|
тактической деятельности спортсмена: восприятие среды, поведение противников и партнеров, динамику собственного состояния и действий; анализ полученной информации в соответствии с прежним опытом и целью соревнований; выбор и принятие решения; его воплощение в соответствующих действиях. Принятие тактического решения является регулятором деятельности спортсмена в поединке.
На основе исследования соревновательной деятельности спортсменов установлено существование мотивационных альтернатив: психо-тактической, притязательно-возможностной и нравственно-поведенческой, которые определяют характер и результат действий спортсмена.
Психо-тактическая альтернатива диктует технико-тактический характер действий: «нападать или не нападать?», «если нападать, то куда?», «если нападу я, то что будет делать противник: защищаться или контратаковать?» и т. п.
Притязательно-возможностная альтернатива определяет волевые характеристики действий: «хочу выиграть, но противник сильнее!», «должен выиграть, но недостаточно готов!», «могу быть первым, но и не первым!» и т. д.
Нравственно-поведенческая альтернатива характеризует морально-этическую сторону деятельности спортсмена: «надо уважать противника, правила, но бороться изо всех сил», «для команды целесообразен один вариант действий, а мне другой» и т. п.
Информационный фон, являясь интегралом всех стереотипных раздражений, воздействующих на центральную нервную систему, обусловливает непрерывную деятельность спортсмена и предопределяет ее эффективность в соревнованиях.
Эффективность деятельности спортсменов в соревнованиях зависит от силы и адекватности ранее приобретенных условно-рефлекторных связей, выражающихся в приспособительном поведении к экстренно сложившимся ситуациям. Именно это определяет необходимость в процессе подготовки моделировать адекватные состязательные воздействия, которые будут содействовать развитию адаптивности организма спортсмена соответственно его функциональным потребностям в условиях напряженных соревнований.
Основными направлениями тактической подготовки являются: сбор и обработка информации, изучение теоретических основ тактики, овладение разновидностями тактических намерений применения действий, совершенствование тактического мышления и специфических умений, практическая реализация тактической подготовленности.
Изучение теоретических основ тактики предусматривает ознакомление с закономерностями тактики в спорте, изучение тактики из-
|
|
бранного вида специализации, особенностей тактики смежных видов спорта, опыта ведущих спортсменов, способов разработки собственной тактической концепции и др.
Сбор и обработка информации заключаются в получении сведений о противнике (и партнерах в командных соревнованиях), его спортивно-техническом мастерстве, уровне физической подготовленности, особенностях поведения в условиях соревнований, моральных и волевых качествах, степени подготовленности в связи с тренировочными и соревновательными нагрузками; среде, в которой предстоит соревноваться: климатических условиях, особенностях спортивных арен (покрытие, освещение и т. п.), болельщиках, временном поясе и т. д.; судействе предстоящих соревнований (состав судейской коллегии, опыт судей, особенности и манера их судейства). Важнейшую информацию для спортсмена дает положение о соревнованиях и др.
Овладение разновидностями решения тактических задач предусматривает освоение атакующих, защитно-ответных действий и встречных нападений, приобретение навыков их выполнения в преднамеренных и экспромтных ситуациях. Следует научиться решать одним техническим приемом различные тактические задачи, а также уметь решать одну тактическую задачу различными техническими приемами. Необходимо развивать умение переключаться с одних действий (менее удачных) на другие (более целесообразные) в процессе спортивного поединка в зависимости от создавшейся соревновательной ситуации.
Совершенствование тактического мышления заключается в развитии способности спортсмена быстро воспринимать, адекватно осознавать и анализировать обстановку соревнований, развивать умение рефлексивно отражать соревновательную ситуацию. Важным является совершенствование способности быстро принимать целесообразные решения в соответствии с создавшейся обстановкой и уровнем своей подготовленности.
Совершенствование специализированных умений тактической направленности, специфических качеств: чувства дистанции, выбора момента для начала своих действий, чувства оружия и т. п. зависит от уровня развития внимания (его объема, распределения, концентрации), быстроты и адекватности восприятия и реагирования. Большое значение имеет степень развития волевых качеств (решительности, смелости, инициативности и т. д.).
Практическая реализация тактической подготовленности зависит от умения подбирать наиболее рациональные приемы и действия, учитывая особенности противника, среды, судейства, соревновательной ситуации, решительно и своевременно воплощать принятые решения. Важен также послесоревновательный анализ выступлений спортсмена. |
|