Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

скоростно-силовой подготовленности и устойчивости анализаторных систем спортсменов.

Кроме этого, более 90% всех схваток начинается с дальней и средней дистанций, преодоление которых не требует использования глубоких и продолжительных нападений.

Для поединков юных саблистов характерна скоротечность единоборства. В среднем на подготовку одного результативного действия спортсмены затрачивают около 5 с чистого времени, что делает почти невозможным ведение боя выжидательного характера. Небольшое пространство поля боя при подготовке отдельной схватки и скоротечность поединков во многом объясняют преимущественное

 

использование юными саблистами простых, преднамеренных и обусловленных действий.

Результаты исследования, представленные в данной статье, дают возможность судить лишь об общих закономерностях использования средств боевой оснащенности в процессе соревновательной деятельности юными фехтовальщиками на саблях. А между тем индивидуальные показатели применения различных средств ведения боя варьируют в значительных пределах, что, вероятно, объясняется неодинаковым уровнем специальной и физической подготовленности, условиями тренировки спортсменов, опытом участия в соревнованиях и другими факторами.

 

 

НАУКА — ПРАКТИКЕ


НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ФЕХТОВАНИЯ

   
А. В. Родионов, Москва
 

Анализ научных публикаций последнего десятилетия позволяет утверждать, что ученые, специализирующиеся в области фехтования, в большем долгу перед практикой, чем представители других видов спорта. Достаточно просмотреть журнал «Теория и практика физической культуры», где можно встретить много статей по гимнастике, плаванию, борьбе, боксу, лыжному, конькобежному спорту... и лишь изредка публикации по фехтованию.

Причины такого положения и объективные, и субъективные. Можно назвать некоторые из них: прочность традиций и сложившихся взглядов на подготовку мастеров, психологические трудности в подходе к спортсмену, многофакторность спортивного результата.

И все же научное обоснование систем подготовки фехтовальщиков не стоит на месте. И если сгруппировать те проблемы, которые решаются (и должны решаться!) учеными, то в числе первоочередных можно назвать следующие:

1)   прогнозирование и отбор;

2)  специфика формирования фехтовальщика как личности, психологическая подготовка;

3)   анализ закономерностей боевой деятельности;

4)   совершенствование планирования и управления тренировочными и соревновательными нагрузками;

5)   совершенствование технико-тактической подготовки;

6)   развитие специальных физических и психических качеств;

 

7)   совершенствование системы восстановления после нагрузок;

8)   совершенствование системы комплексного контроля за подготовленностью фехтовальщика;

9)   возрастные аспекты совершенствования спортивного мастерства.

Необходимо сразу оговориться, что в данном списке речь идет только о проблемах, связанных с подготовкой фехтовальщиков высокой квалификации.

Итак, первая проблема — прогнозирование и отбор. Для решения этой проблемы необходимо прежде всего определить тенденции развития фехтования в целом или в отдельном виде оружия, а также прогнозировать достижения спортсмена или команды. Последнее осуществляется научными сотрудниками, так или иначе связанными с подготовкой фехтовальщиков к ответственным соревнованиям. А вот прогноз развития фехтования никак научно не подкрепляется.

В свое время специалисты ФРГ предположили, что шпажное фехтование будет развиваться по пути увеличения роли атлетизма. Была отобрана группа высокорослых, физически сильных спортсменов, добившихся затем высоких результатов. Но в дальнейшем оказалось, что ограничиваться таким прогнозом недостаточно, так как успехов добиваются, например, такие шпажисты, как Буасс (Франция) или Кольцонаи (ВНР), спортсмены среднего роста, отличающиеся высоким уровнем психических качеств.

Library   35   Up


Contents

 

Home
 

Отсутствие научного обоснования путей развития того или иного вида фехтования приводит к ошибкам в отборе одаренных спортсменов, выборе стратегии подготовки команд и оптимального набора технико-тактических средств, необходимых классному фехтовальщику. Мы приблизительно знаем, по каким критериям надо отбирать детей в секции фехтования (Л. Г. Лейтман, А. М. Пономарева, В. М. Лабскир, В. А. Бусол, Б. Ж. Омырзакова), но не имеем объективных методик отбора спортсменов для комплектования команд. Эта проблема осложняется тем, что в фехтовании, по существу, нельзя назвать какое-то качество или даже их определенный набор ведущими. Каждому выдающемуся спортсмену с высоким уровнем развития качеств присущи и некоторые недостатки. Проблема так называемого вторичного отбора только начинает решаться (В. И. Баландин, 1981 г.). Не вызывает сомнений тот факт, что нельзя отбирать в команду спортсменов только по сумме условных очков, набранных ими в различных соревнованиях. Они — важный показатель при отборе, но никак не единственный критерий.

Проблема формирования личности фехтовальщика, его психологическая подготовка давно интересуют как исследователей (А. В. Родионов, Б. В. Турецкий, А. Д. Мовшович, Л. Д. Битехтина, Л. Н. Гоголева, С. Н. Пимонова), так и практиков (В. А. Аркадьев, Д. А. Тышлер, М. П. Мидлер, А. Н. Пономарев, В. И. Федоров). К сожалению, все вопросы, связанные с психологической подготовкой фехтовальщика, сводятся преимущественно к анализу (и рекомендациям по формированию) их специфических умений и навыков, психических качеств и состояний, возникающих в условиях тренировок и соревнований. Явно недостаточны наши знания об особенностях проявлений личности фехтовальщика (пожалуй, только в работе Д. А. Тышлера и Л. Н. Битехтиной говорится об этом), о специфике формирования у них мотивационных установок, о влиянии факторов успеха или неуспеха на поведение спортсмена, о специфических барьерах и средствах их преодоления.

Анализ закономерностей боевой деятельности фехтовальщика тесно связан с анализом механизмов принятия решения в конкретных ситуациях единоборства. В этой области есть целый ряд фундаментальных работ В. С. Келлера, имеются публикации и по частным вопросам (А. Д. Мовшович, А. В. Родионов, Б. В. Турецкий). Сейчас наблюдается тенденция к выявлению не общих закономерностей, а закономерностей, обусловленных индивидуальными особенностями стиля деятельности спортсмена. Существенным подспорьем в этой работе становятся видеотехника и ЭВМ, с помощью которых можно, с одной стороны, выявить все нюансы решения тактических задач,

 

а с другой стороны, «проиграть» все возможные варианты противодействия соперников, рассчитать вероятность того или иного тактического хода в зависимости от стиля действия как одного, так и другого партнера по фехтовальному диалогу.

Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, их коррекция — не только методическая, но и теоретическая проблема. Наступает время пересмотра некоторых наших позиций в отношении периодизации спортивной тренировки высококвалифицированных фехтовальщиков.

Едва ли реально можно сейчас называть, например, отрезок времени с декабря по май «этапом накопления боевого потенциала». По существу, в это время имеют место несколько «микроэтапов» («базовый», «накопления», «реализации», «восстановления» и снова: «базовый», «накопления» и т. д.). Ведь на протяжении полугода фехтовальщик не может находиться на одном и том же уровне тренированности. Следовательно, необходимо закономерным образом провоцировать спады спортивной формы в определенное время, психические и физические перегрузки, чтобы на этом фоне делать качественный скачок в тренированности. Решение данной проблемы требует ответа на следующие вопросы:

когда и сколько можно удерживать подготовленность фехтовальщика на пределе его возможностей, чтобы создать условия для мобилизации внутренних резервов;

когда целесообразно тренироваться на фоне недовосстановлеиия и какие здесь есть индивидуально-типические варианты;

как увязывать увеличение интенсивности нагрузок с необходимостью сохранять уровень специализированных восприятий — чувства дистанции, чувства оружия и т. д.;

когда и в какой степени необходимо концентрировать специальные нагрузки, не переключаясь на средства ОФП;

как увязать необходимость решения частных тактических задач в подводящих соревнованиях со стремлением оптимизировать психические состояния спортсмена за счет фактора успеха.

Традиционный международный календарь требует, чтобы фехтовальщик выступал в серии турниров с февраля по июль. Ясно, что в этот период необходимо уметь искусственно повышать и понижать уровень тренированности и достигать пика спортивной формы к июлю, когда обычно проводится чемпионат мира. Осуществить такое управление тренированностью можно лишь изменяя содержание нагрузок, подбирая их для «втягивающего» или «ординарного» микроцикла, и особенно для «ударного» или «подводящего» («поддерживающего»). Содержание каждого из микроциклов определяется характером предстоящего турнира, степенью исходной тренированности

 
Library   36   Up


Contents

 

Home
 

спортсменов, их индивидуальными особенностями.

Большинство специалистов сейчас отказывается от традиционного недельного микроцикла. День отдыха становится скользящим, а в «ударном» микроцикле моделируются предстоящие соревнования. Например, если известно, что предстоящий турнир занимает 4 дня (по 2 дня личных и командных боев), то двухнедельный сбор может иметь вид 4 — 1 — 4 — 1 — 4, причем вторые четыре дня подряд (после дня отдыха) представляют собой четырехкруговую боевую практику.

Сложно обрисовать проблемы исследования технико-тактической подготовки фехтовальщиков, так как в большинстве случаев авторы отдают предпочтение отдельным вопросам совершенствования тренировочного процесса (Д. А. Тышлер, П. А. Ренский, В. С. Келлер, Ю. Т. Смоляков, С. Д. Бойченко, С. Н. Парамонов, И. В. Исаков, В. Г. Герасименко).

Немало сделано по раскрытию темы «Развитие специальных физических и психических качеств». В этой области проведено довольно большое число исследований (А. П. Варакин, А. Д. Конюхова, В. А. Бусол, А. Р. Глебов, А. А. Дизендорф, В. С. Келлер, Д. А. Тышлер, С. Т. Омельченко, В. М. Лабскир).

Сейчас уже имеется сложившееся представление о характерных для фехтовальщиков физических и психических качествах, об их динамике в возрастном и спортивном онтогенезе, влиянии на эффективность отдельных боевых действий и деятельности фехтовальщика в целом. Остаются неясными следующие вопросы: какие наиболее типичные взаимосвязи существуют между физическими и психическими качествами, какими качествами компенсируются отстающие звенья подготовленности, какие качества присущи фехтовальщикам с определенным стилем деятельности, какими качествами определяется склонность к принятию конкретного набора оперативных решений.

 
 

Совершенствование системы восстановления после нагрузок вызвано требованием практики. Первые исследования (С. А. Кольцов, А. М. Тен, Т. М. Березкина) пока ограничиваются оценкой эффективности отдельных средств медико-биологической направленности и их места в тренировочном процессе. Представляет интерес применение педагогических, психологических и медико-биологических восстановительных средств. Следует добавить, что медики чрезмерно увлекаются мероприятиями по восстановлению спортсменов. А ведь иногда просто необходимо тренироваться на фоне недовосстановления, чтобы преодолеть функциональный барьер и выйти на принципиально новый уровень специальной подготовленности.

За последние годы значительно продвинулась вперед работа по совершенствованию системы комплексного контроля за подготовленностью фехтовальщиков. Отдельные звенья этой системы получили объективное обоснование.

И наконец, проблема изучения возрастных аспектов совершенствования спортивного мастерства. Сплошь и рядом высоких результатов во взрослых турнирах сейчас добиваются 17 — 18-летние спортсмены. В финале турнира Московской олимпиады фехтовала 16-летняя итальянка Дорина Ваккарони, сейчас прочно завоевавшая репутацию одной из сильнейших фехтовальщиц мира. Известно, что психически человек созревает к 21 — 22 годам. Нестабильность выступлений юных спортсменов в фехтовании во многом и объясняется психической незрелостью. А сколько спортсменов, блиставших в юниорах, оказывались самыми заурядными «середняками», перейдя во взрослую категорию! Механизмы этого явления еще предстоит изучить.

Беглый анализ приведенных здесь проблем показывает, как много еще нерешенного. Но тяга молодых специалистов и многих спортсменов в науку позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТАКТИКИ

   
В. С. Келлер, доктор педагогических наук, Львов
 

Обобщение опыта ведущих тренеров и спортсменов, теоретический анализ позволили определить характеристики тактики, которые являются общими для соревновательной деятельности: цель, направленность, активность, надежность и намеренность.

Конкретные тактические схемы и содержание соревновательной деятельности формируются в каждом виде спорта в соответствии

 

с особенностями специализации, правилами судейства и положением о соревнованиях. Результативность деятельности спортсмена (наряду со специализированной технической, физической, психической подготовленностью) зависит от получения информации, характера и времени ее переработки и воплощения в соответствующих реагированиях. Данные положения определяют состав

Library   37   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало