопротивление.
— А теперь посоревнуемся, как в детской игре, когда один старается стукнуть другого по ладошке, а тот свою отдернуть. То же самое сделаем и мы: я попробую попасть, а вы только должны вовремя убрать свой клинок.
Начали — и шпагу он отдернуть не успевает. Стали делать наоборот — ни разу моей коснуться не может.
— Не огорчайтесь, — говорю, — исход мне был известен заранее: тут даже мастер спорта по моему клинку не попадет и своего отвести ему тоже не удастся.
— А что, собственно, эти фокусы дают в бою?
— Ну как же! Вот смотрите. — Я вытянул руку со шпагой и, направив ее прямо в лицо, пошел на него. Высоцкий — инстинктивно — резко взмахнул вооруженной рукой. Конечно, я сторожил этот момент и так же, как в нашем - предыдущем упражнении, обогнул его клинок своим и направил его в грудь. — Видите? Можете считать, что вас уже прокололи насквозь.
Высоцкий, сощурившись, посмотрел на меня:
— А если это бой равного с равным?
— Сейчас мы вам покажем его с Петром Ренским, трехкратным чемпионом Советского Союза. Правда, это будет лишь имитация соревновательного поединка. Ведь мы без масок, без нагрудников, и нам придется стоять чуть |
|