Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

спортсменов, их индивидуальными особенностями.

Большинство специалистов сейчас отказывается от традиционного недельного микроцикла. День отдыха становится скользящим, а в «ударном» микроцикле моделируются предстоящие соревнования. Например, если известно, что предстоящий турнир занимает 4 дня (по 2 дня личных и командных боев), то двухнедельный сбор может иметь вид 4 — 1 — 4 — 1 — 4, причем вторые четыре дня подряд (после дня отдыха) представляют собой четырехкруговую боевую практику.

Сложно обрисовать проблемы исследования технико-тактической подготовки фехтовальщиков, так как в большинстве случаев авторы отдают предпочтение отдельным вопросам совершенствования тренировочного процесса (Д. А. Тышлер, П. А. Ренский, В. С. Келлер, Ю. Т. Смоляков, С. Д. Бойченко, С. Н. Парамонов, И. В. Исаков, В. Г. Герасименко).

Немало сделано по раскрытию темы «Развитие специальных физических и психических качеств». В этой области проведено довольно большое число исследований (А. П. Варакин, А. Д. Конюхова, В. А. Бусол, А. Р. Глебов, А. А. Дизендорф, В. С. Келлер, Д. А. Тышлер, С. Т. Омельченко, В. М. Лабскир).

Сейчас уже имеется сложившееся представление о характерных для фехтовальщиков физических и психических качествах, об их динамике в возрастном и спортивном онтогенезе, влиянии на эффективность отдельных боевых действий и деятельности фехтовальщика в целом. Остаются неясными следующие вопросы: какие наиболее типичные взаимосвязи существуют между физическими и психическими качествами, какими качествами компенсируются отстающие звенья подготовленности, какие качества присущи фехтовальщикам с определенным стилем деятельности, какими качествами определяется склонность к принятию конкретного набора оперативных решений.

 
 

Совершенствование системы восстановления после нагрузок вызвано требованием практики. Первые исследования (С. А. Кольцов, А. М. Тен, Т. М. Березкина) пока ограничиваются оценкой эффективности отдельных средств медико-биологической направленности и их места в тренировочном процессе. Представляет интерес применение педагогических, психологических и медико-биологических восстановительных средств. Следует добавить, что медики чрезмерно увлекаются мероприятиями по восстановлению спортсменов. А ведь иногда просто необходимо тренироваться на фоне недовосстановления, чтобы преодолеть функциональный барьер и выйти на принципиально новый уровень специальной подготовленности.

За последние годы значительно продвинулась вперед работа по совершенствованию системы комплексного контроля за подготовленностью фехтовальщиков. Отдельные звенья этой системы получили объективное обоснование.

И наконец, проблема изучения возрастных аспектов совершенствования спортивного мастерства. Сплошь и рядом высоких результатов во взрослых турнирах сейчас добиваются 17 — 18-летние спортсмены. В финале турнира Московской олимпиады фехтовала 16-летняя итальянка Дорина Ваккарони, сейчас прочно завоевавшая репутацию одной из сильнейших фехтовальщиц мира. Известно, что психически человек созревает к 21 — 22 годам. Нестабильность выступлений юных спортсменов в фехтовании во многом и объясняется психической незрелостью. А сколько спортсменов, блиставших в юниорах, оказывались самыми заурядными «середняками», перейдя во взрослую категорию! Механизмы этого явления еще предстоит изучить.

Беглый анализ приведенных здесь проблем показывает, как много еще нерешенного. Но тяга молодых специалистов и многих спортсменов в науку позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТАКТИКИ

   
В. С. Келлер, доктор педагогических наук, Львов
 

Обобщение опыта ведущих тренеров и спортсменов, теоретический анализ позволили определить характеристики тактики, которые являются общими для соревновательной деятельности: цель, направленность, активность, надежность и намеренность.

Конкретные тактические схемы и содержание соревновательной деятельности формируются в каждом виде спорта в соответствии

 

с особенностями специализации, правилами судейства и положением о соревнованиях. Результативность деятельности спортсмена (наряду со специализированной технической, физической, психической подготовленностью) зависит от получения информации, характера и времени ее переработки и воплощения в соответствующих реагированиях. Данные положения определяют состав

Library   37   Up


Contents

 

Home
 

тактической деятельности спортсмена: восприятие среды, поведение противников и партнеров, динамику собственного состояния и действий; анализ полученной информации в соответствии с прежним опытом и целью соревнований; выбор и принятие решения; его воплощение в соответствующих действиях. Принятие тактического решения является регулятором деятельности спортсмена в поединке.

На основе исследования соревновательной деятельности спортсменов установлено существование мотивационных альтернатив: психо-тактической, притязательно-возможностной и нравственно-поведенческой, которые определяют характер и результат действий спортсмена.

Психо-тактическая альтернатива диктует технико-тактический характер действий: «нападать или не нападать?», «если нападать, то куда?», «если нападу я, то что будет делать противник: защищаться или контратаковать?» и т. п.

Притязательно-возможностная альтернатива определяет волевые характеристики действий: «хочу выиграть, но противник сильнее!», «должен выиграть, но недостаточно готов!», «могу быть первым, но и не первым!» и т. д.

Нравственно-поведенческая альтернатива характеризует морально-этическую сторону деятельности спортсмена: «надо уважать противника, правила, но бороться изо всех сил», «для команды целесообразен один вариант действий, а мне другой» и т. п.

Информационный фон, являясь интегралом всех стереотипных раздражений, воздействующих на центральную нервную систему, обусловливает непрерывную деятельность спортсмена и предопределяет ее эффективность в соревнованиях.

Эффективность деятельности спортсменов в соревнованиях зависит от силы и адекватности ранее приобретенных условно-рефлекторных связей, выражающихся в приспособительном поведении к экстренно сложившимся ситуациям. Именно это определяет необходимость в процессе подготовки моделировать адекватные состязательные воздействия, которые будут содействовать развитию адаптивности организма спортсмена соответственно его функциональным потребностям в условиях напряженных соревнований.

Основными направлениями тактической подготовки являются: сбор и обработка информации, изучение теоретических основ тактики, овладение разновидностями тактических намерений применения действий, совершенствование тактического мышления и специфических умений, практическая реализация тактической подготовленности.

Изучение теоретических основ тактики предусматривает ознакомление с закономерностями тактики в спорте, изучение тактики из-

 

бранного вида специализации, особенностей тактики смежных видов спорта, опыта ведущих спортсменов, способов разработки собственной тактической концепции и др.

Сбор и обработка информации заключаются в получении сведений о противнике (и партнерах в командных соревнованиях), его спортивно-техническом мастерстве, уровне физической подготовленности, особенностях поведения в условиях соревнований, моральных и волевых качествах, степени подготовленности в связи с тренировочными и соревновательными нагрузками; среде, в которой предстоит соревноваться: климатических условиях, особенностях спортивных арен (покрытие, освещение и т. п.), болельщиках, временном поясе и т. д.; судействе предстоящих соревнований (состав судейской коллегии, опыт судей, особенности и манера их судейства). Важнейшую информацию для спортсмена дает положение о соревнованиях и др.

Овладение разновидностями решения тактических задач предусматривает освоение атакующих, защитно-ответных действий и встречных нападений, приобретение навыков их выполнения в преднамеренных и экспромтных ситуациях. Следует научиться решать одним техническим приемом различные тактические задачи, а также уметь решать одну тактическую задачу различными техническими приемами. Необходимо развивать умение переключаться с одних действий (менее удачных) на другие (более целесообразные) в процессе спортивного поединка в зависимости от создавшейся соревновательной ситуации.

Совершенствование тактического мышления заключается в развитии способности спортсмена быстро воспринимать, адекватно осознавать и анализировать обстановку соревнований, развивать умение рефлексивно отражать соревновательную ситуацию. Важным является совершенствование способности быстро принимать целесообразные решения в соответствии с создавшейся обстановкой и уровнем своей подготовленности.

Совершенствование специализированных умений тактической направленности, специфических качеств: чувства дистанции, выбора момента для начала своих действий, чувства оружия и т. п. зависит от уровня развития внимания (его объема, распределения, концентрации), быстроты и адекватности восприятия и реагирования. Большое значение имеет степень развития волевых качеств (решительности, смелости, инициативности и т. д.).

Практическая реализация тактической подготовленности зависит от умения подбирать наиболее рациональные приемы и действия, учитывая особенности противника, среды, судейства, соревновательной ситуации, решительно и своевременно воплощать принятые решения. Важен также послесоревновательный анализ выступлений спортсмена.

 
Library   38   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало